Идеология и социализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:25, контрольная работа

Краткое описание

Необходимость реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами, а также конкретные проблемы современного положения детей обусловили выбор в качестве приоритетных следующих основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации:
укрепление правовой защиты детства;
поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;
обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;
улучшение питания детей;
обеспечение воспитания, образования и развития детей;
поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Оглавление

1) Социальные проблемы общества на рубеже 21 века. Стратегии социальной политики в РФ в 90-е годы по защите детства……………………………стр 3
2) Роль социального педагога в разрешении моральных конфликтов в семье, педагогическая и правовая поддержка материнства и детства на основе принятых законодательных актов РФ……………………………………..стр 8
3) Психолого- педагогическая компетентность в личностно-средовом контексте по социальной защите семьи и детей…………………………..стр 11
4) Общая характеристика основных международных законодательных актов в области детской политики……………………………………………….стр 12
5) Общая характеристика основных Российских законодательных актов, направленных на защиту детства…………………………………………стр 20
6) Список используемой литературы……………………………………..стр 22

Файлы: 1 файл

идеология и социализация.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

- Конвенция Международной  Организации Труда №3 об охране  материнства (1919г.) (не ратифицирована  РФ);

- Конвенция Международной Организации Труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 г.);

- Рекомендация Международной  Организации Труда от 15 июня 2000г.  №191 о пересмотререкомендации 1952 года об охране материнства;

- Рекомендация Международной  Организации Труда от 28 июня 1952 г.  №95 об охране материнства.

Защите интересов детства  посвящены, в том числе, следующие  специальный конвенции МОТ: №138 «О минимальном возрасте для приема на работу», №29 «О принудительном или обязательном труде»  и №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению

наихудших форм детского труда».

Национальное законодательство Российской Федерации, как мы уже  подчеркнули, базируется на конституционных  принципах, а также международно-правовых нормах. Данные принципы и нормы конкретизированы в ряде федеральных законодательных актах (в том числе кодифицированных), подзаконных актах, актах принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации (в том числе Республики Татарстан). В этой связи подчеркнем, что координация вопросов материнства и детства отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п.»к» ч.1 ст.72 Конституции РФ; Ст.II Федеративного договора РФ).

На федеральном уровне, прежде всего, необходимо выделить:

- Трудовой кодекс Российской  Федерации от 30 декабря 2001 г. №  197-ФЗ  (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г.);

- Семейный кодекс РФ  от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ  (с  изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г.);

- Основы законодательства  Российской Федерации об охране  здоровья граждан от 22 июля 1993 г.  № 5487-1 (с изм. и доп. от 24 декабря  1993 г., 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.);

- Федеральный закон  от 29 декабря 2004 г. № 202-ФЗ «О  бюджете Фонда социального страхования  Российской Федерации на 2005 год»;

- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»  (с изм. и доп. от 24 ноября 1995 г., 18 июня, 24 ноября, 30 декабря 1996 г., 21, 29 июля 1998 г., 17 июля 1999 г., 10 июля, 7 августа 2000 г., 30 мая, 28 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) и иные законодательные акты.

В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного  и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций. Так, например, можно выделить Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002г. №732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 - 2006 годы»  (с изм. и доп. от 6 сентября 2004 г.) среди перечня основных мероприятий которой названы: государственная поддержка материнства и детства, совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка.

В настоящее время  в Государственной думе находится  ряд проектов законодательных актов, направленных на защиту интересов материнства и детства. Так можно выделить проект федерального закона №127413-4 «Об единовременном федеральном государственном денежном пособии семье на рождение третьего, четвертого и пятого ребенка» (внесен депутатом ГД С.Н. Бабуриным), основная суть которого сводится к выплате единовременного пособия семье на рождение третьего, четвертого и пятого ребенка. При этом размер пособия устанавливается в каждом случае в размере 200 000 (двести тысяч) рублей. Проект был справедливо раскритикован Правительством РФ, так сравнительно большая сумма пособия может стать основой иждивенческого образа жизни большой части населения страны.

