Идеология и социализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:25, контрольная работа

Краткое описание

Необходимость реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами, а также конкретные проблемы современного положения детей обусловили выбор в качестве приоритетных следующих основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации:
укрепление правовой защиты детства;
поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;
обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;
улучшение питания детей;
обеспечение воспитания, образования и развития детей;
поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Оглавление

1) Социальные проблемы общества на рубеже 21 века. Стратегии социальной политики в РФ в 90-е годы по защите детства……………………………стр 3
2) Роль социального педагога в разрешении моральных конфликтов в семье, педагогическая и правовая поддержка материнства и детства на основе принятых законодательных актов РФ……………………………………..стр 8
3) Психолого- педагогическая компетентность в личностно-средовом контексте по социальной защите семьи и детей…………………………..стр 11
4) Общая характеристика основных международных законодательных актов в области детской политики……………………………………………….стр 12
5) Общая характеристика основных Российских законодательных актов, направленных на защиту детства…………………………………………стр 20
6) Список используемой литературы……………………………………..стр 22

Файлы: 1 файл

идеология и социализация.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

         План:

1) Социальные проблемы общества на рубеже 21 века. Стратегии социальной политики в РФ в 90-е годы по защите детства……………………………стр  3

 

2) Роль социального педагога в разрешении моральных конфликтов в семье, педагогическая и правовая поддержка материнства и детства на основе принятых законодательных актов РФ……………………………………..стр 8

 

3) Психолого- педагогическая компетентность в личностно-средовом контексте по социальной защите семьи и детей…………………………..стр 11

 

4) Общая характеристика основных международных законодательных актов в области детской политики……………………………………………….стр 12

 

5) Общая характеристика основных Российских законодательных актов, направленных на защиту детства…………………………………………стр 20

 

6) Список используемой  литературы……………………………………..стр 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальные проблемы общества на рубеже 21 века. Стратегии социальной политики в РФ в 90-е годы по защите детства.

 

 

 
Общая цель государственной социальной политики по улучшению положения  детей в Российской Федерации  состоит в преодолении нарастания негативных тенденций и стабилизации положения детей, создании реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики процессов жизнеобеспечения детей.  
Необходимость реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами, а также конкретные проблемы современного положения детей обусловили выбор в качестве приоритетных следующих основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации:  
укрепление правовой защиты детства;  
поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;  
обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;  
улучшение питания детей;  
обеспечение воспитания, образования и развития детей;  
поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.  
Реализация основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации требует решения следующих крупных задач.  
1. Укрепление правовой защиты детства:  
а) приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации;  
б) усиление защиты личных и имущественных прав детей и подростков в соответствии с меняющимися социально-экономическими условиями и отношениями собственности.  
2. Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей:  
а) создание условий для улучшения материального положения семей с детьми;  
б) развитие системы социального обслуживания семьи, увеличение видов предоставляемых семье социальных услуг;  
в) обеспечение условий семейного воспитания детей.  
3. Обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей:  
а) создание условий для безопасного материнства и рождения здоровых и желанных детей;  
б) снижение материнской и младенческой смертности;  
в) усиление профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний, улучшение психоневрологического и психического обследования детей, обеспечение медицинской диспансеризации детей;  
г) улучшение санитарно-гигиенических условий содержания детей в детских учреждениях.  
4. Улучшение питания детей:  
а) обеспечение полноценного питания новорожденных;  
б) предотвращение недоедания и голода среди детей, беременных женщин и кормящих матерей;  
в) повышение качества и безопасности потребляемой питьевой воды и пищевых продуктов.  
5. Обеспечение воспитания, образования и развития детей:  
а) обеспечение реального доступа к получению образования;  
б) развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, освоения ценностей культуры;  
в) развитие системы профессиональной ориентации, содействие адаптации подростков к новым социально-экономическим условиям;  
г) создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей.  
6. Поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах:  
а) обеспечение действенной защиты детей в условиях стихийных бедствий, катастроф, политических, межнациональных и иных, в том числе вооруженных, конфликтов;  
б) создание эффективной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;  
в) обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей - инвалидов на особую заботу государства, создание условий для их нормальной жизнедеятельности, реализации индивидуальных возможностей;  
г) обеспечение детям - сиротам, детям - беженцам, детям малочисленных народностей Севера, детям, пострадавшим от радиационных и экологических катастроф, условий для полноценного духовного и физического развития.

