Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 16:21, реферат
Волга издавна служила торговым целям и являлась местом обмена товаров между русскими и восточными купцами. Еще в середине IX века на средней Волге сложился, как отмечает автор "Очерков Нижегородской ярмарки" В.П.Безобразов, "коммерческий центр", просуществовавший до нашествия монголо-татар на Русь. Впервые крупная ярмарка проводилась в Нижнем Новгороде во второй половине XIV века.
История Нижегородской ярмарки.
Ярмарка в XVII - первой половине XIX веков.
Волга издавна служила торговым целям
и являлась местом обмена товаров между
русскими и восточными купцами. Еще в середине
IX века на средней Волге сложился, как
отмечает автор "Очерков Нижегородской
ярмарки" В.П.Безобразов, "коммерческий
центр", просуществовавший до нашествия
монголо-татар на Русь. Впервые крупная
ярмарка проводилась в Нижнем Новгороде
во второй половине XIV века.
Панорама ярмарки. Литрография П.Н.Шарапова-И.Д.Сытина. 1877 г. |
История Нижегородской ярмарки
своими корнями уходит в далекий XVII век,
когда в 1641 году ярмарка была официально
утверждена у стен Макарьевского монастыря,
расположенного в 90 км от Нижнего Новгорода
вниз по реке Волге. В 1817 году после пожара
она была перенесена в Нижний Новгород.
Не случайно, что в течение многих десятилетий
ярмарка называлась по имени своей предшественницы
Макарьевской.
Макарьевская ярмарка прошла сложный
путь экономического развития от местного
сельского торга до всероссийской ярмарки.
Можно выделить три крупных периода ее
архитектурно-планировочного формирования.
Первый период: XVII - середина XVIII вв.
Размещение в многочисленных деревянных
балаганах, построенных на средства монастыря
и разбросанных подле монастырских стен.
Каких-либо изображений ярмарки этого
периода не сохранилось.
Второй период: середина
XVIII в. - 1804 г. Размещение по-прежнему
у монастырских стен, возведение нового
гостиного двора (1755 г.) и формирование
около него разветвленной системы улиц-рядов;
значительное увеличение размеров; становится
крупным международным торжищем.
Третий период: 1804 - 1816 гг. Перенос ярмарки
на новое место, за пределы г.Макарьева,
создание целостного архитектурного ансамбля;
главная ярмарка России.
Проектирование и строительство ярмарки на новом месте в 1804 - 1816 годах.
Экономическое благополучие торжиша нашло свое выражение в возведении огромного числа новых торговых помещений, соответствующих столичному характеру архитектуры и построенных на государственные средства по единому архитектурному замыслу. В этот короткий отрезок времени бурной экономической деятельности ярмарка постоянно находилась в процессе преобразований, что отражалось на ее дальнейшем проектировании с участием ведущих архитекторов России.
Общий вид центрального корпуса Макарьевской ярмарки. Гравюра конца XIX в |
Новый ярмарочный комплекс
по проекту располагался на большой, свободной
и незатопляемой территории к северо-западу
от Макарьева, на месте, избранном архитектором
И.Нимейером более 10 лет назад.
Автором как планировки всего комплекса,
так и отдельных ярмарочных зданий является
А.Д.Захаров - один из крупнейших русских
архитекторов начала XIX века, создатель
знаменитого Адмиралтейства в Петербурге.
Летом 1805 года на основании царского указа
от 24 февраля 1805 года началось строительство
первого образцового корпуса. Сооружение
основных зданий ярмарки было закончено
в 1810 году. На протяжении всего стоительства
(1805 - 1809) ярмарка не прекращала своего
существования.
Перевод Макарьевской
ярмарки в Нижний Новгород и ее размещение
во временных сооружениях (1817-1821 годы).
Вопрос о переводе ярмарки от
Макарьевского монастыря в более удобное
место уже давно был поставлен перед русским
правительством, так как ежегодные наводнения
причиняли повреждения ее строениям, разрушали
берег Волги и сокращали территорию ярмарки,
которой требовались новые значительные
площади для увеличивавшегося количества
товаров.
Возможное место строительства новой
Макарьевской ярмарки в начале XIX века
не ограничивалось г.Макарьевом.
