Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:19, реферат
Континент Америка с периода его открытия и до сих пор хранит в себе множество загадок. До завоевания континента европейцами это была самобытная сплоченность нескольких культур. Ученые углубленно занимаются изучением трех, наиболее ярких, цивилизаций, история которых насчитывает сотни лет - это древние цивилизации ацтеков, инков и майя.
ИЗ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ АМЕРИКИ.
Континент Америка с периода его открытия и до сих пор хранит в себе множество загадок. До завоевания континента европейцами это была самобытная сплоченность нескольких культур. Ученые углубленно занимаются изучением трех, наиболее ярких, цивилизаций, история которых насчитывает сотни лет - это древние цивилизации ацтеков, инков и майя.
Каждая из этих цивилизаций оставила для нас множество свидетельств своего существования, по которым мы можем судить об эпохе их расцвета и о внезапном упадке или частичном исчезновении вообще. Каждая культура несет в себе изученный и еще изучаемый огромный культурный пласт, выраженный
в творениях архитектуры, свидетельствах письменности, в останках ремесленного искусства, а также в дошедшем до нас языке. Сталкиваясь каждый раз с древней культурой Латинской Америки и не редко с современной, мы находим много интересного в ней и еще больше неразгаданного и окруженного ореолом мистики. Чего стоит один миф о сказочной стране "Эльдорадо". Многие фрагменты далекой эпохи существования цивилизаций инков, ацтеков и майя, к сожалению, навсегда утрачены, но остается многое, с чем мы непосредственно соприкасаемся, но оно также дает нам пути к разгадке многого, порой необъяснимого, нам, современным
людям, относительно искусства в целом тех далеких миров. Проблема изучения этих древних культур до недавних пор заключалась в "закрытости для глаз и умов
ученых всего мира" самой Латинской Америки. С большими препятствиями и интервалами в перерывах велись и ведутся работы, связанные с раскопками и поисками архитектурных сокровищ. Только в последнее время, за
исключением литературных сведений, расширен доступ к территориям и местам, связанных с обитанием на них древних племен и народов. Люди, побывавшие там и рассказывающие об увиденном, кажутся переполненными самыми
необычными впечатлениями от пережитого и увиденного. Они с упоением рассказывают о местах, где, якобы, когда-то совершались религиозные обряды, о древних индейских храмах, о многом, чего мы не могли бы себе ясно представить, не увидев наяву. Слушая их, представляешь и понимаешь все величие и ценность
памятников древних цивилизаций, они несут с собой поистине огромный слой информации, необходимой для осознания и правильного восприятия бытия наших предков и в целом истории развития человечества. Среди древних цивилизаций Америки можно выделить ацтеков, майя и инков. Корни этих
великих цивилизаций теряются в глубине веков. Многое остается неизвестным о них, но известно, что они достигли высокого уровня развития. Майя, ацтеки и инки имели огромные достижения в астрономии, медицине, математике, архитектуре и строении дорог. Майя имели очень точный календарь, хотя и не располагали телескопами и другими специальными устройствами для наблюдения за небом. Календари
ацтеков и инков очень похожи, между тем, на календарь майя. Ацтеки были народом очень воинственным, который в XIII веке обитал в долине Анауак, где сейчас
находится город Мехико, территория которая была впоследствии расширена в результате длительных завоевательных войн и превращена в основную политическую зону Теночтитлан, столицу ацтекского государства, численность населения которого была 60 тыс. человек до начала "конкисты". Имели ацтеки обширные знания в области астрономии, которые унаследовали от более древних культур. Цивилизация ацтеков наследовала также архитектуру пирамид, скульптуру и живопись. Ацтеки добывали и обрабатывали золото, серебро, уголь. Они построили множество дорог и мостов.
У ацтеков было развито искусство танца и множество видов спорта; театр и поэзия. Ониэ имели игру в мяч очень похожую на сегодняшний баскетбол. И, согласно легенде, капитану команды, которая однажды проиграла, отрубили голову.
