Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:43, реферат
Изучая письменные памятники Древней Руси, а также произведения классической русской и современной литературы, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой восприятия текста. Это восприятие может быть более эффективным или менее эффективным в зависимости оттого, насколько точно мы умеем «читать» знаки препинания, насколько значимы они для нас.
3. Тире ставится при выражении и сказуемого и подлежащего (или только сказуемого, или только подлежащего) инфинитивом: Скрытничать перед ней - это был бы грех! (Т.); В этом городе знать три языка - ненужная роскошь (Ч.); Ни с чем не сравнимое чувство - слышать их [грачей] в первый раз после шестимесячной зимней смерти! (Бун.); Я, со своей стороны, полагаю, что важнейшая задача прессы в настоящий момент -подготовить общество к мысли об очень серьезной опасности, грозящей нашему государству (А. Т.); Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза(Ш.).
При инверсии тире может опускаться, если отсутствует пауза: Ср.: Жить на земле - счастье! Какое счастье жить на земле!
4. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены числительными (возможно в составе словосочетаний), а также если числительным выражен один из главных членов предложения: Значит, девятью сорок -триста шестьдесят, так? (Пис.).; Площадь комнаты - 22 квадратных метра. Однако в специальной литературе в подобной речевой ситуации ставить тире не принято: Масса такого дальномера 23 кг; Максимальная дальность действия рассматриваемого лазерного локатора 10 км. В случае употребления частицы не перед числительным-сказуемым (ср. то же при выражении сказуемого существительным) тире не ставится: Мужчина может, например, сказать, что дважды два не четыре, а пять или три с половиной; а женщина скажет, что дважды два -стеариновая свечка (Т.).
5. Тире отделяет сказуемое, выраженное фразеологическим оборотом: Мой брат - мастер на все руки; Талант у него -дай Бог каждому. Наличие частицы не, а также вводных слов при устойчивых сочетаниях в роли сказуемого препятствует постановке тире: Офицер этот не чета вам, господин жандарм (Фед.); Он у нас и ученый, и на скрипке играет, и выпиливает разные штучки, одним словом, мастер на все руки (Ч.).
6. При выражении сказуемых оборотами с союзами как, словно, что, точно, вроде как и др. тире, как правило, не ставится: Жизнь как легенда; Небо словно раскинутый шатер; Пруд как блестящая сталь (Фет). Не ставится тире и при союзе как, вводящем сказуемое, лексически совпадающее с подлежащим: Льды как льды, пустыни как пустыни (Кав.); Деревня как деревня (газ.); Пруд как блестящая сталь (Фет); Работа как работа, дело знакомое (Рыб.). Однако при акцентировании сказуемого тире возможно: Стена льда была - как грудь, а костер - словно кровавая рана в ней (М. Г); С чем только не сравнимо небо в такую ночь! Крупные звезды - как званый вечер, Млечный Путь -как большое общество (Паст.); По-прежнему двор был пуст и флигеля - как вымершие (Паст); Во рту у него горько от табаку-самосаду, голова - как гиря (Ш.).
Итак, правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым стабильно выдерживается лишь при выражении обоих главных членов предложения существительным или числительным в форме именительного падежа с пропущенной связкой: Человек - кузнец своего счастья; Дважды два - четыре, а также при подлежащем-инфинитиве и сказуемом-существительном или подлежащем-числительном и сказуемом-существительном: Ловить рыбу - большое удовольствие; Двадцать пять - двузначное число. Обязательно тире и при связке это: Говорить с братом - это было трудно. При осложнении же сказуемых частицами, союзами, вводными словами тире обычно опускается, хотя правило это выдерживается не строго, так как на первый план выдвигаются условия стилистические и акцентологические; ср.: Твои речи словно острый нож; Она мне - как песня!
Упражнение 5. Объясните употребление тире. Почему отсутствует тире между подлежащим и сказуемым?
