Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Функции государства по своей структуре очень разнообразны. Конечно же, в первую очередь, они направлены на защиту прав и свобод человека, духовного и экономического развития страны, развития обороны страны, поддержание международных отношений и т.д.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Понятие, содержание и признаки функций государства……………………..5

2. Классификация функций государства………………………………………...9

3. Внешние и внутренние функции государства………………………………13

4. Организационно-правовые формы осуществления функций государства..18

Заключение………………………………………………………………………21

Список использованных источников…………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.60 Кб (Скачать)

   Широко  распространенной классификацией функций  государства является их подразделения  – в зависимости от степени  их важности – на основные и неосновные функции.

   Основные  функции – наиболее общие, важнейшие  направления деятельности государства  по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед  ним в определенный исторический период.

   Основным  функциям государства присущ ряд  общих черт.

   Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется  классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Однако в различных функциях государства  его сущность и социальное назначение обнаруживают себя неодинаково. В основных функциях они как бы «лежат на поверхности», выражаются непосредственно и со всей определенностью. В другие же –  они не имеют столь прямого  проявления, как правило, могут быть определены лишь посредством рассмотрения их в связи с содержанием той  или иной основной функции.

   Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных  функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого  органами ( например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность и др.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или  многими звеньями государственного аппарата.

   В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры основная функция  носит комплексный, собирательный  характер, всегда требует системного анализа. Она воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его  внутренней и внешней деятельности.

   Сообразно с этим основные функции государства  охватывают,, группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия  на общественные отношения множество  других его функций, именуемых неосновными  функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направление  деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в  этом смысле более узкой общественной жизни.10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3Внешние  и внутренние функции  государства 

   По  направленности функции государства  подразделяются на внутренние и внешние.

   В системе внутренних функций современного государства решающее значение имеет  экономическая функция, которая выражает степень участия государства в управлении экономикой страны, его способность содействовать или препятствовать развитию экономических сил страны, создавать надлежащие условия для реализации экономических и социальных прав населения.

   Государство устанавливает и проводит рациональную плановую политику, способствующую развитию стратегически важных и социально  значимых отраслей народного хозяйства  и сокращению предприятий, организаций, в деятельности которых общество не испытывает большей потребности. Государство, заинтересованное в получении  достаточных средств на содержание государственного аппарата и финансирование оборонных и иных отраслей промышленности, однако, не должно устанавливать чрезмерно больших налогов.11

   Государство осуществляет контроль за предпринимательской  деятельностью граждан и юридических  лиц, регистрацию юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей, осуществляет надзор и контроль за соответствием деятельности предприятий, организаций, учреждений действующим  в стране законам и иным нормативно-правовым актам, а также уставным задачам.

   Социальная  функция государства должна обеспечивать все права, предусмотренные ст.25 Всеобщей декларации прав человека. В их числе предусматривается право на жизненный уровень человека, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания его здоровья и благополучия его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

   С экономической функцией государства  тесным образом связана его  функция развития научно-технического прогресса и культуры. Эта связь носит двусторонний характер. Возможности осуществления этой функции напрямую зависит от экономического благосостояния общества и связанных с ним финансовых возможностей государства.

   Государство, не способное осуществлять функцию  развития научно-технического прогресса, тем самым значительно снижает  возможности страны успешно разрабатывать  и создавать современные высокопроизводительные станки и механизмы, конкурентоспособные  товары народного потребления, находить способы замены дорогостоящего сырья или исчезающих материалов. Без развития научно-технического прогресса трудно решать задачи и в сфере обороны страны от внешнего агрессора.

   Развивая  культуру и искусство, все их формы, государство создает необходимые  условия для воспитания и образования, духовного развития подрастающего  поколения, приобщения его к мировой  культуре.

   Функция охраны правопорядка и укрепления законности логически вытекает из правотворческой деятельности государства, принятия им общеобязательных нормативно-правовых актов. Любое общеобязательное веление государства является таковым постольку, поскольку государство обеспечивает его реальное исполнение и соблюдение.

   В современном демократическом государстве  на первый план выдвигается задача охраны прав и свобод граждан. Их приоритет  должен признаваться не только формально  в конституции страны или иных законах, но и обеспечиваться реально. Каждый гражданин независимо от его  материального положения, национальности, вероисповедания и других социальных признаков должен быть уверен в том, что все предоставленные ему  конституционные права и свободы  он может реализовать беспрепятственно, независимо от усмотрения государственных  органов.

