Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 14:20, контрольная работа
Декабристы были глубоко порядочными людьми, пройдя тяжкий путь испытаний, они никогда не вспоминали с сожалением об участии в освободительном движении, ибо любовь к отечеству и желание трудиться для блага России явилось побудительным стимулом в политической и общественной жизни. Характерными нравственными чертами декабристов были: преданность делу и товарищам, чувство собственного достоинства, рыцарство, душевная чистота, гражданский долг перед страной.
В отечественной историографии в исследованиях, посвященных проблеме генезиса декабризма, зарождения и формирования идеологии дворянских революционеров убедительно показано, что само движение декабристов было вызвано объективными предпосылками: противоречия российской действительности начала XIX в. способствовали созданию условий для образования тайных обществ, ставивших перед их участниками радикальные задачи - освобождение страны от крепостничества и самодержавия.
Подлежало упразднению прежнее сословное деление; все сословия "сливались в единое сословие - гражданское". Гражданские и политические права получали мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Вводилась всеобщая воинская повинность для мужчин в возрасте с 21 года сроком на 15 лет. Военные поселения ликвидировались. "Русская Правда" декларировала свободу слова, печати, собраний, занятий, передвижения, вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища, введение нового суда, равного для всех граждан, с гласным судопроизводством и правом обвиняемого на защиту. Однако предусматривались и определенные ограничения в пользовании некоторыми из этих прав. Категорически запрещались всякие общества и объединения, "явные и тайные", издателя и "сочинителя" могли привлечь к суду за произведения, нарушающие "правила нравственности" или подрывающие честь и достоинство граждан. В решении национального вопроса Пестель признавал право национального самоопределения только за польским народом, но при условии, что независимая Польша должна заключить "вечный союз" с Россией и провести у себя аналогичные с нею социально-политические преобразования. Остальные народы должны "слиться в единый народ".
По "Русской Правде", будущая Российская республика должна быть единым и нераздельным государством с сильной централизованной властью. Пестель был противником федерации, полагая, что она способствует развитию сепаратистских тенденций и тем самым ослаблению государства. В административном отношении Россия по его проекту подразделялась на области, те - на округа (губернии), округа - на уезды, а уезды - на волости.
Высшая законодательная власть в стране принадлежала Народному вече в составе 500 человек, избранному на 5 лет, а исполнительная - избираемой Народным вечем также на 5 лет Державной думе в числе 5 человек. Высшую контрольную ("блюстительную") власть должен был осуществлять Верховный собор из 120 человек, избираемых пожизненно. Распорядительная власть на местах передавалась окружным, уездным и волостным наместным собраниям, а исполнительная - окружным, уездным и волостным правлениям, избираемым сроком на 1 год.
"Русская Правда" Пестеля - самый радикальный конституционный проект декабристов. Но именно в силу своего крайнего радикализма он нес в себе значительные элементы утопизма, ибо радикализм заложенных в нем преобразований не соответствовал социально-экономическому уровню развития тогдашней России. Отсюда план проведения этих мер мог быть осуществлен лишь при наличии жесткой революционной диктатуры, на которую ориентировался Пестель.
В отличие от "Русской Правды" Пестеля конституционный проект Н. Муравьева предусматривал сохранение монархии, ограниченной конституцией. Кроме того, Н. Муравьев был противником строго централизованной государственной власти. Россия по его проекту должна стать федерацией из 14 держав и 2 областей (по второму варианту - из 13 держав и 2 областей) со своими "столицами" и самостоятельным управлением. Державы делились на уезды (или поветы), которых во всей федерации предполагалось 569, а уезды на волости по 500 - 1500 жителей мужского пола в каждой. Столицей федерации должен был стать Нижний Новгород, переименованный в Славянск. При определении федеративного устройства страны Н. Муравьев, однако, исходил не из национальных, а хозяйственно-экономических особенностей ее регионов.
