Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:25, контрольная работа
Необходимость реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами, а также конкретные проблемы современного положения детей обусловили выбор в качестве приоритетных следующих основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации:
укрепление правовой защиты детства;
поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;
обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;
улучшение питания детей;
обеспечение воспитания, образования и развития детей;
поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
1) Социальные проблемы общества на рубеже 21 века. Стратегии социальной политики в РФ в 90-е годы по защите детства……………………………стр 3
2) Роль социального педагога в разрешении моральных конфликтов в семье, педагогическая и правовая поддержка материнства и детства на основе принятых законодательных актов РФ……………………………………..стр 8
3) Психолого- педагогическая компетентность в личностно-средовом контексте по социальной защите семьи и детей…………………………..стр 11
4) Общая характеристика основных международных законодательных актов в области детской политики……………………………………………….стр 12
5) Общая характеристика основных Российских законодательных актов, направленных на защиту детства…………………………………………стр 20
6) Список используемой литературы……………………………………..стр 22
План:
1) Социальные проблемы общества на рубеже 21 века. Стратегии социальной политики в РФ в 90-е годы по защите детства……………………………стр 3
2) Роль социального педагога в разрешении моральных конфликтов в семье, педагогическая и правовая поддержка материнства и детства на основе принятых законодательных актов РФ……………………………………..стр 8
3) Психолого- педагогическая компетентность в личностно-средовом контексте по социальной защите семьи и детей…………………………..стр 11
4) Общая характеристика основных международных законодательных актов в области детской политики……………………………………………….стр 12
5) Общая характеристика основных Российских законодательных актов, направленных на защиту детства…………………………………………стр 20
6) Список используемой литературы……………………………………..стр 22
Общая цель государственной социальной
политики по улучшению положения
детей в Российской Федерации
состоит в преодолении нарастания
негативных тенденций и стабилизации
положения детей, создании реальных предпосылок
дальнейшей положительной динамики процессов
жизнеобеспечения детей.
Необходимость реализации прав детей
на полноценное физическое, интеллектуальное,
духовное, нравственное и социальное развитие
в соответствии с нормами Конституции
Российской Федерации и международными
обязательствами, а также конкретные проблемы
современного положения детей обусловили
выбор в качестве приоритетных
следующих основных направлений государственной
социальной политики по улучшению положения
детей в Российской Федерации:
укрепление правовой защиты детства;
поддержка семьи как естественной среды
жизнеобеспечения детей;
обеспечение безопасного материнства
и охраны здоровья детей;
улучшение питания детей;
обеспечение воспитания, образования
и развития детей;
поддержка детей, находящихся в особо
трудных обстоятельствах.
Реализация основных направлений государственной
социальной политики по улучшению положения
детей в Российской Федерации требует
решения следующих крупных задач.
1. Укрепление правовой защиты детства:
а) приведение законодательства Российской
Федерации в соответствие с положениями
Конвенции ООН о правах ребенка, Конституцией
Российской Федерации;
б) усиление защиты личных и имущественных
прав детей и подростков в соответствии
с меняющимися социально-экономическими
условиями и отношениями собственности.
2. Поддержка семьи как естественной среды
жизнеобеспечения детей:
а) создание условий для улучшения материального
положения семей с детьми;
б) развитие системы социального обслуживания
семьи, увеличение видов предоставляемых
семье социальных услуг;
в) обеспечение условий семейного воспитания
детей.
3. Обеспечение безопасного материнства
и охраны здоровья детей:
а) создание условий для безопасного материнства
и рождения здоровых и желанных детей;
б) снижение материнской и младенческой
смертности;
в) усиление профилактики инфекционных
и паразитарных заболеваний, улучшение
психоневрологического и психического
обследования детей, обеспечение медицинской
диспансеризации детей;
г) улучшение санитарно-гигиенических
условий содержания детей в детских учреждениях.
