Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:10, реферат
Культура Китая восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.
Культура
Китая восходит к очень глубокой древности
и отличается не только богатством своих
материальных и духовных ценностей, но
и огромной жизнестойкостью. Несмотря
на бесчисленные войны, мятежи, разрушения,
производимые завоевателями страны, культура
Китая не только не ослабевала, а наоборот,
всегда побеждала культуру завоевателей.
В течение всей истории китайская культура
не утрачивала своей активности, сохраняя
монолитность. Каждая из культурных эпох
оставляла для потомков неповторимые
по красоте, самобытности и разнообразию
ценности. Произведения зодчества, скульптуры,
живописи и ремёсел представляют собой
бесценные памятники культурного наследия
Китая.
Каждая из культурных эпох тесно связана
с социально-политическими, экономическими
и другими особенностями данного исторического
периода и представляет собой определённый
этап развития культуры. Таких культурных
эпох в истории Китая несколько. История
и культура древнего Китая охватывает
период от II в. до н.э. – до III в. н.э. В эту
эпоху входит культура
Китая периода династии Шан (Инь) и династии
Чжоу, а также культура империи Цинь и
Хань. Культура Китая III –IX вв. охватывает
два исторических периода: период Южных
и Северных династий и период объединения
Китая и создания танского государства.
Культура Китая X –XIV вв. включает в себя
период пяти династий и образования империи
Сун, а также период монгольских завоеваний
и привление династии Юань. Культура Китая
XV – XIX вв. – это культура периода династии
Мин, а также период завоевания Китая маньчжурами
и правления маньчжурской династии Цин.
Обилие и разнообразие керамических изделий
– от бытовой посуды до жертвенных сосудов
– и их техническое совершенство свидетельствуют,
что культура этого периода стояла, несомненно,
выше яншанской. К этому времени относятся
и первые гадальные кости, на которых имеются
знаки, нанесённые с помощью сверления.
Изобретение письменности является
важнейшим признаком того, что общество
вышло из периода варварства и вступило
в эпоху цивилизации. Древнейшие китайские
надписи дают возможность проследить
процесс возникновения и первоначальное
развитие гиероглифической письменности.
Развитию письменности содействовал переход
от письма на узких бамбуковых дощечках
к письму на шелке, а затем и на бумаге,
впервые в мире изобретённой китайцами
на рубеже нашей эры, - с этого момента
писчий материал перестал лимитировать
объём письменных текстов. В конце I века
до н.э. была изобретена тушь.
Для передачи всего богатства китайского
языка применялись знаки (иероглифы), фиксирующие
те или иные единицы языка. Подавляющее
большинство знаков представляло собой
идеограммы – изображения предметов или
сочетания изображений, передающих более
сложные понятия. Но число применявшихся
иероглифов было недостаточно. В китайском
письме каждое односложное слово должно
было выражаться отдельным иероглифом
и даже многочисленные омофоны - сходно
звучащие слова-однослоги - в зависимости
от их смысла изображаются разными иероглифами.
Теперь число знаков было пополнено, с
тем чтобы учесть и более редкие понятия,
и доведено до 18 тыс., знаки были строго
классифицированы. Начали составляться
словари.
Так были заложены предпосылки для создания
обширной письменной литературы, включающей
не только поэзию и афоризмы, рассчитанные
и на устное запоминание, но и художественную
прозу, прежде всего историческую.
Самым выдающимся историком-писателем
был Сыма Цянь ( около 145 - 86 гг. до н.э.)
Его личные взгляды, сочувствовавшие даосским
настроениям, расходились с ортодоксальными
конфуцианскими, что не могло не отразиться
на его труде. По-видимому, за это инакомыслие
историк попал в опалу. В 98 г. до н.э. по
обвинению в сочувствии к полководцу,
оклеветанному перед императором У -ди,
Сыма Цянь был приговорён к позорной каре
- кастрированию; реабилитированный позднее,
он нашёл силы возвратиться на служебное
поприще с одной целью - завершить труд
своей жизни. В 91 г. до н.э. он закончил своё
замечательное произведение “Исторические
записки” (“Ши цзи” ) - сводную историю
Китая, включавшую также описание соседних
народов от древнейших времён. Труд его
повлиял не только на всю последующую
китайскую историографию, но и на общее
развитие литературы
В Китае творило много поэтов и писателей
в разных жанрах. В элегическом жанре -
поэт Сун Юй ( 290 - 223 гг. до н.э. ). Лирика поэта
Цюй Юаня ( 340 -278 гг. до н.э. ) славится своей
изысканностью и глубиной. Ханьским историком
Бань Гу ( 32 -92 гг. ) в этом жанре создан труд
“ История династии Хань” и многие другие.
Сохранившиеся литературные источники,
по большей части произведения так называемой
классической литературы древнего Китая,
позволяют проследить процесс возникновения
и развития китайской религии, философии,
права и возникновение очень древних социально-политических
систем. Этот процесс мы можем наблюдать
на протяжении целого тысячелетия.
Китайская религия, так же как и религиозные
воззрения всех народов древности, восходит
к фетишизму, к другим формам культа природы,
культа предков и тотемизма, тесно связанного
с магией.
Специфика религиозной структуры и психологических
особенностей мышления всей духовной
ориентации в Китае видна во многом.