У ацтеков было
очень хорошо поставлено
Ацтеки наиболее многочисленный индейский народ Мексики. Численность около 1,3 млн. человек. Язык - науатль. Большинство ацтеков - сельскохозяйственные и промышленные рабочие, лишь небольшая часть их сохранила старый хозяйственный уклад. Первоначально ацтеки были бродячим охотничьим племенем. История его
начинается с ухода во второй половине 12 века с мифической прародины - острова Астлан ("место цапель" - отсюда название племени) . После долгих скитаний ацтеки поселились на озеро Тескоко, перешли к земледелию и основали город Теночтитлан (современный Мехико) , ставший центром государства. Название ацтеки стало применяться ко всем носителям ацтекской культуры. В результате многочисленных завоевательных походов правителей Теночтитлана, ацтекская культура распространилась далеко за пределы долины Мехико. У ацтеков Теночтитлана, вплоть до испанского завоевания сохранялись старые племенные традиции, в том числе деление на 4 фратрии и 20 родов с выборными должностными лицами. На высшие должности избирались члены одной семьи, существовало рабство, с подвластных городов взималась дань. На озерах ацтеки развили оригинальные приемы земледелия - сооружение искусственных островков ("плавучие сады" - чинампа). Болота осушались с помощью сети каналов. Ацтеки выращивали несколько сортов кукурузы и бобов, кабачки, тыкву, томаты, зеленый и красный перец, масленичные культуры, хлопчатник. Из сока агавы изготовлялся опьяняющий напиток пульке. Ремесла (обработка камня и дерева, гончарное дело, ткачество) отделились от земледелия и достигли высокого развития. Орудия делались из камня, главным образом из обсидиана. Металл (медь, золото) шел на изготовление украшений. Города имели правильную планировку, связанную отчасти с разделом земли между родами на прямоугольные участки. Центральная площадь служила местом народных собраний. В Теночтитлане вместо улиц были каналы с пешеходными дорожками по сторонам - город был построен на острове посреди озеро Тескоко и соединен с берегом многочисленными дамбами и мостами. Питьевая вода подавалась по акведукам. Более всего почитались божества ветра, дождя и посевов связанные с земледелием, а также бог войны. Большое распространение у ацтеков имел ритуал человеческих жертвоприношений богу Уицилопочтли. Культура ацтеков впитала в себя богатые традиции народов, живших на территории Центральной Мексики, главным образом, тольтеков, миштеков и других. У ацтеков были развиты медицина и астрономия,
имелись зачатки
письменности. Искусство их переживало
расцвет в 14 - начале 16 вв. Основными
монументальными сооружениями были
четырехгранные каменные пирамиды с храмом
или дворцом на усеченной вершине. Дома
знати строились из адобов и облицовывались
камнем или штукатурились; помещения располагались
вокруг внутреннего двора. Стены культовых
зданий украшались рельефами, росписями,
узорной кладкой. Монументальная культовая
скульптура - статуи божеств, орнаментированные
алтари - поражает грандиозностью, тяжеловесностью
(статуя богини Коатликуэ высотой 2,5 м)
. Знаменит так называемый "Камень Солнца".
Всемирно известны реалистические каменные
скульптурные изображения голов: "Воин-
Орел", "Голова мертвого", "Печальный
индеец". Особенно выразительны небольшие
каменные или керамические фигурки рабов,
детей, животных или насекомых. На ряде
архитектурных памятников сохранились
остатки стенных росписей с изображениями
божеств или шествующих воинов. Ацтеки
мастерски выполняли украшения из перьев,
полихромную керамику, мозаику из камня
и раковин, вазы из обсидиана, тончайшие
ювелирные изделия. Богатая и самобытная
культура ацтеков была уничтожена в результате
испанского завоевания 1519-11521 гг
Культура ацтеков связывается с культурным комплексом, известным как науа из-за общего языка.
Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли в долину Анауак вокруг озера Тескоко с севера. Место расположения этих долины и озера известны наверняка — это сердце современного Мехико, но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков.
Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан, и принадлежали к последнему из семи науатлаков (аст. nahuatlaca, «говорящие на науатле»). По легенде, ацтеков вел бог Уицилопочтли, что означает «колибри левой стороны», «колибри-левша». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе на острове посреди озера и поедавшем змею, — образ из пророчества, гласившего, что именно в таком месте должно основать новый дом. Эта сцена — орел, поедающий змею, — изображена на мексиканском флаге.
