Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:55, реферат
Китайское феодальное государство прошло в своем развитии и периоды централизации, и периоды раздробленности, но всегда в Китае сохранялась преемственность в структуре государственного аппарата. Характерно, что и завоеватели, устанавливая свою власть над Китаем, сохраняли действующий до них государственный аппарат, ограничиваясь весьма незначительными изменениями в его структуре и изъятием всех сколько-нибудь важных постов из рук китайцев.
Во времена Хань для наказания легкими палками использовался бамбук, ныне используется прутняк чу. В «Шу цзине» сказано: «битье используется как средство наказания для вразумления...
Наказание легкими палками является самым легким из наказаний. С течением времени тяжесть его менялась. Но все чаяли (прихода поры), когда не станет наказаний и следование Моральному долгу И сделается единственным общим (уделом)...» (пер. Рыбакова В. М.).
Танское законодательство не знает института необходимой обороны, но освобождает от ответственности ближайших родственников, вступившихся за отца или мать в случае нападения. Наказания смягчались для трех категорий лиц — стариков, детей и инвалидов. Классификация преступных деяний строилась под влиянием конфуцианской философии, осуждавшей общественное зло, и еще с древности получила название «10 зол». Объектом посягательств мог быть не только государственный порядок или человек и его имущество, но прежде всего ритуал межличностного и межгруппового общения (этикет), нарушение которого в виде сыновней непокорности или несогласия могло при желании законодателя обрастать расширительными толкованиями.
В число упомянутых зол входили заговор о мятеже против государя, «великое непокорство» (бунт против существующих порядков и морали с умыслом что-то святотатственно разрушить), а также измена (переход на сторону врагов императора, государства, бегство из страны или из осажденного города). Четвертое зло — «непочтение, непокорность» — имело в виду внутриродственные конфликты (избиение или убийство родных), затем следовало зло в виде «несправедливости, порочности» (преступления, совершенные с особой жестокостью и злостью). Шестое зло — «выражение великого непочтения» — подразумевало кражу предметов культа, вещей императорского обихода (императорская печать, печать его жены, матери), а также оплошности при приготовлении ему пищи, лекарства либо злословие в его адрес. Виновные в этом подлежали удавлению.
Следующие разновидности зла были сгруппированы в связи с их вредом для нравственных семейных устоев: «выражение сыновней непочтительности», «несогласие, разногласие» с близкими родственниками; далее следовала группа преступлений, оцениваемых как «несправедливость, неправедность» во взаимоотношениях из разряда официальных и иерархических (убийство начальника его подчиненным, убийство командира, учителя-наставника; сюда же было отнесено выражение непочтения к мужу со стороны жены, например отказ от ношения траурной одежды в связи с его кончиной). Десятое зло — кровосмесительные связи, которые уподоблялись взаимоотношениям «птиц и зверей» (пер. терминов Свистуновой И. П.).
Совершение одного из таких зол не освобождало от наказания никого вне зависимости от занимаемого положения и лишало возможности откупа от наказания. Наказанию подлежали также члены семьи преступника с конфискацией их скота и имущества. В первую очередь к ответственности привлекались жена и дети преступника, в случае более тяжкого преступления — его родители, самого тяжкого — его деды и внуки, братья, сестры по отцу, племянники.
Особую группу преступлений составляли различные виды несправедливого обогащения — получение материальных благ обманом либо с помощью запугивания или получение чрезмерной выгоды. Помимо явного сближения карательных и договорных запретов китайское законодательство не обособляло сферу уголовного наказания от административного наказания.
Наказание осуществлялось в виде обезглавливания, удавления, каторжных работ в ссылке и без ссылки, а также битья палками. С VI в. битье толстыми палками было дополнено битьем тонкими палками. Палки имели точно зафиксированные размеры и изготовлялись под контролем властей. Толстая палка была длиной около метра, имела утолщенный лопатовидный конец и сужалась к рукояти. Танская палка делалась из шиповника, а не из бамбука, как это обычно утверждается в популярной литературе. Танский кодекс упорядочил эти наказания следующим образом: удары тонкими палками, толстыми палками, каторжные работы на разные сроки от одного до трех лет, ссылка трех степеней — в зависимости от удаленности места отбывания наказания (от 1 тыс. до 1,5 тыс. км).
Смертная казнь была двух видов — обезглавливание и удушение. В регионе Дальнего Востока казнь через повешение вообще не применялась. Самой мучительной была казнь через удавление. Обезглавливание определенным образом сказывалось, согласно поверьям, на загробном существовании человека в связи с тем, что голова отделялась от тела.
