Истоки либерализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:57, реферат

Краткое описание

Либерализм - это комплекс принципов и установок, которые могут лежать в основе программ политических партий и политической стратегии того или иного правительства или правительственной коалиции. Вместе с тем либерализм - это не просто некая доктрина или кредо, а нечто неизмеримо большее - тип и способ мышления. Как подчеркивал один из ведущих его представителей в XX в. Б.Кроче [102, с. 47-48], "либеральная концепция метаполитическая, выходящая за рамки формальной теории политики, а также в определенном смысле этики и совпадающая с общим пониманием мира и действительности".

Файлы: 1 файл

Либерализм.docx

— 51.00 Кб (Скачать)

Либерализм 

 

Либерализм - это весьма сложный  и многоплановый феномен, проявляющийся  в различных вариациях, различающихся  как внутри отдельных стран, так  и особенно на межстрановом уровне. Либерализм ассоциируется с такими ставшими привычными для современного общественно-политического лексикона  понятиями и категориями, как  идея самоценности индивида и его  ответственности за свои действия; идея частной собственности как  необходимого условия индивидуальной свободы; принципы свободного рынка, свободной  конкуренции и свободного предпринимательства, равенства возможностей; система  разделения властей, сдержек и противовесов; идея правового государства с  принципами равенства всех граждан  перед законом, терпимости и защиты прав меньшинств; гарантия основных прав и свобод личности (совести, слова, собраний, создания ассоциаций и партий); всеобщее избирательное право и т.д.

Либерализм - это комплекс принципов  и установок, которые могут лежать в основе программ политических партий и политической стратегии того или  иного правительства или правительственной  коалиции. Вместе с тем либерализм - это не просто некая доктрина или  кредо, а нечто неизмеримо большее - тип и способ мышления. Как подчеркивал  один из ведущих его представителей в XX в. Б.Кроче [102, с. 47-48], "либеральная  концепция метаполитическая, выходящая  за рамки формальной теории политики, а также в определенном смысле этики и совпадающая с общим  пониманием мира и действительности". Либерализм - это система воззрений  и концепций в отношении окружающего  мира, тип сознания и политико-идеологических ориентации и установок, который  не всегда ассоциируется с конкретными  политическими партиями или политическим курсом, одновременно это теория, доктрина, программа и политическая практика. Либерализм представляет собой весьма гибкую и динамичную систему, открытую влиянию со стороны других течений, чутко реагирующую на изменения  в общественной жизни и модифицирующуюся в соответствии с новыми реальностями. Об этом свидетельствуют все перипетии  и основные вехи формирования и эволюции либерализма.

При всей своей многовариантности  либерализм имеет общие корни  и определенный комплекс концепций, идей, принципов и идеалов, в совокупности делающих его особым типом общественно-политической мысли. В данной главе основное внимание концентрируется именно на общих  Для всех вариантов либерализма  концепциях, идеях и принципах.

13.1. Истоки либерализма

Само понятие "либерализм" вошло  в европейский общественно-политический лексикон в начале XIX в. Первоначально  оно использовалось в Испании, где  в 1812 г. либералами называли группу делегатов-националистов  в кортесах (испанской разновидности  протопарламента), заседавших в Кадисе. Затем оно вошло в английский и французский, а вслед за ними во все крупные европейские языки.

Своими корнями либеральное  мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации, ньютоновской научной революции. У его истоков стояли такие  разные личности, как Дж.Локк, Л.Ш.Монтескье, И.Кант, А.Смит, В.Гумбольдт, Т.Джефферсон, Дж.Медисон Б.Констан, А.де Токвиль  и др. Их идеи были продолжены и развиты  И.Бетамом, Дж.С.Миллем, Т.Х.Грином, Л.Хобхаузом, Б.Возанкетом и другими представителями  западной общественно-политической мысли. Существенный вклад в формирование либерального мировоззрения внесли представители европейского и американского  Просвещения, французские физиократы, приверженцы английской манчестерской  школы, представители немецкой классической философии, европейской классической политэкономии.

