Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:22, доклад
В IV веке до нашей эры китайским астрономом Ши Шэнем был составлен первый в мире звездный каталог, включающий 800 светил. Уже в то время китайцы применяли компас. Высокого уровня развития достигли медицинские, математические, агрономические, биологические и другие знания. Древнекитайская медицинская книга «Нэй цзин» представляет собой ценнейшее произведение в мировой истории медицинских наук. О развитии биологических знаний свидетельствуют записи в одной из древнейших книг Китая – «Ши цзин» («Книга песен»), в которой упоминается свыше трехсот растений. Китайцами в древности на основе многовекового опыта был выработан целый комплекс мероприятий по обработке земли, в том числе трехпольная паровая система, чередование культур на определенном участке земли, обогащение почвы при помощи удобрений и прочее. Всё это дало толчок развитию и философской мысли Древнего Китая.
В IV веке до нашей эры китайским астрономом Ши Шэнем был составлен первый в мире звездный каталог, включающий 800 светил. Уже в то время китайцы применяли компас. Высокого уровня развития достигли медицинские, математические, агрономические, биологические и другие знания. Древнекитайская медицинская книга «Нэй цзин» представляет собой ценнейшее произведение в мировой истории медицинских наук. О развитии биологических знаний свидетельствуют записи в одной из древнейших книг Китая – «Ши цзин» («Книга песен»), в которой упоминается свыше трехсот растений. Китайцами в древности на основе многовекового опыта был выработан целый комплекс мероприятий по обработке земли, в том числе трехпольная паровая система, чередование культур на определенном участке земли, обогащение почвы при помощи удобрений и прочее. Всё это дало толчок развитию и философской мысли Древнего Китая.
Наиболее ранней формой познания природы было представление о пяти первоэлементах мира: металле, дереве, воде, огне, и земле, возникшее в начале IV тысячелетия до н.э., как результат развития познания мира. Вспомните о мумиях гигантов и следы НЛО в Тибетских пещерах.
Выдающимся мыслителем
древнего Китая был Конфуций (551-479
гг. до н. э.), получивший всемирную известность
как создатель этико-
Основным понятием этики Конфуция является ЖЭНЬ (гуманность) – нравственный принцип, определяющий отношения между людьми в обществе и в семье и проповедующий уважение и любовь к старшим по возрасту и по общественному положению. Конфуций требовал, чтобы каждый человек действовал в строгом соответствии с тем положением, которое он занимает. Люди, излагал Конфуций, должны быть взаимно великодушными. Они должны свято соблюдать культ предков. Во главе государства, по учению Конфуция, должны стоять мудрые люди, главная задача которых – личным примером воспитывать подданных.
Конфуций учил, управлять – это значит «исправлять имена», т.е. ставить каждого на свое место в обществе в соответствии с занимаемым им положением, учитывая его способности. Это и есть главная функция Правителя.
В «Лунь юе» (раздел XII) отмечено: «Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном». Конфуций считал, что каждый человек обязан учиться и нравственно совершенствоваться на протяжении всей своей жизни. Правители обязаны воспитывать и обучать народ, призывать его учиться у совершенных людей древности и современности (прим. Силин В.В.: «Базовая мудрость процветания государства»).
Другим из крупнейших мыслителей древнего Китая был – Мо Цзы (Мо Ди; 479-381 гг. до н.э.). Он нападал на аристократию, выступал против роскошной жизни и ненужных жертвоприношений, считал несправедливыми действия тех, кто, лично не участвуя в труде, присваивает себе его плоды. В основу своего этического учения он положил принцип ЦЗЯНЬ-АЙ (всеобщей любви). Верховный Правитель Неба был прежде всего творцом справедливости.
Мо-Цзы учил, что в познании истины решающее значение имеют три фактора:
1. Опыт предшествующих поколений.
2. Мнение народа.
3. Практическое применение знаний в управлении государством.
Последователем Мо-Цзы, т.е. моистом (мочже) был учёный Сюй Син. Он придерживался той точки зрения, что все люди должны заниматься физическим трудом. Даже правитель государства должен совместно с крестьянами обрабатывать землю, чтобы иметь право получать продукты.
