Культура Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:53, реферат

Краткое описание

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную, а в бурную эпоху Средневековья многовековые традиции великой китайской культуры не только не были прерваны, но, наоборот, обогатились новым содержанием. Тема достаточно актуальна, потому что Китай-это самая большая из обособленных цивилизаций и самая обособленная из больших. Именно поэтому мне будет очень интересно рассмотреть культуру Китая.

Файлы: 1 файл

Культура Древнего Китая.docx

— 42.74 Кб (Скачать)

Культура  Древнего Китая

 
Введение

 Тема моего  реферата «Культура Китая». Я рассматриваю данную тему на примере Древнего и  Средневекового Китая, так как мне  хотелось бы проследить, как произошло  становление китайской культуры, и как происходило дальнейшее её развитие. Жители Древнего Китая  создали интересную и самобытную культуру, как материальную, так  и духовную, а в бурную эпоху  Средневековья многовековые традиции великой китайской культуры не только не были прерваны, но, наоборот, обогатились  новым содержанием. Тема достаточно актуальна, потому что Китай-это  самая большая из обособленных цивилизаций  и самая обособленная из больших. Именно поэтому мне будет очень  интересно рассмотреть культуру Китая.

  1. Культура Древнего Китая
           

 Философско-религиозные  системы Китая

    Древнейшие  культуры

Жители Древнего Китая  создали очень интересную культуру. Они считали, что жизнь-это  творение божественной, сверхъестественной силы. Всё в мире находится в  движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных  космических сил-Света и Тьмы.

   В этот древнейший период китайцам так же, как и другим народам, был свойствен  культ природы: они поклонялись духам земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра. Одним из наиболее важных был сопровождаемый человеческими жертвами культ священных гор. Этим духам молились, обращались со всевозможными просьбами. Среди них выделялось главное верховное божество, стоящее над всеми духами и над душами умерших людей.

   Очень силён был также культ предков. В основе его лежало представление  о том, что душа человека после  смерти продолжает жить и более того-она  может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все свои прежние привычки и наклонности, поэтому вместе с  умершим рабовладельцем хоронили его  слуг и рабов, в могилу клали окружавшие его при жизни предметы утвари, драгоценности, оружие.

   Несколько позднее появилось обожествление  царской власти.

   Царь  был признан сыном Неба, т. е. представителем бога на земле. Уже с XIII в. до н.э. для  обозначения царей применяются  те же иероглифы, которыми прежде обозначалось только верховное божество.

   В середине I тыс. до н.э. в Китае зародились основные идеологические направления, которые впоследствии трансформировались в философско-религиозные системы. Это были даосизм, монизм и конфуцианство. К этим исконно китайским учениям добавились буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре распространившийся в Поднебесной-таково название страны в древности. Эти учения сыграли огромную роль в истории Китая.

     Даосизм

   Даосизм возник на рубеже VI-V вв. до н.э. Его основателем был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о Дао и дэ». Главное в этом труде дао, что буквально означает путь. Дао вечно единое, неизменное, непреходящее. Оно корень всего, мать всех вещей. Лао-цзы утверждал, что человек, будучи не в силах изменить естественный порядок вещей должен предоставить вещам развиваться самим по себе. Поэтому удел человека-пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь дао. Итак, сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию недеяния. Эта теория - основной принцип даосизма. Дао – источник  всего существующего в мире-духовное начало. Дао, будучи непознанным до конца, утверждали древние даосы, материализуется в дэ-достинство человека.

   Центральная проблема доктрины даосизма-учение о бессмертии. Даосы создали своё учение о бессмертии исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни. Учение Лао-цзы и его ближайших последователей ( в частности, Чжуан-цзы) принято обозначать как философский даосизм.

   В начале нашей эры на базе философского даосизма возник религиозный даосизм. Его основу составило понятие абсолютного дао, суть которого сводилась к следующему утверждению: жизнь-это иллюзия, а смерть- это возвращение к дао-истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем даоская «наука о бессмертии» стала смесью шаманства, колдовства, астрологии и демонологии.

    Религиозный  даосизм, как и философский,  проповедовал пассивность как  принцип жизни.

      Конфуцианство

   Примерно  в те же времена, на рубеже VI-V вв. до н.э., в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система-конфуцианство. Её основателем был проповедник Кун-цзы, известный в европейской транскрипции как Конфуций (Учитель Кун).

