Христианизация Руси: освещение проблемы в советской историографии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 23:54, реферат

Краткое описание

Цели и Задачи:
1)Показать как складывались отношения церкви с правительством.
2)Найти причины обусловленные таким поведением правительства.
Способы достижения задач:
Показание на данном периоде времени как складывались отношения с церковью и как пути их решения находили священнослужители.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

                                                   Ведение  

Я выбрал эту  тему потому, что в наше время уже наступило возрождение духовности и православия русского народа, нашей страны, веры и поэтому я считаю, что раскрытие темы русской православной церкви это не менее важно, чем другие исторические события. 

Цели и Задачи:

1)Показать как  складывались отношения церкви  с правительством.

2)Найти причины  обусловленные таким поведением  правительства. 

Способы достижения задач:

Показание на данном периоде времени как складывались отношения с церковью и как пути их решения находили священнослужители. 

Описание в  литературе.

Только в последние  десятилетие стало возможным  узнать всю правду о существование  Православной русской Церкви в годы Светской власти.

Открылись закрыто ранее архивы, печатаются церковные летописи тех лет.

Православная  Церковь издает православные газеты и журналы, альманахи и книги. Светская литература в последние  годы широко освещает жизнь великих  деятелей и сподвижников Церкви. 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Оглавление  
 

1) Ведение……..…………………………………………………………….

2) Сфера деятельности православной церкви до революции……….……

3) Притеснение церкви со стороны временного правительства…………

4) Репрессии со стороны властей 1917-1939г……………………….....

5) Православная церковь во время второй мировой войны 1941-1945г

……………………………………………………………………………

6) Хрущевские гонения на церковь начало 50-60-х года …………….

7) 70-90г. Конец социалистического строя…………………………….

8) Заключение…………………………………………………………….

9)Список литературы……………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 

            
 
 
 
 
 

             Сфера деятельности православной церкви до революции.                               

До революции  русская православная церковь оказывала  влияние (и притом весьма значительное) практически на все области государственной, общественной и личной жизни людей. В частности, она выполняла такие чисто государственные функции, как регистрация рождений, браков и смертей, наблюдение за политической благонадежностью своих прихожан, религиозно-церковное обслуживание военных и заключённых, участие в судопроизводстве (принятие религиозной присяги) и т.д. Церковные были все праздники: не только государственные (рождественские и пасхальные каникулы, дни рождения и коронации царей и прочие), но и личные (день ангела или именины - день памяти святого, чьим именем назван человек).

Без церковной  санкции не проводилось ни одно важное общественное  мероприятие (открытие предприятия или учреждения, начало или окончание сельскохозяйственных работ, первый выгон скота на пастбище и т.д.) или личное дело (сооружение дома, рытье колодца и т.п.), не осуществлялась ни одна государственная акция: подписание договора, объявление войны или заключение мира. 

        

              
 
 
 
 

       Притеснение церкви со стороны временного правительства

2 марта 1917 г  император Николай II отрекся от престола, и власть перешла к Временному правительству. 6марта Святейший Синод по наставлению обер-прокурора В.Н.Львова, назначенного Временным правительством, уволил на покой митрополита Петроградского Питирима (Окнова) и Московского Макария (Невского) по их собственному прошению, подданному под давлением Львова, а также  архиеп. Тобольского, Варнаву (Накронина).

Вслед за этим стали  увольнять и других архиереев, которых  чаще всего обвиняли в поддержке старого режима. Отношения между Синодом и Временным правительством достигли крайней остроты.

15 апреля обер-прокурор  В.Н.Львов объявил указ Временного правительства о прекращение зимней сессии Синода и об увольнениях вех его членов, кроме архиеп. Финляндского Сергия (Старогородского). На летний сессии был избран новый Синод. Новый Синод под председательством архиеп Платона, вскоре возведенного в сан митрополита, пытался наладить отношения со Львовым и правительством 29.04.1917. Во время октябрьских боев в 1917 году в Москве митрополит вёл по поручению Собора переговоры с большевиками о перемирии и прекращении военных действий. 

                     

                          

                         
 
 
 
 
 
 
 

                           Репрессии со стороны властей 1917-1939г.

После переворота 25.10.1917 сразу же началась подготовка законодательства об отделении Церкви от государства. В Петербурге были закрыты дворцовые церкви, конфискована Синодальная типография. Среди первых священников первой жертвой Октябрьской революции пал злодейски убитый 31.10.1917г. священномученик прот. Петр Скипетров, настоятель Казанского собора в Петербурге, прот. Философ Орнатский, настоятель московского храма Василия Блаженного прот. Иоанн Восторгов, прот. Николай Конюхов, свящ. Петр Дьяконов из Пермской епархии, иером. Нектарий из Воронежа, Петроградский прот. Алексий Ставровский. Зверски замучены были тысячи священнослужителей, монахов и монахинь.     

