Историография о К. Калиновском

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:29, реферат

Краткое описание

Викентий Константи́н Семёнович Калино́вский (белор. Касту́сь[1] (Вінцэнт Канстанцін) Каліно́ўскі, польск. Wincenty Konstanty Kalinowski, лит. Konstantinas Kalináuskas; 21 января (2 февраля) 1838, Мостовляны, Гродненский уезд, Гродненская губерния, Российская империя — 10 (22) марта 1864, Вильна, Виленская губерния, Российская империя) — революционный демократ, публицист, поэт, один из руководителей восстания на территории современных Белоруссии и Литвы.

Оглавление

Введение
1. Происхождения и семья
2. Биография
3. Публицистическая и издательская деятельность Калиновского
4. Историография о К. Калиновском
5. Память
Литература
Ссылки
Список литературы:

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.33 Кб (Скачать)

 

В польской, российской (в  том числе советской) и некоторой  части белорусский историографии  восстание 1863—1864 гг. в Польше, Литве  и Белоруссии традиционно определяется как польское. Тем самым, по словам большинства белорусских авторов, игнорируются существенные его особенности  в белорусско-литовском регионе  и в первую очередь факт, что, как  указывает М. Бич в преддверии и в процессе восстания впервые  достаточно выразительно проявилось течение  белорусского национально-освободительного движения во главе с К. Калиновским. Исходя из этого в ряде публикаций белорусских историков оно применительно  к территории Литвы-Белоруссии не называется польским.[17]. Этот постулат, однако не принимают некоторые публицисты. Например, С. Шиптенко пишет, что «крестьяне уклонялись от участия в восстании, считая его дело польским и панским, массово выступив против мятежников, при организации Виленским генерал-губернатором гр. М. Н. Муравьёвым сельских караулов, то есть на народный элемент в крае смог опереться именно Муравьёв-Виленский, а не Калиновский»[25].

 

В свою очередь историк  М. Бич указывает на то, что недоверие  белорусских крестьян было вызвано  фактом поддерржки восстания местными польскими помещиками, ограниченностью  программы его руководителей  и лозунгом восстановления польского  государства. Кроме этого М. Бич  делает вывод, что на поддержку восстания  среди крестьянства повлияли лживые слухи, которые распространяла царская  власть и православная церковь —  «будто бы польские помещики восстали против русского царя за то, что он освободил  крестьян из крепостничества и стремятся  восстановить крепостной строй»[17]. Похожего мнения придерживается историк А. Грицкевич: «Православным крестьянам стали  внушать, что они „истинно русские  и должны помочь разгромить этот польский мятеж“. Раздали ружья — и  белорусы принялись стрелять белорусов.»[26] Существенно повлияли на крестьян и  те изменения в реализации реформы 19 февраля, на которые пошла власть в связи с восстанием[17].

 

Белорусский историк А. Гронский высказывает мнение, что фигура и  жизнь Калиновского, как и само польское восстание в значительной степени мифологизированы для придания им белорусских черт.

 

В10-е годы XX века, когда  еще были живы свидетели польского  восстания 1863—1864 годов, представители  белорусского национального движения не находили в восстании никаких  белорусских деятелей, в том числе  Викентия Константина Калиновского. В газете «Наша ніва» нет ни одного упоминания о нем. Калиновского попытались сделать белорусским  национальным героем лишь в конце  Первой мировой войны, то есть через  более чем 50 лет после его смерти, когда подавляющее большинство  очевидцев восстания уже умерло, и никто не мог опровергнуть утверждения  новых белорусских историков. Легенда  распространилась после крушения Российской империи в среде белорусских  сепаратистов, удачно, хоть и не без  трудностей, вписалась в советскую  историографию и, наконец, так же удачно перешла в новую националистическую концепцию истории, начавшую формироваться  в конце 80-х годов XX века. В Белоруссии конца XX столетия легенда о К. Калиновском  получила новое развитие.

Гронский А. Д. Кастусь  Калиновский: конструирование героя // Беларуская думка. № 2. 2008. С. 82-87.