   Конфуций  считал, что основные добродетели  человека-верность, послушание и почитание  родителей и старших. Поэтому  первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием,звучала так: «Почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни.». Конфуций говорил о необходимости нравственного авторитета правительства: «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать».

   Вся полнота  власти в стране, по мнению Конфуция, должна принадлежать императору-«сыну  неба». Император-отец народа, а народ-его  дети.

   Конфуций  опирался на культ предков и утверждал, что посмертная слава ушедших  сулит возвышение их живым потомкам. Он считал необходимым сохранять  исконные устои общества, соблюдать  старинные обряды.

   Конфуций  не проявил особого интереса к  философским проблемам бытия. Его  учение-это прежде всего свод правил, моральных установок, в основе которых  лежала идеализация древности, идея о необходимости соблюдения установившихся норм жизни и культ повиновения старшим по возрасту и должности.

   С течением времени конфуцианство из господствующей идеологии превращается в важнейшую  государственную религию. В III в до н.э. Конфуций был канонизирован, его личность окружается ореолом святости, в честь его строятся храмы. На основе его учения и древних религиозных верований возникает конфуцианство как религиозная система. Во II-I вв. до н.э. она становится государственной религией Китая. Эта религия освещала идею тотального господства и подчинения.

   Моизм

   В V в. до н.э. в идеологическую и религиозную борьбу включилась ещё одна школа, одна из тех ста философских школ, которые, как уверяет китайская традиция, существовали тогда в стране. Речь идёт о школе моистов. Название этой школы произошло от имени её основателя Мо Ди, или учителя Мо. Моисты выступали против важнейших положений конфуцианства.

   Мо  ди выдвинул свою программу переустройства общества на традиционном принципе «всеобщей  любви и взаимной пользы». Он предложил  выдвигать на руководящие должности  мудрых людей из народа независимо от их происхождения и формировать  аппарат управления исходя из личных качеств человека. Идеи моистов подвергались критике со сторон других школ, прежде всего конфуцианства, а сами моисты-преследованиям и гонениям.

   Буддизм

   На  рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший  в Индии В VI в. до н.э. Согласно буддизму, жизнь есть цепь бесконечных перерождений, при этом всегда оставаясь злом и страданием. Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавлении всех желаний, которые и приводят к страданиям. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и конец. Материальный мир существует самостоятельно, это лишь проявления мистического духа.

   К VI в. н.э. буддийская церковь в Китае становится большой экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной организацией.

   Характерно, что все религиозные системы  Китая имели много общего: всем им был присущ культ послушания, почитания старших и предков, идеи «недеяния»-пассивного, созерцательного  отношения к действительности. Эти  идеи определяли образ жизни китайцев, их национальную психологию.1[1]           

 Развитие  науки, литературы и искусства

Наука

   Что же было сделано китайцами в области  точных и технических наук?

Математика зародилась в Китае в глубокой древности. За несколько сот лет до новой  эры китайские математики написали сочинения о расчётах при помощи шеста, стоящего в круге. С V в. до н.э. китайцы знали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан знаменитый трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские учёные впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел, они знали действия с обыкновенными дробями, которые умели сокращать, решали задачи на проценты, знали арифметическую прогрессию, составляли системы уравнений.

   Развивалась астрономия. Уже во II тыс. до н.э. древние жители Китая делили год на 12 месяцев, месяц-на четыре недели. С V в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения и дали названия 28 созвездиям, которые к тому времени они выделили из множества звёзд. В IV в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звёздный каталог на 800 светил. Тогда же ими были написаны две самые первые книги по астрономии, впоследствии сведённые в одно сочинение. В этих книгах имелись карты звёздного неба, составленные впервые астрономом Чжан Хэн, жившим во II в. н.э. Он же впервые создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.

   Значительный  вклад в мировую медицину внесли китайские врачи. Одним из самых  крупных достижений китайских лекарей  стало изобретение наркотиков-уже  в I тыс. до н.э. их широко применяли в лечебной практике. Самая ранняя из книг о лекарственных средствах была составлена во II в. до н.э. Авторство её приписывают императору Шэнь Нунцу, которого считают основателем китайской фармакологии. Китайские врачи также были лидерами в применении иглоукалывания и прижигания.