В Китае тоже есть высшее божественное
начало - Небо. Но китайское Небо - это не
Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не
Будда. Это высшая верховная всеобщность,
абстрактная и холодная, строгая и безразличная
к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя
слиться, ей невозможно подражать, как
и нет смысла ею восхищаться. Но в системе
китайской религиозно-философской мысли
существует, кроме Неба, и Будда (представление
о нём проникло в Китай вместе с буддизмом
из Индии в начале нашей эры), и Дао (основная
категория религиозного и философского
даосизма). Причём Дао в его даосской трактовке
(существует и иная трактовка, конфуцианская,
воспринимавшая Дао в виде Великого Пути
Истины и Добродетели) близко к индийскому
Брахману. Однако именно Небо, всегда было
центральной категорией верховной всеобщности
в Китае.
Специфике религиозной структуры Китая
свойствен и ещё один существующий для
характеристики всей китайской цивилизации
момент - незначительная и социально не
существующая роль духовенства, жречество.
Все эти и многие другие важнейшие особенности
религиозной структуры Китая были заложены
в глубокой древности, начиная с эпохи
Шан-Инь. У иньцев был немалый пантеон
богов и духов, который они почитали и
которому приносили жертвы, чаще всего
кровавые, в том числе человеческие. Но
с течением времени на передний план среди
этих богов и духов всё более отчётливо
выходил Шанди, верховное божество и легендарный
родоначальник иньцев, их предок - -тотем.
Шанди воспринимался как первопредок,
заботившийся о благосостоянии своего
народа.
Смещение в культе
Шанди акцента в сторону его функций
первопредка сыграло в истории Китайской
цивилизации огромную роль: именно оно
логически привело к ослаблению религиозного
начала и к усилению начала рационального,
проявившегося в гипертрофировании культа
предков, ставшего затем основой основ
религиозной системы Китая.
У Чжоусцев было такое религиозное
представление, как почитание Неба. С течением
времени культ Неба в Чжоу окончательно
вытеснил Шанди в главной функции верховного
божества. При этом на Небо перешло представление
о прямой генетической связи божественных
сил с правителем: чжоуский ван стал считаться
сыном Неба, и этот титул сохранился за
правителем Китая до XX века. Начиная с
эпохи Чжоу Небо в его основной функции
верховного контролирующего и регулирующего
начала стало главным всекитайским божеством,
причём культу этого божества был придан
не только сакрально-теистический, сколько
морально-этический акцент. Считалось,
что великое Небо карает недостойных и
вознаграждает добродетельных.
Культ Неба стал главным в Китае, а
полное его отправление - прерогативой
лишь самого правителя, сына Неба. Отправление
этого культа не сопровождалось мистическим
трепетом или кровавыми человеческими
жертвами.
Также существует в Китае культ умерших
предков, культ Земли, тесно связанный
с магией и ритуальной символикой, с колдовством
и шаманством.
Все отмеченные системы верования и культов
в древнем Китае сыграли огромную роль
в становлении основной традиционной
китайской цивилизации: не мистика и метафизические
абстракции, но строгий рационализм и
конкретная государственная польза; не
эмоциональный накал страстей и личная
связь индивида с божеством, но разум и
умеренность, отказ от личностного в пользу
общественного; не духовенство, направляющее
эмоции верующих в русло, возвеличивающее
бога и усиливающее значение религии,
но жрецы-чиновники, исполняющие свои
административные функции, частью которых
были регулярные религиозные отправления.
Все эти специфические особенности, складывавшиеся
в иньско-чжоуской китайской системе ценностей
за тысячелетие, предшествовавшие эпохе
Конфуция, подготовили страну к восприятию
тех принципов и норм жизни, кото-
рые навсегда вошли в историю под наименованием
конфуцианства.
Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился
и жил в эпоху больших социалистических
и политических потрясений, когда чжоуский
Китай находился в состоянии тяжёлого
внутреннего кризиса. Высокоморальный
Цзюнь-цзы, сконструированный философом
в качестве модели, эталона для подражания,
должно было обладать двумя важнейшими
в его представлении достоинствами: гуманностью
и чувством долга. Конфуций разработал
и ряд других понятий, включая верность
и искренность (чжен), благопристойность
и соблюдение церемоний и обрядов (ли).
Следование всем этим принципам будет
обязанностью благородного Цзюнь-цзы.
“Благородный человек” Конфуция - это
умозрительный социальный идеал, назидательный
комплекс добродетелей. Конфуций сформулировал
основы того социального идеала, который
хотел бы видеть в Поднебесной: «Пусть
отец будет отцом, сын - сыном, государь
- государем, чиновник – чиновником», то
есть пусть всё в этом мире хаоса и сумятиц
станет на свои места, все будут знать
свои права и обязанности и делать то,
что им положено. И общество должно состоять
из тех, кто думает и управляет - верхов,
и тех, кто трудится и повинуется - низов.
Такой социальный порядок Конфуций и второй
основоположник конфуцианства Мэн-цзы
(372 - 289 до н.э. ) считали вечным и неизменным,
идущим от мудрецов легендарной древности.
Одной из важных основ социального порядка,
по Конфуцию, было строгое повиновение
старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник,
наконец, государь, - это беспрекословный
авторитет для младшего, подчинённого,
подданного. Слепое повиновение его воле,
слову, желанию - это элементарная норма
для младших и подчинённых, как в рамках
государства в целом, так и в рядах клана,
корпорации или семьи.
Успехам конфуцианства в немалой степени
способствовало и то, что это учение базировалось
на слегка изменённых древних традициях,
на привычных нормах этики и культа. Апеллируя
к самым тонким и отзывчивым струнам души
китайца, конфуцианцы завоёвывали его
доверие тем, что выступали за милый его
сердцу консервативный традиционализм,
за возврат к «доброму старому времени»,
когда и налогов было меньше, и люди жили
лучше, и чиновники были справедливее,
и правители мудрее...
