Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:43, реферат
Изучая письменные памятники Древней Руси, а также произведения классической русской и современной литературы, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой восприятия текста. Это восприятие может быть более эффективным или менее эффективным в зависимости оттого, насколько точно мы умеем «читать» знаки препинания, насколько значимы они для нас.
3. Тире ставится в предложениях, состоящих из двух словоформ со значением субъекта, объекта, обстоятельства и построенных по схемам кто - чему, кто - куда, что - кому, что - куда, что - как, что - где и др.: Все скважины - в строю; У микрофона - сердце!; Книга - почтой; Оценки - за знания; Вам - ключ от вуза; Вслед за рекордом - авария; Поездам - «зеленый»!; Прежде всего - деловитость; Орден - журналу (газ.).
Упражнение 9. Определите условия для постановки тире.
1. В сердце у меня - смутное что-то. И в глазах... И все кажется мне, что это - не настоящее... (М. Г.). 2. В каморке стоял большой, старый, уродливый стол, перед ним - глубокое кресло (М. Г.). 3. А ты любишь пироги с зеленым луком? Я - страсть как! (М. Г.). 4. Мой отец служил в Омском пехотном полку, и среди офицеров я искал Вершинина и Тузенбаха, а среди своих товарищей по классу - гимназистов Гарина-Михайловского (Кав.). 5. Он ценил настоящее, но будущее имело для него неизмеримо большее значение. «Сейчас» было черновиком для «потом», сегодня - для завтра (Кав.). 6. В конце концов мы стали бы встречаться, тем более, что она -это я знал - интересовалась моими стихами. Свидания сперва были бы редкие, потом - ежедневные. Возможно, что она стала бы ревновать меня, а я - доказывать, что ревность - низменное, пошлое чувство (Кав.). 7. Я был самым младшим в этой компании, Валя - самой старшей (Кав.). 8. Характер складывался неровный, вспыльчивый, противоречивый. Самоуверенность соединилась с застенчивостью, педантическое упорство - с ожиданием чуда (Кав.). 9. Он считал, что у Бетховена своя «Лунная соната», а у него -своя, и еще неизвестно, которая лучше (Кав.). 10. Эти работы теперь известны, а тогда они находились в стенах дома на Садовой.
1) Скульптура: «Голова из Руслана» и «Демон» - Врубеля;
2) Живопись: «Портрет Коровина» - Серова; два этюда Марселя -Коровина; «Девицы с фонарем» - Коровина; «Чай на террасе» -Коровина; «В мастерской» - Коровина; «Кипарисы» - Левитана; «Богатыри», «Ковер-самолет», «Гамаюн» - Васнецова; «Испанки», «Красная барышня» - Врубеля; пейзажи - Поленова; «Осень в деревне» - Коровина; «Луиза» - Врубеля; «Портрет Олив» - Серова, его же пейзаж с купавами; «Портрет Антокольского» - Васнецова; «Сирень»,»Портрет Мазини» - Серова; «Портрет Арцыбушева - Врубеля... (Кис.). 11. Лепятся друг к другу дома. За ними - огороды (газ.). 12. Согласно договору всем добровольцам предоставляются места в благоустроенных общежитиях. А семейным - комнаты и места для детей в детских комбинатах (газ.). 13. Иван Иванович бреет бороду в неделю два раза, Иван Никифорович - один раз (Г.). 14. Как назвать это дерево: мандариновым, лимонным? Ведь на его ветвях соседствуют и мандарины, и лимоны, и сочные плоды других цитрусовых. Всего на чудо-дереве - пятьдесят сортов. В 1940 году ученый-полярник О. Шмидт сделал прививку на диковинном дереве. Так вот и родилась добрая традиция. Позже «зеленые» автографы на дереве дружбы оставили почетные гости города Сочи... Их имена - на бирках, прикрепленных к ветвям (газ.).
Упражнение 10. Поставьте, где необходимо, тире. Определите условия его употребления.
