Культура письменности и литературы Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:17, реферат

Краткое описание

Китайская цивилизация, была окружена народами, уступавшими ей в культурном развитии (гунны, монголы, маньчжуры) и противники нередко показывали свое превосходство в военном отношении. Это расценивалось китайцами как временная победа грубой силы. Орды кочевников накатывались на Китай и периодически захватывали его частично или целиком (тюрки в IV-VI вв., кидани и чжурджени в X-XII вв., монголы в XII-XIV вв.) и растворялись в многомиллионном населении Китая. И завоевателям приходилось принимать китайскую культуру и государственность, поскольку не могли нечего противопоставить китайской традиции.

Оглавление

Введение 3
Письменность Китая 4
Литература Китая 7
Заключение 8
Список литературы 9

Файлы: 1 файл

китай реферат.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

УО «Могилевский государственный  университет

им. А.А. Кулешова»

 

Кафедра всеобщей истории

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

на тему: “ Культура письменности и литературы Китая”

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка исторического факультета

1 курса, группы « Б »

Евсеева Е.В.

 

 

 

Работу проверил:

Игнатович А.Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилев, 2012

 

Содержание

 

Введение                                                                                                            3

Письменность Китая                                                                                         4

Литература Китая                                                                                              7

Заключение                                                                                                        8

Список литературы                                                                                           9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Китайская  цивилизация,  была  окружена  народами, уступавшими ей в культурном развитии (гунны, монголы, маньчжуры) и противники нередко показывали свое превосходство в военном отношении. Это расценивалось китайцами как временная победа грубой силы. Орды кочевников накатывались на  Китай  и  периодически  захватывали  его  частично  или  целиком (тюрки в IV-VI вв., кидани и чжурджени в X-XII вв., монголы в XII-XIV вв.) и растворялись в многомиллионном населении Китая. И завоевателям приходилось принимать китайскую культуру и государственность,  поскольку не могли нечего противопоставить китайской традиции. В связи с этим в Китае всегда очень высоко ценили    цивилизованность. Цивилизованность (вэнь) отличала человека  образованного  от необразованного.  Культура  свидетельствовала о более высокой природе человека, о том, что он поднялся  на более высокую ступень.  В  силу  этого  культура  почиталась  выше  грубой  силы,  а гражданская служба выше военной службы. Например, китайский  император никогда не стремился прослыть великим военачальником, зато поэзия и  ритуал  (традиции)  мыслились  делом  великим.  Иероглифическая письменность же вообще воспринималась как проявление благодати. 

Письменность одна из важнейших характеристик китайской  цивилизации. Во многих древних цивилизациях, письменность, возникая в виде пиктограмм, пройдя этапы развития, преобразовывалась в алфавитную систему. Китайскую письменность обычно называют иероглифической или идеографической, следуя примерно тому же самому пути развития, она так и не пришла к алфавиту. Китайцы не составляют слово из букв, они записывают слово при помощи отдельного иероглифа.

Представления о предназначении литературы в Китае были тесно  связаны с общими принципами культуры и особенностями письменности. По суждениям китайцев, литератор своим  творчеством выявляет первозданный порядок, устроение жизни. Главным стилистическим приемом для китайских авторов было сравнение или аллегория. Литература и поэзия, по представлениям древних китайцев, нужна для того, чтобы в многоголосие земной жизни, появилось чувство покоя и тишины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменность Китая

 

   «Изобретение иероглифической письменности приписывается легендарному (божественному) персонажу – Цан Се, рисуемому в облике то мифического четырехглазого существа, то архаического государя, то министра Хуан-ди. Иньское письмо представлено пиктограммами, т.е. графическими изображениями отдельных предметов или явлений. Одновременно уже здесь выделяется несколько групп знаков, различающихся по своей сложности: простейшие пиктограммы, комплексные пиктограммы, посредством которых начали передаваться абстрактные и усложненные конкретные понятия и которые представляют собой соединение нескольких ранее собственно рисунчатых изображений; и идеограммы – тоже комплексные графические образования, но уже обозначающие абстрактные понятия».[3, с.316]

Древнейшие гадательные  надписи, наносимые в эпоху Инь, обнаруживают в результате раскопок, на черепаховых панцирях и лопаточных костях животных. Изначально, древнекитайская письменность служила не для передачи разговорной речи, она являлась связующим с миром духов. Во время гаданий вопросы или послания, записывались на костях, затем носитель обжигался. Божественный ответ расшифровывали по трещинам, которые образовывались под воздействием огня.

