Из истории цивилизаций Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:19, реферат

Краткое описание

Континент Америка с периода его открытия и до сих пор хранит в себе множество загадок. До завоевания континента европейцами это была самобытная сплоченность нескольких культур. Ученые углубленно занимаются изучением трех, наиболее ярких, цивилизаций, история которых насчитывает сотни лет - это древние цивилизации ацтеков, инков и майя.

Файлы: 1 файл

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ АЦТЕКОВ.docx

— 50.10 Кб (Скачать)

           ИЗ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ АМЕРИКИ.

Континент Америка  с периода его открытия и до сих пор хранит в себе множество  загадок. До завоевания континента европейцами  это была самобытная сплоченность нескольких культур. Ученые углубленно занимаются изучением трех, наиболее ярких, цивилизаций, история которых насчитывает  сотни лет - это древние цивилизации  ацтеков, инков и майя.

Каждая из этих цивилизаций  оставила для нас множество свидетельств своего существования, по которым мы можем судить об эпохе их расцвета и о внезапном упадке или частичном исчезновении вообще. Каждая культура несет в себе изученный и еще изучаемый огромный культурный пласт, выраженный

в творениях архитектуры, свидетельствах письменности, в останках ремесленного искусства, а также  в дошедшем до нас языке. Сталкиваясь каждый раз с древней культурой Латинской Америки и не редко с современной, мы находим много интересного в ней и еще больше неразгаданного и окруженного ореолом мистики. Чего стоит один миф о сказочной стране "Эльдорадо". Многие фрагменты далекой эпохи существования цивилизаций инков, ацтеков и майя, к сожалению, навсегда утрачены, но остается многое, с чем мы непосредственно соприкасаемся, но оно также дает нам пути к разгадке многого, порой необъяснимого, нам, современным

людям, относительно искусства в целом тех далеких  миров.  Проблема изучения этих древних  культур до недавних пор заключалась  в "закрытости для глаз и умов

ученых всего мира" самой Латинской Америки. С большими препятствиями и интервалами в перерывах велись и ведутся работы, связанные с раскопками и поисками архитектурных сокровищ. Только в последнее время, за

исключением литературных сведений, расширен доступ к территориям  и местам, связанных с обитанием  на них древних племен и народов. Люди, побывавшие там и рассказывающие об увиденном, кажутся переполненными самыми

необычными впечатлениями  от пережитого и увиденного. Они  с упоением рассказывают о местах, где, якобы, когда-то совершались религиозные  обряды, о древних индейских храмах, о многом, чего мы не могли бы себе ясно представить, не увидев наяву. Слушая их, представляешь и понимаешь  все величие и ценность

памятников древних  цивилизаций, они несут с собой  поистине огромный слой информации, необходимой для осознания и правильного восприятия бытия наших предков и в целом истории развития человечества. Среди древних цивилизаций Америки можно выделить ацтеков, майя и инков. Корни этих

великих цивилизаций  теряются в глубине веков. Многое остается неизвестным о них, но известно, что они достигли высокого уровня развития. Майя, ацтеки и инки имели  огромные достижения в астрономии, медицине, математике, архитектуре и строении дорог. Майя имели очень точный календарь, хотя и не располагали телескопами и другими специальными устройствами для наблюдения за небом. Календари

ацтеков и инков  очень похожи, между тем, на календарь  майя. Ацтеки были народом очень  воинственным, который в XIII веке обитал в долине Анауак, где сейчас

находится город Мехико, территория которая была впоследствии расширена в результате длительных завоевательных войн и превращена в основную политическую зону Теночтитлан, столицу ацтекского государства, численность населения которого была 60 тыс. человек до начала "конкисты". Имели ацтеки обширные знания в области астрономии, которые унаследовали от более древних культур. Цивилизация ацтеков наследовала также архитектуру пирамид, скульптуру и живопись. Ацтеки добывали и обрабатывали золото, серебро, уголь. Они построили множество дорог и мостов.

 У ацтеков было  развито искусство танца и  множество видов спорта; театр и поэзия. Ониэ имели игру в мяч очень похожую на сегодняшний баскетбол. И, согласно легенде, капитану команды, которая однажды проиграла, отрубили голову.

 У ацтеков было  очень хорошо поставлено образование,  преподавались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история  законов, медицина, музыка и искусство войны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            АЦТЕКИ.

                                 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Ацтеки наиболее многочисленный индейский народ  Мексики. Численность около 1,3 млн. человек. Язык - науатль. Большинство ацтеков - сельскохозяйственные и промышленные рабочие, лишь небольшая часть их сохранила старый хозяйственный уклад. Первоначально ацтеки были бродячим охотничьим племенем. История его