4. Улучшение питания детей:
а) обеспечение полноценного питания новорожденных;
б) предотвращение недоедания и голода
среди детей, беременных женщин и кормящих
матерей;
в) повышение качества и безопасности
потребляемой питьевой воды и
пищевых продуктов.
5. Обеспечение воспитания, образования
и развития детей:
а) обеспечение реального доступа к получению
образования;
б) развитие системы дополнительного образования,
создание условий для духовного и нравственного
развития детей, освоения ценностей
культуры;
в) развитие системы профессиональной
ориентации, содействие адаптации подростков
к новым социально-экономическим условиям;
г) создание условий для устойчивого функционирования
системы организации досуга и
оздоровительного отдыха детей.
6. Поддержка детей, находящихся в особо
трудных обстоятельствах:
а) обеспечение действенной защиты детей
в условиях стихийных бедствий,
катастроф, политических, межнациональных
и иных, в том числе вооруженных, конфликтов;
б) создание эффективной государственной
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних;
в) обеспечение реального права детей
с аномалиями в развитии и детей
- инвалидов на особую заботу государства,
создание условий для их нормальной жизнедеятельности,
реализации индивидуальных возможностей;
г) обеспечение детям - сиротам, детям -
беженцам, детям малочисленных
народностей Севера, детям, пострадавшим
от радиационных и экологических катастроф,
условий для полноценного духовного и
физического развития.
Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года
1. Укрепление правовой защиты детства
Обобщенная оценка состояния проблемы
В Российской Федерации в последние
годы продолжалась нормотворческая работа по обеспечению
и защите прав детей в основных сферах
их жизнедеятельности. Приняты Основы
законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан, об
охране труда, указы Президента Российской
Федерации о помощи семье и детям, ряд
других нормативных правовых актов, в
которых содержатся нормы, защищающие
права и интересы детей.
Вместе с тем, в законодательстве Российской
Федерации сохраняются нормы,
неадекватные сложным социально-экономическим
условиям перехода к рыночным отношениям
и неспособные предотвратить их негативное
воздействие на жизнедеятельность детей.
Труд детей, не достигших 16-летнего возраста,
несмотря на запрещение законом,
получил распространение в сфере материального
производства, коммерческих структурах,
бизнесе. При этом трудовая деятельность
подростков не обеспечена правовой защитой
от экономической эксплуатации,
нередко представляет опасность для их
здоровья или служит препятствием в получении
образования, наносит ущерб физическому,
умственному и духовному развитию.
Законодательством не установлена в полной
мере ответственность взрослых
за нарушение прав ребенка на неприкосновенность
его личности, за посягательства на его
честь и достоинство. Наблюдается рост
проявления жестокого обращения с детьми.
Некорректные приемы воспитания, психическое
и физическое насилие встречаются
и в семьях, и в учебно-воспитательных
учреждениях.
Законодательно и нормативно должны быть
закреплены и обеспечены права ребенка
на свободу совести и вероисповедания,
на надлежащее воспитание, образование,
охрану здоровья, другие личные имущественные
права. В особой правовой защите нуждаются
дети, пострадавшие в результате межнациональных
и вооруженных конфликтов, экологических
катастроф, эпидемий и иных обстоятельств.
Действующие законы и иные правовые акты
пока не могут остановить рост преступности
среди несовершеннолетних, даже детей
малолетнего возраста. Не выработаны правовые
меры по борьбе с детской проституцией,
наркоманией, алкоголизмом. Не установлена
в законе повышенная ответственность
взрослых за вовлечение детей в криминальную
сферу, преступную деятельность. Пенитенциарная
система не стала эффективным инструментом
в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних
и нуждается в совершенствовании и соответствующем
правовом обеспечении.
Острейшей проблемой остается исполнение
судебных решений о взыскании алиментов,
а также отсутствие механизма взыскания
и порядка уплаты алиментов, так
как неуклонно растет число детей, живущих
с одним родителем вследствие расторжения
брака.
