Коммунистическая идеология: истоки, теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:00, доклад

Краткое описание

Коммунистическая идеология — система идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и коммунистической партии. Коммунистическая идеология вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира. По своему характеру - это леворадикальная идеология. Коммунизм в его марксистской версии, подчеркивая непримиримость интересов пролетариата и буржуазии, настаивает на революционном переходе к социализму с изъятием (экспроприацией) частной собственности у буржуазии, сломом «буржуазной государственной машины» и с установлением диктатуры пролетариата.

Файлы: 1 файл

Коммунистическая идеология.docx

— 20.58 Кб (Скачать)

Коммунистическая  идеология: истоки, теория и практика

Коммунистическая  идеология — система идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и коммунистической партии. Коммунистическая идеология вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира. По своему характеру - это леворадикальная идеология. Коммунизм в его марксистской версии, подчеркивая непримиримость интересов пролетариата и буржуазии, настаивает на революционном переходе к социализму с изъятием (экспроприацией) частной собственности у буржуазии, сломом «буржуазной государственной машины» и с установлением диктатуры пролетариата.

История

Идеи коммунизма получили первоначальное развитие в утопическом социализме. Это был донаучный этап развития учения об обществе, основанном на общности имущества, обязательном для всех труде и равном распределении благ. Только появление промышленного пролетариата на определенном, весьма высоком этапе развития производительных сил создало историческую возможность превращения социализма из утопии в науку. Общественное развитие, которое выявило кричащие противоречия между частной собственностью и общественным характером производства, усиление классовых конфликтов, пробуждение пролетариата как политической силы, вызревание условий для социалистической революции, великие открытия в области естественных наук поставили перед общественной мыслью XIX века задачу разработки новой, подлинно научной идеологии. Эту задачу выполнили К. Маркс и Ф. Энгельс. Они создали мировоззрение рабочего класса и коммунистических и рабочих партий.

Опираясь на труды основоположников марксизма, В. И. Ленин впервые ввел и обосновал понятие «научная идеология». Это понятие имеет огромное методологическое значение в борьбе против идеологии буржуазной. Не всякая идеология является научной, а только такая, которая выражает объективную истину, отвечает интересам передовых прогрессивных сил общества, совпадающим с потребностями социального развития, раскрывает и обосновывает закономерности исторического процесса. Именно такова марксистско-ленинская, коммунистическая идеология. В. И. Ленин называл учение научного социализма «идеологией пролетариата», «пролетарским мировоззрением», «коммунистической наукой», рассматривая эти определения как идентичные, однозначные.

Сущность

В отличие от предшествующих идеологий, мировоззрение пролетариата не сводится ни в коей мере к защите узкоклассовых интересов. Оно раскрывает широкую панораму истории, определяет место каждого класса в социальной борьбе, раскрывает объективные закономерности общественного развития, коренящиеся  в способе производства, вырабатывает материалистический взгляд на историю. Именно поэтому идеология пролетариата носит научный характер, выступает  средством социального ориентирования масс.

Научность коммунистической идеологии тесно связана с  ее революционной партийностью. В  противоположность идеологии буржуазной, скрывающей свой эксплуататорский характер под маской объективизма, коммунистическая идеология открыто провозглашает  свою партийность. Эта ее особенность  не противоречит научности, а, напротив, предполагает последовательное и глубокое познание объективных закономерностей  общественного процесса. Научная  идеология пролетариата противостоит буржуазной идеологии. Она активная, наступательная. Последовательно выражая устремления широких народных масс, коммунистическая идеология является мощным оружием революционного преобразования мира, утверждения идеалов справедливости, свободы и равенства, братства людей и наций.

Еще одна особенность коммунистической идеологии состоит в ее творческом характере. Ее сила в постоянном развитии, обогащении новым опытом. Как неоднократно подчеркивал В. И. Ленин, революционная теория — это не окаменевшая догма, а живое, творческое учение, черпающее свои силы из общественной практики. Коммунизм можно строить только на базе научного осмысления прошлого, глубокого анализа настоящего и предвидения будущего.