В условиях эпохи Чжаньго (V – III вв. до
н.э.), когда в Китае ожесточённо соперничали
различные философские школы, конфуцианство
по своему значению и влиянию стояло на
первом месте. Но, несмотря на это, предлагавшиеся
конфуцианцами методы управления страной
тогда не получил признания. Этому помешали
соперники конфуцианцев – легисты.
Учение законников -
легистов резко отличалось от конфуцианского.
В основе легистской доктрины лежал безусловный
примат писаного закона. Сила и авторитет
которого должен держаться на палочной
дисциплине и жестоких наказаниях. По
легистским канонам, законы разрабатывают
мудрецы – реформаторы, издаёт их государь,
а осуществляют на практике специально
отобранные чиновники и министры, опирающиеся
на мощный административно-
Грубые методы легизма для правителей
были более приемлемыми и эффективными,
ибо они позволяли твёрже держать в руках
централизованный контроль над частным
собственником, что имело огромное значение
для усиления царств и успехов в их ожесточённой
борьбе за объединение Китая.
Синтез конфуцианства и легизма оказался
не столь уж сложным делом. Во-первых, несмотря
на многие различия, легизм и конфуцианство
имели немало общего: сторонники обеих
доктрин мыслили рационалистически, для
тех и других государь был высшей инстанцией,
министры и чиновники – его основными
помощниками в управлении, а народ – невежественной
массой, которой следовало руководить
должным образом для её же блага. Во-вторых,
синтез этот был необходим: введённые
легизмом методы и инструкции ( централизация
администрации и фиска, суда, аппарата
власти и т.п. ), без которого нельзя было
управлять империей, в интересах той же
империи следовало сочетать с уважением
к традициям и патриархально-клановым
связям. Это и было сделано.
Превращение конфуцианства в официальную
идеологию явилось поворотным пунктом
как в истории этого учения, так и в истории
Китая. Если ранее конфуцианство, призывая
учиться у других, предполагало за каждым
право самому размышлять, то теперь входила
в силу доктрина абсолютной святости и
непреложности других канонов и мудрецов,
каждого их слова. Конфуцианство сумело
занять ведущие позиции в китайском обществе,
приобрести структурную прочность и идеологически
обосновать свой крайний консерватизм,
нашедший наивысшее выражение в культе
неизменной формы.
Конфуцианство воспитывало
и образовывало. Начиная с эпохи Хань,
конфуцианцы не только держали в своих
руках управление государством, но и заботи
-лись о том, чтобы конфуцианские нормы
и ценностные ориентиры стали общепризнанными,
превратились в символ «истинно китайского».
Это и привело к тому, что каждый китаец
по рождению и воспитанию должен был прежде
всего быть конфуцианцем, то есть с первых
шагов жизни китаец в быту, обращении с
людьми, в исполнении важнейших семейных
и общественных обрядов и ритуалов действовал
так, как это было санкционировано конфуцианскими
традициями. Даже если он со временем становится
даосом или буддистом, или даже христианином,-
всё равно, пусть не в убеждениях, но в
поведении, обычаях, манере мышления, речи
и во многом другом, часто подсознательно,
он оставался конфуцианцем.
Воспитание начиналось с малолетства,
с семьи, с приученных к культу предков,
к соблюдению церемониала и т.д.. Система
образования в средневековом Китае была
ориентирована на подготовку знатоков
конфуцианства.
Конфуцианство – регулятор жизни Китая.
Центализованное государство, существовавшее
за счёт ренты – налога с крестьян, не
поощряло чрезмерного развития частного
землевладения. Коль скоро усиление частного
сектора переходило допустимые границы,
это вело к значительному снижению доходов
казны и расстройству всей административной
системы. Возникал кризис, и в этот момент
начинал действовать конфуцианский тезис
об ответственности императоров и их чиновников
за дурное управление. Кризис преодолевался,
но восстание, которое его сопровождало,
уничтожало всё, что было достигнуто частным
сектором. После кризиса центральная власть
в лице нового императора и его окружения
становилась сильней, а часть частного
сектора начинала всё сначала. Конфуцианство
выступало и как регулятор во взаимоотношениях
страны с Небом, и - от имени Неба – с различными
племенами и народами, населявшими мир.
Конфуцианство поддержало и вознесло
созданный ещё в иньско - чжоуское время
культ правителя, императора, «сына Неба»,
управляющего Поднебесной от имени великого
Неба.
Конфуцианство стало не просто религией,
а также и политикой, и административной
системой, и верховным регулятором экономических
и социальных процессов – словом, основой
всего китайского образа жизни, принципом
организации китайского общества, квинтэссенцией
китайской цивилизации.
В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство
формировало умы и чувства китайцев, влияло
на их убеждения, психологию, поведение,
мышление, речь, восприятие, на их быт и
уклад жизни. В этом смысле конфуцианство
не уступает ни одной из великих решений
мира, а кое в чём и превосходит их. Конфуцианство
заметно окрасило в свои тона всю национальную
культуру Китая, национальный характер
населения. Оно сумело стать – во всяком
случае для старого Китая – незаменимым.
Большое распространение имела в древнем
Китае и другая философская система, принадлежавшая
Лао-цзы, резко отличавшаяся от конфуцианства
своим ярко выраженным умозрительным
характером. Впоследствии из этой философской
системы выросла целая сложная религия,
так называемый даосизм, который просуществовал
в Китае свыше 2000 лет.
