Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 16:21, реферат
Волга издавна служила торговым целям и являлась местом обмена товаров между русскими и восточными купцами. Еще в середине IX века на средней Волге сложился, как отмечает автор "Очерков Нижегородской ярмарки" В.П.Безобразов, "коммерческий центр", просуществовавший до нашествия монголо-татар на Русь. Впервые крупная ярмарка проводилась в Нижнем Новгороде во второй половине XIV века.
Мечеть. |
Армянская церковь. |
В 1820-е годы ярмарка значительно
повлияла на формирование прибрежной
зоны Нижнего Новгорода, особенно на застройку
Рождественской улицы. На ней стали строиться
многочисленные каменные дома, использовавшиеся
в ярмарочное время под гостиницы и трактиры.
К 1840-м годам улицы получили сплошную каменную
застройку, в которой выделились усадьбы
Голицыных и Строгановых - крупнейших
поставщиков железа на ярмарку. По оценке
историка М.П.Погодина, "улица... принадлежит
к числу лучших улиц не только в России,
но и в Европе. Много примечательных зданий
с большим вкусом".
В не меньшей степени преобразилась застройка
и набережной Благовещенской слободы,
расположенной на противоположной от
ярмарки стороне Оки. Здесь также была
предпринята попытка сформировать набережную
как сплошную линию двух- и трехэтажных
домов. С двух сторон от предмостной Благовещенской
площади велась каменная застройка и образовалась
целостная набережная протяженность около
1 км.
К середине XIX века ярмарка процветала.
С экономической стороны она показала
себя динамичным, постоянно развивавшимся
организмом, оказывавшим влияние на состояние
всей торговли России. Ярмарка сформировалась
как крупное торговое государственное
предприятие, вполне отвечавшее требованиям
городского образа жизни того времени.
К этому времени был образован уникальный
архитектурный ансамбль, который не имел
себе равных не только в русском, но и в
европейском градостроительстве XIX века.
Новая планировочная
структура ярмарки в 1860-1870-е годы.
Во второй половине XIX века,
в период бурного развития капитализма
в России, Нижегородская ярмарка получила
дальнейшее развитие.
В период 1850 -1860 годов после открытия Николаевской
железной дороги стоимость товаров, привозимых
на ярмарку увеличилась почти в 3 раза.
Ярмарка чутко реагировала на изменения
в международной жизни.
О международном признании Нижегородской
ярмарки говорит тот факт, что в 1866 году
ее посетило посольство США с целью укрепления
торговли с Россией.
Росту товарооборота ярмарки способствовало
развитие судоходства. В 1876 году число
паровых судов увеличилось до 500.
Увеличение привоза на ярмарку товаров
обусловило приток на нее огромного количества
людей. Так, в 1874 году на ярмарке ежедневно
находилось до 256 тыс.человек (для сравнения
напомним) что в Н.Новгороде в это время
было около 45 тыс.жителей).
По популярности Нижегородская ярмарка
была сравнима с крупнейшими международными
выставками. К примеру, на Лондонской выставке
1862 года побывало 6,2 млн.человек.
В 1850-е годы были проведены важные градостроительные
работы улучшена система дорог, создана
регулярная застройка вдоль набережных
обводного канала и Оки. Особое внимание
уделялось набережной Оки, вдоль которой
было проложено Московское шоссе.
Крестовоздвижнеческая часовня. Арх. А.П.Брюллов. 1852 г. Фото М.П.Дмитриева. Конец XIX в. |
На ней были построены две каменные
часовни - Крестовоздвиженская (1852 г.),
созданная по проекту петербургского
архитектора А.П.Брюллова, и Печерская
(1859 г.), спроектированная нижегородским
архитектором И.К.Кострюковым и возведенная
на средства нижегородского купца Ф.Целованьева.
В результате пожара 1857 года восточная
часть ярмарки сильно пострадала, вследствие
чего для этого района в том же году был
составлен проект, по которому данная
территория разделялась на четкие прямоугольные
кварталы. Новый каменный театр, проект
которого был утвержден в 1858 году, предполагалось
выстроить на большой площади и главным
фасадом обратить в сторону обводного
канала, а на углу площади было намечено
разместить здание цирка, боковым фасадом
выходившее на Театральную улицу.
Проект цирка был выполнен в 1859 году известным
петербургским архитектором В.П. Львовым.
Это был один из первых проектов стационарных
цирков в России.