Н. Муравьев проводил строгое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, что долженствовало стать, наряду с федеративным устройством, гарантией против возникновения в стране диктатуры. Высшим законодательным органом в будущей Российской федерации должно было стать двухпалатное Народное вече, состоявшее из Верховной думы (верхней палаты) и Палаты "представителей народных" (нижней палаты), избираемых на шесть лет. В каждой державе законодательным органом являлось Державное вече, состоявшее также из двух палат - Державной думы и Палаты выборных, избираемых на 4 года.
Избирательным правом могли пользоваться лишь мужчины, достигшие 21 года, имевшие постоянное место жительства, недвижимую собственность на 500 руб. серебром или движимую на 1 тыс. руб., которые исправно платили общественные налоги и не находились у кого-либо "в услужении". Чтобы быть избранным в местные и центральные органы власти, требовался еще более высокий имущественный ценз - до 30 тыс. руб. недвижимого или 60 тыс. руб. движимого имущества. Таким образом, высокий имущественный ценз давал доступ к участию в активной политической жизни страны имущим слоям населения.
Высшая исполнительная власть принадлежала императору. Он являлся верховным главнокомандующим, мог с согласия Верховной думы назначать министров и судей верховных судебных мест. При вступлении на престол император должен был принести присягу в верности и защите конституции. Он считался "первым чиновником государства". Ему выделялось "жалованье" в размере от 8 до 10 млн. руб. серебром в год, на которое он мог содержать свой двор. Однако придворные на время службы императору лишались права занимать государственные должности.
В проекте Н. Муравьева детально разработано преобразование судебной системы. Вводился гласный суд с присяжными, адвокатурой, состязательностью сторон. Суд объявлялся равным для всех граждан страны. Высшим судебным органом предполагалось Верховное судилище, в державах - державные судилища, а в уездах - уездные. Низшей судебной инстанцией являлся волостной "совестный суд".
Проект Н. Муравьева предусматривал упразднение сословной структуры общества, провозглашал всеобщее равенство граждан перед законом, защиту неприкосновенности личности и имущества, широкую свободу слова, печати, собраний, свободный выбор занятий. В отличие от Пестеля Н. Муравьев предусматривал неотъемлемое право граждан создавать различного рода объединения и сообщества. В проекте торжественно декларировалась ликвидация крепостного права. "Крепостное право и рабство отменяются, писал Н. Муравьев. - Раб, прикоснувшийся земли русской, становился свободным". Однако помещичье землевладение оставалось неприкосновенным ("земли помещиков остаются за ними"). Первоначально Н. Муравьев, как и некоторые другие декабристы, предполагал освободить крестьян совсем без земли, и лишь в последнем варианте он уже считал возможным предоставить бывшим помещичьим крестьянам усадьбу и по 2 десятины пахотной земли на двор. В более выгодном положении оказывались военные поселяне, государственные и удельные крестьяне: они получали те земли, которыми владели до этого. Н. Муравьев полагал, что в перспективе вся земля, в том числе и крестьянская надельная, должна стать частной собственностью их владельцев.
Обычно считают, что конституционный проект Н. Муравьева, более умеренный в силу якобы своей "классовой, дворянской ограниченности", стоит "ниже" пестелевского. Между тем он, по сравнению с проектом Пестеля, был реалистичнее, ибо более подходил к условиям тогдашней России. Еще в 1820 г. Н. Муравьев стоял за республику, но после глубоких размышлений и изучения тогдашнего состояния России, настроений широких народных масс пришел к выводу о целесообразности для России конституционной монархии. Введение им имущественного ценза при занятии государственных должностей, а также его вариант решения аграрного вопроса, по-видимому, преследовали цель опереться на состоятельные, активные слои населения, предоставляя им благоприятные условия для хозяйственного предпринимательства.
1824 - 1825 гг. отмечены активизацией деятельности декабристских организаций. Значительно возросла их численность преимущественно за счет военной молодежи. Вплотную была поставлена задача непосредственной подготовки военного восстания.
