Содержание
- Введение
- Биография
- Основная
часть
А. Проблема периодизации.
Б. Проблема происхождения (образования)
Древнерусского государства.
В. Социально-экономический строй в
Древнерусском государстве
Г. Раздробленность в Древнерусском государстве
Д. Влияние монголо-татарского ига
Е. Образование централизованного государства.
Ж. Иван Грозный. Опричнина
З. Смута: причины и значения
И. Пётр I и его реформы
К. Роли личности в истории
Л. Экономика и её роль в истории
М. Генезис крепостного права
Н. Классовая борьба
О. История культура
П. Принципы освящение внешней политики
в истории
- Заключение
- Приложение (блок-схема)
Введение
Актуальность
избранной темы, а самое главное избранного
исследователя очень точно и ярко выразил
Сопредседатель Всемирного Русского Собора,
доктор исторических наук, профессор В.Н.
Ганичев:» …Его (учебника) качество тогда
было бесспорным. В самом сжатом виде представил
отечественную историю в учебнике И. Беллярминов
своим ученикам, дореволюционным читателям.
Прочитав и
изучив его, они довольно зримо могли представить
историю своих предков, историю России.
Она была населена людьми: правителями,
полководцами, духовными подвижниками,
героями и отступниками, гениями и злодеями…
Конечно, некоторые события, изложенные
в учебнике, ныне объясняются уже не так,
да и почти 80 последних лет не представлены
в книге. И всё-таки ценность её не уменьшалась,
а скорее возросла, ибо написана она человеком
знающим, опытным, горячо любящим своё
Отечество. …»
На мой взгляд
этот комментарий даёт нам чётко понять,
что Иван Иванович Беллярминов занимал
особую роль в исторической науке. Историк
принимает любую историю, вне зависимости
от прошлого, настоящего и будущего. Он
опирается на факты, понимает и осознает,
что на ход истории одинаково влияет политические,
экономические, социальные, географические,
этнографические и другие факторы исторического
процесса, их необходимости рассматривать
во взаимосвязи и взаимообусловности.
Но вне зависимости от истории, И. И. Беллярминов
продолжал любить свою родину. На этом
основании можно с уверенность сказать,
что Беллярминов в основу методологических взглядов было
положено, как и у Д.И. Иловайского, прагматическое
понимание истории, то есть приоритет
отдавался освещению хода политических
событий.
Но проблема
исследования Беллярминова в том, что
мы мало чего можем рассказать об этом
историке-писателе, так как кроме его литературы("Древний
Восток и древнейшее время Греции" (СПб.,
1908); "Руководство к древней истории"
(ib., 13-е ид., 1911); "Курс всеобщей истории"
(ib., 15-е изд., 1911); "Элементарный курс
всеобщей и русской истории" (ib., 39-е
изд., 1911); "Руководство к русской истории
с дополнениями из всеобщей" (ib., 21-е
изд., 1911); "Курс русской истории (элементарный)"
(ib., 14-е изд., 1910).) и нескольких строк в интернете
более ничего нет. Но, не смотря на это,
он всё равно является актуальным историком
в современной историографии.
Биография
Беллярминов Иван Иванович
- писатель-педагог (родился в 1837 г.). Получил
образование в Саратовской духовной семинарии,
в главном педагогическом институте и
окончил курс в Петербургском университете
по историко-филологическому факультету.
Преподавал педагогику в петербургском
историко-филологическом институте и
в Павловском институте; историю и латинский
язык - в 3-й и 6-й петербургских гимназиях.
От 1869 г. до 1908 г. состоял членом ученого
комитета министерства народного просвещения.
Составил учебники для гимназий, реальных
училищ и городских училищ.
Проблема периодизации.
Писатель делит периоды
по фактам (3 гл. Начало Русского государства.
Первые князья.; 6 гл. Начало Киево-Печерского
монастыря; 9 гл. Великий Новгород. Шведы
и ливонцы; 10 гл. Татарский погром и т.д.),
правителям, а также известным личностям
в Русской истории ( 22 гл. Богдан Хмельницкий;
25 гл. Михаил Васильевич Ломоносов).