При всех различиях общим для  этих мыслителей было то, что каждый из них по-своему, в соответствии с реальностями своего времени высказывался за пересмотр устоявшихся, но устаревших ценностей и подходов к решению  важнейших социально-экономических  и политических проблем, за перестройку  потерявших эффективность общественно-политических и государственных институтов, за ревизию, определенную модификацию  и модернизацию основных положений, доктрин и концепций в соответствии с изменившейся ситуацией в обществе, с новыми тенденциями общественно-исторического  развития. Участники Английской буржуазной революции середины XVII в., Славной революции 1688 г., Войны за независимость США (или американской революции) руководствовались многими из тех идеалов и принципов, которые позже стали составной частью либерального мировоззрения. "Декларация независимости США", обнародованная 4 июля 1776 г., стала первым документом, в котором эти идеи и принципы получили формальное выражение. Они были сформулированы и приняты к исполнению на официальном государственном уровне. Авторы Декларации заявили [29, с. 34]:

Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы разными  и наделены Творцом определенными  неотъемлемыми правами, среди которых - право на жизнь, на свободу и  на стремление к счастью.

Все же поворотным пунктом в формировании либерализма, да и в размежевании основных течений западной общественно-политической мысли Нового и Новейшего времени  следует считать Великую французскую  революцию. В частности, один из ее главных  политико-идеологических документов - "Декларация прав человека и гражданина" (1789) - в емкой и чеканной форме  в сущности легитимизировала те идеи, ценности и установки, которые впоследствии стали важнейшими системообразующими составляющими классического либерализма. С этой точки зрения наибольший интерес  для нас представляет вторая статья Декларации [133]:

Целью всякого политического объединения  является сохранение естественных неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление  угнетению.

Либеральные принципы в той или  иной степени получили практическое осуществление в ограниченном конституционном  строе, установленном во Франции  после июльской революции 1830 г., а  также в Третьей республике в 1870 г. Ощутимых успехов либералы добились в Швейцарии, Голландии, скандинавских  странах. Немаловажную роль они сыграли  в объединении Италии и Германии и формировании государственной  системы этих стран. Своеобразным полигоном, на котором либеральные идеи проходили  главную проверку и испытание, стали  Великобритания и США. В России в  силу комплекса причин либеральное  мировоззрение укоренилось позже (в конце XIX - начале XX в.). Но тем не менее представители русской  общественно-политической мысли внесли лепту в понимание и разработку либерализма. Среди них следует  назвать прежде всего Т.Грановского, П.Струве, Б.Чичерина, П.Милюкова, попытавшихся развить и применить принципы либерализма к российской реальности. В частности, они заложили основы русского конституционализма, идей правового  государства и гражданского общества. Их заслуга состояла также в постановке в практическую плоскость проблем  прав и свобод личности, подчинения государственной власти праву, верховенства закона.

Либерализм формировался, развивался и утверждался в различных  социально-исторических и национально-культурных условиях. При ближайшем рассмотрении либерализм обнаруживает весьма причудливое  разнообразие оттенков, переходных ступеней, противоречий и т.д. В различные  периоды и в разных общественно-исторических и национально-культурных условия  он выступал в различных формах. Но, как правило, выделяют две исторически  сложившиеся либеральные традиции: англосаксонскую и континентально-европейскую. В XIX в. англосаксонская традиция ассоциировалась  со свободной торговлей, интернационализмом, развитием конституционных норм и укреплением демократических  ценностей. На политической арене носительницей  важнейших ценностей и принципов  этой традиции стала либеральная  партия Великобритании, которая, постепенно наращивая поддержку со стороны  избирателей и влияние в обществе, во второй половине XIX в. стала одной  из двух ведущих политических партий страны. Последовательно выступая за свободную рыночную экономику и  реформу политической системы, в  которой расширение избирательного права занимало центральное место, либералы добились существенных успехов  с принятием избирательных законов  в 1867 и 1884 гг. и особенно в 1918 г., когда  был принят закон о всеобщем избирательном  праве. Однако с выдвижением на политическую авансцену лейбористской партии, которая привлекла на свою сторону  рабочий класс, либералы стали постепенно утрачивать свои позиции. В 1940-1945 гг. они  в последний раз участвовали  в правительственной коалиции.

В континенталъно-европейской традиции больший акцент делался на процессы национальной консолидации и отказ  от всех форм экономического, политического  и интеллектуального авторитаризма. В силу большого разнообразия исторических условий либерализм обрел собственную окраску в разных странах. Постепенно в нем выделились два соперничающих между собой течения - умеренных и прогрессистов. Последние в свою очередь также характеризовались разнообразием идеологических позиций, что, в частности, проявилось в названиях их партий - от либералов до радикалов.

