Караханидсое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:16, реферат

Краткое описание

Караханидский каганат- первое тюркское государство Средней Азии, возникшее в середине Х века на территории Семиречья и части Восточного Туркестана. Значительные сдвиги и изменения, произошедшие в политической, социально-экономической, культурной, этнической жизни страны, заставляют выделить время Караханидов в особый исторический период.
Особый интерес караханидское время представляет в области культуры, науки и искусства. В это время идет процесс взаимослияния, взаимообогащения кочевой тюркской и оседлой таджикской культуры. Причем в масшатабах беспрецедентных.

Оглавление

Содержание

Введение.
Глава1: Характерные черты и особенности культурного наследия эпохи Караханидов.
1.1 Распространение ислама при Караханидах.
1.2 Значение Великого Шелкового пути в культуре Караханидов.
1.3 Города и городская культура в Х-ХIII веках.
1.4 Памятники материальной культуры эпохи Караханидов.
Глава 2. Наука и литература в Караханидском государстве.
2.1 Влияние Саманидов на культуру Караханидского государства.
2.2 Выдающиеся деятели культуры эпохи Караханидов
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

2 история.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 

Введение.

Глава1: Характерные  черты и особенности культурного  наследия эпохи Караханидов. 

1.1   Распространение  ислама при Караханидах. 

1.2   Значение  Великого Шелкового пути в  культуре Караханидов.  

1.3   Города  и городская культура в Х-ХIII веках.  

1.4   Памятники  материальной культуры эпохи  Караханидов. 

Глава 2. Наука  и литература в Караханидском  государстве. 

2.1 Влияние Саманидов  на культуру  Караханидского государства. 

2.2 Выдающиеся  деятели культуры эпохи Караханидов 

Заключение  

Список используемой литературы.  
 
 

Введение 
 

Караханидский каганат- первое тюркское государство  Средней Азии, возникшее в середине Х века на территории Семиречья и  части Восточного Туркестана. Значительные сдвиги и изменения, произошедшие в  политической, социально-экономической, культурной, этнической жизни страны, заставляют выделить время Караханидов в особый исторический период. 

Особый интерес  караханидское время представляет в области культуры, науки и  искусства. В это время идет процесс  взаимослияния, взаимообогащения кочевой тюркской и оседлой таджикской культуры. Причем в масшатабах беспрецедентных. 

В эпоху Караханидского государства наибольшего влияния  достиг ислам, который впоследствии стал государственной религией Караханидов. 

Для Средней  Азии Караханидский период - время расцвета градостроительства и городской культуры. 

В этом специфика  и значение караханидского периода  для истории народов Средней  Азии и Южного Казахстана. 

Караханидский период в истории Средней Азии и Юго-Восточного Казахстана и в наши дни остаётся одной из самых сложных и малоизученных проблем среднеазиатской и казахской медиевистики. 

Отдельной  монографии, посвященной именно культуре государства  Караханидов к сожалению нет. В основном все существующие исследования по истории  Караханидов посвящены в частности политической истории этого государства. 

Целью данной работы является анализ культурного развития эпохи Караханидского государства. 

Достижение этой цели через решение следующих  задач: 

1. Изучение историографии  проблемы 

2. Ознакомление  и анализ памятников культуры  Караханидов 

3. Выявление  общего и особенного в культуре  Караханидов 

Хронологически  данная работа охватывает период с  сер.Х века до начала ХIII века, когда  на территории Семиречья и части  Восточного Туркестана существовало Караханидское государство. 

Глава 1: Характерные  черты и особенности культурного  наследия эпохи Караханидов 
 
 

В середине Х  века на территории Семиречья и части  Восточного Туркестана возникло государство  Караханидов - первое тюркское мусульманское государство в Центральной Азии. 

Образование государства  Караханидов связано с политическими  событиями, происходившими на обширной территории от Семиречья до Испиджаба  на западе и до Кашгара на востоке, а так же с распадом Карлукского  каганата. 

Наибольшую роль в образовании и ранней истории  Караханидского государства сыграли  племена карлукской конфедерации, куда наряду с карлуками входили чигили и ягма. Именно эти племена составили  основное ядро Караханидского государства. 

1.1 Распространение  ислама при Караханидах 
 
 

Историческая  традиция называет родоначальника Караханидской  династии Бильге Кюль Кадир-ханом, который  по сообщениям Гардизи, принял в 840 году титул кагана. 

Основателем же Караханидского государства считается  внук Бильге Кюль Кадир -хана, сын Вазир Арслан - хана Сатук Богра -хан. 

