Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:29, реферат
Викентий Константи́н Семёнович Калино́вский (белор. Касту́сь[1] (Вінцэнт Канстанцін) Каліно́ўскі, польск. Wincenty Konstanty Kalinowski, лит. Konstantinas Kalináuskas; 21 января (2 февраля) 1838, Мостовляны, Гродненский уезд, Гродненская губерния, Российская империя — 10 (22) марта 1864, Вильна, Виленская губерния, Российская империя) — революционный демократ, публицист, поэт, один из руководителей восстания на территории современных Белоруссии и Литвы.
Введение
1. Происхождения и семья
2. Биография
3. Публицистическая и издательская деятельность Калиновского
4. Историография о К. Калиновском
5. Память
Литература
Ссылки
Список литературы:
Введение
1. Происхождения и семья
2. Биография
3. Публицистическая и
4. Историография о К. Калиновском
5. Память
Литература
Ссылки
Список литературы:
План
Введение
1 Происхождения и семья
2 Биография
3 Публицистическая и
4 Историография о К. Калиновском
5 Память
Список литературы
Введение
Викентий Константи́н Семёнович Калино́вский (белор. Касту́сь[1] (Вінцэнт Канстанцін) Каліно́ўскі, польск. Wincenty Konstanty Kalinowski, лит. Konstantinas Kalináuskas; 21 января (2 февраля) 1838, Мостовляны, Гродненский уезд, Гродненская губерния, Российская империя — 10 (22) марта 1864, Вильна, Виленская губерния, Российская империя) — революционный демократ, публицист, поэт, один из руководителей восстания на территории современных Белоруссии и Литвы.
1. Происхождения и семья
Род Калиновских происходит из Мазовии (Польша)[2], где упоминается начиная с конца XV века. Впоследствии он разделился на 13 ветвей, внесённых в I и IV части родословной книги Виленской, Гродненской, Витебской, Волынской, Ковенской, Минской, Могилевской и Подольской губерний и в списки дворян Царства Польского. Предки Калиновского в течение почти ста лет владели поместьем Калиново на Браньской земле в приграничьи Белоруссии и Польши, но в 2-й половине 18 в. поместье было продано.[3].
Отец — безземельный шляхтич из Гродно, владелец небольшой ткацкой мануфактуры Семён Калиновский (белор. Сымо́н (Сямён) Каліно́ўскі, польск. Szymon Kalinowski); мать, Вероника Рыбинская, умерла, когда Константину было 5 лет. Константин Семёнович Калиновский родился в имении Мостовляны (ныне деревня в Гродненском районе Гродненской области Белоруссии) на Гродненщине.
Среди современных историков
нет единого мнения о национальной
принадлежности Калиновского. Одни считают
его белорусом[4][5][6], другие — поляком[7][8].
Современник К. Калиновского генерал-майор
В. Ф. Ратч в своем донесении виленскому
генерал-губернатору М. М. Муравьеву
утверждал следующее: «Константин
Калиновский с настроением
2. Биография
Окончил Свислочскую прогимназию
в 1856 г.[10] В 1856—1860 гг. учился на юридическом
факультете Петербургского университета.
В студенческие годы вместе со старшим
братом Виктором Калиновский активно
участвовал в деятельности студенческих
землячеств и в революционных
кружках, сблизился с Зыгмунтом
Сераковским, Ярославом Домбровским,
В. Врублевским. Мировоззрение Калиновского
складывалось в обстановке нарастания
крестьянского движения, под влиянием
идей русских радикально настроенных
публицистов Н. Г. Чернышевского, А.
И. Герцена и под воздействием
традиций польского национально-
Возвратившись на родину, Калиновский
вместе с Врублевским и другими
в 1861 создал революционные кружки в
Гродненской и Виленской
Калиновский активно поддерживал
национально-освободительную
Возглавив в 1863 восстание
в Белоруссии и Литве, Калиновский
выступил за широкое вовлечение в
борьбу крестьян, за распространение
восстания на Восток и на Север
от границ Северо-западного края. Крестьяне,
однако, в большинстве своём не
приняли восстание, а иногда даже
боролись вместе с царскими войсками
против отрядов Калиновского[14]. В
условиях жестоких действий правительственных
сил, находясь в глубоком подполье,
Калиновский руководил
Приговорённый к смерти, К. Калиновский продолжал борьбу, обращаясь к народу с «Письмами из-под виселицы». Из писем следовало, что Калиновский не признавал российскую или польскую власть своими для белорусов. Он призывал белорусский народ воевать «за своего Бога, за своё право, … за свою Родину».[15][16]
Казнён через повешение в Вильне на Лукишской площади.
