Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:05, реферат
Весной 1845 года, когда Энгельс приехал в Брюссель, Маркс, уже открыл для
себя и устно излагал своему другу и соавтору положения нового философского
мировоззрения.
преобразования собственной
принципиальное решение. Очевидно, что от него до «морального утешения»
задавленному нуждой и эксплуатацией человеку-пролетарию весьма и весьма
далеко.
В работах 1845—1847 годов это общефилософское решение конкретизируется.
Наиболее подробно оно рассматривается в «Немецкой идеологии». Выделим самое
существенное. Преодоление социального разделения труда, отчуждения,
господства частной
ориентированного индивида как результат, во-первых, сознательного
стремления к освоению всего мира культуры, универсализации сфер деятельности
к сколь можно более
деятельности и т. д.; во-вторых, радикального «выхода» из сферы
частнособственнических
«старой мерзости».
Такая перспектива индивидуального развития не имеет, естественно, ничего
общего с философской
утешениями, капелькой «целительного бальзама для бедной, бессильной души,
погрязшей в убожестве окружающего». Марксистская философия не следует
образцам ни философской, ни религиозной моралистки. Ее этическая позиция
состоит в признании единства практического социального преобразования
бесчеловечного мира и самопреобразования действующих, активных индивидов в
универсально развитые, свободные личности. Одно подразумевает другое.
Конечно, для людей, живущих в налично данных условиях, в конкретной
исторической ситуации, возможности преобразования и себя, и мира являются
ограниченными. В философии Маркса нет иллюзий примирения с такой
действительностью, приятия ее. Напротив, она исходит из ясного понимания
ограниченности всякой наличной исторической ситуации, заключенных в ней
потенций свободы и