   Из  технических изобретений следует  назвать магнитный прибор-предшественник компаса, который появился на свет в  III в. до н.э., водяную мельницу, изобретённую на рубеже новой эры, созданную тогда же водоподъёмную машину-насос, поднимающую воду на поверхность земли. Кроме того, именно китайцами был сконструирован первый в мире сейсмограф.

   Письменность

   Современные представления о жизни Древнего Китая основываются на письменных источниках, многие из которых были составлены в самые разные периоды китайской  истории. Известно, что уже в XV в. до н.э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывавшая более 2000 иероглифов. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры. Введённое в это время единообразное для всей страны письмо впоследствии и легло в основу современной китайской письменности.2[2]

   Развитию  языка и письменности способствовал  переход от письма на узких бамбуковых дощечках царапающей палочкой к письму не шёлке натуральными красками специальной  кисточкой, изобретение которой  приписывают Мын Тяню. Великим изобретением было изготовление бумаги, производство которой началось в 105 г. н.э. Её варили из древесной коры, тряпья, конопли. Автором этого крупнейшего в истории человечества открытия был чиновник Цай Лунь. Примерно тогда же была создана тушь.

Литература

   Древнейшие  дошедшие до нас памятники китайской  литературы относятся к I тыс. до н.э. Это «Книга песен», содержащая более 300 песен и стихов, а также «Книга перемен».

   Первый  поэт, имя которого известно в истории  китайской поэзии,-Цюй Юань. Наиболее известными поэтами эпохи Хань были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь.

   Особенно  популярна была поэзия Тао Юань Миня, близкая и понятная простому народу:

       «В  мире жизнь человека не имеет корней глубоких.

       Упорхнёт  она словно над  дорогой лёгкая пыль…

       Я ж хочу одного-чтобы  старости не знать,

       Чтоб  родные мои собрались  под единой крышей,

       Каждый  мой сын и внук-все  друг другу спешат помочь…»

   Знаменитым  поэтом был Сунн Юй. Его лирика была пронизана ощущением радости жизни. Его называют первым в Китае певцом любви и женской красоты.

   Первым  известным историком Китая был  Сыма Цянь, автор «Исторических записок». Сыма Цянь считается классиком китайской прозы: он создал блестящую галерею художественных образов, давал точные и меткие характеристики своим персонажам.

   Почётное  место в библиотеках занимали также труды историка Бань Гу. Его  «История» охватывает более чем 230-летний период, повествование доводится до рубежа новой эры. «История» Бань Гу так же, как и труды Сыма Цяня, становится своеобразным стандартом исторических сочинений.3[3]

   Живопись. Скульптура. Прикладные искусства.

     Архитектура.

   На  первые века нашей эры приходится и расцвет живописи и ваяния, который  многие исследователи связывают  с буддизмом: в буддийских храмах помещалось множество статуй различных  божеств и святых. Особенно развиты  живопись тушью на бумаге, шёлке, а  также искусство фресок.

   Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных резьбой; уже во II тыс. до н.э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в. н.э. фарфора. Великолепны также и разнообразные лаковые изделия.

   Интересна и необычна архитектура Китая. Уже  в I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и чётко обозначенный карниз,-пагода. Самыми известными являются пагода Сун-юэ-сы в Хэнани, «Большая пагода диких гусей» в Сиане.

   В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был поистине громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек.

   Музыка

   На  рубеже нашей эры появились трактаты о музыке, наиболее известным из которых был трактат «Юэцзи». В нём отражены представления китайцев о музыке.

   Уже в  I тыс. до н.э. шёл процесс формирования слоя профессиональных музыкантов-важнейший этап в развитии музыкальной культуры любой страны. Во II в. до н.э. была создана придворная музыкальная палата Юэфу, в задачи которой входили специальная подготовка музыкантов, а также организация музыкального сопровождения всех церемониалов. Каждый император Китая содержал при дворе штат музыкантов и танцовщиц. Придворная музыкальная палата не только обучала музыкантов и танцоров, но и осуществляла строгое наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки и руководство тею. Таким образом, даже эта сфера культуры, менее других поддающаяся регламентации, была в Китае регламентирована и подвластна государству.