Разнородность как самого либерализма  в качестве особого течения общественно-политической мысли, так и либеральных партий объяснялась главным образом  тем, что в разных странах с  различной степенью остроты вставали проблемы обеспечения экономических  свобод, конституционных реформ или  секуляризации государства. Дополнительным фактором, определивший различие идеологической окраски либеральных партий, стала  проблема национального возрождения  и объединения, как это было, например, в Италии и Германии. Здесь либерализм превратился в одну из мобилизующих сил национально-государственного объединения.

13.2. Классический либерализм

Либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к приданию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели. Гносеологической предпосылкой либерального мировоззрения  является вычленение человеческой индивидуальности, осознание ответственности отдельного человека за свои действия как перед  самим собой, так и перед обществом, утверждение представления о  равенстве всех людей в своем  врожденном, естественном праве на самореализацию. Поэтому неудивительно, что на первоначальном этапе комплекс ценностей и идей, составляющих сущность либерализма, включал индивидуальную свободу, достоинство человеческой личности, терпимость, право отличаться от других и быть самим собой.

Индивидуализм развивался вместе с  гуманизмом, идеями самоценности человека и человеческой свободы, плюрализма мнений и убеждений. Он стимулировал эти идеи, стал как бы их основанием, подпоркой. По сути дела индивидуализм  превратился в источник творческих потенций Запада. Если для Аристотеля полис есть самодостаточная ценность, а для Э.Берка "люди проходят, как  тени, но вечно общее благо", то у одного из столпов либерализма  Дж.Локка отдельный индивид, противопоставляемый  обществу и государству,- "хозяин своей собственной персоны". Дж.С.Милль  сформулировал эту мысль в  форме следующей аксиомы [87, с. 22, 27]: "Человек сам лучше любого правительства знает, что ему  нужно". Такой идеал сулил быстрое  продвижение вверх по социальной лестнице, успех в борьбе за место  под солнцем, а также стимулировал предприимчивость, настойчивость в  поисках новых путей достижения успеха, трудолюбие, новаторство и  другие ценности и ориентации, которые  в совокупности сделали капитализм столь динамичной системой.

Очевидно, что свобода понималась приверженцами либерализма в  негативном смысле, т.е. в смысле свободы  от политического, церковного и социального  контроля со стороны феодального  государства. Борьба за свободу для  них означала борьбу за уничтожение  внешних ограничений, накладываемых  на экономическую, физическую и интеллектуальную свободу человека. Эту позицию  А..Берлин сформулировал следующим  образом: "Я свободен настолько, насколько  в мою жизнь не вмешиваются  другие". Поэтому классический либерализм объявил потерявшими силу все  Формы наследственной власти и сословных  привилегий, поставив на первое место  свободу и естественные способности  отдельного индивида как самостоятельного разумного существа, независимей  единицы социального действия.

Именно индивидуализм лежит  в основе права каждого чело. века на жизнь, свободу и частную собственность (а в отдельных редакциях - на стремление к счастью), в основе принципа отождествления свободы и частной собственности, которые в совокупности стали  могущественной стимулирующей силой  развития производительных сил, общественно-исторического  развития формирования и утверждения  политической демократии. Здесь частная  собственность рассматривается  как гарант и мера свободы. В. фон  Гумбольдт писал, что идея свободы  развивается только вместе с идеей  собственности, и самой энергичной деятельностью мы обязаны именно чувству собственности, исходим  из постулата, что плоды деятельности не могут быть отчуждены от самого субъекта деятельности, поскольку они  являются его сущностным продолжением [24, с. 50]. Именно из экономической свободы  выводились политическая и гражданская  свободы. Воплощением индивидуализма и права частной собственности  в экономической сфере выступали принципы свободного рынка и свободной конкуренции, реализация которых обеспечила беспрецедентные темпы интенсивного и экстенсивного роста производительных сил.

С формированием и утверждением идеи индивидуальной свободы все  более отчетливо вычленялись  проблема отношений государства  и отдельного человека и соответственно проблема пределов вмешательства государства  в дела индивида. Сфера индивидуальной активности человека, не подлежащей вмешательству  со стороны внешних сил, рассматривалась  как сфера реализации естественной свободы и, стало быть, естественного  права. Поскольку это право призвано защищать отдельного человека от неправомочного вмешательства в его личную жизнь  со стороны государства или церкви, оно, по справедливому замечанию  Г.Руджиеро, является формой "юридического протестантизма". Адепты естественного  права исходили из идеи, что человек  появился на свет раньше общества и  государства. Уже в дообщественном, догосударственном, "естественном" состоянии он был наделен некоторыми неотчуждаемыми правами. Руководствуясь ими, каждый получал то, что он заслуживал.

Информация о работе Истоки либерализма