Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:05, реферат
Весной 1845 года, когда Энгельс приехал в Брюссель, Маркс, уже открыл для
себя и устно излагал своему другу и соавтору положения нового философского
мировоззрения.
Идеология марксизма.
Весной 1845 года, когда Энгельс приехал в Брюссель, Маркс, уже открыл для
себя и устно излагал своему другу и соавтору положения нового философского
мировоззрения.
Учение об отчуждении и присвоении
человеком собственной
экономических причинах и возможностях устранения эксплуатации и порабощения
людей, явилось огромным шагом на пути создания целостного мировоззрения.
Однако перспективы будущего, а также история общества были нарисованы в
«Экономическо-философских
образной философской форме. А именно, почти не просматривался практический
«путь к будущему» и не объясненным оставался «путь из прошлого» — причины,
механизмы, источники отчужденного труда. Получалось, что для практической
реализации идеалов, ярко и полно намеченных в философской картине
«целостного человека», недоставало подлинной научной основы понимания того,
каким образом эти идеалы достижимы. Ответ на эти вопросы был получен на путях
разработки и обоснования
Диалектический материализм.
Великая заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь
природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном
движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть
внутреннюю связь этого
диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый
дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У
Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть
под мистической оболочкой
Философия Гегеля говорила о развитии духа и идей, она была идеалистической.
Из развития духа она выводила развитие природы, человека и людских,
общественных отношений. Маркс и Энгельс, удержав мысль Гегеля о вечном
процессе развития, отбросили предвзятое идеалистическое воззрение;
обратившись к жизни, они увидели, что не развитие духа объясняет развитие
природы, а наоборот - дух следует объяснить из природы, материи. В
противоположность Гегелю и другим гегельянцам Маркс и Энгельс были
материалистами. Взглянув материалистически на мир и человечество, они
увидели, что как в основе всех явлений природы лежат причины материальные,
так и развитие человеческого общества
обусловливается развитием
производительных сил.
Начиная с 1844—1845 гг., когда сложились взгляды Маркса, он был
материалистом, в частности сторонником Л. Фейербаха, усматривая и
впоследствии его слабые стороны исключительно в недостаточной
последовательности и
“составляющее эпоху” значение Фейербаха Маркс видел именно в решительном
разрыве с идеализмом Гегеля и в провозглашении материализма, который еще “в
XVIII веке особенно во Франции был борьбой не только против существующих
политических учреждений, а вместе с тем против религии и теологии, но и
против всякой метафизики”. “Для
Гегеля,— писал Маркс,—
который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть
демиург (творец, созидатель) действительного... У меня же, наоборот,
идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую
голову и преобразованное в ней”. В полном соответствии с этой
материалистической философией Маркса и излагая ее, Энгельс писал в “Анти-
Дюринге”: “...Единство мира состоит не в его бытии, а в его материальности,
которая доказывается... долгим и трудным развитием философии и
естествознания... Движение есть форма бытия материи. Нигде и никогда не
бывало и не может быть материи без движения, движения без материи... Если
поставить вопрос, что такое мышление и познание, откуда они берутся, то мы
увидим, что они — продукты человеческого мозга и что сам человек — продукт
природы, развившийся в известной природной обстановке и вместе с ней. Само
собою разумеется в силу этого, что продукты человеческого мозга, являющиеся в
последнем счете тоже продуктами природы, не противоречат остальной связи
природы, а соответствуют ей”. “Гегель был идеалист, т. е. для него мысли
нашей головы были не отражениями более или менее абстрактными действительных
вещей и процессов, а, наоборот, вещи и развитие их были для Гегеля
отражениями какой-то идеи, существовавшей где-то до возникновения мира”. В
своем сочинении “Людвиг Фейербах”, в котором Энгельс излагает свои и Маркса
взгляды на философию Фейербаха и которое Энгельс отправил в печать,
предварительно перечитав
вопросу о Гегеле, Фейербахе и материалистическом понимании истории, Энгельс
пишет: “Великим основным вопросом всякой, а особенно новейшей философии
является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе... что чему
предшествует: дух природе или природа духу... Философы разделились на два
больших лагеря, сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые
утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, так
или иначе признавали сотворение мира,
...составили идеалистический
же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам
материализма”. Всякое иное употребление понятий (философского) идеализма и
материализма ведет лишь к путанице. Маркс решительно отвергал не только
идеализм, всегда связанный так или иначе с религией, но и распространенную
особенно в наши дни точку зрения Юма и Канта, агностицизм, критицизм,
позитивизм в различных видах, считая подобную философию “реакционной”
уступкой идеализму и в лучшем случае “стыдливым пропусканием через заднюю
дверь материализма, изгоняемого на глазах публики”.
В особенности надо отметить взгляд Маркса на отношение свободы к
необходимости: “слепа необходимость, пока она не сознана. Свобода есть
сознание необходимости”. Основным недостатком “старого”, в том числе и
фейербаховского, материализма Маркс и Энгельс считали то, что этот
материализм был «преимущественно механическим», не учитывая новейшего
развития химии и биологии; то, что старый материализм был неисторичен,
недиалектичен (метафизичен в смысле антидиалектики), не проводил
последовательно и всесторонне точки зрения развития; то, что они “сущность
человека” понимали абстрактно, а не как “совокупность” (определенных
конкретно исторически) “всех общественных отношений” и потому только
“объясняли” мир, тогда когда дело идет об “изменении” его, т. е. не понимали
значения “революционной практической деятельности”.