   Концепция счастья в старом Китае

   В китайской  культуре в целом отразилось отношение  китайцев к жизни и их концепция счастья: они считали, что реальная жизнь-это и есть по сути единственная жизнь, которую следует ценить и которую надо устроить как можно лучше, в соответствии с великими заповедями мудрецов древности.4[4]

   Теоретически  счастье доступно каждому, а практически-очень  немногим и является наградой за терпенье, труд, рвение, способности, важнейшей  из которых была способность соответствовать  своей социальной роли. Если же судьба не была щедрой к человеку, его учили  довольствоваться малым, наслаждаться тем, что у него есть.

   Символом  счастья в Древнем Китае была летучая мышь, прежде всего из-за созвучия её названия (фу). Пять летучих  мышей означали много счастливых благ, прежде всего долголетие, богатство, здоровье, благонравие и естественную смерть.5[5]   
 

  1. Культура  Средневекового Китая
           

 Эпоха Раннего  Средневековья

   Эпоха политической раздробленности, открывающая  историю Средневекового Китая, не прервала традицию культурного развития страны.

   Вслед за империей Хань, сметённой народными  восстаниям «жёлтых повязок», наступила  эпоха Троецарствия (220-280): образовались три самостоятельных государства-Вэй, Шу и У. Противоборство трёх царств завершилось победой правопреемницы Вэй-империи Цзинь (280-316). Разложение имперского порядка сделало Китай лёгкой добычей кочевых племён. Под их натиском китайцы бежали на юг, за реку Янцзы. Так произошло разделение страны на северную и южную части. Это обособление стало одним из ключевых моментов истории и культуры Китая III-VI вв.

   Религия

   Политическая  ситуация отразилась на духовном строе  эпохи и породила такие явления, как религиозный даосизм и  чань-буддизм. Даосизм был тесно связан с мистическими сектами. Возглавлявшие их священники притязали на обладание ниспосланных им лично с Неба откровений.

   Буддизм в Китае быстро приспособился  к национальным традициям. Буддизм  утверждался здесь сначала в  форме учения Нагарджуны, а затем в мистической разновидности учения Бодхидхармы. Со временем буддизм нашёл некое уникальное соотношение с даосизмом, а позже с конфуцианством, что позволило ему органически войти в плоть и кровь китайской культуры.

   В середине VI в. индийским проповедником Бодхидхармой была основана школа чань, что значит созерцание, медитация. Будучи наиболее китаизированной формой буддизма, школа чань оказала большое влияние на национальное искусство.   
 

Литература

   Литература  в Китае издревле занимала уникальное по значимости место. Ведущее место  в китайской классической  литературе занимала поэзия, её же основу составляла лирика, сущность которой китайцы  усматривали в выражении чувств.

   Событием  в истории китайской поэзии было рождение пятисловного стиха-фу, который  пришёл на смену четырёхсловному. Пятый  иероглиф приблизил поэтический  язык к разговорной речи, народной песне, из которой он развился. «Золотой век» фу начался с Кун Жуна (153-208) и Цао Чжи (192-232).

   Следующий шаг в развитии пятисловных стихов сделали семь друзей литераторов-«Семь мудрых из бамбуковой рощи». Они положили начало поэтическому профессионализму в Китае.

   IV столетие проходит под знаком господства «Поэзии таинственных речений»-модных среди аристократов стихов на темы даоской философии. Контрастом ей явилось творчество великого национального поэта Китая Тао Юаньмина (356-427). Его стихи утверждают идеал простоты и духовной свободы:

                            «Жену я зову, детей мы берём с собою,

                             И в добрый к  нам день гулять  далеко уходим...»

   На  V в. приходится расцвет пейзажной лирики («Стихи о горах и водах»). Открыватели её-поэты юга из семейства Се-Се Линьюнь (385-433) и Се Тяо (469-499).

   Китайская проза III-VI вв.продолжала оставаться многожанровой. Ведущими прозаическими жанром эпохи была близкая к поэзии ритмическая философская проза: «Письма о разрыве», трактаты «О долголетии», «Опровержение теории о естественной любви к учению».

   Наиболее  популярными в IV-VI вв. стали «Рассказы о событиях в мире» Лю И-цина (403-444), распределённые по рубрикам:дела,язык,правления,поступки.

   Искусство

   Несмотря  на явный литературоцентризм культурного  развития Раннего Средневековья, многовековые традиции искусства не только не были прерваны, но наоборот обогатились  новым содержанием. На стыке торговых путей началось бурное строительство  грандиозных скальных буддийских монастырей с многочисленными пещерами, украшенными статуями, рельефами, фресками. Среди прочих выделяются монастыри близ Дуньхуана-Юньган, Лунмэнь и Цяньфодун.