начинается с ухода  во второй половине 12 века с мифической прародины - острова Астлан ("место цапель" - отсюда название племени) . После долгих скитаний ацтеки поселились на озеро Тескоко, перешли к земледелию и основали город Теночтитлан (современный Мехико) , ставший центром государства. Название ацтеки стало применяться ко всем носителям ацтекской культуры. В результате многочисленных завоевательных походов правителей Теночтитлана, ацтекская культура распространилась далеко за пределы долины Мехико. У ацтеков Теночтитлана, вплоть до испанского завоевания сохранялись старые племенные традиции, в том числе деление на 4 фратрии и 20 родов с выборными должностными лицами. На высшие должности избирались члены одной семьи, существовало рабство, с подвластных городов взималась дань. На озерах ацтеки развили оригинальные приемы земледелия - сооружение искусственных островков ("плавучие сады" - чинампа). Болота осушались с помощью сети каналов. Ацтеки выращивали несколько сортов кукурузы и бобов, кабачки, тыкву, томаты, зеленый и красный перец, масленичные культуры, хлопчатник. Из сока агавы изготовлялся опьяняющий напиток пульке. Ремесла (обработка камня и дерева, гончарное дело, ткачество) отделились от земледелия и достигли высокого развития. Орудия делались из камня, главным образом из обсидиана. Металл (медь, золото) шел на изготовление украшений. Города имели правильную планировку, связанную отчасти с разделом земли между родами на прямоугольные участки. Центральная площадь служила местом народных собраний. В Теночтитлане вместо улиц были каналы с пешеходными дорожками по сторонам - город был построен на острове посреди озеро Тескоко и соединен с берегом многочисленными дамбами и мостами. Питьевая вода подавалась по акведукам. Более всего почитались божества ветра, дождя и посевов связанные с земледелием, а также бог войны. Большое распространение у ацтеков имел ритуал человеческих жертвоприношений богу Уицилопочтли. Культура ацтеков впитала в себя богатые традиции народов, живших на территории Центральной Мексики, главным образом, тольтеков, миштеков и других. У ацтеков были развиты медицина и астрономия,

имелись зачатки  письменности. Искусство их переживало расцвет в 14 - начале 16 вв. Основными  монументальными сооружениями были четырехгранные каменные пирамиды с храмом или дворцом на усеченной вершине. Дома знати строились из адобов и облицовывались камнем или штукатурились; помещения располагались вокруг внутреннего двора. Стены культовых зданий украшались рельефами, росписями, узорной кладкой. Монументальная культовая скульптура - статуи божеств, орнаментированные алтари - поражает грандиозностью, тяжеловесностью (статуя богини Коатликуэ высотой 2,5 м) . Знаменит так называемый "Камень Солнца". Всемирно известны реалистические каменные скульптурные изображения голов: "Воин- Орел", "Голова мертвого", "Печальный индеец". Особенно выразительны небольшие каменные или керамические фигурки рабов, детей, животных или насекомых. На ряде архитектурных памятников сохранились остатки стенных росписей с изображениями божеств или шествующих воинов. Ацтеки мастерски выполняли украшения из перьев, полихромную керамику, мозаику из камня и раковин, вазы из обсидиана, тончайшие ювелирные изделия. Богатая и самобытная культура ацтеков была уничтожена в результате испанского завоевания 1519-11521 гг 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                ЛЕГЕНДЫ И ТРАДИЦИИ.

Культура ацтеков  связывается с культурным комплексом, известным как науа из-за общего языка.

Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли в долину Анауак вокруг озера Тескоко с севера. Место расположения этих долины и озера известны наверняка — это сердце современного Мехико, но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков.

Легенда гласит, что  предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан, и принадлежали к последнему из семи науатлаков (аст. nahuatlaca, «говорящие на науатле»). По легенде, ацтеков вел бог Уицилопочтли, что означает «колибри левой стороны», «колибри-левша». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе на острове посреди озера и поедавшем змею, — образ из пророчества, гласившего, что именно в таком месте должно основать новый дом. Эта сцена — орел, поедающий змею, — изображена на мексиканском флаге.

Итак, в 1256 г. ацтеки остановились на скале, омываемой родником и окружённой зарослями ауэуете. Это был Чапультепек, тогда — лес. Перед ними простиралось озеро Тескоко.

К приходу ацтеков  земли вокруг озера Тескоко давно были поделены между прибрежными городами-государствами. Признав верховную власть правителя города Аскапоцалько, ацтеки обосновались на двух небольших островах и построили Тлателолько (Тлальтелолько). Теночтитлан (город Теноча) был основан в 1325 г. Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место — центр Мехико.

Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, — большей частью от древних тольтеков (которых они могли путать с более древней цивилизацией Теотиуакана). Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля с мифическим городом Толлан (современная Тула, штат Идальго, Мексика), который они также отождествляли с более древними теотиуаканами.

Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными; среди них  и миф о сотворении мира, описывающий  четыре великих эпохи, каждая из которых  закончилась вселенской катастрофой. Наша эра — Науи-Оллин, пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение, — избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля, что значит «весь в ранах» (самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в Солнце). Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом (букв. «место превращения в бога»), который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.

Другой миф описывает  Землю как создание двух богов-близнецов  — Тескатлипоки (аст. Tezcatlipoca) и Кетцалькоатля. Тескатлипока потерял стопу при создании мира, поэтому изображается без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       ИМПЕРИЯ.