 

Основные направления  государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года

1. Укрепление правовой  защиты детства 

Обобщенная оценка состояния  проблемы

 
В Российской Федерации в последние  годы продолжалась нормотворческая работа по обеспечению и защите прав детей в основных сферах их жизнедеятельности. Приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, об охране труда, указы Президента Российской Федерации о помощи семье и детям, ряд других нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы, защищающие права и интересы детей.  
Вместе с тем, в законодательстве Российской Федерации сохраняются нормы, неадекватные сложным социально-экономическим условиям перехода к рыночным отношениям и неспособные предотвратить их негативное воздействие на жизнедеятельность детей.  
Труд детей, не достигших 16-летнего возраста, несмотря на запрещение законом, получил распространение в сфере материального производства, коммерческих структурах, бизнесе. При этом трудовая деятельность подростков не обеспечена правовой защитой от экономической эксплуатации, нередко представляет опасность для их здоровья или служит препятствием в получении образования, наносит ущерб физическому, умственному и духовному развитию.  
Законодательством не установлена в полной мере ответственность взрослых за нарушение прав ребенка на неприкосновенность его личности, за посягательства на его честь и достоинство. Наблюдается рост проявления жестокого обращения с детьми. Некорректные приемы воспитания, психическое и физическое насилие встречаются и в семьях, и в учебно-воспитательных учреждениях.  
Законодательно и нормативно должны быть закреплены и обеспечены права ребенка на свободу совести и вероисповедания, на надлежащее воспитание, образование, охрану здоровья, другие личные имущественные права. В особой правовой защите нуждаются дети, пострадавшие в результате межнациональных и вооруженных конфликтов, экологических катастроф, эпидемий и иных обстоятельств.  
Действующие законы и иные правовые акты пока не могут остановить рост преступности среди несовершеннолетних, даже детей малолетнего возраста. Не выработаны правовые меры по борьбе с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом. Не установлена в законе повышенная ответственность взрослых за вовлечение детей в криминальную сферу, преступную деятельность. Пенитенциарная система не стала эффективным инструментом в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних и нуждается в совершенствовании и соответствующем правовом обеспечении.  
Острейшей проблемой остается исполнение судебных решений о взыскании алиментов, а также отсутствие механизма взыскания и порядка уплаты алиментов, так как неуклонно растет число детей, живущих с одним родителем вследствие расторжения брака.  
Существенным недостатком правовой системы в части защиты детей является неразработанность механизмов реализации принятых актов, наличие множества ведомственных инструкций, положений, правил, нередко усложненных и противоречивых.  
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что дает возможность органам государственной власти субъектов Российской Федерации развивать собственное законодательство в части охраны прав детей. Такая практика уже получила распространение прежде всего в установлении дополнительной материальной поддержки семей с детьми и нуждается в дальнейшем развитии.  
Обострена проблема правовой информированности населения (родителей, воспитателей, работников социальных служб, детей) о законодательстве в интересах детей и семьи. Эта информация публикуется, как правило, в специальных изданиях, кратких газетных сообщениях; не используются в полной мере мощные средства телевидения, радиовещания.

Цели, задачи и меры

 
Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства.  
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:  
предотвратить распространение любых форм эксплуатации, жестокого обращения с детьми, обеспечить их защиту от физического и психологического насилия;  
обеспечить правовое регулирование защиты детей, находящихся в особо трудных условиях (в том числе пострадавших вследствие вооруженных конфликтов, экологических и природных бедствий и катастроф, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев);  
установить гарантии по обеспечению прав несовершеннолетних в процессе их трудоустройства в новых экономических условиях, защите их от эксплуатации со стороны работодателей, охране их труда;  
разработать эффективную правовую систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.  
Фактическая ситуация с российскими детьми, их правовой защитой обусловливает необходимость в поэтапном и экономически обоснованном принятии нормативных актов. В их числе должны быть акты как полностью посвященные детям в семье, так и содержащие отдельные нормы, регулирующие отношения, связанные с положением детей в семье и обществе, предусматривающие следующие меры:  
обеспечение правовых гарантий интересов несовершеннолетних, воспитывающихся в условиях вынужденной миграции, особенно в случаях вооруженных конфликтов, экологических и природных бедствий и катастроф;  
защиту детей от незаконного перемещения, в том числе за границу;  
защиту прав детей граждан России, находящихся за рубежом, в том числе меры, подлежащие отражению в международных договорах;  
образование и функционирование системы государственного социального обслуживания семьи и детей;  
квотирование рабочих мест для несовершеннолетних на предприятиях, предоставление налоговых льгот и компенсационных выплат предприятиям, принимающим на работу несовершеннолетних;  
усиление контроля за выполнением работодателем трудового законодательства, в том числе по оплате труда несовершеннолетних, соблюдению установленных норм в области техники безопасности, гигиены труда и т.д.;  
установление более строгих мер ответственности лиц, виновных в детском травматизме и причинении другого ущерба здоровью детей и подростков;  
создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних;  
создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков;  
установление повышенной уголовной ответственности за привлечение несовершеннолетних к изготовлению, распространению, торговле или рекламированию продукции порнографического содержания, к занятиям проституцией, употреблению наркотических средств, приобщению к алкоголю;  
создание необходимых условий для исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей; разработка порядка трудоустройства подростков, возвращающихся из мест лишения свободы;  
защиту прав детей при разводах, процедуры передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи;  
установление механизма взыскания и порядка уплаты алиментов и исполнения судебных решений о взыскании алиментов.