Даосизм в Китае занимал скромное место
в системе официальных религиозно-идеологических
ценностей. Лидерство конфуцианцев никогда
им всерьёз не оспаривалось. Однако в периоды
кризисных ситуаций и больших потрясений,
когда централизованная государственная
администрация приходила в упадок и конфуцианство
перестало быть эффективным, картина нередко
менялась. В эти периоды даосизм и буддизм
подчас выходил на передний план, проявляясь
в эмоциональных народных взрывах, в эгалитарных
утопических идеалах восставших. И хотя
даже в этих случаях даосско - буддийские
идеи никогда не становились абсолютной
силой, но, напротив, по мере разрешения
кризиса постепенно уступали лидирующие
позиции конфуцианству, значение бунтарско
– эгалитаристских традиций в истории
Китая не должно преуменьшаться. Особенно
если, принимать во внимание, что в рамках
даосских сект и тайных обществ, эти идеи
и настроения были живучи, сохранялись
веками, переходя из поколения в поколение,
и тем накладывали свой отпечаток на всю
историю Китая. Как известно, они сыграли
определённую роль и в революционных взрывах
XX века.
Немалое влияние оказали на китайский
народ и его культуру буддийская
и индо – буддийская
философия и мифология. Многое из этой
философии и мифологии, начиная от практики
гимнастики йогов и кончая представлениями
об аде и рае, было воспринято в Китае,
причём рассказы и легенды из жизни будд
и святых причудливо переплетались в рационалистическом
китайском сознании с реальными историческими
событиями, героями и деятелями прошлого.
Буддистская метафизическая философия
сыграла свою роль в становлении средневековой
китайской натурфилософии.
С буддизмом связано в
истории Китая очень многое, в том числе
и, казалось бы, специфически китайское.
Буддизм был единственной мирной религией,
получившей широкое распространение в
Китае. Но специфические условия Китая
и характерные черты самого буддизма с
его структурной рыхлостью не позволили
этой религии, как и религиозному даосизму,
приобрести преобладающее идейное влияние
в стране. Как и религиозный даосизм, китайский
буддизм занял своё место в гигантской
системе религиозного синкретизма, которая
сложилась в средневековом Китае во главе
с конфуцианством.
В истории и культуре
средневекового Китая огромную роль
играла обновлённая и модифицированная
форма древнего конфуцианства, получившая
название неоконфуцианство. В новых условиях
централизованной империи Сун, для решения
задач усиления административно - бюрократического
начала необходимо было «обновить» конфуцианство
в соответствии с новыми социальными условиями,
создать прочное теоретическое обоснование
существующего строя, выработать принципы
конфуцианской «ортодоксии», которые
можно было бы противопоставить буддизму
и даосизму.
Заслуга создания неоконфуцианства принадлежит
целой когорте крупных китайских мыслителей.
В первую очередь это Чжоу Дунь-и (1017 –
1073 гг.), взгляды и теоретические разработки
которого заложили основы философии неоконфуцианства.
Положив в основание мира беспредельное
и обозначив его «Великий Предел» как
основу, как путь космоса, в движении которого
рождается сила Света (Ян), а в покое –
космическая сила Тьмы (Инь), он утверждал,
что от взаимо – действия этих сил проистекает
рождение из первобытного хаоса пяти стихий,
пяти родов вещества (вода, огонь, дерево,
металл, земля), а из них – множества вечноизменяющихся
вещей и явлений. Основные принципы учения
Чжоу Дунь-и были восприняты Чжан Цзаем
и братьями Чэн, но самым ярким представителем
философов сунского периода был Чжу Си
(1130 – 1200 гг.) именно он выступил как систематизатор
основных принципов неоконфуцианства,
на долгие годы определивший основные
идеи, характер и формы обновлённого и
приспособленного к условиям средневековья,
конфуцианского учения.
Как отмечают современные учёные, неоконфуцианство
было более религиозным и склонным к метафизике,
чем раннее конфуцианство, и вообще, средневековая
китайская философия характеризовалась
религиозным уклоном. В ходе заимствований
у буддистов и даосистов различных сторон
их учений была создана основа для разработки
логического метода неоконфуцианства,
который был возведён в ранг одной из важнейших
частей конфуцианского канона, смысл которого
заключался в том, что сущность знания
– в постижении вещей.
С приходом к власти китайской династии
Мин императоры не выражали особой готовности
принять конфуцианскую доктрину в качестве
единственной опоры в государственном
строительстве. Конфуцианство было сведено
на положение лишь одного из трёх учений
о постижении Пути Неба.
Развитие общественного сознания китайцев
в минский период привело к возникновению
индивидуалистических тенденций. Первые
признаки такого рода персоналистических
тенденций появились в самом начале минского
времени. У минских мыслителей, и в первую
очередь, у Ван Ян-мина (1472 – 1529 гг.), мерилом
человеческих ценностей стала не столько
конфуцианская социализированная личность,
сколько личность персонализированная.
Центральным понятием философии Ван Ян-мина
является лянчжи (врождённое знание), наличие
которого у каждого человека даёт право
на достижение мудрости.
Ярким своеобразным последователем Ван
Ян-мина был философ и писатель Ли
Чжи (1527 – 1602 гг.). Ли Чжи акцентировал
внимание на индивидуальном предназначении
человека и поиске им своего Пути. Центральным
понятием философии Ли Чжи было тун синь
(детское сердце), некоторый аналог лянчжи
Ван Ян-мина. Ли чжи резко расходился с
Ван Ян-мином в оценке конфуцианской концепции
человеческих отношений, полагая, что
в их основе лежат насущные человеческие
потребности, без удовлетворения которых
никакой морализм не имеет смысла.