Существенным недостатком правовой системы
в части защиты детей является
неразработанность механизмов реализации
принятых актов, наличие множества ведомственных
инструкций, положений, правил, нередко
усложненных и противоречивых.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации
координация вопросов защиты семьи, материнства,
отцовства и детства относится к совместному
ведению Российской Федерации и ее субъектов,
что дает возможность органам государственной
власти субъектов Российской Федерации
развивать собственное законодательство
в части охраны прав детей. Такая практика
уже получила распространение прежде
всего в установлении дополнительной
материальной поддержки семей с детьми
и нуждается в дальнейшем развитии.
Обострена проблема правовой информированности
населения (родителей, воспитателей, работников
социальных служб, детей) о законодательстве
в интересах детей и семьи. Эта информация
публикуется, как правило, в специальных
изданиях, кратких газетных сообщениях;
не используются в полной мере мощные
средства телевидения, радиовещания.
Цели, задачи и меры
Закрепление прав детей во всех сферах
их жизнедеятельности в соответств
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
предотвратить распространение любых
форм эксплуатации, жестокого обращения
с детьми, обеспечить их защиту от физического
и психологического насилия;
обеспечить правовое регулирование защиты
детей, находящихся в особо трудных
условиях (в том числе пострадавших вследствие
вооруженных конфликтов, экологических
и природных бедствий и катастроф, детей
из семей беженцев и вынужденных переселенцев);
установить гарантии по обеспечению прав
несовершеннолетних в процессе
их трудоустройства в новых экономических
условиях, защите их от эксплуатации со
стороны работодателей, охране их труда;
разработать эффективную правовую систему
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защиты их
прав.
Фактическая ситуация с российскими детьми,
их правовой защитой обусловливает необходимость
в поэтапном и экономически обоснованном
принятии нормативных актов. В их числе
должны быть акты как полностью
посвященные детям в семье, так и содержащие
отдельные нормы, регулирующие отношения,
связанные с положением детей в семье
и обществе, предусматривающие следующие
меры:
обеспечение правовых гарантий интересов
несовершеннолетних, воспитывающихся
в условиях вынужденной миграции, особенно
в случаях вооруженных конфликтов, экологических
и природных бедствий и катастроф;
защиту детей от незаконного перемещения,
в том числе за границу;
защиту прав детей граждан России, находящихся
за рубежом, в том числе меры, подлежащие
отражению в международных договорах;
образование и функционирование системы
государственного социального обслуживания
семьи и детей;
квотирование рабочих мест для несовершеннолетних
на предприятиях, предоставление налоговых
льгот и компенсационных выплат предприятиям,
принимающим на работу несовершеннолетних;
усиление контроля за выполнением работодателем
трудового законодательства,
в том числе по оплате труда несовершеннолетних,
соблюдению установленных норм в области
техники безопасности, гигиены труда и
т.д.;
установление более строгих мер ответственности
лиц, виновных в детском травматизме
и причинении другого ущерба здоровью
детей и подростков;
создание системы ювенальной юстиции,
специальных составов судов по делам семьи
и несовершеннолетних;
создание правовой базы по профилактике
безнадзорности и правонарушений
подростков;
установление повышенной уголовной ответственности
за привлечение несовершеннолетних к
изготовлению, распространению, торговле
или рекламированию продукции порнографического
содержания, к занятиям проституцией,
употреблению наркотических средств,
приобщению к алкоголю;
создание необходимых условий для исправления
и перевоспитания несовершеннолетних
правонарушителей; разработка порядка
трудоустройства подростков, возвращающихся
из мест лишения свободы;
защиту прав детей при разводах, процедуры
передачи детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в семьи;
установление механизма взыскания и порядка
уплаты алиментов и исполнения судебных
решений о взыскании алиментов.
2. Обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей
Обобщенная оценка состояния проблемы
В последние годы (1990 - 1994 годы) основные
показатели, характеризующие здоровье
женщин и детей, имеют неблагоприятную
динамику. В 2,8 раза возросла частота
анемии среди беременных женщин, в 2 - раза заболеваемость мочеполовых
органов, в 1,5 раза - системы кровообращения,
в 1,7 раза больше стало токсикозов беременных.