Проблема
происхождения (образования) Древнерусского
государства.
И. И. Беллярминов
описывает образование Древнерусского
государства, по летописи, а именно :» у
ильменских славян и кривичей произошли
раздоры, роды враждовали между собой,
и управы не было. Тогда они собрались
на вече и решили избрать себе правителя
из иноземцев. Было отправлено посольство
в Варяжскую землю. Пришедши туда, послы
сказали варягам: « Земля наша велика и
обильна, а порядка в ней нет: придите княжить
и владеть нами» [1]. То есть историк
не отрицает , что пришли княжить на русскую
землю иноземцы, но и не отрицает, что до
их прихода были предпосылки к государственности,
были племена и старейшины, которые собирались
вместе на вече. «Отдельные роды и соседние
племена часто враждовали между собой;
на вечах также происходили ссоры и драки,
потому что каждый старейшина заботился
только о своём роде и не думал о благе
целого племени»[2]. Также Беллярминов
говорит о готовности к образованию государства,
чему свидетельствует наличие управления
родами - старейшина, а в некоторых племенах
были князья, а также были народные собрания
– вече.
- И.
И. Беллярминов «Курс Русской Истории» (элементарный) М. 1994 стр.8
- Там
же
Социально-экономический
строй в Древнерусском государстве
Главенствующую
роль в социально-экономическом строе
в ДРГ были князья, которые вели походы,
собирали дань. О торговли историк не говорит,
только о походах князей.
Раздробленность в Древнерусском государстве
Причина
раздробленности в престолонаследии :»
Ярослав перед смертью разделил Русь по
числу своих сыновей на 5 княжеств. Старшему
сыну Изяславу он отдал главное княжество
– Киевское и Новгородскую землю; следующему
сыну Святославу – главное после Киева
княжество Черниговское, а самому младшему
сыну Всеволоду досталось беднейшее княжество
– Переяславское. Так началось разделение
Руси, продолжавшееся около 500 лет»[1] Именно
эти причины, по мнению историка, самые
главное.
Влияние монголо-татарского ига
Несомненно
монголо-татарское иго вызвало культурный
застой. И правда, монголо-татары врывались
и грабили храмы , поджигали их. «Княжеское
семейство скрылось на хорах храма; не
найдя туда входа, татары обложили церковь
хворостом и подожгли»[2].Но также это влияние
способствовало объединению в единое
государство. Яркий тому пример, Куликовская
битва :» Куликовская победа не уничтожила
монгольского ига, но она укрепила в русском
народе уверенность, что Москва со временем
освободит его от татар»[3].
- И. И. Беллярминов «Курс Русской Истории» (элементарный) М. 1994 стр. 16
- Там
же стр. 24
- Там
же стр.34
Образование
централизованного государства.
На этот вопрос Беллярминов
дает несколько причин: первая, и самая
главная в том, что были ослаблены все
остальные княжества «Владимиро-Суздальское
княжество к концу 13 века раздробилось
на несколько уделов, принадлежавших семье
Ярослава Всеволодовича; таковы были уделы:
Тверской, Ярославский, Нижегородский,
Московский и т.д. Владимир считался стольным
городом, но он обеднел от татарских разорений,
и удельные князья, получившие титул великого
князя, приезжали во Владимир только для
совершения обряда восшествия на главный
российский престол, а сами по-прежнему
оставались жить в своем уделе»; вторая,
немало важная причина –это грамотная
политика московских князей, а именно
Ивана Калиты « Но особенно возвысилась
Москва при брате Юрия Иоанне Калите.
Иоанн был князь дальновидный и трудолюбивый.
Несмотря на бедность своего удела, он
благодаря бережливости сделался зажиточнее
других князе, на что указывает его прозвание
Калита ( т.е. мешок с деньгами) . Владимирский
митрополит, св. Пётр, объезжая свою паству,
сблизился с Калитой, полюбил его и стал
жить больше в Москве, чем в стольном городе.