7.11.1918 Патриарх  Тихон обратился с посланием к Совету народных комиссаров, в котором обличил власти в бедствиях, переживаемых русским народом, и писал о страданиях, выпадающих на их долю мучеников и исповедников. Гражданская война разделила страну на два противостоящих друг другу лагеря, затрудняла связь между Патриархией  и епархиальными архиереями, находящихся в городах занятыми белыми. Епархии Сибири и юга России перешли на самоуправление, организуя местные временные высшие церковные управления (ВВЦУ).

Серьезным потрясением  церковной жизни явилось повсеместное вскрытие мощей святых угодников Божиих. 14.02.1919 Наркомат юстиций издал постановление об организованном вскрытие мощей. Вскрытие проводили специальные  комиссии в присутствие священнослужителей, составлялись протоколы. Если в результате вскрытия обнаруживалось, что мощи сохранились в целостности, то это обстоятельство атеистической пропагандой выдавалось за сознательный обман и подделку.  Всего до июля 1920г было произведено 58 публичных вскрытий. 29.07.1920 было издано постановление СНК РСФСР о ликвидации мощей, которое стало затем проводится в исполнение.

За годы гражданской  войны число епископов Русской  церкви сильно сократилось: одни архиереи умерли естественной смертью, другие погибли, третьи оказались за пределами России.

По указу Политбюро 23.03.1922г был издан декрет об « изъятии церковных ценностей». Насильственная конфискация святынь вызвала волнение в народе, во многих случаях отряды милиции или красноармейцев стреляли в людей, пытавшихся отстоять святыни, проливалась кровь, что послужило поводом для арестов священнослужителей и мирян, некоторых обвиняли в подстрекательстве  к сопротивлению к властям. В.И.Ленин потребовал жесточайших расправ над священнослужителями.  В Москве 26.04.1922г начался процесс против большой группы благочинных, клириков и мирян, закончившийся   смертельными казнями. К суду вначале в качестве свидетеля, а потом обвиняемого, был привлечен Патриарх Тихон. Патриарха стали вызывать на допросы, 9.05.1922 он был подвергнут домашнему аресту на Троицком подворье. 19 мая Патриарха Тихон был переведен из  Троицкого подворья в Донской монастырь, некоторое время он содержался в тюрьме ГПУ на Лубянке.

10 июня в Петрограде  открылся процесс по делу «о  церковных ценностях» с 86 обвиненными. Трибунал приговорил митр. Вениамина, епископа Венедикта (Плотникова), архим. Сергия (Шеина), прот. Н.Чукова, прот. Л.Богоявленского, а также проф. Юрия (Новицкого), Иоанна (Ковшарова), проф. Н.Огнева, И.Елачича к расстрелу, других обвиняемых - к разным срокам лишения свободы, некоторые были оправданы. Четверо из приговоренных к смерти были помилованы, а священномученики митр. Вениамин, архим. Сергий и мученики Юрий  Новицкий и Иоанн Ковшаров были казнены.

Православная  церковь существовала в стране на полулегальном положении, а советская  власть в качестве  православной церкви России  признавала обновленческую группировку с её Синодом.

Июнь 1926- репрессии против духовенства продолжались. Многие из архиереев были высланы из епархиальных городов или сосланы на север, в Сибирь, Казахстан и Среднею Азию. Для некоторых своеобразной ссылкой были столичные города Москва и Харьков, откуда епископы не могли выезжать  в свои епархии. Главным местом заключения архиереев, священников и мирян в 20-хх гг. стал Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), устроенный в обители преподобных Савватия и Зосимы.

К 1926г. Там находилось 24 епископа, старшим они признали архиепископа Евгения (Зернова). От вновь прибывших на Соловки поступали вести о церковных нестроениях, обсуждавшегося с большой тревогой.

7 июля 1924 состоялось совещание с участием 17 архиереев на овощном складе. На нем была составлена «Памятная записка Соловецких епископов»,    и адресована правительству. В этом документе выражена лояльность советской власти и признание правомерности отделения церкви от государства. В это же время в нем подчеркнута мировоззренческая несовместимость христианского учения и коммунистической доктрины, ввиду её воинствующего атеизма. «Памятная Записка» соловецких епископов явилась одним из проектов официального обращения от лица Церкви к государственной власти.