Уже при социализме роль идеологии резко возрастает и приобретает качественно новые черты в сравнении с капитализмом. Необычайно возрастает познавательная роль коммунистической идеологии, углубляются и развиваются такие ее функции, как интеграционная, мобилизующая, ориентирующая. Это относится и к экономическому строительству, которое ведется на плановых, сознательных началах, где определение целей, сравнительного значения социальных ценностей приобретает исключительное значение. Это относится в равной степени к политическому регулированию общественного развития, где руководство партии, творчество масс, другие субъективные факторы приобретают небывалую значимость. Эти факторы усиливаются по мере продвижения социалистического общества к коммунизму.

Идеи коммунизма на практике

Наиболее исторически  близкая к современности и  распространенная в современном  мире разновидность коммунизма - марксизм - ленинизм, в числе теоретиков и практиков которого называют лидера Октябрьской революции В. И. Ленина. Основу этого учения составляют идеи классического марксизма, а также отсутствовавшая у Маркса идея о «партии нового типа» как жестко централизованной и дисциплинированной организации, целью которой является форсированное переустройство общества.

В качестве двух основных и  антагонистичных друг другу направлений  марксизма - ленинизма обычно рассматривают  троцкизм и сталинизм.

Троцкизм - идеологическая доктрина Льва Давидовича Троцкого. Сущность его теории может быть сведена к следующим положениям: ставка на осуществление мировой революции, в качестве «кузницы» и «экспортера» которой в другие страны должна выступать Советская Россия; реализация стратегии «перманентной революции», предусматривающей тотальное переустройство всего уклада жизни общества до полного исчезновения из него всех «буржуазных элементов»; теория «первоначального социалистического накопления», призванного обеспечить форсированный рост промышленности за счет (экспроприации) ограбления государством крестьянства.

Сталинизм – идеологическая доктрина и политическая практика, реализовавшаяся в эпоху правления И. В. Сталина. Основные принципы сталинизма - отказ от идеи «мировой революции» и ставка на строительство социализма «в одной отдельно взятой стране», программа и практика форсированного осуществления индустриальной революции и коллективизации на селе, учение о неизбежности обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму, технократический бюрократизм и идеология державности, тесно связанная с великорусским патриотизмом.

Политическая практика и  опыт «социалистического строительства» по марксистской модели выявили целый  ряд недостатков социально-экономического и социально-политического учения К. Маркса:

1. Недооценка естественного  неравенства людей как условия  динамичного развития, которое, в  свою очередь ведет не к  упрощению социально экономических  отношений, а к появлению разнообразных  социальных интересов, к возникновению  новых форм разделения труда.

2. Монизм - т. е. стремление  преодолеть экономическое, политическое  и духовное многообразие в  общественной жизни, очевидно  тормозящее его естественное  развитие.

3. Признание общественного  самоуправления на всех уровнях  в качестве идеала общественного  устройства. Игнорирование невозможности  всеобщего участия в принятии  важнейших решений, а также  неизбежности деления общества  на управляющих (элиту) и управляемых.

4. Ставка на принуждение  и моральные (идеологические) стимулы  при игнорировании материальных  потребностей и реальных интересов  людей в экономической и политической  жизни, неизбежно порождающее отчуждение, застой и неэффективность.

Попытка реализовать идеи социализма породила еще одну прикладную разновидность социализма – маоизм(от имени генерального секретаря КПК Мао Цзэ Дуна). Отрицая священные для марксистов «общие закономерности» социалистического строительства, Мао Цзэ Дун, тем не менее, взял за основу сталинскую идею о необходимости борьбы с внешними и внутренними врагами, раскрасив ее теорией «партизанской борьбы». При этом главной исторической силой движения к социализму стало крестьянство, призванное «перевоспитать» интеллигенцию и другие слои населения в революционном духе. Продвижение к «светлому будущему» на практике было оплачено массовыми жертвами китайского населения (особенно во времена «культурной революции»).

 

При всей привлекательности  идей социальной справедливости расхождение  предписаний теории социализма с  реальными тенденциями мирового развития в ХХ веке, а самое главное, их явная склонность к силовым средствам управления и неразрывная связь с имиджем тоталитарных режимов значительно ослабили политическое влияние этой идеологии в современном мире.


Информация о работе Коммунистическая идеология: истоки, теория и практика