В конце 1850-х годов была предпринята попытка
архитектурно-планировочного объединения
ярмарки с городом. По указу нижегородского
губернатора А.Н. Муравьева в 1861 году на
верхней террасе правого берега Оки была
построена часовая башня, ориентированная
на главную композиционную ось ярмарочного
ансамбля. Высота семиярусной башни достигала
50 м, а диаметр циферблата часов, которые
можно было видеть с ярмарки на расстоянии
1000 - 1200 метров, составлял 6,5 м. Интересная
по своему архитектурному построению
и использованию готических мотивов башня,
однако, оказалась композиционно изолированной
от города.
В 1860 году после неоднократных пожаров
был высочайше утвержден новый проект
генерального плана ярмарки, выполненный
губернским архитектором и инженером
Р.Я.Килевейном . По новому плану вся территория
ярмарки, расчленялась на четкие прямоугольные
кварталы с каменной и деревянной застройкой.
Ширина улиц была неодинаковой и зависела
от их значимости: наибольшую ширину имели
улицы, подходившие к гостиному двору
и ориентированные на культовые и общественные
сооружения. Самой широкой была улица,
являвшаяся продолжением моста через
Оку. Важным фактором развития ярмарки
стало открытие 1 августа 1862 года Московско-Нижегородской
железной дороги. Необходимо отметить,
что при этом строительстве одним "из
главнейших соображений, руководивших
Правительством при утверждении этой
дороги было соединение Нижегородской
ярмарки и Волжского бассейна с обеими
столицами". В 1860-е годы было предпринято
и новое культовое строительство. В 1866
году по проекту петербургского архитектора
Д.Гущина, утвержденному 17 июня 1865 года,
была построена на набережной Оки напротив
Главного дома самая крупная на ярмарке
часовня - Макарьевская.
Макарьевская часовня. Фото М.П.Дмитриева. Конец XIX века. |
Еще в 1858 году ярмарочное купечество
изъявило желание построить новый собор
в память посещения ярмарки императором
Александром II. Это нашло отражение в проектном
плане ярмарки 1860 года.
В 1862 году приступили к составлению проекта
Александро-Невского собора, и в начале
1864 года он был передан на рассмотрение
в Министерство путей сообщения. Автором
проекта собора являлся выпускник института
гражданских инженеров, губернский архитектор
Р.Я.Килевейн. 17 августа 1865 года проект
был утвержден в Синоде, но при рассмотрении
его в Министерстве путей сообщения было
установлено, что "при значительных
размерах он (собор) не удовлетворяет условиям
прочности". В ноябре проект в целом,
в том числе и фасады, был переделан, но
с сохранением тех же размеров. Этот переработанный
проект 18 ноября 1865 года и был высочайше
утвержден.
Но строительство Александро-Невского
собора не было начато. Сказалось отсутствие
средств для возведения столь огромного
здания. Строительство его оценивалось
в 200 тысяч рублей. Поэтому комитет по постройке
храма 12 мая 1866 года принял такое решение:
"... постройка может быть произведена
стоимостью вчерне на 100 тысяч рублей,
если уменьшить размер этого храма, не
нарушая общей пропорции и рисунка...".
В конце 1866 года разработка нового проекта
не столь дорогостоящего культового здания
была поручена молодому архитектору академику
Л.В.Далю, приехавшему в Нижний Новгород
в том же году. Л.В.Даль, занимавший должность
сверхштатного техника строительного
отдела, в начале 1867 года закончил свой
оригинальный проект.
Однако этот проект, направленный Далем
для получения звания профессора
Александро-Невский собор. Фото М.П.Дмитриева. Конец XIX века. |
архитектуры в Академию художеств,
не был одобрен. Таким образом, авторство
окончательного проекта Александро-Невского
собора не принадлежит ни Килевейну, ни
Далю. Г.В.Барановский, исследователь истории
архитектуры второй половины XIX века, основываясь,
по-видимому, на записке Килевейна с перечнем
его работ, создателем собора считает
петербургского архитектора И.С.Вишневского.
Однако никаких архивных материалов, говорящих
об участии в проектировании собора этого
архитектора, не обнаружено, как и самого
подлинного проекта.
В 1867 году Килевейн был назначен производителем
работ по возведению собора. Помощником
архитектора был Даль, проработавший на
постройке собора до начала 1874 года, когда
еще не были завершены даже основные каменные
работы.. Торжественная церемония закладки
Александро-Невского собора состоялась
18 августа 1868 года, а окончание всех работ
было осуществлено к открытию ярмарки
1881 года.