Николай Петрович Румянцев |
Н.П.Румянцев, министр коммерции
в 1802 - 1811 гг., предлагал перенести ее в
Нижний Новгород. Видимо, не без ведома
Н.П.Румянцева в 1816 году "был сделан"
пожар, полностью уничтоживший все ярмарочные
постройки, за исключением одного каменного
корпуса. В том же году Н.П.Румянцев стал
главным инициатором устройства ярмарки
в Нижнем Новгородом.
Но окончательного решения о переносе
ярмарки принято не было. В выписке из
журнала Комитета министров от 27 января
говорится: "Учредить оную в нынешнем
году в Нижнем Новгороде единственно для
опыта...".
Несмотря на то что губернатор Быховец
в Петербурге выступал за размещение ярмарки
на правом берегу Волги, временную ярмарку
он разместил на стрелке. Причиной тому
был недостаток времени, так как к июлю
нужно было закончить все работы.
20 июля состоялось торжественное открытие
первого сезона Нижегородской ярмарки.
Автором проекта ярмарки стал нижегородский
архитектор И.И.Межецкий. Ярмарка имела
значительные размеры и была разделена
на две части узкой протокой. Первая часть
располагалась на песках. Она состояла
из корпусов, образовавших прямоугольную
сеть улиц с тремя квадратными площадями,
на центральную из которых вел деревянный
мост, соединявший ярмарку с городом. Выше
по Оке стояли еще три огромных (длиной
200 м) корпуса для сибирских железных товаров.
Вторую часть составляли торговые ряды,
полосой протянувшиеся на 2 км от берега
Волги до Кунавинской слободы.
Основная задача, поставленная нижегородским
губернатором Быховцем, была Межецким
выполнена: ярмарка успешно прошла, купцы
признали новое место удобным для торговли.
В рапорте от 16 сентября сообщал, что "все
купечество охотно соглашается, чтоб прочный
Гостиный двор был выстроен на сем самом
месте". С 1817 года и началось строительство
Нижегородской ярмарки. Определение места
для постройки постоянной ярмарки было
доверено А.А.Бетанкуру, показавшему себя
опытным инженером на многих крупномасштабных
работах как в России, так и в других европейских
странах. Бетанкур, прибыл в Н.Новгород
23 июля 1817 года.
Особое внимание Бетанкура привлекло
место на стрелке, которое по его мнению,
"соединяет в высочайшей степени все
удобности к устроению ярмарки".
Августин Августинович Бетанкур |
В отчете инженер так отозвался
об этом месте: "Самая поразительная
выгода сего местоположения состоит в
том, что можно воспользоваться временем
внутреннего судоходства и отправить
товары в обе столицы с присовокуплением
еще возможности отправить их в том же
году и за границу... ...Возвышая землю, назначенную
под лавки гостиного двора, вместе с тем
изрылись бы каналы, которые составят
из сего места маленькую Венецию. Сии каналы
долженствуют сообщаться с озерами, которые
соединятся с самою Волгою посредством
шлюзов, кои доставят способы судам доставлять
товары прямо к магазинам их хозяев".
После проведения кропотливой геодезической
и проектной работы, в которой участвовало
большое количество специалистов, а также
сложных административных мероприятий,
основная роль в которых принадлежала
А.А.Бетанкуру и Н.П.Румянцеву, Макарьевская
ярмарка была переведена в Нижний Новгород
и к 1821 году представляла собой крупный,
торговый комплекс, еще не получивший,
однако, целостного архитектурно-планировочного
построения.
Архитектурный ансамбль
ярмарки 1822 - 1824 годов.
После окончательного утверждения
места ярмарки на стрелке в 1817 году началось
строительство новых каменных сооружений
ярмарки. Это строительство шло одновременно
с проведением ярмарки во всех временных
балаганах.
Бетанкур был главным строителем ярмарки,
и "все, относившееся до устройства
ярмарки) по Высочайшей воле отдано было
в единственное и независимое распоряжение
генерал-лейтенанта Бетанкура". Выбор
архитектурного построения ярмарки полностью
зависел от Бетанкура, и он мог поручить
выполнение проекта любому архитектору,
служившему в комитете строений под его
руководством.
Автором проектов зданий ярмарки стал
архитектор Монферран, осенью 1816 года
приехавший в Россию из Парижа и состоявший
в должности начальника чертежной мастерской
Комитета строений.