1. Горизонт бледнел и вдали, за бухтой Ангелов, виднелись огни Ниццы, а еще дальше вращающийся маяк Вильфранша... (Бун.). 2. Утром надо пить не чай, а кофе. Чудесная вещь. Я, когда работаю, ограничиваюсь до вечера только кофе и бульоном. Утром кофе, в полдень бульон (Бун.). 3. Между прочим, помню, что отец нередко смеялся, рассказывая, как читают «Войну и мир» наши некоторые соседи-помещики: один читает только «Войну», а другой только «Мир», то есть один, читая, пропускает все, что касается войны, а другой наоборот (Бун.). 4. Я все покупаю оптом: масла полпуда, муки мешок, сахару голову и так далее... (М. Г.). 5. - Юности свойственна пестрота красок, зрелости тонкая мера в употреблении теплых и глубоких тонов, а старости синеватые и холодные краски, столь похожие на цвет жил на старческих руках, - говорил Дойен и восхищался собственной проницательностью (Пауст.). 6. В одной половине поселились Тимофеевы, в другой я с женой и малышом (Д. Г.). 7. Он вспомнил разговор с Эйнштейном о прикосновении к тайне. Прикосновение к ней самое прекрасное и глубокое из доступных человеку чувств. В нем источник истинной науки (Д. Г.). 8. В другой комнате воссоздана мастерская ремесленника-ювелира. В третьей хижина пастуха, со всей пастушьей утварью. В четвертой обыкновенная водяная мельница. В пятой обстановка хижины, где пастухи делают сыр. В шестой просто обстановка крестьянской избы. В седьмой обстановка избы, где ткали вот эти самые черги и халиште. Все это воссоздано умело (Сол.). 9. Родные еще в 1835 году решили продать свое сельцо, чтобы поправить тяжелое материальное положение. Для них Михайловское было только вотчиной, дачей. Для него же местом высокого духовного преображенья и спасенья от жизненных бед и обид (Гейч.). 10. Наконец ссыльные сели на перекладные и по скучному белорусскому тракту тронулись в далекий путь. В дороге сразу же скинули городское платье: Пушкин свой городской сюртук, Никита свою «ливрею». В красных рубашках, опоясках и высоких сапогах поэт и его дядька выглядели довольно забавно (Гейч.). 11. Это озерцо давало воду для мельницы, что было у дороги, близ которой стояла плотина. Рядом дом старого мельника Орлова, потомки которого и сегодня живут рядом с этим местом (Гейч.). 12. В углу спальни книжный шкаф (Гейч.). 13. Рядом с дорогой Ксюшины рябинки и клены (Крут.).
2.3.3.
Соединительное и выделительное тире
1. Соединительное тире ставится между двумя (и более) словами, которые, сочетаясь друг с другом, означают пределы (значение «от...до») - количественные, временные, пространственные: С Казанского вокзала начнут отходить поезда с табличками «Москва - Кара-Бугаз, через Ташкент - Красноводск« (Пауст.); Запасы нефти на Челекене очень невелики и должны быть исчерпаны за первые десять - пятнадцать лет добычи (Пауст.); Пришли и самые старые люди пушкинского Святогорья. Самым молодым из них было не менее 70-75 лет (Гейч.); Ошибочно полагая, что культура конского каштана в северо-западных парках явление не XVIII-XIX веков, а более позднее, удалили все каштаны из Тригорского и с могильного холма Святогорского монастыря (Гейч.).
Между двумя (и более) именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, явление и т.д., также ставится тире: теория Канта - Лапласа; Закон Бойля - Мариотта; Диаграмма Герцшпрунга - Ресселла.
Такие именные сочетания (сочетания имен собственных и нарицательных) выступают в качестве определений. Круг этих определений в последнее время значительно расширился: проблема Солнце - Земля; отношения учитель - ученик; история Печорин - Грушницкий; матч «Динамо»- «Спартак».
2. Тире может ставиться в простом предложении не только на месте пропуска его членов, но и между членами предложения -для выделения, акцентирования их позиции (в стилистических целях), а также для расчленения высказывания с целью перегруппировки смысловых связей словоформ. Чаще всего выделительное тире отделяет присоединительный член предложения, заключающий в себе дополнительное сообщение: Это очень скверно, как я должен был писать - из-за куска хлеба (Бун.); Он простился с теми двумя, что вышли с ним и направились к белой статуе Виктории, к крытой пристани, и опять побрел по улице рикша - на этот раз к отелю (Бун.); Рикша и его седок неслись среди этой тесноты и грязи Древнего Востока быстро, быстро, точно спасались от кого-то, - вплоть до самой реки Келани (Бун.); На другой день семинаристы снова схватились с кадетами - открыто, у Летнего сада (Кав.); За всю весну Николай встретился с Овражным только раз - случайно, на улице (Ш.).