Идеи Мо-Цзы и Сюй Сина не всегда согласовывались с учением Конфуция.
Видным последователем Конфуция был Мэн-Цзы (372-289 гг. до н.э.), развивавший конфуцианскую этику. Его учение изложено в сочинении «Мэн-Цзы», являющемся записями последователей Мэн-Цзы о жизни и деятельности ученого. Мэн-Цзы утверждал, что люди по своей природе, в основном, делятся на две категории:
1. Люди умственного труда.
2. Люди физического труда.
То, что первые управляют вторыми и живут за их счет, а вторые находятся в подчинении у первых и кормят их, отвечает, по мнению философа, принципу разделения труда и всеобщей закономерности развития общества.
Мэн-Цзы считал, что Государь управляет народом в согласии с «Волей Небесного Правителя» и должен проводить такую политику, чтобы народ имел достаточно средств для существования. В противном случае Государь должен быть свергнут.
Он учил, что нравственные качества людей ниспосланы небом. Путь совершенствования личности заключается в максимальном развитии этих врожденных этических качеств. Он утверждал, что через каждые 500 лет в результате цикличного круговращения пяти первоэлементов, обязательно появляется мудрый Государь.
Взгляды Конфуция и Мэн-цзы разделял Чжоу-Янь (340-305 гг. до н.э.) Мыслители его школы также утверждали, что мир состоит из пяти первоэлементов: воды, огня, дерева, металла и земли и что изменения в природе и в истории человечества происходят под влиянием взаимного уменьшения или увеличения этих пяти первоэлементов.
Одним из идейных противников Мэн-Цзы был Ян Чжу (ок. 395-335гг. до н.э.). Ян Чжу учил, что человек должен следовать естественному течению жизни, не делать того, что не в его силах, и главное внимание обращать на собственное благополучие. Им была выдвинута идея – «ВСЁ ДЛЯ СЕБЯ», чтобы «сохранить природу человека в целостности и чистоте», что нашло свое отражение в «ХУЙНАНЬ-ЦЗЫ», глава 13.
Учение Ян Чжу нашло свое отражение также в написанной в IV-III вв. до н.э. книге «Лао – Цзы», известной впоследствии под названеим «Дао дэ цзин». Среди специалистов нет полного единодушия по вопросу о том, имеет ли данная книга прямое отношение к личности Лао-Цзы (согласно преданиям, человек по имени Лао-Цзы жил в одно время с Конфуцием или даже раньше его). Книга «Дао дэ цзин» содержала критику религиозных и социально-политических воззрений того времени. Основная идея даосизма состоит в том, что жизнь природы и людей подчиняется не воле Небесного Правителя, а закону Дао, который, как всеобщий закон, вносит порядок в хаос вещей. Дао существует независимо от воли и сознания человека и предствляет собой «глубокую основу всех вещей» (гл.LXII).
Признавалось, что в мире нет ничего постоянного, что всё находится в движении и изменении.
«Одни вещи, поколения – уходят, другие приходят; одни расцветают, другие увядают; одни становятся прочными, другие хиреют; одни появляются, другие разрушаются» (гл. XXIX) (прим. Силина В.В. Да, как безумны те, кто пытается обеспечить золотом своих правнуков). Всё, достигнув определенной степени развития и процветания, превращается в свою противоположность. «Неполное становится полным, кривое-прямым, пустое становится наполненным, ветхое сменяется новым» (гл. XXII). Это закон самой жизни, ибо «противоположность есть действие дао» (гл. XL), т.е. действие самой природы.
Даосы распространяли свое учение о Дао и на область общественных отношений. Все несчастья в жизни народа происходят оттого, что Государи нарушают, движимые алчностью, естественный закон Дао.
«Народ голодает оттого, что его Государь и чиновники пожирают слишком много налогов» (гл. LXXV).
«Народу нужна свобода. Не тесните его жилище, не презирайте его жизнь», - говорится в «ДАО ДЭ ЦЗИНЕ» (гл. LXXII).