Истоки декабристской идеологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 14:20, контрольная работа

Краткое описание

Декабристы были глубоко порядочными людьми, пройдя тяжкий путь испытаний, они никогда не вспоминали с сожалением об участии в освободительном движении, ибо любовь к отечеству и желание трудиться для блага России явилось побудительным стимулом в политической и общественной жизни. Характерными нравственными чертами декабристов были: преданность делу и товарищам, чувство собственного достоинства, рыцарство, душевная чистота, гражданский долг перед страной.
В отечественной историографии в исследованиях, посвященных проблеме генезиса декабризма, зарождения и формирования идеологии дворянских революционеров убедительно показано, что само движение декабристов было вызвано объективными предпосылками: противоречия российской действительности начала XIX в. способствовали созданию условий для образования тайных обществ, ставивших перед их участниками радикальные задачи - освобождение страны от крепостничества и самодержавия.

Файлы: 1 файл

Еще одна история.docx

— 54.79 Кб (Скачать)

1.Истоки декабристской  идеологии.

   Декабристы были глубоко порядочными людьми, пройдя тяжкий путь испытаний, они никогда не вспоминали с сожалением об участии в освободительном движении, ибо любовь к отечеству и желание трудиться для блага России явилось побудительным стимулом в политической и общественной жизни. Характерными нравственными чертами декабристов были: преданность делу и товарищам, чувство собственного достоинства, рыцарство, душевная чистота, гражданский долг перед страной.

В отечественной историографии в исследованиях, посвященных проблеме генезиса декабризма, зарождения и формирования идеологии дворянских революционеров убедительно показано, что само движение декабристов было вызвано объективными предпосылками: противоречия российской действительности начала XIX в. способствовали созданию условий для образования тайных обществ, ставивших перед их участниками радикальные задачи - освобождение страны от крепостничества и самодержавия.

  Крепостное право воспринималось как глубочайшее оскорбление человеческого достоинства и национальной гордости, а также как тормоз экономического развития России. Ликвидация самодержавия рассматривалась декабристами прежде всего как патриотическая задача спасения и благоденствия России.

Под непосредственным воздействием исторической действительности (нерешенности основных вопросов русской жизни: ограничение самодержавия и ликвидации крепостного права), шло формирование взглядов и мировоззрения декабристов в русле активного противодействия и критики существующего строя.

Источниками декабристской идеологии явились идеи французских просветителей XVIII в. Декабристы читали произведения Вольтера, Руссо, Монтескье. Они изучали конституции революционной Франции, Испании, Америки, Англии; читали публицистическую литературу XIX в. ( Детю де Траси, Бенжамена Констана).

В области политической экономии - Адама Смита, Сэя, Сисмонди. П.Пестель рекомендовал читать труды Беккариа, Филанджиери, Гельвеция. Как писала М.В. Нечкина в " Движении декабристов ": " Ничего не родилось и не могло родиться только от французских книг,...но книги были ускорителями процесса и несли свет в понимание действительности ".

  Большое значение в формировании мировоззрения декабристов имели труды русских просветителей XVIII - начала XIX в. "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева читали большинство декабристов. В 17-летнем возрасте Николай Тургенев уже знаком с запрещенной книгой, анализирует ее в своем дневнике. Вл. Штейнгель на следствии показывал: " Я читал Княжнина Вадима, Радищева Поездку в Москву, сочинения Фонвизина, Вольтера, Руссо, Гельвеция ". Центральное место в идеологии русского просвещения занимали вопросы о крепостном праве, свободе и равенстве людей, социальных преобразованиях, проблемы просвещения и воспитания народа.     