3. Отделяться с помощью тире могут и члены предложения, подчеркивающие быструю и неожиданную смену действий: Вскакиваю - и бегом вдоль забора (Крут).
Разговорные интонации, паузы передает тире в предложениях с частицами: И вот - речка (Крут.).
Упражнение 11. Найдите соединительное и выделительное тире. Определите условия (смысловые, стилистические) его употребления.
1. Там, на корабле, в светлых, сияющих люстрами залах, был, как обычно, людный бал в эту ночь. Был он и на другую, и на третью ночь -опять среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса, и ходившим траурными от серебряной пены горами океаном (Бун.). 2. И вообще всем им - цены нет (Ш.). 3. Мне надо заготовить дровишек на ночь, стан оборудовать, словом, я - по хозяйственной части, а ты - обеспечиваешь рыбой (Ш.). 4. И книги читали, классику - опять-таки для себя (Д. Г.). 5. Примерно в это время Колюша стал получать предложения вернуться - то в Белую Церковь возглавить Институт генетики сахарной свеклы, то в Пушкин под Ленинградом (Д. Г.). 6. Откуда он - в нашей-то Липяговке? (Крут.). 1. У поповского дома расстаемся: мне идти на Кончановку - прямо, а ей на Низовку - налево (Крут.). 8. А за селом - зеркально потрескивает нетронутый наст (Крут.). 9. У подножия оград цветут в пыли последние желтые цветы -те скромные осенние цветы обочин и пустырей, какие даже не имеют имени (Пауст.). 10. А черные остовы тягачей и машин еще долго маячили вдоль всей дороги - и у Погорелого, и на увалах Разбойного лога, и возле вала, за кончановскими огородами (Крут.). 11. Здесь, в изумительно тонкой и чуткой музыке второй части повести, в самой «партитуре» ее звучит не только дуэт «автор - герой»... Здесь - трио (газ.). 12. Вот и мы с Татьяной -разобрались, выяснили. Разгребли. Распутали. Обновили списки, расставили по своим местам персональные карточки (газ.).
Упражнение 12. Определите условия употребления тире. Сформулируйте правила постановки тире. Укажите предложения, в которых тире могло бы и не быть. Какие смысловые оттенки утратят эти высказывания без тире?
1. Самые щедрые рассветы - осенью. Всему они раздают свои цвета, все окрашивают в теплую утреннюю радость, одаривают остатками летнего тепла.
Незвонкую медь - полям и лесам, раскаленное серебро -облакам, синь-хрусталь - рекам, алость - стае лебедей.
Лебеди летят медленно. Может, им нравится, когда их перья окрашены в алый цвет восходящего солнца? А может, прощаются с Россией до весны?
Лебеди-лебеди, какая будет завтра погода?
Я смотрю на крылья алых птиц. Если сразу махнут пять раз -быть завтра ясному теплому дню, если помедлят - начнутся дожди. Такое в народе есть поверье.
Быстрее машите крыльями, алые птицы! Путь мой еще не закончен. И завтра мне нужна хорошая погода, сухая тропа и светлое небо.
Но лебеди машут крыльями медленно. И в их трубных кликах мне слышится: завтра дождь, хмурые дали, мокрые тропы...
Все дальше стая. Алый цвет на крыльях бледнеет. И рассвет вдогонку окрашивает лебедей в голубой цвет. Вскоре птицы сливаются с таким же голубым горизонтом.
А над моей головой долго еще кружат и не могут упасть на землю несколько лебединых перьев. Они кружат и окрашиваются то в розовый, то в сизый, то в желтый цвет. Чем ближе к земле, тем ярче становятся перья.
Щедры осенние рассветы - всем раздают свои цвета.
(В. Бурлак)
2. Задумывались ли вы над тем, что величие исторических личностей может измеряться совершенно по-разному? Одни из них, будучи ослепительными вершинами,, могучими и неповторимыми фигурами нашей отечественной истории, так и остаются в плену у своего времени. Другие же, с какой-то поразительной легкостью переступая рубежи своего времени, вторгаются в жизнь грядущих поколений, обретая при этом новую, светоносную силу, живое дыхание, и становятся нашими современниками. Более современными, чем мы с вами. Парадоксально? Парадоксально! Но это - факт...
Сегодня мы все задумываемся над этим, пытаясь осознать феномен гения. Величие Пушкина - в его удивительной простоте и его духовной неисчерпаемости. Вспомним, как входит он в нашу жизнь. В дошкольные годы - поэтической сказкой, чудесны Лукоморьем, открытием живописной красоты родной русской природы. В школьные и юношеские годы - богатейшей гаммой глубоких человеческих чувств, высотой гражданских дум, поэзией становления личности.