С этой целью Калиновскому придумали новое имя — Кастусь (белорусское уменьшительное от Константин; по-видимому, «переименовал» Калиновского белорусский публицист Вацлав Ластовский), хотя никогда при жизни его  так не называли; в советской исторической литературе стала фигурировать сфальсифицированная  подпись Винцента Калиновского: историк  Анатолий Смирнов затёр в подписи  букву В и надписал букву К[26].

 

Первопричину мифологизации  Гронский видит в том, что к 1916 году (когда появились первые сообщения  о «белорусском» характере восстания) западная часть территории Российской империи находилась под немецкой оккупацией. Поэтому Ластовский, работавший на оккупированной территории, для  поддержания имиджа национального  героя подчеркнул антирусскую направленность деятельности Калиновского, а для  придания этой антирусскости белорусских  черт Константин (или Константы) стал у В. Ластовского Касцюком[27]. Позже  «Касцюк» трансформируется в «Кастуся», что и закрепилось до наших  дней[7]. По словам современного белорусского историка Я. И. Трещенка, «история польского (…) восстания 1863 года на белорусских  землях принадлежит к числу наиболее мифологизированных, тенденциозно искажаемых событий белорусского прошлого»[28]. Именно в силу создания искусственного мифа польский революционер Винцент  Константы Калиновский превратился  в «белорусского революционного демократа Кастуся Калиновского»[7].

 

Кроме того, Ластовский занимался  и прямыми фальсификациями текстов  В. Калиновского. Например, в оригинальном тексте Калиновского[29]:

Братья мои, мужики родные! Марыська, черноброва голубка моя

Тот же стихотворение у  Ластовского[27] превращается в:

Белорусы, братья родные!Белорусская  земелька, голубка моя

Автор делает вывод, что вся  «белорусскость» Калиновского сводится к выпуску на белорусском языке  нескольких газет с целью распространения  идей польского восстания среди  белорусских крестьян.

 

По мнению В. Вашкевича, выводы А. Гронского в статье «Кастусь Калиновский: конструирование героя» являются не более чем реанимацией старых теоретических положений советского историка С. Огурского. Вашкечич указывает  на то, что в публикации Гронского  присутствуют противоречия, свойственные его советским предшественникам, в частности, они проявляются  в авторской оценке социальных взглядов Калиновского. Вашкевич высказывает  мнение, что утверждения Гронского  про этническое польское происхождение  и религиозную индеферентность  К. Калиновского свидетельствуют о  «притягивании» фактов под конкретные выводы.[21]

 

По мнению кандидата исторических наук В. Голубева, в сегодняшней Белоруссии политика определяет историю. Историк  считает, что «Белорусское государство  сейчас меньше обращается к историческим фигурам, которые много сделали  для национально-освободительного движения. Более того пересматриваются официальные взгляды на таких  людей: выходят новые книги по истории, появляются документы, в которых  Кастуся Калиновского называют не белорусским  героем, а польским или вообще антироссийским деятелем» Голубев утверждает, что  подобные публикации определяет политика отдельных лиц, которые стоят  во главе Белоруссии.[30]

5. Память

В 1943 году в честь Кастуся  Калиновского была названа советская  партизанская бригада, являвшаяся одним  из наиболее активных соединений в  окрестностях Гродно и Белостока.[21]

В 1960-е годы в столице  Белоруссии городе Минске именем Константина  Калиновского названа улица в  микрорайоне Восток.

В 1995 году в систему государственных  белорусских наград введен орден  Кастуся Калиновского[31], описание которого было утверждено президентом страны 15 января 1996 г.[32]

В 1993 году была выпущена почтовая марка Белоруссии, посвященная Калиновскому.

Литература

Смирнов А. Ф. Кастусь Калиновский, Минск, 1963.

Гронский А. Д. Кастусь  Калиновский: конструирование героя // Беларуская думка. № 2. 2008. С. 82-87.

Ссылки

Проект «Сьвіслацкія аркушы — Кастусь Каліноўскі» (белор.)