    Просветительная деятельность А.П. Куницына, В.В. Попугаева, И.П. Пнина, А.С. Кайсарова, В.Ф. Малиновского оказали непосредственное влияние на воспитание декабристского поколения. В 1798г. Пнин с А. Бестужевым издавал " Санкт-Петербургский журнал ". Преподавательской деятельностью занимались А.С. Кайсаров (с 1810г. профессор Дерптского университета по кафедре литературы), Куницын (профессор Царскосельского лицея, Петербургского педагогического института, где он возглавил кафедру просвещения). При участии Малиновского в 1811г. открылся Царскосельский лицей. Пожалуй, Куницын ближе всех стоял к декабристам. У него учились А.С. Пушкин, декабристы И.И. Пущин, В. Кюхельбекер, будущий дипломат А. Горчаков. Его публичные лекции слушали Н. Бестужев, А. Поджио, Е. Оболенский, И. Бурцев. Куницын был связан дружбой с декабристом Н. Тургеневым. На его труды и лекции как на один из источников свободомыслия ссылались на допросах многие декабристы. О влиянии Куницына на дворянскую молодежь писал А.С. Пушкин:

 "Куницына дань сердца и вина!                      

 Он создал нас, он  воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

 Им чистая лампада возжена...".

  Прямые и непосредственные связи соединяли декабристов с деятелями русского просвещения. Отец декабриста Николая Тургенева, Иван Петрович Тургенев тесно связан с Н.И.Новиковым (член новиковского Дружеского ученого общества), сын-декабрист читает переписку отца, слышит разговоры и воспоминания об этих людях. Круг А.Н.Радищева непосредственно связан с семьей Челищевых (друг Радищева, П.Челищев - автор " Путешествия по Северу России "). Декабрист М.Новиков, принявший в тайное общество П.Пестеля, племянник просветителя Новикова (сын Николая Васильевича Новикова, двоюродного брата писателя). Декабристы Михаил и Иван Фонвизины - племянники автора " Недоросля " (сыновья подполковника Александра Ивановича Фонвизина, родного брата писателя). Вся семья Бестужевых хорошо знала И.Пнина, издававшего вместе с отцом Бестужевых Александром Федосеевичем " Санктпетербургский журнал ". В.В.Капнист умер на руках декабриста Сергей Муравьева - Апостола, друга семьи. Декабрист Н.И.Лорер связан с семьей Капнистов.

Отечественная война 1812г. и заграничные походы 1813-1814гг., знакомство русских офицеров с Западной Европой способствовали становлению политических взглядов декабристов. Не один вернувшийся с Запада русский офицер давал себе клятву добиться улучшения порядков в России. Отечественная война заставила по-новому оценить характер и возможности русского народа. Общие разговоры об унижении личности о крепостном праве, неизбежно приводили к критике самодержавного строя, системы обучения и воспитания, которая тогда господствовала. " Мы были детьми 1812 года,- писал декабрист Матвей Муравьев- Апостол.- Жертвовать всем, даже жизнью для блага отечества, было влечением сердца. В наших чувствах отсутствовал эгоизм ". Свыше ста будущих декабристов были участниками войны 1812 г., 65 человек - участники Бородинского сражения. Война 1812г. поставила вопрос, каковы должны быть пути дальнейшего развития России, дала толчок к развитию общественного движения и русской национальной культуры.

   Формирование идей декабристов и создание первых тайных обществ проходил под влиянием либерально-оппозиционной среды ("околодекабристской ") , на которую декабристы опирались и которая в некоторой степени разделяла их взгляды. Это писатели - А.С.Пушкин, " декабрист без декабря " П.А.Вяземский, А.С.Грибоедов, Д.В.Давыдов, государственные и военные деятели - М.М.Сперанский, Н.С.Мордвинов, П.Д.Киселев, А.П.Ермолов. Источники показывают, что Сперанский знал о существовании тайного общества и о роли, которая отводилась ему в планах декабристов. " Сперанский принимает участие в обществе ", " Он наш, мы на него действуем через Батенькова " - так заявлял член Северного общества К.Рылеев своим товарищам до восстания. Он был уверен, что " Сперанский не откажется занять место во Временное правительство ". От Сперанского накануне восстания декабристы узнали о событиях во дворце, о дне присяги Николаю, на который и назначили восстание. В " Записках " Д.И.Завалишина приводится любопытный рассказ Корниловича о попытке добиться согласия Сперанского поддержать декабристов и войти в состав Временного правительства после переворота. 14 декабря Корнилович был у Сперанского, " С ума вы сошли, - отвечал Сперанский, - разве делают такие предложения преждевременно! Одержите сначала верх, тогда все будут на вашей стороне". На следствии многие члены Северного общества получили вопросы о Сперанском. " Комиссия доискивалась до важных лиц из государственных мужей, - вспоминал А.Е. Розен. - Она доведывалась, не принадлежали ли к обществу Сперанский, Мордвинов, Ермолов, П.Д.Киселев..."