С первых лет новой службы Монферран показал
себя талантливым архитектором и градостроителем.
Однако неоднократно делались попытки
принизить его роль как архитектора, ограничивая
ее рамками "искусного рисовальщика".
Об успешной работе Монферрана в области
архитектуры свидетельствуют и его первые
постройки: Манеж в Москве (1817 г.) - первая
совместная работа с Бетанкуром , который
разработал деревянные конструкции перекрытий
большого пролета, дом Лобанова-Ростовского
в Петербурге (1817 - 1819 гг.), а также назначение
его архитектором Исаакиевского собора
в Петербурге (1818 г.).
Огюст Монферран |
Для лучшего обзора трех административных
зданий архитектор удлинил главную площадь,
а также увеличил ширину входа на нее со
стороны Оки для лучшего обозрения портике
центрального корпуса. Кроме того, он увеличил
ширину улиц, проходивших вдоль ярмарки.Особое
внимание Монферрана привлекала соборная
площадь. Монферран сделал собор с мощным
и величественным силуэтом единственной
доминантой ярмарки. 15 июля 1822 года состоялось
открытие ярмарки во вновь построенных
зданиях. Это был целый город, занимавший
крупную территорию и имевший плотную
застройку.
На ярмарку приезжало не менее 150 тыс.человек,
в то время как в самом Н.Новгороде проживало
около 18 тыс. жителей. С трех сторон ярмарочная
территория была окружена широким подковообразным
каналом, а с четвертой стороны открывалась
на Оку. Площадь ее достигала 500 тыс. кв.м,
а сама торговая зона имела размеры 338
х 688 м.
Особый интерес представляли четыре корпуса
Китайских рядов. На ярмарку приезжало
много купцов из Азии, а чай из Китая являлся
одним из главных товаров. Монферран спроектировал
эти корпуса в духе китайской архитектуры,
хотя их общая композиция имела чисто
классическую основу.
Безусловно, самым красивым
сооружением всего ансамбля ярмарки этого
периода являлся сохранившийся до настоящего
времени Спасский собор, торжественная
закладка которого состоялась 20 августа
1818 года. Проектирование Монферраном Спасского
собора совпало по времени с проектированием
Исаакиевского собора в Петербурге. Это
обстоятельство не могло не способствовать
некоторому сходству их внешнего вида.
Кроме возведения многочисленных зданий
на ярмарке строились и инженерные сооружения
- каналы и целая система мостов, из которых
вызывал наибольшийший интерес и получил
восторженные оценки современников наплавной
мост через Оку. Длина его равнялась 510
метрам, и это был самый длинный мост в
России того времени.
Эскиз фасада Спасского собора. Чертеж О.Монферрана |
Для защиты ярмарочных строений
от весенних вод, заливавших всю территорию
стрелки, было создано значительное искусственное
основание высотой 3,5 метра. По широте
замысла и планировочному масштабу гидротехническая
система ярмарки была соизмерима лишь
с подобными сооружениями загородных
царских резиденций в Царском Селе и Петергофе.
На Нижегородской ярмарке впервые за все
время строительства ярмарок в России
были устроены санитарно-технические
помещения, была построена первая в России
подземная сводчатая канализация. Подобные
подземные работы к тому времени были
проведены лишь в Москве, где в 1816 - 1829 гг.
сооружались водоотводные подземные каналы
для подачи чистой воды в город.
Ярмарка во второй
половине XIX века.
Значение ярмарки как во внутренней,
так и во внешней торговле страны с каждым
годом увеличивалось. И прежде всего это
отражалось на росте ее товарооборота.
Так, в 1817 году стоимость привезенных сюда
товаров составила 24,1 млн.рублей, в 1840
году она почти удвоилась и в 1850 году достигла
56 млн.рублей. В середине века стоимость
привозимых на Нижегородскую ярмарку
товаров превышала 60% общей стоимости
товаров, прибывавших в Россию.
В 1840-е годы на ярмарку ежегодно приезжало
около 15 тыс. купцов, в том числе около
500 купцов из Западной Европы и Америки,
220 купцов из Средней Азии. Это соответствовало
населению крупного губернского города.
Всего в августе во время наибольшей активизации
торговли собиралось до 150-200 тыс. человек.