Следующий этап развития древнекитайской письменности представлен надписями на бронзовых сосудах. Использование этого материала, повлекло видоизменение иньских пиктограмм: овальные и круглые формы заменялись формами, стремящимися к квадрату или прямоугольнику.

«Уже в эпоху Западного Чжоу письмо достаточно широко распространяется в среде верхушки общества. В одном из исторических сочинений говорится, что ван Чжоу приказал отлить бронзовые доски с нанесенным на них законами. Это было сделано для того, чтобы любой человек мог с ними ознакомиться. Такое сообщение может свидетельствовать о большой грамотности населения в период Западного Чжоу. Именно тогда появился первый стиль каллиграфии, который получил название «дачжуань» (письмена «больших печатей»). Широкое распространение письма привело к необходимости единого написания. На рубеже IX-VΙΙΙ вв. до н.э. китайские иероглифы были впервые кодированы придворным историографом Ши Чжоу. Шедевром стиля дачжуань являются надписи на каменных барабанах, обнаруженные археологами при раскопках в провинции Шаньси».[2, с.153]

Прямая линия формирования современного китайского письма идет от времени  правления императора Цинь Ши Хуанди. В эту эпоху введена единая письменность для всех областей Китая. На территории Поднебесной до сих  пор существует множество диалектов, поэтому написанное слово в разных провинциях может произносится по-разному, но понято везде будет одинаково. Формируется стиль для государственных документов, получивший название «сяочжуань» ( письмена малых печатей).

«К концу правления династии Хань окончательно сложилась графическая система китайского письма, которая с небольшими изменениями существует и по сей день. Это дает возможность современным китайцам читать книги и произведения древности в оригинале».[2, с.154]

Большое значение в культуре Древнего Китая занимает каллиграфия. Напрямую связанная с письмом она считается искусством, родственным живописи. «Главное орудие каллиграфа – «четыре драгоценности кабинета» (бумага, кисть, тушь и тушечница). Это название, наглядно  свидетельствует нам о характере отношения китайцев  к местной письменной  культуре. Кисть относится к древнейшим изобретением китайцев. Она изготовлялась из пучка меха соболя или лисицы (в дешевом варианте – зайца, кошки), которому придавалась конусообразная форма, после чего  он  перевязывался  понизу  нитью,  обмазывался  канифолью  и вставлялся  в  прорезь  бамбуковой  ручки,  нередко украшавшейся резьбой  и  инкрустацией.  На  кисть  надевался  конический  футляр. [4, с.159]

Не менее важна была и твердая тушь, которую изготавливали  на основе клея и сажи от сжигания смол хвойных деревьев. В дорогие сорта  добавляли мускус и гвоздику. В  готовом виде тушь представляла собой спрессованные брикеты. Ее разводили на специальной палетке – тушечнице, которую древние китайцы превратили в произведение искусства и культовый предмет». Кроме  обычной  черной  туши,  существовала  и  «золотая  тушь», которая  использовалась  при  написании  раритетных  текстов  и  на бумаге  черного  или  темно-синего  цвета  (так  называемые  «золотые рукописи»).  [2, с.152]

Бумага была изобретена в Китае во ΙΙ в. до н.э. Ее изготавливали  из растительных волокон, которые вымачивали, варили и высушивали на специальном сите. Метод изготовления бумаги долгое время оставался не известен другим народам (в Европе бумагу изготовили только в XII веке). До этого китайцы писали на камнях, шелке, бамбуковых планках и на других носителях. Текст наносился сверху вниз. Особенность такого письма связывают с возникновением длинных текстов, которые наносились на стебель бамбука, разрезанного надвое по вертикали. Бамбуковые планки связывались между собой шелковыми нитями.