Весной 1824 г. в Петербург приезжает Пестель и ведет переговоры об объединении Южного и Северного обществ и о координации их действий в предстоящем восстании. Он настойчиво добивался объединения обоих обществ на идейной платформе "Русской Правды". Проект Пестеля вызвал бурные споры в Северном обществе, руководство которого (особенно Н. М. Муравьев и С. П. Трубецкой) выступало против предлагаемого Пестелем введения на 10 лет диктатуры Временного революционного правительства, его аграрного проекта с "разделением земель", отстаивало идею Учредительного собрания и федеративного принципа устройства будущей России. Важным препятствием к объединению служили и опасения "честолюбивых", "диктаторских" замыслов Пестеля. Хотя организационного объединения обоих обществ и не произошло, однако важным результатом переговоров Пестеля с Северным обществом явилась договоренность о совместном выступлении, намечавшемся на лето 1826 г., и о выработке компромиссного варианта конституционного проекта.
Предполагалось начать восстание в Петербурге, "яко средоточии всех властей и правлений", выступлением гвардии и флота, затем изгнать царскую фамилию "в чужие края" (за исключением императора, который должен быть взят под арест до решения вопроса о форме правления - конституционной монархии или республики), созвать Сенат, "дабы чрез него обнародовать новый порядок вещей". На периферии - в армии и в губерниях - члены тайного общества должны оказать военную поддержку восстанию в столице. Это было, по свидетельству Пестеля, "главнейшее мнение". Но руководство Васильковской управы Южного общества (С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин) выдвигало и другой план революционного переворота начать восстание не в Петербурге, а на периферии. По их плану, во время царского смотра войск члены тайного общества, переодетые в караульных солдат, должны захватить и убить царя, после чего поднять войска, обнародовать две прокламации - к войску и народу о целях восстания, затем двинуться в двух направлениях - на Киев и Москву, присоединяя к себе по пути другие войска. Васильковская управа пыталась дважды привести в действие этот план во время царских смотров войск - в 1823 г. в Бобруйске и в 1824 г. в Белой Церкви, но в обоих случаях по настоянию Пестеля, считавшего, что тайное общество к этому не готово, она отказалась от своих замыслов. Новый план захвата царя в 1825 г. во время смотра войск в Белой Церкви, уже санкционированный Пестелем, не осуществился потому, что Александр I, узнав из доносов о готовящемся против него заговоре, отменил смотр.
В 1823 г. члены Южного общества вошли в контакт с Польским патриотическим обществом. В 1825 г. с ним было заключено после длительных переговоров соглашение о поддержке выступления декабристов польскими революционными силами.
В августе - сентябре 1825 г., во время летних лагерных сборов в местечке Лещине (близ Житомира) в состав Южного общества влилось Общество соединенных славян. Начало этой организации положили братья Андрей и Петр Борисовы основанием в 1818 г. "Общества первого согласия", переименованного ими затем в "Общество друзей природы". Члены этого сравнительно небольшого кружка ставили своей первоначальной задачей "усовершенствование себя в науках, художествах и добродетелях". По существу, это был просветительский кружок. В 1823 г. в Новоград-Волынске братья Борисовы познакомились с политическим ссыльным поляком Юлианом Люблинским, человеком образованным и имевшим большой опыт конспиративной работы. Совместно они определили организационные принципы и основные программные требования новой организации, получившей отныне название "Общество соединенных славян". В "Клятвенном обещании" и "Правилах" тайного общества, которые можно считать их программными документами (собственно политической программы этого тайного общества еще не существовало), выдвигались требования бороться против крепостничества и деспотизма, за создание республиканской федерации 10 славянских государств: России, Польши, Богемии, Моравии, Сербии, Далмации, Кроации, а также Венгрии, Валахии и Молдавии (венгров, молдаван и румын члены общества тоже причисляли к славянам). Будущее общественное устройство в славянской федерации мыслилось как всеобщее гражданское равенство при республиканском правлении. Объединившись с Южным обществом, "Соединенные славяне" составили в нем особую Славянскую управу, в которой к концу 1825 г. насчитывалось уже свыше 50 членов.