   В изобразительном  искусстве центральное место  заняли образы небожителей и юных заступников за человечество. В скульптуре пещерных монастырей преобладали тяжеловесные и статичные, сросшиеся с массой скалы колоссальные статуи Будды.

   На  юге страны получил развитие не связанный  с буддийской тематикой тип  иллюстрированной повести на горизонтальных свитках. Они выполнялись тушью и минеральными красками, по средствам же выразительности, разнообразию линейного штриха явно сближались с искусством каллиграфии. От V в. дошёл до нас самый древний сохранившейся целиком трактат о живописи, духовном назначении искусства и эстетических норм «Шесть правил живописи». Его автор Се Хэ (ок. 500) оказал основополагающее влияние на теорию изобразительного искусства Китая.6[6]           

 Эпоха Классического  Средневековья

   Эпоха Классического Средневековья (VII-XII вв.) начинается правлением династии Тан (618-907). После падения Танской династии и нескольких десятилетий междуцарствия (907-960) к власти пришла династия Сун (960-1275).

Музыка

   Эпохи Тан и Сун отмечены необычайным  взлётом всех видов искусств, находившихся под покровительством правящих династий. В VIII в. было открыто пять специальных учебных заведений, в том числе Придворная школа и консерватория «Грушевый сад». С X в. в Нанкине действовала императорская Академия живописи. В XII в. при кайфэнском дворе был организован музей-хранилище более 6000 произведений живописи и каллиграфии.

   В танскую  эпоху придворная музыка была представлена двумя жанрами: музыкой на открытом воздухе и музыкой, исполнявшейся  в помещении. В IX-X вв. в городах получили распространение песенные сказы и декламация под музыку отрывков из буддийских канонических книг.

   В эпоху  Сун популярными становятся зрелищные  искусства: разыгрывавшиеся в балаганах  песенные сказы с инструментальным сопровождением, многочастные драмы, южные  музыкальные драмы.

   Скульптура

   С приходом в Китай буддизма получает развитие скульптура. Её изготавливали из дерева, камня, лёссовой глины, чугуна, бронзы. Китайских мастеров отличала техника  литья. Самая ранняя буддийская скульптура представлена рельефами и изваяниями пещерных монастырей. Самой известной  является высеченная в VII в. в скалах Лунмэня 17-метровая статуя Будды Вайрочаны (владыки Космоса). Скульптурная композиция «Бодхисатва и Ананда» пещерного буддийского храма Цяньфодун(VIII в.) выполнена из лёссовой глины и раскрашена.

   Больших успехов достигли танские и сунские  мастера в погребальной пластике. В погребения знатных людей клались небольшие красочные статуэтки из поливной керамики: боевые кони в пылу сражения, согбенный раб, учёный, погружённый в раздумья, или грациозная танцовщица. С угасанием буддийских монастырей скульптура всё более уступала место живописи, расцвет которой приходится на сунское время.

   Живопись. Каллиграфия

   Китайская живопись, как и музыка, необыкновенно  привлекательна, однако для европейского сознания она сложна. Главное для  китайского художника-не то, что нарисовано, а то, что сокрыто за видимым. Произведения традиционной китайской живописи основывались на соединении живописных и графических  приёмов.

   В союзе  с живописью, а также и как  самостоятельный вид искусства  выступала каллиграфия-шуфа. В Средневековье выделились четыре основных стиля шуфа: деловое письмо волнистыми неровными линиями; уставное письмо с уравновешенностью всех элементов иероглифа; стиль, переходный от уставного к скорописному; скоропись со стремительным движением линий, тяготевших к безотрывности.

   Во  второй половине XI в. (1074) появилась наиболее важная работа Го Жо-сюя по истории искусства эпохи Сунн-«Записки о живописи: что видел и слышал». Он был автором аристократической концепции живописи.

   В VII-VIII вв. главными сюжетами живописи были образы буддийского рая, изображениями которого покрывались стены пещерных монастырей. В народной среде популярным становился лубок-новогодние картинки, изображающие персонажей народной и даоской мифологии.

   Иконография высшего божества народной религии-Нефритового императора сложилась около X в. В народных лубках он изображался на троне в царском головном уборе и халате, расшитом драконами, с нефритовой дощечкой в руках, символом закона и справедливого суда.