2. Декабристские  организации 1821- 1825 гг..

    

Самая многочисленная, Тульчинская, управа во главе с Пестелем не признала решения Московского съезда о роспуске Союза благоденствия и постановила "общество продолжать". В марте 1821 г. на основе этой управы оформилось Южное общество. Почти одновременно в Петербурге Н. М. Муравьевым и Н. И. Тургеневым было положено начало Северному обществу, получившему свое окончательное организационное устройство уже в 1822 г. Оба общества тесно взаимодействовали друг с другом и рассматривали себя как части одной организации.

     После 1821 г. деятельность вновь образованных декабристских обществ проходила уже в атмосфере усиления политической реакции, цензурных гонений, вездесущего полицейского надзора. Вести пропаганду, как это предусматривалось "Зеленой книгой", становилось все труднее. Декабристы вынуждены были перейти к более строгой конспирации, разрабатывать иную, более действенную тактику, рассчитанную не на длительную пропаганду, а на подготовку революционного выступления, причем в недалеком будущем. Еще с 1820 г. умами декабристов стала все более овладевать идея "военной революции" - военного восстания без участия в нем народных масс. Они исходили из опыта двух типов революций: французской 1789 г. - революции народных масс, сопровождаемой "беспорядками и безначалием", и испанской 1820 г. - "организованной, без крови и беспорядков", совершающейся при помощи дисциплинированной военной силы, руководимой авторитетными начальниками - членами тайных обществ. Пример французской революции и последовавшей за ней диктатуры Наполеона показывал декабристам, что закономерный итог такой революции - появление диктатора. Их страшили ужасы якобинского террора как следствия "революции черни".

    Декабристы были убеждены в том, что народные революции неизбежно приведут к деспотизму, ибо на гребне стихийной волны "необузданности масс" всегда появляется диктатор. "Военная революция" "наподобие гишпанской" должна была послужить альтернативой революции типа французской. "Военная революция", как они говорили, будет наиболее быстрой, бескровной, безболезненной, а главное - "организованной", предотвращающей "пугачевщину" и "анархию". "Военная революция" явится и альтернативой возникновения в России "новой пугачевщины", ибо существование крепостного права допускало такую возможность. Как писал С. П. Трубецкой, в России крепостное право "располагает к пугачевщине более, нежели во всяком другом государстве". Он рисовал мрачную картину последствий в России народного восстания: "С восстанием крестьян неминуемо соединены будут ужасы, которых никакое воображение представить себе не может, и государство сделается жертвою раздоров и может быть добычей честолюбцев, наконец, может распасться на части, и из одного сильного государства распасться на разные слабые. Вся слава и сила России может погибнуть, если не навсегда, то на многие века".