Так, в результате сложного процесса синтеза
религий, норм этики в позднесредневековом
Китае возникла новая комплексная система
религиозных представлений, был сформирован
гигантский и постоянно обновлявшийся
сводный пантеон божеств, духов, бессмертных,
патронов – покровителей и т.п.
Всякое религиозное движение, представляющее
собой проявление человеческих чаяний,
социальных перемен и надежд на благой
результат с верой в высшую предопределённость
такого развития событий, всегда тесно
взаимосвязаны с конкретными социально-политическими,
культурными и прочими особенностями
региона или страны в целом. Особую роль
в религиозном движении в Китае играли
народные секстанские верования, доктринальные
принципы, ритуальные и организационно-практические
формы которых наиболее полно сформировались
к XVII веку. Религиозная активность сект
всегда была достаточно широкой и многообразной,
сохраняя при этом подчинённость основным
целям и ценностям вероучения.
В течение всей истории китайской
культуры каждая из существующих эпох
оставляла для потомков неповторимые
по красоте, самобытности и разнообразию
ценности.
Многие черты материальной культуры шан-иньского
периода указывают на её генетические
связи с неолитическими племенами, населявшими
бассейн Хуанхэ в III в. до н.э. Немалое сходство
мы набдюдаем в керамике, характере земледелия
и применения сельскохозяйственных орудий.
Однако по крайней мере три важнейших
достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление
бронзы, возникновение городов и появление
письменности.
Шанское общество находилось на грани
медно-каменного и бронзового веков. В
так называемом Иньском Китае происходит
общественное разделение труда на земледельцев
и специализированных ремесленников.
Шанцы возделывали зерновые культуры,
выращивали садово-огороднические культуры,
тутовые деревья для разведения шелкопряда.
Скотоводство также играло значительную
роль в жизни иньцев. Самым главным ремесленным
производством было бронзолитейное. Существовали
довольно крупные ремесленные мастерские,
где из бронзы изготовляли всю ритуальную
утварь, предметы вооружения, детали колесниц
и т.д.
В период династии
Шан (Инь) получило развитие монументальное
строительство и, в частности, градостроительство.
Города (размером примерно в 6 кв.км) строились
по определённому плану, с монументальными
зданиями дворцово-храмового типа, с ремесленными
кварталами, бронзолитейными мастерскими.
Эпоха Шан-Инь была сравнительно недолгой.
На место иньской конфедерации городов-общин
встало раннегосударственное объединение
в пределах нижнего и среднего течения
Хуанхэ – Западное Чжоу и культура пополняется
новыми отраслями.
Образцы древнейших стихотворных произведений
дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах
XI – VI вв.до н.э. Рифмованные тексты этого
времени имеют определённое сходство
с песнями. В них был закреплён исторический,
нравственный, эстетический, религиозный
и художественный опыт, приобретённый
за тысячелетия предшествующего развития.
Историческая проза этого периода представляет
собой надписи на ритуальных сосудах,
которые рассказывают о передаче земель,
военных походах, наградах за победу и
верную службу и т.д. приблизительно с
VIII в. до н.э. при дворах ванов ведётся регистрация
событий, посланий и создаётся архив. К
V в. до н.э. из кратких записей о событиях
в разных царствах составляются своды,
один из которых – летопись Лу, дошёл до
нас в составе конфуцианского канона.
Кроме повествований, описывающих те или
иные события, конфуцианцы зафиксировали
в своих трудах и знания в области общественной
жизни, однако потребности повседневной
жизни вызвали появление зачатков целого
ряда наук и их дальнейшее развитие.
Необходимость счёта времени и составление
календаря явились причиной развития
астрономических знаний. В этот период
вводится должность летописцев-историографов,
в обязанности которых входило занятие
астрономией и календарным вычислением.
С расширением территории Китая росли
познания и в области географии. В результате экономических
и культурных контактов с иными народностями
и племенами, было накоплено много сведений
и преданий, относительно их географического
месторасположения, быта, специфических
продуктов, производимых там, местных
мифов и т.д.
В период династии Чжоу медицина отделяется
от шаманства и знахарства. Знаменитый
китайский врач Бянь Цяо описал анатомию,
физиологию, патологию и терапию. Он - один
из первых врачей, кто производил операции
под наркозом, используя для этого специальный
напиток.
В области военной
науки значительный вклад был внесён
китайским теоретиком и полководцем Сунь
– цзы (VI – V вв. до н.э.). ему приписывают
авторство трактата о военном искусстве,
где показана взаимосвязь войны и политики,
указаны факторы, влияющие на победу в
войне, рассматриваются стратегия и тактика
ведения боевых действий.
Среди многочисленных научных направлений
существовала сельскохозяйственная школа
(нунцзя). В книгах, посвященных теории
и практике ведения сельского зозяйства,
собраны сочинения, где описываются методы
и способы обработки почв и посевов, хранения
продуктов, разведения шелковичного червя,
рыбы и съедобных черепах, ухода за деревьями
и почвами, выращивания скота и т.д.
Период династии Чжоу ознаменован появлением
многих памятников искусства древнего
Китая. Вслед за переходом к железным орудиям,
изменилась техника земледелия, вошли
в обращение монеты, улучшилась техника
ирригационных сооружений и градостроительства.
Следом за крупными сдвигами в хозяйственной
жизни, развитием ремёсел, произошли заметные
перемены в художественном сознании, возникли
новые виды искусства. На протяжении всего
периода Чжоу активно развивались принципы
градостроительства с чёткой планировкой
городов, обнесённых высокой глинобитной
стеной и разделённых прямыми, пересекающимися
с севера на юг и с запада на восток улицами,
разграничивающими торговые, жилые и дворцовые
кварталы.