   Создание  органов внутренних дел и прокуратуры, основные задачи которых сводятся к  охране общественного и правового  порядка, выявлению и пресечению правонарушений, привлечению к ответственности  виновных лиц. Конечные цели деятельности этих органов видятся в обеспечении  правового режима, при котором  бы ни один правонарушитель не уходил от ответственности, не оставался безнаказанным.

   Правовое  воспитание населения, привитие ему  чувства уважения к законам и  формирование установок на правомерное  поведение.

   Экологическая функция – это сравнительно новое направление в деятельности государства, необходимость которого вызвана негативным воздействием хозяйственной деятельности человека на природу.

   Осознавая реальность угрозы для жизни человека, все развитые демократические государства  принимают согласованные меры по охране окружающей природной среды. Основные мероприятия государства  по реализации экологической функции  выражаются в следующем. Государство  принимает меры по нормированию качества окружающей природной среды. На основе научно обоснованных данных государство  устанавливает нормативы предельно  допустимых выбросов в природную  среду вредных веществ и иных вредных воздействий на природу.

   Государство регулирует общественные отношения  в сфере охраны окружающей природной  среды. В нормативно-правовых актах  государство закрепляет порядок  деятельности государственных органов, разного рода инспекций по охране окружающей природной среды, формы  участия в этой деятельности общественных объединений и населения, меры ответственности  за нарушение экологических норм и нормативов.

   В современных условиях ни одно государство  не может сколько-нибудь успешно  осуществить управление делами общества вне связи и сотрудничества с  другими странами в сфере экономики, политики, культуры, строительства  вооруженных сил. Внешние функции  государства следует рассматривать  как продолжение и развитие его  внутренних функций.

   Основная  цель международной деятельности современных  государств сводится к обеспечению  на земном шаре мира, оперативному разрешению локальных вооруженных конфликтов и развитию международного сотрудничества. Реальное выполнение этой цели обеспечивается осуществлением государствами таких внешних функций, как взаимовыгодная торговля и поддержание мира. Одновременно каждое государство осуществляет функцию укрепления собственных вооруженных сил, способных защитить его территорию и население от нападения извне.

   Особенность внешних функций состоит в  том, что каждое государство, стремясь к единой цели, желает достичь ее такими методами и средствами, которые  бы наиболее полно отвечали ее интересам  и потребностям. Такое естественное желание государства не может  не вызывать столь же естественных возражений у других участников международных  отношений. Противоречивость интересов  государств на международной арене  обуславливается несовпадением  их экономических, политических интересов, идеологическими различиями, стремлением  отдельных государств к лидерству  на международной арене. Поэтому  одинаковые внешние функции государств не гарантируют успеха в достижении осознаваемой ими общей цели обеспечения  мира и сотрудничества.

   Внешние функции Российской Федерации направлены на отстаивание национальных интересов  России на международной арене мирным путем, без угроз или реального  применения силы. Российская внешняя  политика признает наличие противоречивых интересов разных стран и полагает возможным развивать международные  отношения без ориентации на какого-либо единого лидера в этой области. Современные  государства должны больше опираться  на силу права, нежели на военную силу. А поэтому Россия выступает с  инициативой заключить Договор  о ядерной стабильности и безопасности с участием всех ядерных держав и  провести III Конференцию мира.

   Один  из приоритетов многосторонней российской дипломатии – укрепление ООН, принятие такой модели реформирования этой организации, которая превращала бы ее в самый  надежный и всеобъемлющий институт международного сотрудничества в целях  обеспечения мира.12

   Весомым фактором является наличие у каждого  государства достаточно мощной армии, оснащенной современным оружием. Укрепление обороноспособности представляет не просто личным делом отдельного государства, но и одной из серьезных гарантий мира на земном шаре, фактором, сдерживающим экспансионистские устремления  претендентов на мировое господство.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4Организационно-правовые  формы осуществления  функций государства 

   Государство должно выполнять свои функции в  присущих ему формах, применять в  своей деятельности различные методы.

   Различают правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства  и права, обязанность государства  действовать при выполнении своих  функций на основе права и рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и  должностные лица работают, какие  юридические действия они совершают.13

   Под правовыми формами осуществления  функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на оперативно- исполнительную и правоохранительную.

   Правотворческая деятельность – это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) – законодательная деятельность.

   Правоприменительная деятельность – это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.

   Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.14

Информация о работе Функции государства