3. Публицистическая и издательская деятельность Калиновского
В число печатного наследия
Калиновского входят семь выпусков белорусскоязычной
газеты-листовки «Мужицкой правды»
(белор. «Мужыцкая праўда»), «Письма
из-под висилицы» (белор. «Лісты з-пад
шыбельніцы»), а также польскоязычная
газета «Знамя свободы» (польск. Сһorągiew
swobody), в издании которой принимал
участие К. Калиновский. Кроме того,
известны революционные инструкции
и призывы, подготовленные под его
руководством.[3] В польской историографии
широко распространено мнение, что
«Письмо Яськи-хозяина из-под
Вильни к мужикам земли польской»
(белор. «Ліст Яські-гаспадара з-пад
Вільні да мужыкоў зямлі польскай»)
также относится к публицистике
Калиновского, в то же время большинство
белорусских исследователей придерживается
мнения, что авторство данного
письма не принадлежит революционеру.[3][
Широко распространено мнение,
что актуальные для крестьян вопросы
освещались в «Мужыцкай праўдзе»
предельно кратко, логично, последовательно,
иногда умышленно по-крестьянски
грубовато. Для газеты характерен агитационный
стиль, рассчитанный на среду малограмотных
и неграмотных крестьян[16][17]
4. Историография о К. Калиновском
В историографии восстанию
1863—1864 гг. посвящена многочисленная
и в то же время довольно противоречивая
литература, представленная преимущественно
польскими и российскими
Становление белорусской
историографии о данном восстании
произошло в 1920-е гг. В популярной
литературе того времени (в частности,
у В. Ластовского[21]) Калиновский
характеризуется как
Первый серьёзный научный
анализ событий восстания и взглядов
К. Калиновского был предпринят в
статьях и монографии Всеволода
Игнатовского. Он охарактеризовал восстание
как буржуазно-демократичное, а Калиновского
— как белорусского революционер-демократа,
идеолога левых «красных», который
по определенным вопросам был вынужденный
идти на компромисс с правым крылом
«белых». В то же время существовали
и другие оценки восстания: так, белорусский
советский историк Самуил Огурский
в своей книге «Нарысы па гісторыі
рэвалюцыйнага руху на Беларусі (1863—1917)»
заявлял, что восстание 1863 г. было организовано
польскими помещиками и католическим
духовенствам и проходило под
польскими шовинистическими лозунгами,
автор назвал Калиновского «мифическим
героем» и «польским
В послевоенный период значительный
вклад в разработку истории восстания
и научной биографии К. Калиновского
внесли белорусские историки Владимир
Перцев, Анатолий Смирнов, Иван Лущицкий,
Геннадий Киселёв, Сусанна Самбук. Были
сделаны выводы о враждебности К.
Калиновского польскому шляхетскому
национально-освободительному движению
и непризнании революционером руководящей
роли Варшавского комитета и его
программы. Калиновский был
С введение в научное употребление многотомного сбора документов и материалов, посвященных восстанию, произошло существенное уточнение сделанных ранее выводов. Так, историк А. Смирнов признал и положительно оценил постановку К. Калиновским вопроса об образовании самостоятельной Литовско-Белорусской республики. Однако во 2-м томе «Истории Белорусской ССР» (Минск, 1972) позиции белорусских революционных демократов по национальному вопросу накануне и во время восстания не упомянуты. Параллельно с этими процессами, в публикациях 1960-х гг. сформировлось и иное мнение. Так, М. Миско заявил, что К. Калиновский рассматривал Литву и Белоруссию как часть Польши и полностью разделял программу польского повстанческого правительства, которая предусматривала включение белорусско-литовских земель в состав Польского государства и сохранение помещичьего землевладения. При этом М. Миско полностью проигнорировал известные факты, которые свидетельствуют про острый конфликт Калиновского и Виленского повстанческого центра в целом с варшавским Центральным национальным комитетом[17].
Широко распространено мнение,
что данный конфликт явился следствием
несоответствия взглядов К. Калиновского
с программой Варшавского центрального
комитета. В частности, Калиновский
выступал за самостоятельность белорусско-
Калиновский «настойчиво
проводил идею самостоятельности Литвы»,
его партия «решила окончательно
избавиться от варшавской опеки». «Калиновский,
— писал Ратч, — принимал на себя
диктатуру. Варшавское правительство
должно было <…> получить сообщение,
что Литва и Белоруссия — самостоятельное
государство». По сведениям Ратча, успех
восстания Калиновский в
Далее М. Бич последовательно
приводит аналогичные мнения о К.
Калиновском секретаря
Калиновский «не хотел иметь никакого отношения к знати, а опирался только на народ. Связь Литвы с Польшей понимал только как федеративную — с полной независимостью Литвы. Не признавал сполна власть Центрального комитета, не желал принимать оттуда никаких приказов или поручений. Эта позиция Калиновского, которую не все в Комитете (ЛПК — М. Б.) полностью разделяли, была поводом для недоразумений»
«Это была натура вспыльчивая, но справедливая, без какой-либо тени лицемерия. Предан душой и сердцем народу, однако сторонник крайних революционных теорий, который не останавливаося даже перед развязыванием гражданской войны и думал, к тому же о самостоятельности Литвы. Был несравненным, образцовым конспиратором, душой Комитета… При первом знакомстве доказывал мне, что участие знати и помещиков в восстания не только не нужно, но и вредно. Народ сам завоюет себе свободу и потребует собственность у помещиков»
М. Бич указывает на то,
что крайнее обострение взаимоотношений
между ЛПК и ЦНК в конце 1862
г. засвидетельствовал член ЦНК Оскар
Авейде в своих показаниях следственной
комиссии в январе 1865 г.. В частности,
он сослался на факты удаления из состава
ЛПК варшавского комиссара
Схожие мнения о причинах конфликта широко распространены в польской и литовской историографии. В частности, их указывали В. Пшиборовский, А. Янулайтис, В.Кардович, К Канкалевский, С. Кеневич, редакция Польского биографического словаря и др. историки.[23]
Однако некоторые историки
предлагает другие объяснения этому
конфликту. Так, А. Гронский пишет, что
«Варшава подчинила себе часть территории,
ранее контролируемой из Вильно, и
стала собирать там деньги. Естественно,
полный амбиций и юношеского максимализма,
В.-К. Калиновский не мог стерпеть
то, что из под его контроля ушел
регион, который мог давать финансовую
поддержку. Этот факт белорусские историки
почему-то воспринимают как доказательство
проповедования К. Калиновским белорусских
идей. На самом же деле речь шла лишь
о неприятии Варшавы как