1. Брови у него большие, как усы, он постоянно шевелил ими (М. Г.). 2. Война - это вроде подъема на крутую гору: победа там, на вершине, вот и идут, не рассуждая попусту о неизбежных трудностях пути, не мудрствуя лукаво. Собственные переживания у них на заднем плане, главное - добраться до вершины, добраться во что бы то ни стало! (Ш.). 3. «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости», - сказал когда-то Пушкин (Расп.). 4. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы - часть их, та часть, которая составлена естественной средой (Расп.). 5. Дух Байкала - это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды и с мистической опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать все, что ему заблагорассудится (Расп.). 6. В 18-м веке говорили: «Сибирь - наша Перу и Мексика». В 19-м: «Это наши соединенные штаты». В 20-м «Сибирь- источник колоссальной энергии», «край неограниченных возможностей» (Расп.). 1. Сибирь - это Сибирь, которая имеет свое имя, лежит на своем месте и выработала свой, ни на что другое не похожий характер (Расп.). 8. Весна у нас - это еще не весна, как ее принято всюду понимать, а добрых два месяца только раскачивание зимы (Расп.). 9. Но стоит ей засмеяться, как тотчас становилось ясно, что душа у этой стройной и строгой женщины нежная и прямая (Коз.). 10. Абсолютно строгая формальная система - это предел, к которому стремится реальная математика (Map.). 11. ...Понятие количества, через которое Аристотель определяет предмет математики, охватывает у него два не связанные друг с другом понятия -величины и числа. Величины - предмет геометрии, а числа - предмет арифметики (Map.). 12. Опера - дело особенно трудное (Кис.). 13. Дом на Садовой для Серова - это портреты Анджело Мазини, Ван-Занд, С.И. Мамонтова, Ф.И. Шаляпина (Кис.). 14. ...Флигель у дома на Садовой по проекту Михаила Александровича Врубеля -единственное строение из владений Мамонтовых, почти сохранившее свой внешний вид до наших дней (Кис.). 15. Казимеж не город, а старинная игрушка (Пауст.). 16. Это не вода плещет, меня не обманешь - это его длинные весла (Л.).
Упражнение 6. Найдите главные члены предложения; определите способ их выражения. Объясните употребление тире между подлежащим и сказуемым (или его отсутствие). Сопоставьте это употребление с правилами: если есть отклонение от правил, попытайтесь дать ему обоснование.
1. Чернеющие прогалины - как черные острова в белом снежном море (Буч.). 2. Человек этот был высок и нагл, глаза у него были огромные, как у Нерукотворного Спаса, и голос - как большая медная труба, на которой играют солдаты в лагерях (М. Г.). 3. Я вот - злой, сильный, да и то среди вас - как слабая кошка среди крыс в темном погребе (М. Г.). 4. Мне хорошо среди вас... Это потому, что вы - люди труда, чье право на счастье не подлежит сомнению, хотя и не признается (М. Г.). 5. ...Ей хотелось убедить его, что она понимает значение его слов, она -не простая купеческая дочь, тряпичница и плясунья (М. Г.). 6. У них труд - почти культ... Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду (М. Г.). 7. Глубина там с лодки -четыре маховых, то есть шесть метров (Ш.). 8. Этакий маленький оборвыш - личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазки - как звездочки ночью после дождя! (Ш.). 9. Просто край открылся, край - дальше некуда (Расп.). 10. Сапожки - что тебе зеркала: начищены так, что смотреться в них можно (Крут.). 11. Мать от радости прослезились, а отец - хоть бы что! (Крут.). 12. Скучать с друзьями - ужасная вещь (Т.). 13. Избушка - так себе, амбар, рядов в тринадцать - четырнадцать, в одно оконце, без сеней, а то и без крыши (В. Ш.). 14. Михайловское для него - уже только вчера (Гейч.). 15. На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок [опера «Руслан и Людмила»], он - ваша радость, ваша слава (Кис.). 16. Секретерьевское драматическое общество, встречи и работа в обществе с А.Н. Островским, где великий драматург играл в «Грозе» Дикого, Мамонтов - Кудряша, работа с режиссером А.Ф. Федоровым - одни из первых вех в артистическом образовании Саввы Мамонтова (Кис.). 17. Иметь контракт на ответственное... амплуа первой меццо-сопрано в серьезной опере - значит придется нести репертуар, массу новых ролей (Кис.). 18. В произведениях композиторов «Новой русской музыки» хор в опере - не сопровождение, это действующее лицо, это герой, отнюдь не второстепенный, а очень часто ведущий.