Значительное место в этот период занимает
прикладное искусство. Широкое распространение
получают бронзовые зеркала, инкрустированные
серебром и золотом. Бронзовые сосуды
отличаются нарядностью и богатством
орнамента. Они стали более тонкостенными,
а украшались инкрустацией драгоценными
камнями и цветными металлами. Появились
художественные изделия бытового назначения:
изысканные подносы и посуда, мебель и
музыкальные инструменты.
К периоду Чжаньго принадлежит первая
картина на шёлке. В родовых храмах наличествовали
настенные фрески, изображавшие небо,
землю, горы, реки, божеств и чудовищ.
Одной из примечательных черт традиционной
цивилизации древнекитайской империи
становится культ образования и грамотности.
Было положено начало официальной системе
образования.
В начале II века появляется первый толковый
словарь, а позднее специальный этимологический
словарь.
Значительными были и научные достижения в
Китае этой эпохи. Составленный во II
в. до н.э. трактат содержит сжатое изложение
основных положений математических знаний.
В этом трактате зафиксированы правила
действий с дробями, пропорции и прогрессии,
применение подобия прямоугольных треугольников,
решение системы линейных уравнений и
многое другое. Особых успехов добилась
астрономическая наука. Так, например,
текст, датируемый 168 г. до н.э., указывает
движение пяти планет. В I в. н.э. был создан
глобус, воспроизводивший движения небесных
тел, а так же прототип сейсмографа. Важным
достижением этого периода является изобретение
прибора, названного «указателем юга»,
который применялся как мореходный компас.
Ярким примером соединения теории и практики
является история китайской медицины.
Лекари применяли большое число препаратов
из трав и минералов. Лекарства нередко
включали в себя до десяти и более ингредиентов,
а их применение очень строго дозировалось.
Имперский период истории древнего
Китая характеризуется появлением нового
жанра исторических сочинений, развитием
жанра прозо-поэтических произведений
«фу», которые получили название «ханьские
оды». Литература отдаёт дань чувственной
и сказочной тематике, получают распространение
книги легенд с фантастическими описаниями.
Во время правления
У-ди при дворе была учреждена Музыкальная
палата (Юэ фу), где собирались и обрабатывались
народные мелодии и песни.
Значительное место в культуре древнекитайской
империи занимает архитектура, скульптура
и живопись. В столицах возводились дворцовые
комплексы. Создаются многочисленные
комплексы гробниц знати. Получает развитие
портретная живопись. Портретными фресками
украшались дворцовые помещения.
В период Южных и Северных династий ведётся
активное строительство новых городов.
С III по VI вв. в Китае построено более 400
новых городов. Впервые стала применяться
симметричная планировка городской застройки.
Создаются грандиозные храмовые ансамбли,
скальные монастыри, башни – пагоды. Используются
как дерево, так и кирпич.
К V веку появились статуи в виде огромных
фигур. В грандиозных статуях мы видим
динамику тел и мимику лиц.
В V – VI вв. среди разнообразных художественных
изделий значительное место занимает
керамика, которые по своему составу становятся
очень близки к фарфору. В этот период
получает широкое распространение покрытие
керамических сосудов глазурью бледно-зелёного
и оливкового цвета.
Картины IV –VI вв. приобретают форму вертикальных
и горизонтальных свитков. Они писались
тушью и минеральными красками на шелковых
полотнищах и сопровождались каллиграфическими
надписями.
Литературное творчество III
– IV вв. переживало бурный подъём. Можно
встретить придворную литературу, насыщенную
фольклором; устную поэтическую, которая
в своей основе почти всегда имела реальные
события. К этому периоду относится развитие
нового поэтического жанра «ши» - стихов
песенного типа, в основе которых лежат
народные мелодии. Распространение имеют
клериканская, конфуцианская житийная
и буддийская литература.
Период объединения
Китая и создания Танского государства
характеризуется мощным пафосом созидания.
Небывалый размах строительных работ
был присущ градоустройству.
Столицы превращаются в крупнейшие ремесленные,
торговые и культурные
центры, где основное ядро составляли
кварталы грандиозного дворцового комплекса,
состоявшего из Императорского города
и Запретного города. Из сохранившихся
до наших дней остатков дворцов видно,
что в архитектуре того времени наблюдалась
тяга к монументальным формам и дворцы
стали многоэтажными. Появились террасы,
галереи и мосты, которые связывали здание
с парками. Черепичные крыши всё чаще становятся
двухярусными. Прекрасным дополнением
являются монастырские сооружения, которые
приобретают особую парадность.
Объединение страны, её подъём, а также
могущество буддийской церкви способствовали
расцвету китайской пластики. В скульптурных
изображениях появляется большая плавность
форм и одухотворённость образов, трёхмерность
изображения.
Расцвет творческих сил народа особенно
ярко проявился в живописи танского периода.
В её произведениях ярко проявилась любовь
к своей стране и её богатой природе. Работы
выполнялись на шёлке или бумаге в виде
свитков. Прозрачные и плотные краски,
напоминающие акварель и гуашь, были минерального
или растительного происхождения.
Танский период, ставший временем расцвета
страны и золотым веком китайской поэзии,
подарил Китаю подлинных гениев, среди
которых Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Они являлись
не только поэтами своего времени, но и
провозвестниками новой эпохи, ибо в их
произведениях уже заложены те новые явления,
которые в дальнейшем станут характерными
для целого ряда писателей и обусловят
взлёт духовной жизни страны. Проза VII
– IX вв. продолжала традиции предшествующего
периода, представляющего собой сборники
побасенок, анекдотов. Эти произведения
получают своё развитие в виде авторских
новелл и имеют форму писем, докладных
записок, притч и предисловий. Отдельные
сюжеты новелл впоследствии легли в основу
популярных драм.