Итак, в 1256 г. ацтеки остановились на скале, омываемой родником и окружённой зарослями ауэуете. Это был Чапультепек, тогда — лес. Перед ними простиралось озеро Тескоко.
К приходу ацтеков земли вокруг озера Тескоко давно были поделены между прибрежными городами-государствами. Признав верховную власть правителя города Аскапоцалько, ацтеки обосновались на двух небольших островах и построили Тлателолько (Тлальтелолько). Теночтитлан (город Теноча) был основан в 1325 г. Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место — центр Мехико.
Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, — большей частью от древних тольтеков (которых они могли путать с более древней цивилизацией Теотиуакана). Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля с мифическим городом Толлан (современная Тула, штат Идальго, Мексика), который они также отождествляли с более древними теотиуаканами.
Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными; среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой. Наша эра — Науи-Оллин, пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение, — избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля, что значит «весь в ранах» (самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в Солнце). Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом (букв. «место превращения в бога»), который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.
Другой миф описывает
Землю как создание двух богов-близнецов
— Тескатлипоки (аст. Tezcatlipoca) и Кетцалькоатля.
Тескатлипока потерял стопу при создании
мира, поэтому изображается без стопы
и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях
культа Кетцалькоатля также называют
белым Тескатлипокой.
ИМПЕРИЯ.
Ацтекская империя,
подобно большинству
ОБРАЗОВАНИЕ.
До четырнадцати лет обучение детей было в руках их родителей. Существовало устное предание (набор мудрых наставлений), называемый уэуэтлатолли («речения стариков»), где были описаны морально-этические идеалы ацтеков. Имелись особые изречения на каждый случай: для приветствия, пожеланий при рождении ребенка, слова прощания при смерти. Отцы напоминали дочерям о необходимости быть привлекательными, но не пользоваться косметикой чрезмерно. Матери советовали своим дочерям поддерживать своего мужа, даже если он окажется скромным крестьянином. Мальчиков учили быть скромными, послушными и трудолюбивыми.
Юноши шли в школу с 15 лет. Существовало два типа образовательных учреждений: в училищах, именовавшихся «тепочкалли», обучали истории, религии, военному искусству, а также торговле или ремеслу (крестьянскому или мастеровому); в школах «кальмекак»), куда в основном ходили сыновья пилли, сосредоточивались на обучении вождей («тлактоков»), жрецов, ученых и учителей «тлатиними» и писцов «тлакуило». Они обучались ритуалам, грамоте, летосчислению, поэзии и, как и в «тепочкалли», боевым искусствам. Не вполне ясно, предназначались ли школы «кальмекак» исключительно для отпрысков «пилли» или нет: так, по некоторым источникам, молодёжь имела возможность выбирать, где именно обучаться. Вполне возможно, что обычный народ предпочитал «тепочкалли», так как простолюдину было легче возвыситься, используя свои воинские способности; стезя же жреца или «тлакуило» не могла обеспечить юноше столь же быстрого роста в обществе.
Девушек обучали главным образом домашним ремёслам и приёмам воспитания детей, писать и читать их не учили. Для одарённых детей существовали две основные возможности: одних отправляли в дом песен и танцев, а других — в дом игры в мяч. Оба рода занятий имели высокий статус.
ПИСЬМЕННОСТЬ:
Пиктографическое
письмо с элементами иероглифики, которым
пользовались ацтеки, известно с 14 века.
Материалом для письма служили кожа
или бумажные полоски, складывавшиеся
в виде ширмы. Определенной системы расположения
пиктограмм не существовало: они могли
следовать и горизонтально и вертикально,
и методом бустрофедон (противоположное
направление соседних "строк", т.е.
серий пиктограмм) . Основные системы ацтекской
письменности: знаки для передачи фонетического
облика слова, для чего использовался
так называемый ребусный метод; знаки
иероглифического характера, передающие
определенные понятия; собственно фонетические
знаки, особенно для передачи звучания
аффиксов. К моменту испанского завоевания,
прервавшего процесс развития ацтекской
письменности, все эти системы существовали
параллельно, их употребление не было
упорядочено.