2.  Обеспечение безопасного  материнства и охраны здоровья детей

Обобщенная оценка состояния проблемы

 
В последние годы (1990 - 1994 годы) основные показатели, характеризующие здоровье женщин и детей, имеют неблагоприятную  динамику. В 2,8 раза возросла частота  анемии среди беременных женщин, в 2 - раза заболеваемость мочеполовых органов, в 1,5 раза - системы кровообращения, в 1,7 раза больше стало токсикозов беременных. В 1994 году нормальные роды были только у 37,9 процента беременных женщин, в 1993 году - у 40 процентов.  
Отягощающим фактором, непосредственно воздействующим на состояние здоровья женщин, в том числе на репродуктивное здоровье, является высокий уровень абортов. Несмотря на некоторое снижение их абсолютной частоты, постоянно растет коэффициент их отношения к числу родов. В 1994 году было зафиксировано 217 абортов на 100 родов, в 1993 году - 214.  
В стране наблюдается высокий уровень материнской смертности, которая в 10 - 12 раз превышает показатели развитых стран. Материнская смертность отражает степень риска, которому подвергаются женщины во время беременности и родов. Этот риск усугубляется плохим состоянием здоровья, несбалансированным питанием, неблагоприятными условиями труда и быта, недостатками работы служб охраны материнства.  
Одновременно ухудшается качество здоровья новорожденных детей. Растет число новорожденных с низкой массой тела. В 2, 3 раза возросла их общая заболеваемость, в том числе частота заболеваний с высоким риском летальности (сепсис, врожденные пороки развития, болезни легких, нарушения обмена веществ, глубокая недоношенность и др.). Остается высокой младенческая смертность. Смертность детей в возрасте до 5 лет составляла в 1994 году 40 случаев на 10000 детей соответствующего возраста.  
Отмечается постепенное увеличение болезненности детей во всех возрастных группах. Нарастает патология, имеющая хроническое течение, в том числе анемия, болезни системы кровообращения, костно-мышечной, эндокринной системы, болезни обмена и нарушения питания, новообразования.  
Из-за низкого охвата детей профилактическими прививками сложилась сложная эпидемиологическая ситуация по дифтерии. Высока вероятность роста в ближайшее время заболеваемости корью, коклюшем, паротитом и даже полиомиелитом.  
За последние годы в России отмечается рост значимости для здоровья женщин и детей таких неблагоприятных факторов, как загрязнение окружающей среды, вредные условия производства, разрушение государственной системы дошкольных учреждений, снижение доступности санаторно-курортного лечения и летнего оздоровительного отдыха, рост числа женщин и детей, употребляющих алкоголь и наркотические средства. Сократились возможности для занятий детей физкультурой и спортом. Подростки вовлекаются в трудовую деятельность без достаточного контроля за условиями труда: на начало 1994 года 4,7 процента всех занятых подростков моложе 18 лет в промышленности, строительстве, на транспорте и связи работали в условиях, не соответствующих санитарно - гигиеническим нормам.

 
 

 

2) Роль социального педагога в разрешении моральных конфликтов в семье, педагогическая и правовая поддержка материнства и детства на основе принятых законодательных актов РФ.

 

 

 

В ч.2 ст.7 Конституции  РФ закреплено, что «в Российской Федерации  … обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства...» Пункт 1 ст.38 Конституции  РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

Данные принципы выступают  базисом для принятия государством в лице его полномочных органов  мер по охране интересов матери и  ребенка, правовых механизмов такой  охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.

 

Нормы, направленные на реализацию данных принципов закреплены в абсолютном большинстве отраслей Российского  законодательства: гражданском, семейном, трудовом, уголовном и т.д. Созданы и специальные институты, направленные на защиту интересов матери и ребенка.

Определяющее значение в определении пределов охраны материнства  и детства имеют международно-правовые акты. В силу ч.4 ст.15 Конституции  РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международно-правовая защита материнства и детства находит  свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала 20 века. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)  закрепила (п.2 ст.25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства и детства, как один из ключевых признаков выделяется в:

- Европейской Социальной  Хартии ETS №163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.);

- Хартии социальных  прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.).

Нормы о защите материнства  и детства содержатся в более  чем тридцати международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, двухсторонних межгосударственных договорах).

С начала 20 века было разработано  и принято ряд специальных  международно-правовых актов, направленных на охрану рассматриваемого института, в частности необходимо выделить следующие акты:

- Конвенция Международной  Организации Труда №103 об охране  материнства (пересмотренная в  1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.);

Информация о работе Идеология и социализация