Список литературы:

 По словам А. Кравцевича, доктора исторических наук, согласно  историческим документамкакие? данная  форма имени употреблялась в  семье Калиновского [1]

7 дней — газета для  всей семьи

 Мысліцелі і асветнікі  Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. Менск: Беларуская Энцыклапедыя, 1995. ISBN 985-11-0016-1

 А. Смалянчук. Кастусь  Каліноўскі ў польскай гістарычнай  традыцыі

 СНГ. Трудности национальной  и исторической самоидентификации

 Гісторыя Беларусі  канца XVIII — пачатку XX ст. у дакументах і матэрыялах. Хрэстаматыя / уклад., навуковы рэдактар А. Ф. Смалянчук. — Вільня: ЕГУ, 2007. С. 157

 Гронский А. Кастусь  Калиновский: конструирование героя  //Беларуская думка. — № 2. —  2008. — С. 82-87.

 Трещенок Я. И. История  Беларуси. Досоветский период. Часть  I. Учебное пособие. Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003

 Ратч В. Сведения  о польском мятеже 1863 г. в Северо-Западной  России. Вильна, 1867. // Каліноўскі К.  За нашую вольнасць. Творы,  дакументы / Уклад., прадм., паслясл., і камент. Г. Кісялёва. — Мн., 1999, с.151.

 История Беларуси: Словарь-справочник. Минск: Экономпресс, 2000. ISBN 985-6479-22-3

 История Белоруссии: вопросы  и ответы", Минск, изд. «Беларусь» 1993 г. Стр.55-58

 В. И. Толкачев. Эволюция  белорусской государственности  и национальная идея // Труд и  социальные отношения, 2005, № 2

 БСЭ

 Коялович М. О. Чтения  по истории Западной России. —  Мн.: Беларуская Энцыклапедыя, 2006. —  480 с.; Утрата С., диакон. Восстание  1863—1864 гг. и церковная жизнь в  Белоруссии (кандидат. дис.). — Жировичи, 2000; История Беларуси: С древнейших  времен до нашего времени. / И.  И. Ковкель, Э. С. Ярмусик. 4-е  издание. Минск, Аверсэв, 2004.

 Паноў С. В. Матэрыялы  па гісторыі Беларусі; пад навук.  рэд. М. С. Сташкевіча, Г. Я.  Галенчанкі. — Мн.: «Аверсэв», 2003. С. 168

 Гісторыя Беларусі (у  кантэксце сусветных цывілізацый). Вучэбн. дапаможнік / В.І. Галубовіч,  З. В. Шыбека, Д. М. Чаркасаў  і інш.; Пад рэд. В.І. Галубовіча  і Ю. М. Бохана. — Мн.: Экаперспектыва, 2005. — 584 с. ISBN 985-469-120-9. С. 256

 М. Біч. Паўстанне  1863—1864 гг. Кастусь Каліноўскі. // Гістарычны  Альманах том 6 / 2002

 Каліноўскі К. За  нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., і камент. Г. Кісялёва. — Мн., 1999. С. 242

 С. М. Токть Динамика  этнической самоидентификации населения  Беларуси в XIX — начале XX вв.

 В. В. Яновская. «Мужицкая  правда»

 Андрэй Вашкевіч. Як  Гронскі расправіўся над Каліноўскім

 Белазаровіч, В. А.  Гістарыяграфія гісторыі Беларусі : дапаможнік / В. А. Белазаровіч;  пад агульн. рэд. І.П.Крэня, А.  М. Нечухрына. — Гродна : ГрДУ, 2006. — 346 с. ISBN 985-417-858-7

 Смоленчук

 Гронский. Конструирование  героя

 Шиптенко С. А. Идея  автокефальности и униатства:  вчера и сегодня

 «Салідарнасць» Кастуся  Калиновского на самом деле  звали Викентий

 Ластоускі В. Выбраныя  творы /Уклад., прадмова і каментарьй  Я. Янушкевіча. — Мн., 1997.-С. 306—308

 Трещенок, Я. И. История  Беларуси. Ч.1. Досоветский период // Учебное пособие. — Могилев, 2003

 «Мужыцкая праўда»  і лісты «з-пад шыбеніцы»: Тексты  і каментарьй. — Нью-Йорк, 1980

 Мы еще вспомним  Калиновского // БДГ, 11 марта 2004

 Положение об ордене  Кастуся Калиновского

 Указ Президента Республики  Беларусь от 15 января 1996 г. № 26 «Об утверждении описания орденов,  медалей и нагрудных знаков  к почетным званиям Республики  Беларусь»


Информация о работе Историография о К. Калиновском