В период правления династии Тан Пять основных видов наказания (ровно столько же основных было и в древности) по мере нарастания их тяжести подразделялись еще на степени, которых насчитывалось уже 20 (пять разновидностей наказаний тонкой палкой от 10 до 50 ударов; пять разновидностей наказаний толстой палкой от 60 до 100 ударов; пять наказаний каторжными работами на срок; три вида наказаний ссылкой на расстояние и две разновидности смертной казни (удавление, обезглавливание). С X в. смертная казнь была дополнена «резанием на куски» с последующим разрезанием горла и обезглавливанием. Эта казнь была, по комментариям историков, заимствована китайцами в период правления династии Сун и применялась при казнях мятежников и убийц. Она была включена в кодексы династий Юань и Мин.
Чиновничество средневековой империи имело в этих случаях ряд привилегий — каторга или ссылка могла быть заменена наказанием в виде лишения должности или ранга и титула. Если рангов и титулов недоставало для прощения вины, то применялся штраф. Льготами пользовались и родственники чиновника — в зависимости от «силы тени», падающей от ранга чиновника, или от степени родственной близости. «Тень» определялась в соответствии с конфуцианским критерием определения срока ношения траурной одежды по умершему родственнику. Родственник «тенедарителя» тоже получал возможность занять должности на государственной службе, освобождаться от ответственности или получать смягчение положенного наказания.
В этих случаях действовал Принцип восьми суждений (суждений о лицах, имеющих право на смягчение наказания). Этот принцип восходит еще ко временам династии Хань и был включен в кодекс династии Вэй (III в.). Собственно, речь шла о восьми группах лиц, имеющих право на смягчение наказания. Среди них традиционно первыми были свойственники рода государя, затем шли «ветераны» (личные слуги и охрана государя), «мудрецы» (благородные мужи, лица, искусные во владении оружием или словом, и лица, показавшие высокое мастерство в соблюдении этикета), «талантливые» (опытные чиновники и мастера обучения коней в армии), «заслуженные» (отличившиеся в военной службе), «высокочтимые» (лица, Обладавшие Высоким чиновным рангом), «усердные» (чиновники Государственной службы и послы), «гости» (потомки некогда правивших династий).
Смягчение наказания обеспечивалось определенной И Восходя-шей ко временам Ханей процедурой в такой последовательности: обсуждение вопроса о социальном статусе преступника — подача Прошения О смягчении ему наказания — смягчение меры наказания или откуп от наказания.
Самым оригинальным в способах наказания было назначение участникам внутрисемейных или внутриродсгвенных конфликтов различных сроков ношения Траура По умершим родственникам. Наказания назначались кровным родственникам И Свойственникам. Сам по себе траур отражал весьма сложную систему семейно-родст-Венных Личных и коллективных обрядовых отношений, которые возникли еще в древности. Официальное признание таких традиций было не только данью уважения, но и заинтересованной поддержкой тех традиций, которые отвечали духовным и нравственным ценностям и потребностям всего общества. Продолжительность траура выступала в качестве мерила родственной близости (обычно траур длился один год с изменениями в сторону уменьшения или увеличения). Все виды наказаний трауром насчитывали пять основных разновидностей.
Траур обозначался ношением специального платья из ткани особого рода, а также белой повязки на голове при распущенных волосах. Летом в знак Траура Не снималась шапка. За неоплакивание Родственника Наказывали каторжными работами. В период ношения траурного платья запрещалось смотреть театральные постановки, слушать музыку, ходить в гости и звать гостей. За нарушение полагалось наказание ударами палкой. В число кровных родственников входили однофамильцы по мужской линии, а также вошедшие в семью женщины — мать, жена, жены сыновей и внуков. Свойственниками считались члены рода матери и родственники по женской линии, члены рода жены и семьи, с которыми породнились через браки дочерей.
В минском кодексе предусмотрено наказание в виде «соблюдения траура по трем отцам и восьми матерям». В категории отцов находились «совместно проживающий отчим», «отчим по второму замужеству мачехи», «не проживающий совместно отчим». В категории матерей числились «воспитавшая мать» (наложница), «мачеха» (вторая жена отца), «законная мать» (так называли сыновья наложниц официальную жену отца), «приемная мать» (ребенок с раннего возраста воспитывался братом отца или другим человеком), «изгнанная мать» (изгнанная отцом родная мать), «молочная Мать» (кормилица из наложниц отца), «мать, вторично вышедшая замуж» (вышедшая вторично замуж после смерти отца родная мать), «младшая мать» (наложница отца, имеющая сыновей).