В конце 1825 г. члены Южного общества развернули агитационную работу среди солдат с целью подготовки их к предстоящему военному выступлению. Агитация велась через доверенных унтер-офицеров и солдат раскассированного после возмущения 1820 г. Семеновского полка, хорошо известных некоторым членам тайного общества по своей прежней службе в этом полку. Им говорили о предстоящем выступлении и о "перемене правительства", в результате чего "убавят им лета их службы, прибавят жалованье, уменьшат строгость, чрез которую они так мучимы бывают". Эта агитация, как установлено следствием, находила горячий отклик у солдат.
Летом 1825 г. к Александру I поступил донос о существовании заговора в войсках, расположенных на юге России. Однако доносчик, кроме факта заговора, не смог назвать имен его участников. Был разработан план их выявления и ареста. Руководство всем этим делом было возложено на Аракчеева, который в силу "семейных обстоятельств" не выполнил возложенной на него задачи, а в сентябре 1825 г. вообще устранился от государственных дел. Осенью 1825 г. поступили к царю новые доносы, в которых сообщались и имена некоторых членов Южного и Северного обществ. 10 ноября Александр I, находясь в Таганроге и будучи тяжело больным, отдал приказ об аресте выявленных членов тайного общества. Однако последовавшая 19 ноября смерть императора несколько отсрочила начало репрессий; вместе с тем она ускорила выступление декабристов, которые решили воспользоваться создавшимся междуцарствием.
Основными обсуждавшимися проектами стали «конституция Н.М. Муравьева» и «русская правда П.И. Пестеля». «Конституция» отражала взгляды умеренной части декабристов, «Русская правда» -радикальной.
Н.М. Муравьев выступал за конституционную монархию- политическую систему, в которой исполнительная власть принадлежала императору (наследственная власть царя сохранялась для преемственности), а законодательная- парламенту («народное вече»). Избирательное право граждан ограничивалось довольно высоким имущественным цензом. Таким образом, из политической жизни страны исключалась значительная часть малоимущего населения.
П.И. Пестель безоговорочно высказался за республиканский государственный строй. В его проекте законодательной властью обладал однопалатный парламент, а исполнительной – «державная дума» в составе пяти человек. Ежегодно один из членов «державной думы» становился президентом республики. П.И. Пестель провозгласил принцип всеобщего избирательного права. В соответсвии с идеями П.И. Пестеля в России должна была быть учреждена парламентская республика с президентской формой правления. Это был один из наиболее прогрессивных политических проектов государственного устройства того времени.
В решении важнейшего для России аграрно- крестьянского вопроса П.И. Пестель и Н.М. Муравьев единодушно признали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян. Эта идея красной нитью проходила через все программные документы декабристов. Однако вопрос о наделении крестьян землей решался ими по- разному.
Н.М. Муравьев, считая помещичью собственность на землю неприкосновенной, предлагал передать во владение крестьянам приусадебный участок и по две десятины пахотной земли на двор. Этого было явно недостаточно для ведения рентабельного крестьянского хозяйства.
По мнению П.И. Пестеля, необходимо было создать общественный фонд из государственной, монастырской и части конфискованной у помещиков земли для предоставления всем желающим надела, достаточного для «пропитания», т.е. для обеспечения прожиточного минимума. Так, впервые в России был выдвинут принцип распределения земли по трудовой норме, что гарантировало защиту граждан от нищенства и голода. Земля из общественного фонда не подлежала продаже и залогу. П.И. Пестель не отрицал идею частной собственности на средства производства, в том числе и на землю. Поэтому половина земельного фонда страны, по его проекту, оставалась в частной собственности. Она могла покупаться, продаваться и закладываться. Владение этой землей должно было обеспечивать рентабельность и товарность хозяйства. В аграрном проекте П.И. Пестеля причудливо переплетались элементы социалистического и капиталистического способов производства.