Годы правления  Сатука Богра -хана (915 - 955) сыграли очень  большую роль в истории Караханидского государства, как в политическом, так и в культурном отношении. Так как с его именем связан один из важных моментов в культуре Караханидов - это распространение ислама. 

В Х веке связи  между "Миром ислама" (особенно его северо-восточным форпостом - государством Саманидов) и тюркской кочевой степью были сложившимися и  традиционными. Это и стало одним  из следствий того, что ислам начал проникать в кочевую степь. 

Ранняя история  Караханидов освещена в источниках неполно, и сведения носят в основном полулегендарный характер. Тем не менее, через легенды, переданные поздними мусульманскими авторами, можно восстановить общий ход событий, мотивы и характер исламизации, и её значение. 

Сатук, как это  видно из преданий, рано осиротел и  воспитывался в Кашгаре при дворе  своего дяди Огульчака. В свои двенадцать лет Сатук был мальчиком "совершенной  красоты, природного ума, чистоты помыслов, здравого разумения и понимания, чего не было у царевичей до него. Однажды он видел, как люди из Бухары совершают намаз и спросил Насра ас-Самани, что они делают. Тот поспешил разъяснить ему основы мусульманства. Проповедь саманида и наблюдения за жизнью мусульман заставили Сатука глубоко задуматься о религии и вынести свое первое суждение: "И как же достойно поклонение это божество, и как прав этот пророк в том, что следовали за ним" . 

В распространенных в Восточном Туркестане, Средней  Азии и Казахстана дастанах о Сатуке Богра- хане, его личность окружена ореолом святости. Миссия кагана среди тюрков была предопределена свыше: во время миграджа пророк Мухамед в присутствии ангела Джабраила лично разговаривал с духом будущего Сатука. Приводятся и другие мистические сюжеты. Первый урок ислама тюркский принц получил в юном возрасте во время охоты. Сатук отделился от друзей, догоняя зайца. Заяц будто бы обернулся старцем, святым Хизром. Хизр был первым, кто проповедал ему истину ислама. В варианте сказаний, приведенных Чоканом Валихановым, Караханидского хана обратил в мусульманство саманидский проповедник, Ходжа, благочестивый ученый и торговец Абунаср ас-Самани. Самани юыл глубоко верующим человеком, однажды ему принился пророк Мухаммед, сообщивший ему радостную весть о том, что на него возлагается почетная миссия обращения в ислам Сатука в Туркестане, будущего воителя за веру, но "покоя в образе неверного". По приказу Пророка "Восстань. Он родился. Иди и ищи". Абунаср Самани -Ходжа отправляется в Туркестан и находит в Кашгаре Сатука. Вполне возможно, что наряду с саманидским царем на мировоззрение Сатука оказали влияние и другие личности - ученые, суфии. 

В мусульманской  историографии часто приводится следующий сакральный сюжет из жизни  Сатука Богра-хана. Ему приснился вещий сон: с неба спустился человек и сказал ему по - тюркски: "Прими ислам! Ты будешь благополучен в этой жизни и в будущей!". Согласно комментариям среденевековых историков, именно это послужило толчком к принятию судьбоносного для хана и всей страны решения. Описаниями различных предсказаний, сновидений весьма богаты средневековые хроники. "Вера в предопределенность исторических событий была распространена в арабо-мусульманском мире". Правдоподобность необычного сна Сатука Богра-хана нельзя исключать. Вполне естественно, когда монархи, напряженно размышляют в своем "дневном" сознании над судьбами страны, подталкиваемые ходом обстоятельств принятию какого то важного исторического решения, вдруг получает "ответ" в своих сноведениях, либо в какой то другой иррациональной форме. 

Обращение в  ислам вождя тюрков было подготовлено всем ходом событий, духовных ситуаций, обстоятельств его жизни. Наконец  он услышал приказ - откровение своего высшего "я" во сне. Состояние Сатука имело сходство с духовными исканиями русского князя Владимира:'ebадимира:f0 видел превосходство христианства, видел необходимость принять его, хотя по очень естественному чувству медлил, ждал случая, ждал знамения". 

Став мусульманином, Сатук, боясь вызвать гнев своего дяди и других соплеменников, скрывал свою веру и изучал религию тайно (до 25 лет). Когда возникли благоприятные обстоятельства он повел борьбу против Огулчака и, став каганом, осноал Караханидское государство. Сатук имел второе мусульманское имя Абд аль-Керим. Во всех легендарных версиях можно выделить реальное ядро: Сатук был первым Караханидским правителем принявшем ислам (примерно после 943 года), исламизация происходила мирным путем через культурное влияние саманидского государства. 

