Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:25, контрольная работа
Необходимость реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами, а также конкретные проблемы современного положения детей обусловили выбор в качестве приоритетных следующих основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации:
укрепление правовой защиты детства;
поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;
обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;
улучшение питания детей;
обеспечение воспитания, образования и развития детей;
поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
1) Социальные проблемы общества на рубеже 21 века. Стратегии социальной политики в РФ в 90-е годы по защите детства……………………………стр 3
2) Роль социального педагога в разрешении моральных конфликтов в семье, педагогическая и правовая поддержка материнства и детства на основе принятых законодательных актов РФ……………………………………..стр 8
3) Психолого- педагогическая компетентность в личностно-средовом контексте по социальной защите семьи и детей…………………………..стр 11
4) Общая характеристика основных международных законодательных актов в области детской политики……………………………………………….стр 12
5) Общая характеристика основных Российских законодательных актов, направленных на защиту детства…………………………………………стр 20
6) Список используемой литературы……………………………………..стр 22
- Конвенция Международной
Организации Труда №3 об
- Конвенция Международной Органи
- Рекомендация Международной Организации Труда от 15 июня 2000г. №191 о пересмотререкомендации 1952 года об охране материнства;
- Рекомендация Международной Организации Труда от 28 июня 1952 г. №95 об охране материнства.
Защите интересов детства посвящены, в том числе, следующие специальный конвенции МОТ: №138 «О минимальном возрасте для приема на работу», №29 «О принудительном или обязательном труде» и №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению
наихудших форм детского труда».
Национальное законодательство Российской Федерации, как мы уже подчеркнули, базируется на конституционных принципах, а также международно-правовых нормах. Данные принципы и нормы конкретизированы в ряде федеральных законодательных актах (в том числе кодифицированных), подзаконных актах, актах принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации (в том числе Республики Татарстан). В этой связи подчеркнем, что координация вопросов материнства и детства отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п.»к» ч.1 ст.72 Конституции РФ; Ст.II Федеративного договора РФ).
На федеральном уровне, прежде всего, необходимо выделить:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г.);
- Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г.);
- Основы законодательства
Российской Федерации об
- Федеральный закон
от 29 декабря 2004 г. № 202-ФЗ «О
бюджете Фонда социального
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп. от 24 ноября 1995 г., 18 июня, 24 ноября, 30 декабря 1996 г., 21, 29 июля 1998 г., 17 июля 1999 г., 10 июля, 7 августа 2000 г., 30 мая, 28 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) и иные законодательные акты.
В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций. Так, например, можно выделить Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002г. №732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 - 2006 годы» (с изм. и доп. от 6 сентября 2004 г.) среди перечня основных мероприятий которой названы: государственная поддержка материнства и детства, совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка.
В настоящее время в Государственной думе находится ряд проектов законодательных актов, направленных на защиту интересов материнства и детства. Так можно выделить проект федерального закона №127413-4 «Об единовременном федеральном государственном денежном пособии семье на рождение третьего, четвертого и пятого ребенка» (внесен депутатом ГД С.Н. Бабуриным), основная суть которого сводится к выплате единовременного пособия семье на рождение третьего, четвертого и пятого ребенка. При этом размер пособия устанавливается в каждом случае в размере 200 000 (двести тысяч) рублей. Проект был справедливо раскритикован Правительством РФ, так сравнительно большая сумма пособия может стать основой иждивенческого образа жизни большой части населения страны.
3)
Психолого- педагогическая
Социальный педагог проводит социальную диагностику и на ее основе составляет программу помощи семье, которая включает воспитание детей, организацию ухода за ними, оформление опекунства, усыновления, защиту детей, заботу о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии, организацию досуга, повышение образовательного и культурного уровня родителей, возрождение народных традиций, укрепление духовных связей между членами семьи, пропаганду здорового образа жизни.
Социальные педагоги предпринимают необходимые меры в случаях жестокого обращения с детьми в семьях, работают с семьями группы «социального риска», приходят им на помощь в кризисных ситуациях (распад семьи, развод, создание новой семьи, появление нежелательного ребенка, насилие в семье, бедность, безработица, неспособность родителей к воспитанию, отклонения в поведении детей и т.д.).
Формы работы социального педагога с семьей разнообразны. Выбор их зависит от структуры семьи, ее нужд, потребностей, существующих проблем, сложившихся взаимосвязей внутри семьи и в ее окружении. Поэтому необходимо проанализировать, как распределяются в семье роли («глава», «снабженец», «родитель», «воспитатель»), как она адаптируется к изменяющимся условиям.