   В IX-X вв., когда преимущественное развитие получила монохромная живопись, оформились три ведущих жанра: живопись людей, пейзажная живопись и цветы-птицы. Ведущим жанром стал жанр-цветы-птицы. Размещённые на чистом фоне свободные композиции цветов, птиц, растений, плодов, насекомых в сопровождении каллиграфических надписей отражали даосско-буддийские представления о дуальности сил Вселенной. Особое место занимало изображение так называемых «четырёх благородных» растений: орхидеи, дикой сливы мэйхуа, бамбука и хризантемы. Так, мэйхуа символизировала благородство, чистоту и стойкость. В одном их трактатов по живописи о ней сказано так:

   «Небольшие  цветы, и нет изобилия их-это изящество. Тонкий ствол, а не толстый-вот утончённость. В возрасте не особенно юном-вот элегантность.Цветы  полуоткрыты, а не полное цветение-в  этом изысканность.»7[7]

Эпоха Мин. Зрелое Средневековье.

   В правление  династии Мин (1368-1644) Китай снова стал самостоятельной державой, пережившей период интенсивного обновления и духовного развития. Минский Китай родился в горниле великой крестьянской войны против монгольских завоевателей, которую возглавил крестьянский сын и бывший монах Чжу Юаньчжан.

   Минская держава занимала всю территорию так называемого внутреннего  Китая, то есть в пределах Великой  стены. Особенно выделялся уровнем  культурного и экономического развития район нижнего течения Янцзы. Его по праву считают Китаем в  миниатюре.

   Религия. Идеология.

   Возрождая имперские традиции, минские правители  неизбежно вынуждены были обратиться к конфуцианству, которое и заняло господствовавшее положение, обогатившись некоторыми элементами даосизма и буддизма. Согласно этой доктрине империя представлялась земным проявлением небесного, космического порядка, в котором сходятся божественное и человеческое. В Китае нарастал деспотический характер императорской  власти. Правители считали своим  долгом держать умы подданных  под неусыпным контролем и  одновременно поощряли академическую  декоративную учёность.

   В конце  XVI в. впервые в истории Китая были введены наказания для тех, кто на экзаменах посмел бы толковать каноны в противоречии официальным комментариям. В 1373 г. в каждой административной области империи было разрешено иметь по одному буддийскому и одному даоскому храму. В XVI в. подверглись репрессиям проповедники синкретизма «трёх религий» и разного рода нонконформистские мыслители. При этом в эпоху Мин многочисленными и популярными оставались локальные народные культы и религиозные секты.

   Литература

   Выдающимся  событием литературной жизни эпохи  Мин было появление крупной повествовательной  формы-героической эпопеи и романа. Героическая эпопея представляла собой сплав народного и авторского творчества. В основе первых книжных эпопей («Троецарствие» и «Речные заводи»)-народные сказы, элементы драматургии, историографии. По сравнению с ними эпопея второй половины XVI в. «Путешествие на Запад» была больше проникнута личным авторским началом. Первым крупномасштабным произведением, основанном всецело на авторском творчестве, было «Плавание Трижды Праведного по Индийскому океану» Ло Маодэна (конец XVI в.).

   В эпоху  Мин продолжалось развитие драматургии. Крупным драматургом был Сюй Вэй (1521-1593). Наибольшей известностью пользовался его цикл пьес под названием «Четырёхголосная обезьяна», одной из которых была «Мулань», посвящённая знаменитой героине китайского фольклора.

   С конца  XV в. наблюдается расцвет большого южного театрального представления, ориентированного исключительно на южные мелодии. Среди наиболее известных драматургов этого направления был Тан Сяньцзу (1550-1616). Самая знаменитая из его пьес- «Пионовая беседка» (1598).

   Архитектура. Искусство

   В эпоху  Мин, когда Китай снова самостоятельной  державой, интенсивно развивалось градостроительство. За короткий срок отстроили императорские  резиденции в северной (Пекин) и южной (Нанкин) столицах.

   В Пекине был построен императорский дворцовый  комплекс, оказавший влияние на градостроительство последующих веков,-«Запретный город» площадью более 17 кв. км.

   Главный пекинский Храм Неба(1420-1530), алтарь которого служил местом вознесения императором молитв Небу и Земле, был построен в соответствии с космогоническими представлениями китайцев.