Ленин пишет, что «Гегелевскую диалектику, как самое всестороннее, богатое
содержанием и глубокое учение о развитии, Маркс и Энгельс считали величайшим
приобретением классической немецкой философии. Всякую иную формулировку
принципа развития, эволюции, они считали односторонней, бедной содержанием,
уродующей и калечащей действительный ход развития (нередко со скачками,
катастрофами, революциями) в природе и в обществе. “Мы с Марксом были едва ли
не единственными людьми, поставившими себе задачу спасти” (от разгрома
идеализма и гегельянства в том числе) “сознательную диалектику и перевести ее
в материалистическое понимание природы”. “Природа есть подтверждение
диалектики, и как раз новейшее естествознание показывает, что это
подтверждение необыкновенно богатое” (писано до открытия радия, электронов,
превращения элементов и т. п.!), “накопляющее ежедневно массу материала и
доказывающее, что дела обстоят в природе в последнем счете диалектически, а
не метафизически”.
Диалектический материализм “
прочими науками”. От прежней философии остается учение о мышлении и его
законах — формальная логика и диалектика. А диалектика, в понимании Маркса и
согласно также Гегелю, включает в себя то, что ныне зовут теорией познания,
гносеологией, которая должна рассматривать свой предмет равным образом
исторически, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от
незнания к познанию.
В наше время идея развития, эволюции,
вошла почти всецело в
сознание, но иными путями, не через философию Гегеля. Однако эта идея в той
формулировке, которую дали Маркс и Энгельс, опираясь на Гегеля, гораздо более
всестороння, гораздо богаче содержанием, чем ходячая идея эволюции.
Материалистическая идея практики.
В чем же состояла принципиальная новизна философских идей Маркса? Как
неоднократно поясняли основоположники марксизма, домарксовский философский
материализм (в том числе и фейербаховский) ограничивался констатацией
зависимости человека, его практической и познавательной деятельности от
природы. Человек есть часть природы, «живет природой» и потому не является
нейтральным носителем «чистого самосознания», или «духа». В
«Экономическо-философских
мысли об общественной (социальной) сущности человека. Развитие этой
мысли, определив направление, в котором Маркс преобразовывает материализм. Уже
в «Тезисах о Фейербахе» (1845) утверждается, что жизнь людей, в которой и
обнаруживается человеческая сущность,
носит преимущественно
характер. Человек не просто «находится» в природе, а практически
преобразовывает, изменяет ее. Еще раньше Маркс заключил, что трудовая
деятельность — родовая для человека, то есть подлинно человеческая. В обществе
отчуждения она извращена, перевернута, искажена. Отчужденный труд является
проклятием, утратой человеческой сущности. Поэтому философам — и материалистам,
и идеалистам — подлинно человеческим в человеке всегда казалось только духовное
начало, относящееся к высшим формам творчества и культуры. Практическая же
жизнь людей третируется как что-то грязно-торгашеское, античеловеческое и
враждебное разуму и высшим философским ценностям.
В действительности именно труд как преобразование природы и активное
одновременное преобразование людьми своих собственных общественных отношений
и составляет бытие человека в обществе. Таким образом, практика является
наиболее глубинной основой
и характеристикой
Главная, фундаментальная философская идея Маркса состоит в том, что практика
исходна и первична по отношению ко всему духовному миру, культуре в ее даже
самых далеких от практики проявлениях. Практика носит общественный характер,
ее нет вне общения и связей между людьми. Практика — исторична, она состоит
в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя.
Практика есть предметная деятельность, поскольку люди действуют не в
безвоздушном пространстве, не в «чистом мышлении», а в реальности, где
приходится преобразовывать то, что дает природа, и то, что уже создано
другими людьми, то есть различные предметы. Соответственно все виды сознания
людей включены в практическую жизнь и следуют за общим ходом развития
практики. Они выражают, осмысливают, осознают, отражают только то, что так
или иначе уже вошло в разряд практических проблем. И именно в исторической
практике в конечном счете и решаются все те теоретические проблемы, которые
кажутся мыслителям исключительно
делом просвещенного
Соответственно теоретик только в практическом воплощении, в содействии или
противодействии историческому развитию практической сферы, действительной
жизни людей может обосновать правильность, истинность, плодотворность своих
взглядов.
Так Маркс значительно расширил и развил сферу действия главного положения
материализма. Материализм был распространен на область общественных явлений,
общественной жизни. Практическая деятельность людей — преобразование
природного мира (производство) и преобразование людьми самих себя — является
основой изменений в духовном творчестве, культуре, искусстве, философии и т.
д. Это глобальное философское обобщение. Оно утверждается в масштабе всей
всемирной истории, для всех времен и народов. Бытие людей, практика
рассматриваются здесь как явление всемирно историческое. Соответственно
духовная культура, творчество, сознание общества берутся в объеме
общечеловеческом.
Сознание и теория идеологии.
Открытие зависимости сознания людей от бытия, практической деятельности и ее
главного вида — материального производства позволило Марксу коренным образом
переосмыслить значение и роль духовной деятельности (в том числе и
философской) в историческом процессе. Идеи и концепции, даже самые
радикальные и революционные, не могут служить источниками и причинами
исторических изменений в