При выявлении семей, нуждающихся в помощи, следует учитывать: доход на одного человека с учетом прожиточного минимума; число детей и иждивенцев; наличие или отсутствие одного или обоих родителей; здоровье членов семьи; способность к труду взрослых членов семьи; наличие жилья, сбережений, земельных участков; социальное положение, статус членов семьи в обществе.
Социальный педагог работает совместно с различными социальными службами, организациями, учреждениями:
со службой социальной помощи населению ведет работу по выявлению семей группы риска и оказанию им содействия и поддержки, участвует в организации семейных консультаций, службы знакомств, семейного просвещения и самообразования и т.д;
со службой социально-бытовой помощи обеспечивает услуги престарелым, одиноким, инвалидам;
со службой семейного досуга организует семейный туризм, семейные экскурсии, работу центров семейного досуга, семейных клубов, клубов молодых многодетных семей;
со службой социальной профилактики отклоняющегося поведения осуществляет работу по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних.
Специфика практической деятельности социального педагога по защите прав детей во многом определяется такими факторами, как:
- вид учреждения, в
котором работает социальный
педагог (образовательное,
- контингент обучающихся или
воспитывающихся в
- условия социальной среды,
- специализация деятельности
- тип социума, в котором
4)
Общая характеристика основных
международных законодательных
актов в области детской
В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок – полноценный член общества. Однако ввиду его физической и умственной незрелости, он нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. Преобразования, вызванные революциями в Европе в XIX веке, создали предпосылки для общественного понимания и рассмотрения прав детей, их защиты от рабства, экономической эксплуатации, произвола родителей. Только в эпоху индустриализации и введения обязательного школьного образования «гражданское общество» начало понимать различие между детским миром и миром взрослых.
Повышенное внимание к правам человека, которое было вызвано революциями в Америке (1776 г.) и во Франции (1849 г.), обратилось также к ситуации по правам детей. Впоследствии в Великобритании в 1833 г. была запрещена работа на фабриках детям не достигших 9 лет, а в 1842 г. были введены ограничения по работе детей в шахтах. В 1896 г. в Германии законом предусматривается наказание родителям, которые издеваются над своими детьми или не достаточно о них заботятся. В 1899 г. в США создаются первые ювенальные суды, до этого дети рассматривались судом наравне со взрослыми. Шведская писательница и педагог-реформатор Эллен Кэй объявляет в 1900 г. ХХ век столетием ребенка.
Созданная в 1919 г., с целью развития сотрудничества между народами и гарантии их мира и безопасности, Лига наций создает Комитет детского благополучия. Деятельность Комитета детского благополучия была направлена на оказание помощи беспризорным детям, маленьким рабам и сиротам. Комитет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. При этом, одну из главных ролей в разработке социальных стандартов защиты детей в тот период играют неправительственные организации, в особенности Международный союз спасения детей (Save the Children International Union), основанный непосредственно после окончания первой мировой войны британской учительницей и правозащитницей Эглантайн Джебб (Eglantyne Jebb ).
Именно Эглантайн Джебб сформулировала Хартию прав ребенка, которая 24 сентября 1924 г. была принята Генеральной Ассамблеей Лиги Наций и стала известной как Женевская Декларация прав ребенка. Декларация стала первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. В Декларации подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите детства.
Женевская Декларация прав ребенка сформулировала четыре принципа, которые были положены в основу международно-правовой защиты детей:
Женевская Декларация прав ребенка потеряла правовую основу в 1946 г., после распада Лиги Наций. Но уже в 1948 г. Организация Объединенных Наций (ООН) приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой провозглашается, что все дети имеют право на особое попечение и помощь.
После многолетней разработки
Генеральная Ассамблея
Декларация прав ребенка состоит из десяти статей, направленных на гармоничное развитие и социальную защиту детей. Провозглашаются принцип равенства детей, нормы о защите материнства и младенчества, о защите детей от эксплуатации, право детей на образование. Один из принципов Декларации устанавливает обязанность общества осуществлять особую заботу о детях, неполноценных в физическом, психическом или социальном отношении. Декларация прав ребенка оказала значительное влияние на политику правительств во всем мире. Однако это документ, как и Женевская Декларация прав ребенка, носящий только рекомендательный характер.
Только принятые 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах можно рассматривать как первые международные обязывающие документы в области прав человека. Вышеназванные документы затрагивают также в отдельности права ребенка: запрет дискриминации, право на защиту семьей, государством и обществом, право на имя и гражданство, защиту ребенка в случае распада семьи.
На 1390-ом пленарном заседании
ООН, 7 декабря 1965 г., была принята Декларация
о распространении среди
Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами призывает правительства, неправительственные организации и движения молодежи признать излагаемые шесть принципов данного документа и обеспечить их соблюдение путем проведения надлежащих мероприятий.