В этой исключительно  сложной для Русской Церкви обстановке усилили свою разрушительную деятельность раскольники. Обстоятельства складывались для Церкви крайне тревожно, но в  апреле 1927г. Митрополит Сергий был освобожден и получил возможность вернуться к исполнению обязанностей Заместителя Местоблюстителя и даже переехать в Москву. У митрополита Сергия возникла надежда на возможность достижения приемлемого компромисса с властями. Характер компромисса обнаружился в его последующих действиях.

18 мая 1927г.  митр. Сергий созвал совещание  епископов, на котором был образован  Временный Патриарший Синод.  

В авг. 1927г. Патриарший Синод был официально зарегистрирован  и утвержден Наркоматом внутренних дел. Первое  заседание Синода состоялось 25.05.1927;в этот же день по епархиям было разослано постановление, в котором правящим архиереям предлагалось организовать при себе временные епархиальные советы и зарегистрировать их в местных органах власти.29.07.1927 вышло «Послание пастырям и пастве», подписанное митр. Сергием и членами Синода. В литературе оно получило название «Декларация 1927г». В «Послании» сообщалось церковному народу, что «теперь… православная Церковь в Союзе имеет не только каноническое, но и по гражданским законам вполне легальное центральное управление».В «Декларации» подчеркивалась патриотическая позиция Церкви в новых исторических условиях.                            

Лица, выступившие с критикой действий Заместителя Местоблюстителя и отделившиеся от него, делали это по разным причинам. Они, недовольные частыми перемещениями архиереев с кафедры на кафедру и их увольнениями считали, что митр. Сергий пошел слишком далеко по пути компромисса, хотя в принципе и сами считали необходимым добиваться нормализации отношений между Церковью и государственной властью. Другие выступили против митр. Сергия и изданной им и Временным Синодом «Декларации» потому, что не видели нужды торопиться, надеясь, что пройдет еще некоторое время и политическая ситуация  в стране решительно измениться в лучшую сторону. Третьи в исключительно трудных условиях потеряли чувство духовного равновесия, исполнились апокалипсической  тревоги  и уже не считали особенно важным делом сохранение церковной структуры. Они готовы были уйти в катакомбы.

В1929 г. Был отменен  нэп,  и началась принудительная  массовая коллективизация, сопровождавшаяся высылкой миллионом крестьянских семей в Сибирь и на север. В нач. 1929 г. За подписью Л.М. Кагановича

на места была отправлена директива, в которой  подчеркивалось, что религиозные организации являются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. Этим фактически была дана команда к широкому применению административных репрессивных мер в борьбе с религией. 8.04.1929 ВЦИК и СНК издали новое постановление «О религиозных объединениях». Этим постановлением священнослужители исключались из состава двадцаток(приходских советов , подлежащих регистрации); религиозным объединениям воспрещалась благотворительная деятельность; частное обучение религии, дозволенное декретом 1918 г. Об отделении Церкви от государства, интерпретировалось в предельно суженном объеме лишь как право родителей обучать религии своих детей. Началось массовое закрытие церквей. В 1928 г. РПЦ имела более 30 тыс. приходов (вместе с обновленческими, григорианскими и самосвятскими приходами-39 тыс. общин) – две трети от дореволюционного количества. В 1928 г. Было закрыто 534 церкви, а в 1929- уже 1119. В Москве из 500 храмов к 1.01.1930 оставалось 224, а через два года – только 87 храмов, находившихся  в юрисдикции Патриархии. Закрытые храмы использовались под производственные цеха, склады, квартиры и клубы, а мон-ри – под тюрьмы и колонии. Многие храмы уничтожались, разрушались православные святыни русского народа. В Москве в июле 1929 г. Была уничтожена часовня Иверской иконы Божией матери, в 1930 г.- Симонов мон-рь (см. Симонов Новый московский монастырь), в 1931 г. Был взорван храм Христа Спасителя. По всей стране с колоколен снимались колокола под предлогом того, что они мешают слушать радио. Иконы, в т.ч. древнего письма, сжигались тысячами, в газетах появлялись сообщения о том, как то в одной, то в другой деревне их сжигали целыми телегами. Сжигали богослужебные книги, при разгроме мон-рей гибли и археографические памятники, представлявшие исключительную культурную ценность, переплавлялась драгоценная церковная утварью Закрытие храмов и уничтожение святынь сопровождалось арестами священнослужителей, высылками и этапированием  в места заключения.

Информация о работе Христианизация Руси: освещение проблемы в советской историографии