    1821 - 1823, годы - время становления, численного роста и организационного оформления Южного и Северного обществ. Южное общество состояло из Тульчинской, Каменской и Васильковской "управ" (отделений). Общество возглавлялось Коренной думой (или Директорией), в которую были избраны П. И. Пестель, А. П. Юшневский и руководитель Северного общества Н. М. Муравьев (тем самым подчеркивалась тесная связь между Северным и Южным обществами). Но фактически в Южном обществе главенствовал Пестель, авторитет и влияние которого были непререкаемы. Его твердая воля, ясный ум, колоссальная, поистине энциклопедическая эрудиция, глубокая убежденность в своей правоте и железная логика суждений увлекали и подавляли слушателей так, что, по свидетельству его соратников, "трудно было устоять против его влияния". Но эти же качества Пестеля, сделавшие его, по отзывам декабристов, "движущей пружиной" Южного общества, вызывали настороженность у членов Северного общества, которые подозревали его в намерении сделаться "российским Бонапартом". Пестель выступал за строго дисциплинированную тайную организацию, каким и стало Южное общество, самое многочисленное и радикально настроенное. Ежегодно в январе, начиная с 1822 г., в Киеве, куда съезжались по делам службы на Контрактовую ярмарку офицеры многих полков, собирались съезды Южного общества для обсуждения организационных, тактических и программных вопросов.

    Северное общество также имело ряд "управ" - отделений в гвардейских полках столицы. Во главе общества стояла Дума из трех человек Н. М. Муравьева, С. П. Трубецкого и Е. П. Оболенского. В составе Северного общества находилась и ее Московская управа, в которой видное место занимал друг А. С. Пушкина, судья Московского надворного суда, И. И. Пущин. В 1823 г. в члены Северного общества И. И. Пущиным был принят К. Ф. Рылеев, причем в его высший разряд - "убежденных". Рылеев вскоре занял ведущее положение в Северном обществе, и принятая им в 1824 - 1825 гг. группа молодых офицеров гвардии и флота составила так называемую "рылеевскую отрасль".

   Разработка конституционных проектов и конкретных планов военного восстания составила основное содержание деятельности декабристских обществ после 1821 г. В 1821 - 1825 гг. были созданы две политические программы (каждая в нескольких вариантах) революционных преобразований - "Русская Правда" П. И. Пестеля и Конституция Никиты Муравьева, а также был согласован и план совместного выступления обоих обществ.

   Декабристские проекты политического и социального переустройства России основывались на принципах "естественного права", выработанных мыслителями века Просвещения - Локком, Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбахом, с произведениями которых авторы декабристских конституций были хорошо знакомы. Под "естественными правами" понимались личная свобода человека, равенство всех перед законом, непризнание сословных различий, а также создание представительного образа правления с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. При разработке своих проектов Пестель и Н. Муравьев опирались и на конституционный опыт других государств - Североамериканских Соединенных Штатов и некоторых стран Западной Европы.

   Пестель полагал, что для проведения революционных преобразований, равно как и для подавления контрреволюционных бунтов, необходим 10-летний переходный период. На этот срок власть вручалась Временному революционному правительству, облеченному диктаторскими полномочиями. "Русская Правда" служила "наказом" этому правительству, которое обязывалось провести в жизнь записанную в этом документе программу преобразований.

   "Русская Правда" Пестеля провозглашала уничтожение крепостного права, установление в России республики с твердой централизованной властью, равенство всех граждан перед законом. При решении аграрного вопроса Пестель исходил из двух предпосылок: земля есть общественное достояние, из которого каждый гражданин имеет право получить земельный надел, но вместе с тем справедливой признавалась и частная собственность на землю. Пестель стремился согласовать эти два принципа путем деления земельного фонда страны на две части - землю общественную и землю частную. Первая передавалась в распоряжение волостного общества, и каждый гражданин страны должен быть "приписан" к той или иной волости. Общественная земля не могла быть ни продана, ни заложена, а предоставлялась в безвозмездное пользование каждому гражданину, если он желал заняться сельским хозяйством. В общественный фонд входили бывшие крестьянские наделы, казенные и монастырские земли, а также конфискованная у крупных землевладельцев (имевших свыше 5 тыс. десятин) половина их земель. Частная земля находилась в свободном товарном обращении и должна была содействовать развитию частной предпринимательской инициативы в сельском хозяйстве. Земли этой категории на правах частной собственности могли принадлежать не только отдельному лицу, но и государству и даже самой волости.

Информация о работе Истоки декабристской идеологии