Кроме культовых строений, располагавшихся
на набережной Оки, на ярмарке была построена
в 1869 году по проекту Л.В.Даля недалеко
от железнодорожного вокзала еще одна
часовня. В начале 1870-х годов оно было перестроено
в Александро-Невскую церковь. Одновременно
со строительством культовых зданий менялся
архитектурный облик и рядовой застройки
вокруг гостиного двора. С начала 1870-х
годов здесь происходила замена деревянных
сооружений каменными зданиями. Причиной
послужили огромные пожары 1864 и 1872 годов
и указ о переходе вновь построенных каменных
зданий в собственность владельцев.
Трактиры были приметными местами на ярмарке.
Не случайно сюда приезжали известные
на всю Россию рестораторы: Никита Егоров,
поварское искусство которого сравнивалось
с французским, П.Барбатенков и другие.
Несмотря на существование биржи, которая
действовала лишь в качестве биржи труда)
вся торговля держалась на честном купеческом
слове и торговые сделки по-прежнему совершались
в трактирах, ресторанах и чайных.
Театральная площадь. Фото М.П.Дмитриева. Конец XIX века. |
Значительные преобразования
произошли в районе Театральной улицы,
которая получила новое официальное название
- Нижегородская. В 1878 году на ней было
закончено под руководством и по проекту
Килевейна строительство каменного театра
на 1600 мест, который назывался Большим
театром.
В 1860 - 70-е годы были проведены значительные
работы по благоустройству территории
ярмарки, из которых самой крупной явилась
прокладка водопровода с установкой фонтанов
перед Спасским собором и Главным домом.
В 1868 году ярмарочное купечество "выразило
желание устроить водопровод", и к 1870
году все работы под наблюдением Р.Я.Килевейна
и по проекту инженера Н.М.Бруннера были
закончены в соответствии с планом) по
которому центральный район ярмарки обеспечивался
водой. Для этого около Крестовоздвиженской
часовни по проекту Килевейна была построена
высокая водонапорная башня.
В 1860-е годы нижегородский купец Э.Шмит
выполнил освещение ярмарки 650 фонарями,
а к 1885 году было введено электрическое
освещение зданий, а впоследствии и улиц,
устроенное по инициативе инженера Н.В.Рюмина.
Ярмарка в 1860 - 70-е годы представляла собой
своеобразный торговый город с высоким
уровнем благоустройства и использованием
современных достижений строительной
техники.
Архитектурный ансамбль
ярмарки конца XIX - начала XX века.
Конец XIX - начало XX века можно
охарактеризовать как период экономического
расцвета Нижегородской ярмарки. ярмарки,
который к концу XIX века стабилизировался
в пределах 160-180 млн.рублей, в начале XX
века стал возрастать. Наивысшего уровня
он достиг в 1909 году, годовой оборот тогда
составлял около 200 млн.рублей. Этот период
был отмечен дальнейшим уплотнением застройки
ярмарки и повышением комфортности проживания
и обслуживания ее посетителей.
В 1886 году был утвержден последний план
Нижегородской ярмарки, по которому предполагалось
осуществить обширное каменное строительство
на свободной северо-западной территории,
простиравшейся до села Гордеевки. Около
армянской церкви проектировался большой
прямоугольной формы пруд.
Также намечалось сооружение каменных
складов на Сибирской пристани и территории
гостиного двора вдоль Бетанкуровского
канала и набережной Оки. К важным изменениям,
предусмотренным планом, надо отнести
расширение зоны, приспособленной для
развлечений. Ей отводилось обширное место
около Мещерского озера. На ее территории
находилось две плошали - Самокатная и
Новосамокатная - для увеселительных балаганов.
Главным зданием этой зоны должен был
стать цирк. По этому плану ярмарка застраивалась
до 1917 года.
Самым важным событием 1880 - 90-х годов в
развитии ярмарки как архитектурного
комплекса явилось строительство новых
зданий и реконструкция отдельных старых
в районе гостиного двора.
Спасский собор и колокольня. Фасады. Проект. Арх. П.Малиновский, Е. Мичрин. 1901 г. |
К середине 1880-х годов Спасский
собор и административные корпуса требовали
полной перестройки. Вопрос о сохранении
классицистического ансамбля в центре
ярмарки не ставился, и председатель Московского
архитектурного общества Н.В.Никитин высказал
мнение о необходимости его разрушения.