Одним из самых типичных и тяжелых преступлений в бюрократическом аппарате средневекового китайского государства было взяточничество, которое вначале танский, а затем и минский кодексы сближают с разбоем и воровством в рамках Таблицы наказаний за «шесть видов присвоения» (казенного и частного имущества). Согласно танскому кодексу, наказуемые виды присвоения, расположенные по принципу убывающей общественной опасности («злостности»), выглядят следующим образом: грабеж или разбой в двух разновидностях — с применением угроз или силы и с применением оружия; взяточничество с извращением (нарушением) закона в двух разновидностях — получающими жалованье и не получающими жалованья. Перечисленные преступления включают в качестве наказания высшую меру — смертную казнь путем удавления (по всем этим видам) и обезглавливание (для разбоя в обоих случаях). Далее следуют взяточничество без извращения закона получающими жалованье и не получающими жалованья; воровство; присвоение подведомственного имущества и наказуемое присвоение.
Здесь обращает на себя внимание такой род смягчающего вину обстоятельства для чиновников-казнокрадов, как взяточничество без извращения закона по сравнению со взяточничеством с извращением закона (в этой связи вспоминается рассуждение персонажа Салтыкова-Щедрина об удобствах «грабежа по закону»).
Следует отметить, что в минском кодексе состав преступлений с грабежом был исключен из числа «шести основных присвоений», поскольку, по мнению минских юристов, главная опасность грабежа состоит не в присвоении, не в посягательстве на чужое добро, а в применении насилия
Широко распространенной практикой в применении наказаний в средневековом Китае стало предоставление возможности избежать или сократить срок вынесенного наказания с помощью Откупа Денежными ассигнациями, серебром или осуществлением определенной физической работы. Так, наказание битьем палками можно было заменить работой в месяцах или в пересчете на серебро, взносом зерна, перевозкой извести или кирпича, воды и угля и др. Наказание 10 ударами палки было эквивалентно одному месяцу работы или 3 0 0 мерам серебра (в ли). Наказание в 1 0 0 ударов палками приравнивалось к работе в течение 6 месяцев или в 1800 ли серебра. Наказание в один год высылки приравнивалось к работе в течение 12 месяцев или к 3600 ли серебра. Однако возможность откупиться от наказания предоставлялась не всем и при наличии определенных условий.
Принимались во внимание возраст, социальное положение, состояние здоровья, род занятий (астролог, музыкант, мастеровой), характер преступления и вид наказания. Откуп дозволялся взамен наказания тонкими батогами для приговоренных к ним гражданских и военных чиновников за совершение лично-бескорыстных преступлений. Откуп взамен всех видов наказаний — для лиц старше 75 и моложе 15 лет. Дозволялся откуп взамен различных наказаний, полагавшихся за убийство или нанесение телесных повреждений вследствие непредвиденных обстоятельств — во время развлечений, по ошибке или в силу других непредвиденных обстоятельств
В области Имущественных отношений Продолжали действовать традиции большесемейного владения землей, земля у ж е стала предметом торговли и заклада, существовал институт отработка за долги. По требованиям обычного права сумма прироста процентов с долга не должна была превышать саму сумму долга. В области брачно-семейных отношений сохранялась преемственность с древними традициями. Возраст брачного совершеннолетия в кодексах не фиксировался. Могли оформить помолвку еще неродившихся детей. Запрещались браки между свободными и рабами. Брак мог расторгаться по обоюдному согласию супругов. Поводом для развода с женой могло стать не только бесплодие или распутство, но и непочтение к м у ж у и его родителям, болтливость или завистливый характер.
Наследник нес ответственность за долги умершего: наследовали отдельно титул и имущество, переходившие по мужской линии. Незамужние дочери получали половину наследственной доли братьев. Чин наследовался только старшим сыном. Допускалось дарение земли для религиозных целей.
Судебный процесс носил публично-розыскной характер по заявлению (устному или письменному) потерпевшего. Жалоба составлялась писцами, сидящими у входа в помещение суда. Ответственные за поиск преступника чиновники имели месячный срок (с 1 6 9 0 г.), и если преступника не находили, то за просрочку наказывались битьем палками (30 ударов за просрочку в 2 месяца). За неявку в суд свидетеля полагалось 40—50 ударов палками. Если после троекратного допроса с применением пытки не было признания вины, то допросу под пыткой подвергался сам обвинитель. Рабы не могли давать показаний против своих хозяев. Если после приговора о наказании каторжными работами обвиняемый не соглашался с таким или более суровым наказанием, то дело подлежало пересмотру. При недостаточности улик приглашали поручителей и обвиняемого отпускали на свободу. Приговор о смертной казни утверждал сам император. Простолюдинов казнили публично, а чиновников у себя дома.
Влияние конфуцианства на законодательную судебную практику особенно ощутимо в учете традиции почитания семейного родства и культа моральной строгости, что трансформируется в безусловное и строгое подчинение младшего старшему, детей родителям, солдата военачальникам, народа императору. Император в этой традиции воспринимался отцом своего народа.