Ацтекская империя, подобно большинству европейских  империй, была весьма разнообразна этнически; это была скорее единая система сбора  дани, нежели единая система управления. В этом контексте Арнольд Тойнби проводит аналогию с Ассирийской  империей. Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Единственный народ, одержавший победу над ацтеками, — пурепеча — был главным производителем медных топоров. Основным управленческим вкладом ацтеков стала система коммуникаций между завоёванными городами. В Мезоамерике не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, поесть и даже оправиться в особых благоустроенных для этого местах, расположенных каждые 10—15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий. Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов: население Мезоамерики увеличилось с 10 до 15 миллионов человек. Самого важного чиновника правительства Теночтитлана европейцы обычно называют ацтекским императором. С языка науатль титул императора Уэй Тлатоани переводится примерно как «Великий Оратор»: тлатоке (аст. tlatoque, «ораторы») являлись аристократией, высшим классом общества. Власть тлатоани росла с возвышением Теночтитлана. Ко времени правления Ауицотля титул «тлатоани» уже можно считать аналогом императорского, но, как и в Священной Римской империи, он не передавался по наследству. C 1397 по 1487 гг. империю возглавлял Тлакаэлель (Tlahcaélel с науатля — «отважное сердце»). Он мог стать тлатоани. Тлакаэлель был племянником тлатоани Ицкоатля и братом Чимальпопоки и Мотекусомы Ильуикамины и носил титул «Сиуакоатль» как написано в рукописи Рамиреса, «что приказывал Тлакаэлель, осуществлялось как можно скорее». Это был жёсткий реформатор; он создал новую структуру управления страной, приказал сжечь большинство ацтекских книг, утверждая, что все они лживы, и переписал историю ацтеков. Кроме того, Тлакаэлель реформировал религию, поставив племенного бога Уицилопочтли на один уровень с древними богами Тлалоком, Тескатлипокой и Кетцалькоатлем. К его же подвигам относят (возможно, преувеличивая) введение обычая «цветочных войн» и установление постоянных человеческих жертвоприношений для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу. Эти установления послужили скорейшему падению ацтекской империи во времена Конкисты и похода Кортеса. К моменту Конкисты государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, от устьев рек Бальсас и Панукодо до земель майя. Отдельные колонии существовали на землях современных Гватемалы, Перу, Колумбии и Венесуэлы. С другой стороны, город-государство Тласкала на севере долины Пуэбло не подчинилось ацтекам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   ОБРАЗОВАНИЕ.

До четырнадцати лет обучение детей было в руках  их родителей. Существовало устное предание (набор мудрых наставлений), называемый уэуэтлатолли («речения стариков»), где были описаны морально-этические идеалы ацтеков. Имелись особые изречения на каждый случай: для приветствия, пожеланий при рождении ребенка, слова прощания при смерти. Отцы напоминали дочерям о необходимости быть привлекательными, но не пользоваться косметикой чрезмерно. Матери советовали своим дочерям поддерживать своего мужа, даже если он окажется скромным крестьянином. Мальчиков учили быть скромными, послушными и трудолюбивыми.

Юноши шли в школу  с 15 лет. Существовало два типа образовательных  учреждений: в училищах, именовавшихся «тепочкалли», обучали истории, религии, военному искусству, а также торговле или ремеслу (крестьянскому или мастеровому); в школах «кальмекак»), куда в основном ходили сыновья пилли, сосредоточивались на обучении вождей («тлактоков»), жрецов, ученых и учителей «тлатиними» и писцов «тлакуило». Они обучались ритуалам, грамоте, летосчислению, поэзии и, как и в «тепочкалли», боевым искусствам. Не вполне ясно, предназначались ли школы «кальмекак» исключительно для отпрысков «пилли» или нет: так, по некоторым источникам, молодёжь имела возможность выбирать, где именно обучаться. Вполне возможно, что обычный народ предпочитал «тепочкалли», так как простолюдину было легче возвыситься, используя свои воинские способности; стезя же жреца или «тлакуило» не могла обеспечить юноше столь же быстрого роста в обществе.

Девушек обучали  главным образом домашним ремёслам и приёмам воспитания детей, писать и читать их не учили. Для одарённых детей существовали две основные возможности: одних отправляли в дом песен и танцев, а других — в дом игры в мяч. Оба рода занятий имели высокий статус.

ПИСЬМЕННОСТЬ:

Пиктографическое  письмо с элементами иероглифики, которым  пользовались ацтеки, известно с 14 века. Материалом для письма служили кожа или бумажные полоски, складывавшиеся в виде ширмы. Определенной системы расположения пиктограмм не существовало: они могли следовать и горизонтально и вертикально, и методом бустрофедон (противоположное направление соседних "строк", т.е. серий пиктограмм) . Основные системы ацтекской письменности: знаки для передачи фонетического облика слова, для чего использовался так называемый ребусный метод; знаки иероглифического характера, передающие определенные понятия; собственно фонетические знаки, особенно для передачи звучания аффиксов. К моменту испанского завоевания, прервавшего процесс развития ацтекской письменности, все эти системы существовали параллельно, их употребление не было упорядочено. 
 
 

Информация о работе Из истории цивилизаций Америки