«Три основных стиля каллиграфического письма: «кайшу», «синшу», и «цаошу». Кайшу или регулярный, парадный стиль органично развивался из лишу как более простой и удобный вариант. Синшу – это обычное или рабочее письмо. Именно в этом стиле китайские художники писали стихи на своих картинах. Цаошу или  «травянистое письмо», это китайская иероглифическая скоропись».[2, с.154]

Китайский язык служит, наглядным  воплощением  одной  из  интереснейших особенностей  китайского  мышления:  отсутствия  четкого разграничения  между  частью  и  целым,  сущностью  и  явлением, принципом  и  его  воплощением.  Таким  образом,  «общие  свойства китайской  иероглифики,  проистекающие  из природы иероглифа как художественного графического образа, предопределили качественное своеобразие  всей  китайской  словесности,  в  первую  очередь художественной литературы». В китайской литературе перечисление конкретных  признаков заменяет  общее определение предмета  или понятия,  а изложение текста  сводится  к выбору  наиболее содержательной цитаты из него.[ 1, c.28]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература  Китая

 

Представления о предназначении литературы в Китае были тесно  связаны с общими принципами культуры и особенностями письменности. По суждениям китайцев, литератор своим  творчеством выявляет первозданный порядок, устроение жизни. Главным стилистическим приемом для китайских авторов было сравнение или аллегория. Литература и поэзия, по представлениям древних китайцев, нужна для того, чтобы в многоголосие земной жизни, появилось чувство покоя и тишины.

«В XII в. до н. э. появляются первые памятники китайской словесности  – «гао», обращение правителей к  народу. Самым известным из них  считается «Хун фань» («Великий закон  об управлении»), который относится  к началу эпохи Чжоу. В это время  стали складываться две классические книги китайской цивилизации: « Шитзин» (Книга стихов) и «Шутзин» (Книга преданий)». [2, с.120]

«Книга песен» - это  сборник обрядовых и фольклорных  песен. Его окончательная редакция приписывается Конфуцию и содержит  около трехсот произведений. Самые древние разделы представлены ритуальными гимнами и стихотворными панегириками чжоуской знати. Все песни написаны четырехсловным размером, то есть каждая строка состоит из четырех знаков-слогов и обычно представляет собой смысловую единицу.

«Чуские  строфы»  (Чу цы),  созданные примерно  в  III  в.  до  н.э.  В них все построено на  образах, символизирующих душевное  состояние.  На  основе  «Чуских строф» возник жанр «фу», наиболее известным представителем которого был Сыма Сянжу (179-117 гг. до н.э.), отличавшийся стремлением создать пышную  образность.

Если  говорить  о  высших  достижениях древнекитайской  лирики, то они связаны с именами  поэтов III века – Цао Чжи, Жуань  Цзы, Цзи Кана. Золотым веком классической лирики стала эпоха Тан (VIII-IX вв.). В это время творили такие выдающиеся поэты  как  Ван  Вэй,  Ли  Бо,  Ду  Фу,  Бо  Цзюйи  и  др. [4, c. 207]

«Книга преданий» - доносит  до нас исторические документы древности, от эпохи мифических правителей до середины правления династии Чжоу.

    Все  особенности  китайской  словесности  проявились  в  полной мере в художественной прозе. В Древнем Китае существовало две основных  формы прозаической литературы: исторические хроники (например,  «Исторические записки» Сыма Цяня)  и произведения политической публицистики. [4, c.208]

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Таким образом, мы видим, что иероглифическое письмо, сложившиеся в середине II века до нашей эры, и китайская литература является неповторимыми и интересными для изучения Китая. И хотя китайская письменность за всю свою историю прошла несколько этапов развития (от гадательных надписей и надписях на бронзовых сосудах, до графической системы китайского письма) общие принципы иероглифического письма остаются неизменными на протяжении десятков столетий.

   Так же вклад  китайских поэтов Ван  Вэй, Сым Цян, Жуань Цзы и других  видных деятелей не только являются основой китайской литературы, но и внесли свой вклад в развитии мировой литературы в общем.

   В целом Культура Китая  оказала большое влияние на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённсти и глубоких корнях китайского народа.

     Это все доказывает, что китайская культура остается большим источником знания не только культуры, но и истории самого Китая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Алексеев В.М. Китайская литература. Избранные труды  /  В.М.Алексеев. – М.: 1978. –  c.
  2. Гордиенко А.Н. Китай. История, культура, искусство. Иллюстрированная энциклопедия / А.Н.Гордиенко, П.Е.Куделев, О.В.Перзашкевич. – М.: Эксмо, Наше слово, 2008. – 160 с.

 

  1. Кравцова М.Е. История культуры Китая / М.Е.Кравцова. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 416 с.

Информация о работе Культура письменности и литературы Китая