В сунский период Китай вновь становится
одним из передовых государств своего
времени. Наблюдается значительный подъём
в развитии ремесла и торговли, что сопровождается
ростом городов, зодчество занимает ведущие
позиции в строительстве. Китайские мастера
возводят дворцы как в своей стране, так
и зарубежом. Разнообразнее стали типы
сооружений городов, используются новые
материалы и приёмы возведения строений,
становятся всё более изящными, с высокохудожественной
декоративной отделкой деревянных конструкций,
фасадов и интерьеров.
В X веке на юге страны появляются пагоды,
украшенные скульптурными мотивами в
виде группы фигур божеств.
В период XII – XIII вв. зодчество становится
пейзажным, что выразилось в развитии
особого вида искусства – ландшафтных
садов, воплощавших в себе всё наиболее
типическое и ценное, что можно было увидеть
в самой живой природе.
Пластика сунского периода намного бледнее
и менее возвышенная. Скульптуры X – XIII
вв. теряют свою монументальность, в них
всё чаще просматриваются черты декоративности,
манерности и даже лиризма.
С началом книгопечатания
в Китае (X в.) происходит значительный
скачок в развитии литературы и научных
знаний. Публикуется множество работ по
различным областям истории, археологии,
отражающих большой интерес китайцев
к своему прошлому. Широкое распространение
книгопечатания способствует письменному
закреплению произведений народного творчества.
Особого развития в сунский период достигает
литературный жанр «Цы»,стихи которого
стоят в одном ряду с лучшими произведениями
танского периода. Литераторы этого периода
писали классические стихи «ши» и «цы»,идущие
от народной песни, оды – философскую
ритмическую прозу, традиционные стихи,
ри сующие картины природы, патриотические
мотивы. В этот период формируются сборники
типа эссе, содержащие рассказы, новеллы,
автобиографические эпизоды, анекдоты.
В средневековой прозе Китая, начиная
с IX века и вплоть до XIX века пользовались
огромной популярностью лаконичные изречения
– цзацзуань, отличающиеся оригинальной
литературной формой.
Отличительной чертой культуры является
усиление демократических тенденций,
расцвет художественного творчества,
рассчитанного на массовую аудиторию
и представляющего собой городскую повесть,
бытовую музыку, театрализованные, песенно-танцевальные
и фарсовые представления. Приобретает
широчайшее распространение драматургический
жанр, где прозаический монолог или диалог
чередуются со стихотворными ариями.
Период Сун является яркой страницей в
истории китайской живописи. В ней на протяжении
X – XI вв. происходят значительные перемены.
Природа в произведениях художников всё
более героизируется, в ней воплощается
образ всего мироздания. Живописцы этого
периода вырабатывают новые взгляды на
пространственное построение пейзажных
картин-свитков, их композицию и тональность.
В картинах исчезает многолюдность, появляется
монохромная гамма чёрной туши.
В тесном соприкосновении с живописью
развивалось и прикладное искусство. В
период Сун создаются великолепные шелковые
ткани «кэсы», на которых воспроизводились
рисунки известнейших мастеров живописи.
Расцвет керамики стал результатом
творческого поиска многих керамистов
Китая. При определённых успехах в области
производства фарфора, главным достижением
являются изделия из пластической глины.
Особой красотой и изысканностью отличаются
изделия из камня и лака, а также бронзовые
сосуды, украшенные инкрустацией из золота
и серебра с рельефными изображениями
цветов, рыб и птиц.
Художественные изделия Китая в юаньский
период отличаются высоким мастерством
и качеством исполнения. Керамические
изделия, изделия из ткани, эмали, лака
в XIII – XIV вв. в большом количестве вывозились
за пределы Китая в страны Ближнего Востока
и Европу, где их очень высоко ценили.
Победа над иноземными захватчиками и
установление власти династии Мин способствовали
общему подъёму творческих сил народа,
что нашло отражение в развёрнутом городском
строительстве, а также в развитии торговли
и ремёсел. Непрекращающиеся набеги кочевников
на севере страны вынуждают правителей
заботиться об укреплении Великой Китайской
стены. Её достраивают и облицовывают
камнем и кирпичом. Сооружается ряд дворцовых
и храмовых ансамблей, усадеб, а также
садово-парковых комплексов. И, хотя в
строительстве по-прежнему основным материалом
является дерево, в дворцовом, храмовом,
крепостном зодчестве всё шире стали применяться
кирпич и камень с активным использованием
в красочном оформлении сооружений их
фактуры и цвета.
Китайская монументальная скульптура
в минский период, несмотря на общий упадок,
сохраняет своё реалистическое начало.
Даже в буддийских деревянных статуях
этого времени просматриваются жизненность
трактовки фигур и огромное богатство
художественных приёмов. В мастерских
изготовлялись прекрасные статуэтки и
фигуры животных из дерева, бамбука, камня.
Мелкая пластика поражает высоким мастерством
и глубиной проникновения в образы.
Литература периода Мин – это, прежде
всего, романы, повести. Одной из наиболее
стойких литературных китайских традиций
была афористическая словесность, корни
которой уходят к изречениям Конфуция.
В период династии Мин, особенно, начиная
с XVI столетия, китайский театр привлекал
к себе всё большее внимание литераторов
и знатоков искусства. Театр знаменовал
собой появление новой театральной формы,
сочетающей в себе высокую драматургию
с совершенным музыкальным, сценическим
и актёрским искусством.