В 1994 году нормальные роды были только
у 37,9 процента беременных женщин, в 1993
году - у 40 процентов.
Отягощающим фактором, непосредственно
воздействующим на состояние здоровья
женщин, в том числе на репродуктивное
здоровье, является высокий уровень абортов.
Несмотря на некоторое снижение
их абсолютной частоты, постоянно растет
коэффициент их отношения к числу родов.
В 1994 году было зафиксировано 217 абортов
на 100 родов, в 1993 году - 214.
В стране наблюдается высокий уровень
материнской смертности, которая в 10 -
12 раз превышает показатели развитых стран.
Материнская смертность отражает степень
риска, которому подвергаются женщины
во время беременности и родов. Этот риск
усугубляется плохим состоянием здоровья,
несбалансированным питанием,
неблагоприятными условиями труда и быта,
недостатками работы служб охраны материнства.
Одновременно ухудшается качество здоровья
новорожденных детей. Растет число новорожденных
с низкой массой тела. В 2, 3 раза
возросла их общая заболеваемость, в том
числе частота заболеваний с высоким риском
летальности (сепсис, врожденные пороки
развития, болезни легких, нарушения обмена
веществ, глубокая недоношенность и др.).
Остается высокой младенческая смертность.
Смертность детей в возрасте до
5 лет составляла в 1994 году 40 случаев на
10000 детей соответствующего возраста.
Отмечается постепенное увеличение болезненности
детей во всех возрастных группах. Нарастает
патология, имеющая хроническое
течение, в том числе анемия, болезни системы
кровообращения, костно-мышечной, эндокринной
системы, болезни обмена и нарушения питания,
новообразования.
Из-за низкого охвата детей профилактическими
прививками сложилась сложная
эпидемиологическая ситуация по дифтерии.
Высока вероятность роста в ближайшее
время заболеваемости корью, коклюшем,
паротитом и даже полиомиелитом.
За последние годы в России отмечается
рост значимости для здоровья
женщин и детей таких неблагоприятных
факторов, как загрязнение окружающей
среды, вредные условия производства,
разрушение государственной системы дошкольных
учреждений, снижение доступности санаторно-курортного
лечения и летнего оздоровительного
отдыха, рост числа женщин и детей, употребляющих
алкоголь и наркотические средства. Сократились
возможности для занятий детей физкультурой
и спортом. Подростки вовлекаются в
трудовую деятельность без достаточного
контроля за условиями труда: на начало
1994 года 4,7 процента всех занятых подростков
моложе 18 лет в промышленности, строительстве,
на транспорте и связи работали в условиях,
не соответствующих санитарно -
гигиеническим нормам.
2) Роль социального педагога в разрешении моральных конфликтов в семье, педагогическая и правовая поддержка материнства и детства на основе принятых законодательных актов РФ.
В ч.2 ст.7 Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации … обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...» Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».
Данные принципы выступают
базисом для принятия государством
в лице его полномочных органов
мер по охране интересов матери и
ребенка, правовых механизмов такой
охраны, поощрения института материнств
Нормы, направленные на реализацию данных принципов закреплены в абсолютном большинстве отраслей Российского законодательства: гражданском, семейном, трудовом, уголовном и т.д. Созданы и специальные институты, направленные на защиту интересов матери и ребенка.
Определяющее значение
в определении пределов охраны материнства
и детства имеют международно-
Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала 20 века. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) закрепила (п.2 ст.25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства и детства, как один из ключевых признаков выделяется в:
- Европейской Социальной Хартии ETS №163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.);
- Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.).
Нормы о защите материнства и детства содержатся в более чем тридцати международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, двухсторонних межгосударственных договорах).
С начала 20 века было разработано и принято ряд специальных международно-правовых актов, направленных на охрану рассматриваемого института, в частности необходимо выделить следующие акты:
- Конвенция Международной Организации Труда №103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.);