В  кашгарских преданиях Сатук Богра-хан именуется Сатуком Богра-ханом-гази (т.е. борцом за веру). Естественно, что язычники стремились взять реванш, и кагану приходилось идти газаватом до Турции и Комула, о чем говорят: "обширные места религиозныз побоищ около Хотана, а так же между Яркендом и Янысаром, называемые шайдан (шахидан - место успокоения мучеников). 

В дастане "Сатук  Богра-хан" тюркский правитель восхваляется за свои подвиги: он поражал "неверных" своим чудесным мечом, удлинявшимся в сорок раз. Умер каган в возрасте 96 лет и был похоронен в селении Артуч (к северу от Кашгара). В Семиречье и Восточном Туркестане его почитали как святого, способного приходить на помощь и благославлять тех, кто посвящает себя религиозному служению. Так, легендарный каган считался духом - покровителем известного суфия Ходжа Мухаммада Шарифа, родом из Сайрама, проповедовавшего ислам в Восточном Туркестане ."Я слышал от дервишей, что обращение к его духу приносит великую благодать", - пишет о Сатуке Богра-хане Мухаммед Хайдар Дулати . 

Усилиями потомков Сатука Богра-хана ислам ещё более укрепляется среди тюрков. При сыне Сатука Мусе, унаследовавшем престол в 955 году, ислам был объявлен государственной религией каганата (960 год). Массовый переход населения Семиречья в мусульманство произошел при нем около 960 года. Об этом свидетельствуют слова Бартольда: "Принятие ислама в 960 году... многочисленным (200000 шатров) турецким народом". Это событие стало судьбоносным в истории Центральной Азии. 

Муса Арслан хан носил пышный титул "Шихаб  ад-дауля ва захир ад-да ва" ("Свет державыи опора призыва  к вере"). Он вел религиозные войны с язычниками, отголоски которых есть в песнях, собранных в "Диван лугат ат-тюрк" Махмуда Кашгари. 

К массовой исламизации  тюрков в Караханидском государстве  прямое отношение имели проповедники из Средней Азии и Ирана, развернувшие активную деятельность, пользуясь поддержкой тюркских государей. Абул Хасан Мухаммед б. Суфьян аль-Келимати, родом из Нишапура (северо-восточного Ирана), покинул Иран в 951-952 годах. Несколько лет он провел в Бухаре, потом по приглашению перешел на службу к "хану ханов" Сатуку и умер при его дворе раньше 961года . Есть все основания связывать духовные события 960 года с деятельностью среди карлуков другого проповедника ислама Абул Хасана Саида Хатима ас-Усбаникати, который "ушел в страну тюрков" ранее 990 года. 

При Караханидах  завершилась мусульманизация населения  Семиречья и Южного Казахстана. С  Х века абсолютно господствует мусульманский  погребальный обряд. В городах обязательной постройкой становятся мечети. Остатки наиболее ранней мечети раскопаны на городище Куйрук-Тобе, отождествленное с Кедером и относятся к Х веку. Аль-Макдиси описывает города Исфиджаб, Тараз, Мирки, Кулан, Атлах как типичные мусульманские города и подтверждает наличие в них мечетей. 

Когда Караханиды пришли в Мавераннахр в качестве завоевателей (90-е годы Х века), несмотря на то, что по языку и этническому  происхождению они сильно отличались от представителей правящей саманидской  династии и местного населения, им не было оказано серьезного сопротивления именно потому, что новые завоеватели были мусульманами. Разумеется, сказался и фактор внутренних политических противоречий  в государстве, когда тюркские военачальники в союзе с духовенством находились в оппозиции  к центральной власти. Население Бухары чувствовало себя усталым от последних представителей саманидской династии, которые утратили благородство и благочестие своих предков. В отличие от них, Караханиды действительно были более набожны, не пили вино. Как это свойственно вообще новообращенным, они старались исполнять религиозные правила. Объективно характеризовал караханидских каганов В.В. Бартольд: "в глазах Караханидов религия не была только орудием для поддерживания господства; правила религии признавались обязательными и для государей, которые, как мы видели, воздерживались от употребления вина. Очень вероятно, что под влияние религии некоторые из этих властителей проникались искренним желанием осуществлять идеал справедливого царя". Поэтому народ Мавераннахра предпочел иметь правителями караханидских тюрков. 

Информация о работе Караханидсое государство