Основной причиной этого он считал не
столько конструктивную неустойчивость
здания, сколько несоответствие его архитектурным
вкусам данного времени. Но собор было
решено не разрушать, и в 1886 - 1889 годах были
проведены работы по его укреплению под
руководством Килевейна. Благодаря своему
инженерному таланту, Килевейну удалось
спасти и сохранить это прекрасное творение
Монферрана. К сожалению, подобное отношение
к зданиям проявлялось не всегда.
Когда в 1899 году угроза разрушения нависла
над колокольней при Спасском соборе,
его близость потребовала от архитекторов
П.П.Малиновского и Е.М.Мичурина создать
новую колокольню, стилистически сходную
с ним по своей архитектуре.
В 1906 году колокольня была выстроена. Подобная
перестройка ожидала и мечеть. Тенденция
разрушения целостности архитектурного
ансамбля, созданного Бетанкуром в 1824
году, в значительной степени проявилась
при перестройке Главного дома. В конце
1880-х годов в докладе комиссии по перестройке
Главного дома говорилось, что "никаким
ремонтом нельзя достичь того, чтобы дом
и флигеля были приспособлены к современным
требованиям ярмарки... Сочли более рациональным
разобрать существующее здание".
На конкурс было прислано 26 проектов из
десяти городов, в том числе 8 проектов
из Москвы, 5 - из Петербурга, 6 - из Нижнего
Новгорода.
Выбор жюри был остановлен на проектах,
выполненных в формах древнерусской архитектуры
XVII века. Древнерусский стиль наиболее
отвечал вкусам московского купечества,
которое было полновластным хозяином
на Нижегородской ярмарке.
Вид на Главный дом с площади. Фото М.П.Дмитриева. Конец XIX века. |
Первую премию получил проект,
выполненный архитекторами А.И. фон Гогеном,
Г.А.Трамбицким и К.В.Трейманом. Для строительства
дома была образована комиссия из числа
богатых нижегородских купцов: Н.А.Бугрова,
Я.Е.Башкирова, М.П.Курбатова и других.
Закладка здания состоялась 22 июня 1889
года. Главным строителем дома был К.В.Трейман,
его помощником - ярмарочный архитектор
Н.П.Иванов.
Строительство велось около года, и 15 июля
1890 года, в день открытия ярмарки, произошло
торжественное освящение нового Главного
дома. Перестройка здания обошлась купечеству
почти в 500 тысяч рублей. Здание имело грандиозные
размеры и входило в число крупнейших
пассажей России. Первый этаж занимали
70 крупных магазинов, второй - ярмарочная
контора и комитет, отделение госбанка,
почта, телеграф, а также ресторан с залом
и шестью кабинетами. Центральная часть
второго этажа была отдана под зал общественных
собраний, который получил название Гербового,
поскольку решетка его балкона была украшена
гербами губерний Российской империи.
Наряду с богатым архитектурным обликом
здание имело техническое оснащение и
благоустройство, соответствовавшие самым
высоким требованиям того времени. Помещения
его освещали 500 электрических ламп и 15
больших фонарей. Для этого рядом с Главным
домом было построено здание электрической
станции, впоследствии обслуживавшей
всю ярмарку. Имелись телефон, водопровод,
канализация, проезды к зданию были замощены,
вокруг него были разбиты скверы с газонами,
а площадь перед главным входом украшал
чугунный фонтан, установленный в 1869 году.
В это же время на берегу Бетанкуровского
канала было закончено строительство
около 20 каменных мануфактурных складов
в соответствии с планом ярмарки 1886 года.
В 1880 - 90-е годы на ярмарке было предпринято
каменное строительство народных столовых
( деревянные постройки их существовали
с 1871 года). Наиболее архитектурно оформленным
являлось здание двухэтажной столовой,
выстроенное в 1894 году на набережной Оки
между Макарьевской и Крестовоздвиженской
часовнями. К интересным архитектурным
сооружениям относились также многочисленные
пожарные депо.
В 1888 году в соответствии с последним планом
ярмарки завершилось строительство каменного
цирка. Поставленный в конце Нижегородской
улицы, он вместе со зданием театра являлся
основным местом культурного развлечения
публики. Цирк, именовавшийся цирком братьев
А.А. и П.А. Никитиных, состоял из основного
зала на 1000 зрителей, имевшего план в форме
круга диаметром 42 метра, и прямоугольного
выступающего объема, в котором размещались
подсобные помещения (архитектор Н.П.Иванов).