После смерти А.А.Бетанкура (14 июля 1824 года)
царским указом от 24 июля 1824 года было
объявлено, "чтобы управление работами
к окончательному устроению Нижегородской
ярмарки было поручено полковнику Бауса",
и в том же году Р.Р.Бауса вместе с архитектором
А.Л.Леером на основании утвержденного
плана разработал проекты новых зданий
и сооружений.
В проекте намечен широкий круг инженерных
мероприятий: устройство шлюза на канале,
соединявшем Мещерское озеро с обводным
каналом, трех шлюзов для соединения озера
с Волгой, создание новой шоссейной дороги,
которая должна была начинаться от моста
через Оку, проходить рядом с мечетью,
а также предполагалось укрепление "каменной
и деревянной обделки" берега Волги
на протяжении двух километров там, где
находилась главная пристань, и замощение
камнем всей площади ярмарки в пределах
обводного канала.
В архитектурном ансамбле ярмарки существенное
место отводилось колокольне. Она ставилась
на главной оси ярмарки, па площади за
собором, и еще более усиливала симметричное
построение комплекса, хотя в монферрановском
ансамбле доминирующую роль по-прежнему
выполнял Спасский собор: колокольня,
за исключением верхней части шпиля, не
просматривалась ни с одной точки гостиного
двора. В то же время со стороны канала
колокольня, закрывая собор, динамичным
силуэтом обеспечивала себе главное место
в панораме. В этом заключалась ее градостроительная
роль. Она являлась своеобразным маяком
для судов, которые должны были входить
в озера и коналы ярмарки с Волги.
Проект колокольни с жилым корпусом у Спасского собора. Арх. Леер. 1825 г. |
Колокольня, армянская церковь
и мечеть составляли со Спасским собором
целостный архитектурный ансамбль, который
Лееру удалось создать благодаря согласованию
пропорций отдельных их элементов.
В проект 1825 года было внесено существенное
изменение, а именно: Бауса нашел, что "устроение
судоходного пути от Волги к обводному
каналу через Мещерское озеро оказывается
совершенно бесполезным". Тем самым
не был выполнен один из главных компонентов
бетанкуровского замысла - вхождение судов
в большой канал непосредственно к торговой
зоне ярмарки. Если до 1827 года все внимание
архитекторов и инженеров было сосредоточено
на возведении главной части ярмарки -
гостиного двора, то в 1830-е годы они стали
заниматься проектированием окружавшей
его территории. В 1836 году архитектор "по
зданиям Нижегородского ярмарочного гостиного
двора" А.Л.Леер совместно с инженером
П.Д.Гетманом разработал генеральный план
ярмарки и выполнил проекты нескольких
зданий. Эти работы были предусмотрены
в связи с посещением ярмарки в этом году
императором Николаем 1, который дал распоряжение
об улучшении благоустройства ее территории.
Проектом предусматривалось построение
нескольких зданий, из которых наиболее
значительными были пакгауз и больница.
Проекты этих зданий были выполнены архитектором
А.Л.Леером в 1836 году, но рассмотрение и
утверждение их продолжалось в течение
1836 - 1839 годов. Эти каменные постройки представляли
собой типичные образцы провинциального
русского классицизма.
8 апреля 1839 года был утвержден план Нижнего
Новгорода и Кунавинской слободы, выполненный
первым городовым архитектором Г.И.Кизеветгером.
По проекту предполагались перепланировка
Нижегородского кремля как главного административного
центра города и создание верхней и нижней
волжских набережных с системой плошадей.
Важной частью проекта являлось обеспечение
удобной связи города с ярмаркой.
В 1830-е годы произошло разрушение важного
инженерного сооружения ярмарки - Пырского
канала. В 1834 году состояние канала было
бедственным. Инженер П.Д.Готман говорил
об устройстве шлюзов, что стоимость их
ремонта "будет значительно превышать
всю могущую производиться от них выгоду".
И в 1835 году канал решено было уничтожить.
Таким образом, водная система, созданная
Бетанкуром, просуществовала всего десять
лет. Нарушение связи Мещерского озера
и обводного канала с Пырским каналом
привело к тому, что "маленькая Венеция"
из единой инженерной системы превратилась
в два водных бассейна, которые наполнялись
водой лишь в весеннее время.