Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:14, реферат
В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая. Культура Китая восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью
Древний Китай
В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая. Культура Китая восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью.
Изобретение письменности является важнейшим признаком того, что общество вышло из периода варварства и вступило в эпоху цивилизации. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить процесс возникновения и первоначальное развитие иероглифической письменности.
Для передачи всего богатства китайского языка применялись знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы языка. Подавляющее большинство знаков представляло собой идеограммы – изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия. Но число применявшихся иероглифов было недостаточно. В китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться отдельным иероглифом, и даже многочисленные омофоны - сходно звучащие слова-однослоги - в зависимости от их смысла изображаются разными иероглифами. Теперь число знаков было пополнено, с тем, чтобы учесть и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс., знаки были строго классифицированы. Начали составляться словари.
Так были заложены предпосылки для создания обширной письменной литературы, включающей не только поэзию и афоризмы, рассчитанные и на устное запоминание, но и художественную прозу, прежде всего историческую.
Китайская религия, так же как и религиозные воззрения всех народов древности, восходит к фетишизму, к другим формам культа природы, культа предков и тотемизма, тесно связанного с магией.
В Китае тоже есть высшее божественное начало - Небо. Но китайское Небо - это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Но в системе китайской религиозно-философской мысли существует, кроме Неба, и Будда (представление о нём проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале нашей эры), и Дао (основная категория религиозного и философского даосизма). Причём Дао в его даосской трактовке (существует и иная трактовка, конфуцианская, воспринимавшая Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индийскому Брахману. Однако именно Небо, всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае.
Все
эти и многие другие
важнейшие особенности
религиозной структуры
Китая были заложены
в глубокой древности,
начиная с эпохи Шан-Инь.
У иньцев был немалый
пантеон богов и духов,
который они почитали
и которому приносили
жертвы, чаще всего кровавые,
в том числе человеческие.
Но с течением времени
на передний план среди
этих богов и духов всё
более отчётливо выходил
Шанди, верховное божество
и легендарный родоначальник
иньцев, их предок - -тотем.
Шанди воспринимался
как первопредок, заботившийся
о благосостоянии своего
народа.
Культ Неба стал главным
в Китае, а полное его
отправление - прерогативой
лишь самого правителя,
сына Неба. Отправление
этого культа не сопровождалось
мистическим трепетом
или кровавыми человеческими
жертвами.
Также существует в
Китае культ умерших
предков, культ Земли,
тесно связанный с магией
и ритуальной символикой,
с колдовством и шаманством.
Все отмеченные системы
верования и культов
в древнем Китае
сыграли огромную роль
в становлении основной
традиционной китайской
цивилизации: не мистика
и метафизические абстракции,
но строгий рационализм
и конкретная государственная
польза; не эмоциональный
накал страстей и личная
связь индивида с божеством,
но разум и умеренность,
отказ от личностного
в пользу общественного;
не духовенство, направляющее
эмоции верующих в русло,
возвеличивающее бога
и усиливающее значение
религии, но жрецы-чиновники,
исполняющие свои административные
функции, частью которых
были регулярные религиозные
отправления. Все эти
специфические особенности,
складывавшиеся в иньско-чжоуской
китайской системе ценностей
за тысячелетие, предшествовавшие
эпохе Конфуция, подготовили
страну к восприятию
тех принципов и норм
жизни, которые навсегда
вошли в историю под
наименованием конфуцианства.