Он - как бы та жизнь, на фоне которой развиваются судьбы отдельных личностей (Кис.). 19. Актер драматического театра -дело иное, тут считалось необходимым не только произносить слова, передвигаться по сцене, но и играть. В опере достаточно было петь (Кис.). 20. Опера - есть представление, соединяющее в себе чуть ли не все искусства (поэзию, музыку, пение, декламацию, пластику, живопись), поэтому она есть высшее проявление творчества (Кис.). 21. Парилку собирают из многослойных утепленных щитов по каркасу из брусьев, ее размеры 2x2 м (журн.).
Упражнение 7. Перепишите, вставляя, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым.
1. ...Самодовольный человек затвердевшая опухоль на груди общества (М. Г.). 2. Искусство всегда преодоление барьеров (Возн.). 3. Рана черна от гнуса. Скорость в пределах ста. Главное не оглянуться. Совесть моя чиста (Возн.). 4. Воюет с извечной дурью, для подвига рождена, отечественная литература отечественная война (Возн.). 5. И это [эксплуатация природных ресурсов] тоже, в разумных пределах. Чтобы не было окончательно загублено то, чему завтра не станет цены и что уже сегодня, на ясный ум, не опьяненный промышленным угаром, выдвигается поперед всех остальных богатств. Это воздух, вырабатываемый сибирскими лесами, которым можно дышать без вреда для легких; это чистая вода, в которой мир и сейчас испытывает огромную жажду, и это не зараженная и не истощенная земля, которая в состоянии усыновить и прокормить гораздо больше людей, чем она кормит теперь (Расп.). 6. Мягкие сумерки первый признак того, что сегодняшний день по звонкой и чистой мощи своей не повторится ни завтра, ни послезавтра, долго-долго (Расп.). 1. Поездка в город это три часа от порога до порога туда и столько же обратно (Расп.). 8. И для вопросов существуют границы, за которые не следует переходить. Это то же самое, что небо и вода, небо и земля, находящиеся в вечном продолжении и подчиняющиеся друг другу, и что из них вопрос и что ответ? (Расп.). 9. Вспоминать необыкновенно интересное занятие (Кав.). 10. Сруб розовый, облупившийся, по-деревенски маленький, покрытый зеленой железной крышей. Это дом Назимова (Кав.). 11. ...В пьесах Островского актеры старались сделать вид, что они обыкновенные переодетые люди (Кав.). 12. Так магический диккенсовский мир навсегда связался в моем сознании с ошеломившей меня серьезностью чтения. Впервые я увидел себя со стороны. Да, мы такие же, как все, но еще и другие. Мы особенные. В городе происходит то, и другое, и третье. Мы не участвуем в том, что происходит в городе. Мы читатели. Мы читаем (Кае.). 13. В этих воспоминаниях Ольга Сергеевна пишет: «Никита Тимофеевич курьер при опекунстве, старик лет 80-ти, еще живой» (Гейч.). 14. Когда ствол был положен на землю, дерево тщательно измерили. Установлено: высота 40,5 метра, диаметр 110 сантиметров, высота прикрепления сука 9,5 метра, протяженность капилляров в сторону ближайшего водоема 35,5 метра, ширина кроны 30 метров. Когда-то ветви дерева склонялись шатром до земли, поэтому хозяева Тригорского и дали ему название «ель-шатер» (Гейч.). 15. Общий тон Флоренции отсутствие современной лавки и фабричной красоты (Кис.).