Незадолго до смерти он склонил князя
построить в Москве каменную церковь
Успения Пресв. Богородицы и при этом пророчески
сказал ему :» Если послушаешь меня, сын
мой, то и сам прославишься более иных
князей, и город твой будет славен между
всеми городами русскими.»»[1].; третья
причина-это, конечно же, благоприятное
географическое положение :» Москва, подобно
другим русским городам, за исключением
Новгорода и Пскова, была окружена деревянными
стенами»[3].
- И.
И. Беллярминов «Курс Русской Истории» (элементарный) М. 1994 стр. 30
- Там
же стр.31
Иван Грозный. Опричнина
Отношение историка к этому персонажу,
как и многих других историков ( например,
Карамзин), это деление правления Ивана
IV на два периода. У Беллярминова первый
и второй период отделяет болезнь самого
царя. Вот, что он пишет:» Вскоре после
казанского похода Иоанн заболел. Опасаясь
смерти, он назначил наследником своего
сына, младенца Димитрия, и потребовал,
чтобы бояре присягнули ему. Возле комнаты
больного бояре начали спорить между собой:
одни хотели присягнуть Димитрию, другие
же говорили, что лучше быть государем
человеку взрослому. Сильвестр и отец
Адашева держали сторону непокорных. Впрочем,
к вечеру все присягнули Димитрию.
Но Иоанн слышал споры бояр и когда выздоровел,
то уже менее доверялся своим советникам.»[1].
Но после того, как скончалась Анастасия
Романова, его супруга и единственная
«оказывавшая благотворное влияние на
царя». Он стал подозрительным : всюду
видел заговоры, измену и начал казнить
бояр. Опасаясь всего этого Иван Грозный
переезжает в Александровскую слободy,
там он окружил себя отважными и преданными
дворянами, то есть опричниками.
« Опричники давали
царю клятву, что они будут повиноваться
только ему; ездя на коне, они привязывали
к своему седлу метлу и собачью голову
в знак того, что должны были как бы грызть
врагов царя и выметать из Русской земли
измену. Новых слуг царь жаловал поместьями,
одевал в платье, шитое золотом, и позволял
им буйствовать и обижать жителей. Изредка
только выезжая в Москву, царь прожил несколько
лет в Александровской слободе. Из опричников
он выбрал 300 человек, которым приказал
носить сверх золотого кафтана монашескую
рясу, а на голове- скуфью; в такую же одежду
он одевался сам; этих опричников он называл
братией, а себя –
1. И. И. Беллярминов «Курс Русской
Истории» (элементарный) М. 1994 стр. 41
игуменом.»[1] Таким образом, можно сказать,
что именно Иван Грозный приравнял бояр
и дворян. Он оттеснил бояр от всего и этим
всем стали дворяне.
Смута:
причины и значения
Причину смуты
Беллярминов видит сначала царствования
Федора Иоанновича, а именно то, что Федор
был настолько слаб здоровьем, что фактически
отдал свою власть боярской думе, во главе
которого был Борис Годунов (татарского
происхождения), возвысившийся при Иване
Грозном в опричнине , и самое главное,
что у Федора не было наследника. Вот, что
пишет историк :»Борис был человек умный
и правил государством так искусно, что
почти всё царствование Федора Иоанновича
Россия пользовалась спокойствием; но
в то же время произошли два события, сделавшиеся
позднее причиной больших смут, - это смерть
царевича Димитрия (1591) и начало прикрепления
крестьян к земле ( 1597).»[2] Значение смуты
для И. И. Беллярминова является
то, что на престол воздвигся дом Романовых.
Пётр
I и его реформы
Свою шестидесятую
главу Беллярминов назвал «Главнейшие
преобразования Петра» . В этой главе историк
рассказывает нам о реформах, но всё же
большую часть этой главы занимает о реформе
«внешности». « Прежде всего царь коснулся
внешности. Когда бояре собрались во дворец,
чтобы поздравить царя с приездом , он
принял их ласково, но во время разговора
с ними то тому, то другому собственноручно
обрезал бороды. Затем последовало запрещение
носить бороду всем, кроме крестьян и
- И.