И хорошо, если в раннюю свою пору ты встречаешь того, кто, разрушая привычно хрестоматийные школьные рамки, вдруг приоткрывает перед тобой бескрайность и величие его поэзии, возвышающей твою душу. Откроет, что и тебе доступна, и у тебя может быть собственная «звезда пленительного счастья», если ты соизмеряешь свою жизнь и дело с пушкинскими идеалами беззаветного служения Отечеству. И потому Пушкин - уже не удел воспоминаний твоих, а прежде всего творческое состояние души.
(Ю. Черепанов)
2.3.4.
Знаки препинания при именительном темы
Именительный темы (или именительный представления) как синтаксическая конструкция, изолированная оттого предложения, тему которого она представляет, отделяется знаками препинания, соответствующими концу предложения, -точкой, вопросительным знаком, восклицательным знаком, многоточием. Каждый знак вносит соответствующий смысловой и интонационный оттенок: Чувства. Это область пристального внимания ученых (газ.); Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо (М. Г.); А наши шахты? Какая-нибудь Англия, что она в угольной промышленности понимает? (Ф.); Журавли... Заваленный работою, вдалеке от сумрачных полей, я живу со странною заботою - увидать бы в небе журавлей (Сол.); Холодные и дикие просторы!.. Как давно были сказаны впервые эти слова и были ли они сказаны кем-то, или они всегда беззвучно и властно, как дух, стояли над Сибирью, ниспуская на человека путешествующего тоску и тревогу? (Расп.). Если учесть, что именительный темы характеризует речь эмоционально окрашенную, непринужденную, то следует признать, что наиболее употребительными оказываются многоточие (подчеркивает момент раздумья, паузу) и восклицательный знак (экспрессивность) или сочетание восклицательного знака и многоточия.
Однако есть именительный темы, более тесно связанный с базовым предложением, в котором имеется личное или указательное местоимение в качестве слова-отсылки. В таких случаях, как правило, употребляется тире: Смерть - она все успокаивает (М. Г.); Читатель - он знает, что важен не человек- важен дух человеческий (М. Г.); Марченко - тот был человек, золотой человек (Каз.). Встречается и запятая, но этот знак препинания менее оправдан: А этот господин с моноклем, ведь о нем писал Мопассан (Эр.).
Упражнение 13. Найдите именительный темы. Объясните употребление знаков препинания при нем.
1. Ваш взгляд - его мне подстеречь (Бл.). 2. Золотая роза Шамета! Она отчасти представляется мне прообразом нашей творческой деятельности (Пауст.). 3. Лунин... Нет, не могу не остановиться здесь на судьбе этого великого соотечественника (Чив.). 4. Урал! Завет веков и вместе -предвестье будущих времен, и в наши души, точно песня, могучим басом входит он - Урал! Опорный край державы, ее добытчик и кузнец, ровесник древней нашей славы и славы нынешней творец (Тв.). 5. Урал! Я нынче еду мимо, и что-то сжалося в груди Тв.). 6. Сибирь! И лег и встал - и снова -вдоль полотна пути Сибирь! (Тв.). 7. Москва, Сибирь. Два эти слова звучали именем страны, в значенье дикости суровой для мира чуждого равны Тв.). 8. Байкал, чья слава в этом мире века веков переживет, как он под стать самой Сибири бескрайним плесом мощных вод (Тв.). 9. Байкал! Бегут в тайгу на север сквозь ночь сибирскую огни. На Ангаре и Енисее -Байкала отблески они! (Тв.). 10. Снежинки... Их можно поймать, так медленны они на лету (Щип.). 11. Дорога в дождь - она не сладость, дорога в дождь - она беда (Евт.). 12. Сосулек тонкий звон - он так похож на стон, на слабый стон во сне, когда так сладок сон (Евт.). 13. Ах, начальник -молод он и крепок! Как всегда, взыскательно побрит, он, играя четками из скрепок, про футбол со мною говорит. Ах, начальник! - Как себя он холит! Даже перстни носит на руках (Евт.). 14. Люди живые - они утруждают. Нежностью только за смерть награждают (Евт.). 15. Инициатива, созидание... Есть ли в нашей жизни что-нибудь более ценное, чем эти человеческие проявления? (газ.).