Искусство минского периода стремилось
прежде всего к сохранению традиций танского
и сунского времён. Именно в этот период
зарождается повествовательный жанр.
По-прежнему значительное место в живописи
этого периода занимают произведения
пейзажной живописи и живописи «Цветов
и птиц».
Значительное место в художественной
культуре Китая занимали различные виды
декоративно-прикладного искусства. Одним
из главных его видов становятся изделия
из фарфора, которые выдвинуты на первое
место в мире.
Начиная с периода Мин широкое распространение
получает техника перего- родчатых и расписных
эмалей. Изготовлялись многофигурные
рельефные компо- зиции из красного резного
лака. Можно было увидеть вышитые картины,
выполненные цветной гладью.
Архитектура цинского периода приобретает
свои характерные черты, выраженные в
стремлении к пышности форм, обилию декоративного
убранства. Двор- цовые здания приобретают
новые черты в связи с дробностью орнаментальных
деталей и яркой полихромностью своей
отделки. Для орнаментации зданий применялись
различные материалы, это и камень, и дерево,
и глазурованные многоцветные керамические
плиты. Значительное внимание уделяется
сооружению парковых ансамблей. XVIII –
XIX вв. характеризуются интенсивным строительством
загородных резиденций, пышность, нарядность
и богатство архитектурных форм которых
говорят о вкусах того времени и богатстве
их обитателей. В оформлении их применялись
не только яркие краски и позолота, но
и фарфор и металл.
Традиции народного творчества с его оптимизмом
и стремлением к передаче реальных образов
нашли своё наибольшее выражение в скульптуре.
В работах безызвестных мастеров-резчиков
из слоновой кости, дерева, корня и бамбука
можно встретить образы простых людей
– пастухов, охотников, стариков, скрытые
под обликом божеств.
В цинский период в классической прозе
и поэзии появляются довольно видные мастера.
В области повествовательной литературы
выделяется жанр новеллы. В 1701 –1754 гг.
закладываются основы сатирического эпоса.
В XVIII – XIX вв. по-прежнему пользовались
большой популярностью изречения китайских
писате- лей цзацзуань.
Театральное искусство в цинский период
претерпевает значительные измене –ния.
Во второй половине XVII веке новая маньчжурская
династия сделала куньцюй придворным
театром. Развитие театрального жанра
куньцюй внесло немало изменений в вокальную
технику. Арии стали исполняться в более
живом темпе, позволяя координировать
пение, слово и сценическое движение. Около
середины XIX века музыкально-драматический
театр всё более приобретает черты национального
театра классической драмы.
В живописи XVII – XIX вв. значительное место
занимает копирование лучших произведений
прошлого. Создаются декоративные панно,
написанные краска - ми на шёлковой ткани.
Другое направление в живописи конца XVII
–начала XVIII века представляют работы
авторов, знакомых с европейской гравюрой
и линейной перспективой. Продолжает своё
существование и жанр повествователь
– ной живописи.
Особое место в культуре
Китая цинского периода занимает декоративно-прикладное
искусство. Китайские керамисты достигают
новых успехов в произ- водстве художественного
фарфора, который украшается росписью
блестящими прозрачными эмалевыми красками.
Для украшения дворцовых ансамблей, особенно
их интерьера, европейские архитекторы
и художники используют китайские вышивки,
фарфор, изделия из лака и эмали.
Китайские народные мастера создавали
самые разнообразные изделия при -кладного
искусства. Мастера-резчики, несмотря
на трудности работы с твёрдыми породами
камня, вырезают из нефрита, розового кварца,
горного хрусталя, слоновой кости различные
принадлежности.
Близкой к живописи по своему характеру
и своеобразной по форме была в XVII – XIX
вв. китайская вышивка. Прекрасны созданные
китайскими мастерами декоративные панно,
а украшение одежды вышивкой всегда являлась
непремен -ным элементом. Помимо вышивок
и тканей широкое применение в этот период
получили ковры.
Китайская культура всех времён развивалась
в условиях различных противоречий внутри
страны, установления господства и закабаления
Китая капиталистическими государствами.
Но даже в таких условиях развитие культуры
получает дальнейшее развитие.
Сохранившиеся материальные и литературные
источники позволяют проследить процесс
развития китайских религиозно-философских
взглядов, возникновение социально-политических
систем. Мы видим, как развиваются градостроительство,
архитектура, пластическое искусство;
создаются сокровищницы поэзии и прозы;
возникают значительные произведения
изобразительного искусства, в том числе
и портретная живопись; образуется общенациональная
форма театра, а позднее и музыкальная
драма. А красота китайского фарфора, вышивок,
расписных эмалей, резных изделий из камня,
дерева, слоновой кости по своему изяществу
и художественной ценности претендуют
на одно из ведущих мест среди подобных
изделий в мире. Значительными были и естественно
- научные достижения в области образования,
астрономии, магнетизма, медицины, книгопечатания
и т.д. Достигнуты успехи в экономическом
развитии, расширении внешних сношений.
Культура Китая оказала большое влияние
сначала на развитие культуры многочисленных
соседних народов, населявших обширные
территории позднейших Монголии, Тибета,
Индо-Китая, Кореи и Японии. Позднее на
большое число ведущих держав средневекового
мира. Значительную лепту китайская культура
внесла и в развитие мировой культуры.
Её самобытность, высокая художественная
и нравственная ценность говорят о творческой
одарённсти и глубоких корнях китайского
народа.