   Мощь  минской архитектуры наиболее зримо  проявила себя в ансамбле тринадцати царских погребений XV-XVII вв. в пригородах обеих столиц. Эти комплексы включали храмы, башни, подземные дворцы, поражавшую воображение «Аллею духов» со скульптурами воинов, чиновников, мифических и реальных животных.

   Возрождению живописных традиций в Китае эпохи  Мин способствовало новое открытие придворной Академии живописи на рубеже 20-30-х г.г. XV в.

Для её художников была характерна ориентация на сунские  традиции и прежде всего жанр «цветов-птиц».

   Расцвет получила повествовательная живопись. Живописцы этого направления создали увлекательный и поэтичный тип свитков-повестей. С XV в. широко распространились погребальные портреты. Их создавали после смерти и использовали в ритуальных целях.

   Независимо  от двора художники преимущественно  работали в жанре пейзажа. В Китае  утвердилась живопись пейзажей «в манере древних мастеров». Образцы таких пейзажей заполняли страницы появившегося в XVII в. классического руководства по искусству живописи-«Слова о живописи из Сада с горчичное зерно».

   Лучшие  достижения живописи XVII в. связаны с именами художников, порвавших с условностями академической традиции и творчески развивавших свободную порывистую манеру письма и экспрессивную интерпретацию природы. Для Сюй Вэя, ведущего пейзажиста XVI в., характерно обращение к красоте и логике строения видимых случайными природных форм. В жизни эти художники были монахами или бедными скитальцами. Один из них, Гунн Сянь, прославил своё имя необычным пейзажем-«Тысяча пиков, миллион ущелий» (ок. 1670).

   Минская эпоха отмечена расцветом декоративно-прикладного искусства. В котором всё более проявлялись фольклорные начала. Появились новые образцы вещей: чайник для заварки чая, стулья, кресла, высокие столы. В изготовлении мебели новую жизнь обретает древняя традиция многослойных лаков. С середины XV в. начинают создаваться фарфоровые изделия с кобальтовой подглазурной росписью. Пышностью и многозначной символикой отличались церемониальные одежды минских императоров. Цвет императорского халата, тёмный сверху и жёлтый снизу, символизировал Неба и Земли. Выдающиеся произведения прикладного искусства, императорские халаты расшивались строго каноничными знаками высшей власти, соответствующими ритуалу жертвоприношения. Традиция различала 12 основных знаков державной власти, располагавшихся вертикально, по порядку старшинства.8[8]

   Заключение

   Рассмотрев  тему «Культура Китая», я проследила, как происходило зарождение китайской культуры, и как впоследствии шло её развитие.

   Особенностью  духовной жизни Древнего Китая было наличие в ней конфуцианства  и даосизма, а также буддизма, возникшего в Индии. Китайская иероглифическая  письменность, возникшая во II тыс. до н.э., сохраняется до сих пор и в современном мире остаётся единственной иероглифической письменностью. Дошли до наших времён и такие литературные произведения, как «Книга песен» и «Книга перемен». В Древнем Китае знали более 20 музыкальных инструментов. Получило развитие театральное искусство, акробатика, театр кукол и теней.

   Китайская средневековая культура, начавшаяся троецарствия претерпела ряд существенных изменений и подошла к пределу  своего развития, завершению традиции в эпоху Мин. Китайские мастера  достигли поразительного мастерства показывать своё искусство, скрывая его.

   Жители  Древнего Китая создали интересную культуру, оказавшую сильное влияние  на культуру других народов Дальнего Востока. Жители же Средневекового Китая  развивали эту культуру, внося  в неё различные новшества  и изменения, тем самым, сделав Китай  самой обособленной цивилизацией в  мире. Поэтому культура китайского народа внесла значительный вклад и  в мировую культуру.

   Литература

   1.      Культурология: История мировой культуры.  /  Под ред. проф. А.Н.Марковой.-М.:ЮНИТИ,1998.

   2.       История мировых цивилизаций / Хачатурян В.М.-М.:Дрофа,1996.

   3.      Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае /  Васильев Л.С.-М., 1976.

   4.      Энциклопедия символов: Пер. с нем. /  Бидерман Г.–М.:Республика,1996.

   5.      Культурология. / Под ред. Радугина А.А. -М.: Центр 1996.

   6.      История и культура Китая.-М.:Наука, 1976.

 

Информация о работе Культура Древнего Китая