 

 

 

3)  Психолого- педагогическая компетентность  в личностно-средовом контексте по социальной защите семьи и детей.

 

 

Социальный педагог  проводит социальную диагностику и  на ее основе составляет программу  помощи семье, которая включает воспитание детей, организацию ухода за ними, оформление опекунства, усыновления, защиту детей, заботу о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии, организацию досуга, повышение образовательного и культурного уровня родителей, возрождение народных традиций, укрепление духовных связей между членами семьи, пропаганду здорового образа жизни.

Социальные педагоги предпринимают необходимые меры в случаях жестокого обращения  с детьми в семьях, работают с  семьями группы «социального риска», приходят им на помощь в кризисных  ситуациях (распад семьи, развод, создание новой семьи, появление нежелательного ребенка, насилие в семье, бедность, безработица, неспособность родителей к воспитанию, отклонения в поведении детей и т.д.).

Формы работы социального  педагога с семьей разнообразны. Выбор  их зависит от структуры семьи, ее нужд, потребностей, существующих проблем, сложившихся взаимосвязей внутри семьи и в ее окружении. Поэтому необходимо проанализировать, как распределяются в семье роли («глава», «снабженец», «родитель», «воспитатель»), как она адаптируется к изменяющимся условиям.

При выявлении семей, нуждающихся в помощи, следует учитывать: доход на одного человека с учетом прожиточного минимума; число детей и иждивенцев; наличие или отсутствие одного или обоих родителей; здоровье членов семьи; способность к труду взрослых членов семьи; наличие жилья, сбережений, земельных участков; социальное положение, статус членов семьи в обществе.

Социальный педагог  работает совместно с различными социальными службами, организациями, учреждениями:

со службой социальной помощи населению ведет работу по выявлению семей группы риска и оказанию им содействия и поддержки, участвует в организации семейных консультаций, службы знакомств, семейного просвещения и самообразования и т.д;

со службой социально-бытовой помощи обеспечивает услуги престарелым, одиноким, инвалидам;

со службой семейного досуга организует семейный туризм, семейные экскурсии, работу центров семейного досуга, семейных клубов, клубов молодых многодетных семей;

со службой социальной профилактики отклоняющегося поведения осуществляет работу по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних.

 

 

Специфика практической деятельности социального педагога по защите прав детей во многом определяется такими факторами, как:

- вид учреждения, в  котором работает социальный  педагог (образовательное, социальное, учреждения здравоохранения, культуры, правопорядка, общественная организация  и др.);

- контингент обучающихся или  воспитывающихся в общеобразовательном  учреждении, школе-интернате, детском доме, социальном приюте, реабилитационном центре и др.;

- условия социальной среды, определяющей  потребности и проблемы детей  и их родителей (городская,  сельская среда);

- специализация деятельности социального  педагога (школьный социальный педагог, семейный социальный педагог, социальный педагог-валеолог и др.);

- тип социума, в котором протекает  жизнедеятельность ребенка (образовательное,  социальное, специализированное учреждение, семья; семейно-соседская среда;  общественные детские и юношеские организация и объединения; неформальные объединения подростков; улица; чрезвычайные ситуации; зоны вооруженных конфликтов).

 

 

 

4) Общая характеристика основных  международных законодательных  актов в области детской политики.

 

В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок – полноценный член общества. Однако ввиду его физической и умственной незрелости, он нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. Преобразования, вызванные революциями в Европе в XIX веке, создали предпосылки для общественного понимания и рассмотрения прав детей, их защиты от рабства, экономической эксплуатации, произвола родителей. Только в эпоху индустриализации и введения обязательного школьного образования «гражданское общество» начало понимать различие между детским миром и миром взрослых.