И. Беллярминов «Курс Русской Истории» (элементарный) М. 1994 стр. 47-48
- Там
же стр.67
духовенства, а кто хотел сохранить её,
тот должен был платить особую пошлину.
Сам царь возвратился из-за границы в немецком
платье и вскоре издал указ, чтобы все
дворяне и служилые люди оставили длинное
русское одеяние и носили короткие немецкие
камзолы. Случалось , что Пётр сам обрезал
длинные рукава у своих придворных, говоря,
что они мешают работать, а в некоторых
городах воеводы не впускали в церковь
в старинном русском платье.»[1] Вторую
главенствующую роль историк отдал –
женщинам. « Со времени монгольского ига
женщины высшего сословия жили взаперти
в теремах, на улицах появлялись в колымагах
или с закрытым лицом и даже в церкви занимали
особые места, где их никто не мог видеть.
Чтобы положить конец затворничеству
женщин, Пётр приказал знатным устраивать
собрания, или вечера, куда могли являться
лица обоего пола; такие собрания назывались
ассамблеями.» [2] Не забыл Пётр и об государственном
управлении, об образовании. В основном
Беллярминов говорит о хозяйственной
части, бытовой (житейской).
Роли личности в истории
Именно личность
в истории делает историю, и это и есть
основная часть И.И. Беллярминова. У него
даже есть несколько параграфов о личностях,
которые его заинтересовали, к примеру,
его 64 глава посвящена М.В. Ломоносову,
в которой он рассказывает о его биографии.
Экономика и её роль в истории
На мой
взгляд, историк игнорирует, как и Д. И.
Иловайский, экономические проблемы. Он
больше склоняется к историческим личностям,
которые делают историю.
- И.
И. Беллярминов «Курс Русской Истории» (элементарный) М. 1994 стр. 67
- Там
же стр. 68
Генезис крепостного права
Как уже
говорилось, одной из причин смуты является
начало прикрепления крестьян к земле
(1597). Нельзя сказать, что писатель категорично
относится к крепостному праву, но всё
же не одобряет эту политику. Беллярминов
даже смеется над этим:» Вот тебе, бабушка,
и Юрьев день».[1] В 30 главе (Император Александр
II) в пункте «Главные преобразования»
историк в первую очередь говорит об отмене
крепостного права :» Под благотворном
влиянием воспитания и вследствие знакомства
с положением России в царственном юноше
укрепилось желание оставить Россию в
лучшем виде, чем тот, в котором он нашел
её при вступлении на престол. При восшествии
на престол Александра II около 22 миллионов
крестьян находились в крепостной зависимости.
В 1861 г., в день своего восшествии на престол,
именно 19 февраля, император подписал всемилостивейший
Манифест о прекращении крепостного права,
тяготевшего над русскими крестьянами
более 250 лет».[2] В конце этого параграфа
Беллярминов рассказывает о трагической
смерти императора и не понимает, как можно
было не любить столь великолепного императора,
который столько всего сделал для страны
:» Преобразования и вообще все деяния
императора улучшили жизнь русского народа.
Несмотря на это, в России появились злонамеренные
люди, которые покушались на жизнь государственных
сановников и наконец стали посягать на
жизнь самого царя».[3]
Классовая борьба
В своем
учебнике Беллярминов четкой точки
зрения не дает. Да, были
- И.
И. Беллярминов «Курс Русской Истории» (элементарный) М. 1994 стр. 48
- Там
же стр.94
- Там
же стр.100
разные классы, да, было неравенство,
да, было сложно многим сословиям. Но однозначного
ответа автор не дает. Лишь свою 22 главу
он посвящает Богдану Хмельницкому, в
которой говориться о быте казаков, а далее
про само восстание, которое рассказывается
как данное.
История культура