Упражнение 8. Проанализируйте употребление тире.
... Пушкин - явление, нерасчленимое на стихи, строки, темы, жанры, настроения: каждая его вещь отмечена величием и мудростью.
Пушкин сопровождает нас всю сознательную жизнь, но на исходе лет мы как бы возвращаемся к нему, будто на исповедь. Помню, как в больнице Твардовский перечитывал письма Пушкина. В годы моей молодости старый Маршак посоветовал: читайте Пушкина. Теперь я понимаю, как глубоко и Твардовский, и Маршак были правы. Нравственные заветы Пушкина - на всю жизнь, на века!
Многие посвящают Пушкину стихи, драмы, повести, но для больших поэтов Пушкин - светило, в котором «тайна заключена», это загадочная планета во вселенной, которую изучают и будут изучать. Не случайно, думаю, Анна Ахматова в зените своей славы занялась углубленным исследованием «маленьких трагедий» Пушкина. Пушкин - нераскрытая, необнаженная ясность.
Прав был тот, кто изрек, что гений - это символ. Пушкин стал символом света и совести. Но даже имя гения не обошлось без капризов сплетения хулы и хвалы. Как бы ни было горестно, приходится вспоминать призывы: то - «сбросить его с корабля современности», то «назад к Пушкину». В разные годы разные люди выход из собственного творческого тупика как бы искали в бахвальстве: «Я левее Пушкина». Кое-кто самонадеянно приноравливался даже встать рядом с ним, а то и с надеждой примеривался к его пьедесталу. Но все суетное потерпело безнадежный провал, ибо Пушкин - величина неизменная и ни с чем не соизмеримая.
Пушкин перешагнул через хребет столетия, стал нашим еовремеш иком, и Пушкин же - поэт будущего!
(Р. Гамзатов)
2.3.2.
Тире в неполном предложении
1. Тире ставится на месте пропуска сказуемого в эллиптических предложениях, расчлененных паузой на два компонента - обстоятельственный и подлежащный: За шоссе - березовый лесок (Бун.); В большой комнате на втором этаже деревянного дома - длинные столы, над которыми висят керосиновые лампы-»молнии» с пузатыми стеклами (Кав.). Особенно устойчиво употребляется этот знак препинания при структурном параллелизме частей предложения: На дворе - одиннадцать лошадей, а на стойле - сивый жеребец, злой, тяжелый, гривастый, грудастый (Бун.); Широкий овраг, на одном боку - избы, на другом - усадьбишка (Бун.); Впереди - пустынный сентябрьский день. Впереди - затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба (Пауст.).
2. В неполных предложениях тире обозначает пропуск членов. Эти пропуски обычно возможны в частях сложного предложения с параллельной структурой, когда пропущенный член восстанавливается из контекста первой части предложения: Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходили теперь с трех сторон: слева - почти черная, с голубыми просветами, справа - седая, грохочущая непрерывным громом, а с запада, из-за косогоров над речной долиной, - мутно-синяя, в пыльных полосах дождя, сквозь которые розовели горы дальних облаков (Бун.); У него одна история неизбежно вызывает в памяти другую, а та третью, третья - четвертую, и потому нет его рассказам конца (Пауст.); За ним [лещом] виден жирный и упористый окунь, потом - щуренок с желтыми подозрительными глазами (Пауст.); Он был плохой художник. Его деревянные львы были похожи на толстых собак, а нереиды - на торговок рыбой (Пауст.); Иные считали портрет работой Ван Дейка, другие - Рембрандта (Пауст.); Район Красноводска богат нефтью и газами, Дагестан - газами, Эмба - нефтью и известняком, а Мангышлак - каменным углем, фосфоритами и нефтью (Пауст.). Ср. возможность пропуска тире в бытовой речи: Они заговорили обе сразу, одна про коров, другая про овец, но слова не доходили до сознания Куземкина (Бел.).