Повышенное внимание к правам человека, которое было вызвано революциями в Америке (1776 г.) и во Франции (1849 г.), обратилось также к ситуации по правам детей. Впоследствии в Великобритании в 1833 г. была запрещена работа на фабриках детям не достигших 9 лет, а в 1842 г. были введены ограничения по работе детей в шахтах. В 1896 г. в Германии законом предусматривается наказание родителям, которые издеваются над своими детьми или не достаточно о них заботятся. В 1899 г. в США создаются первые ювенальные суды, до этого дети рассматривались судом наравне со взрослыми. Шведская писательница и педагог-реформатор Эллен Кэй объявляет в 1900 г. ХХ век столетием ребенка.

Созданная в 1919 г., с целью  развития сотрудничества между народами и гарантии их мира и безопасности, Лига наций создает Комитет детского благополучия. Деятельность Комитета детского благополучия была направлена на оказание помощи беспризорным детям, маленьким рабам и сиротам. Комитет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. При этом, одну из главных ролей в разработке социальных стандартов защиты детей в тот период играют неправительственные организации, в особенности Международный союз спасения детей (Save the Children International Union), основанный непосредственно после окончания первой мировой войны британской учительницей и правозащитницей Эглантайн Джебб (Eglantyne Jebb ).

Именно Эглантайн Джебб  сформулировала Хартию прав ребенка, которая 24 сентября 1924 г. была принята Генеральной  Ассамблеей Лиги Наций и стала  известной как Женевская Декларация прав ребенка. Декларация стала первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. В Декларации подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите детства.

Женевская Декларация прав ребенка сформулировала четыре принципа, которые были положены в основу международно-правовой защиты детей:

  • первый принцип: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития (материального и духовного). Голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования;
  • второй принцип: ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии;
  • третий принцип: ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, но он должен быть огражден от всех форм эксплуатации;
  • четвертый принцип: ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.

Женевская Декларация прав ребенка потеряла правовую основу в 1946 г., после распада Лиги Наций. Но уже в 1948 г. Организация Объединенных Наций (ООН) приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой провозглашается, что все дети имеют право на особое попечение и помощь.

После многолетней разработки Генеральная Ассамблея объединенных наций на 841-ом пленарном заседании четырнадцатой сессии 20 ноября 1959 г. провозгласила Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование правами и свободами. С этого момента 20 ноября считается Днем прав ребенка.

Декларация прав ребенка  состоит из десяти статей, направленных на гармоничное развитие и социальную защиту детей. Провозглашаются принцип равенства детей, нормы о защите материнства и младенчества, о защите детей от эксплуатации, право детей на образование. Один из принципов Декларации устанавливает обязанность общества осуществлять особую заботу о детях, неполноценных в физическом, психическом или социальном отношении. Декларация прав ребенка оказала значительное влияние на политику правительств во всем мире. Однако это документ, как и Женевская Декларация прав ребенка, носящий только рекомендательный характер.

Только принятые 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН Международный  пакт о гражданских и политических правах, а также Международный  пакт об экономических, социальных и  культурных правах можно рассматривать как первые международные обязывающие документы в области прав человека. Вышеназванные документы затрагивают также в отдельности права ребенка: запрет дискриминации, право на защиту семьей, государством и обществом, право на имя и гражданство, защиту ребенка в случае распада семьи.

На 1390-ом пленарном заседании  ООН, 7 декабря 1965 г., была принята Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами. Декларация основывается на следующих документах: Всеобщей декларации прав человека, резолюции 1572 (XV) Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1960 г., Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Декларации ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, резолюции 110 (II) Генеральной Ассамблеи от 3 ноября 1947 г., осуждающей все виды пропаганды, имеющей целью или способной создать или усилить угрозу миру, а также Декларации прав ребенка.

Декларация о распространении  среди молодежи идеалов мира, взаимного  уважения и взаимопонимания между народами призывает правительства, неправительственные организации и движения молодежи признать излагаемые шесть принципов данного документа и обеспечить их соблюдение путем проведения надлежащих мероприятий.

Информация о работе Идеология и социализация