Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 20:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение права феодального Китая. В первой главе изложены философские основы китайской правовой системы. Во второй главе рассмотрены источники права и особенности семейно- брачных отношений в Китае феодального периода. В третьей главе представлены основы регулирования имущественных отношений, уголовное право и порядок судебного процесса.
Введение……………………………………………………………….………….3
Глава 1. Философские основы китайской правовой системы………………….5
Глава 2. Источники права и регулирование
семейно- брачных отношений…………………………….…………..9
2.1. Источники права в феодальном Китае………………….………….9
2.2. Регулирование семейно-брачных отношений……..…….……….11
Глава 3. Регулирование имущественных отношений.
Уголовное право и судебный процесс
в Китае феодального периода…………………………..……………..15
3.1. Регулирование имущественных отношений…………….………..15
3.2. Уголовное право и судебный процесс
в Китае феодального периода……………………………...……...17
Заключение……………………………………………………..………………..23
Список использованной литературы…………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Философские основы китайской правовой
системы………………….5
Глава
2. Источники права и
семейно- брачных отношений…………
2.1. Источники права в феодальном Китае………………….………….9
2.2. Регулирование семейно-брачных отношений……..…….……….11
Глава
3. Регулирование имущественных
Уголовное право и судебный процесс
в Китае феодального периода…………………………..……………..15
3.1. Регулирование имущественных отношений…………….………..15
3.2. Уголовное право и судебный процесс
в Китае феодального периода……………………………...……...17
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………..……………...…
Введение
Сильная централизованная государственная власть в Китае имела древние и прочные традиции. Ее важнейшей опорой было право верховной собственности на землю. Государство, осуществляющее жесткий контроль над обществом (как и во всех восточных деспотиях), издавна взяло на себя функцию управления экономикой. «Земледелие, торговля и управление — три основные функции государства» — так реформатор легист Шан Ян (390—338 гг. до н. э.) сформулировал концепцию, которой правительство руководствовалось в своей деятельности на протяжении практически всей истории Китая.
Направляя экономические процессы, власть стремилась ограничить частную собственность (прежде всего на землю), сохранить свою монополию в использовании природных богатств, пыталась поставить под контроль торговлю и ремесло. Главным, разумеется, был вопрос о земле и положении земледельцев. Крестьяне, составлявшие 90% населения страны, всегда были объектом внимания и заботы. Их благополучие являлось условием существования крепкой централизованной власти, ибо все они были для государства в первую очередь налогоплательщиками.
В Китае, конечно, существовало крупное частное землевладение (так называемые «сильные дома»), относительно независимое от центральной власти, но именно по этой причине и невыгодное для правительства. Как только начинало расти крупное землевладение, доходы казны резко падали: обезземеленные, разорившиеся крестьяне становились арендаторами у богатых землевладельцев, которые всеми возможными способами старались сократить сумму налогов, выплачиваемых государству. В результате возрастали сила и влияние (в том числе и политическое) местной знати, в провинциях усиливался произвол администрации, авторитет центральной власти падал. А в ответ начинался протест снизу — в виде восстаний, участники которых требовали возврата земли и восстановления принципа уравнительности. Выступления против «недобродетельных» правителей, допускающих беззаконие, освящались конфуцианством.
Вновь созданная династия обычно начинала свое правление с реформ, призванных установить социальную гармонию. При этом в вопросе о частной собственности правительство, казалось бы, не слишком расходилось с требованиями восставших масс: оно тоже отстаивало принцип уравнительности, разумеется, преследуя свои цели и интересы.
Поэтому реформы обычно сводились к гигантскому, в рамках всей Поднебесной империи, переделу земли — с тем чтобы каждый трудоспособный крестьянин получил свой участок. Иногда правительство даже шло на конфискацию земель у богатых землевладельцев. Использовались и другие средства: на некоторое время запрещалась продажа земли. Крупные владения облагали повышенными налогами.[10,c.101]
Целью курсовой работы является изучение
права феодального Китая. В первой главе
изложены философские основы китайской
правовой системы. Во второй главе рассмотрены
источники права и особенности семейно-
брачных отношений в Китае феодального
периода. В третьей главе представлены
основы регулирования имущественных отношений,
уголовное право и порядок судебного процесса.
Глава
1. Философские основы китайской правовой
системы
Ни одна правовая система
в мире не испытала столь мощного
влияния двух противоборствующих
философских учений, как правовая система
Древнего Китая, в истории которой этико-политические
догматы конфуцианства и политико-правовые
концепции легизма стали определяющими
факторами самого поступательного
развития права, его идейных основ,
принципов и институтов, а также механизмов
правоприменения, традиционного правопонимания
китайцев.
Общей чертой этих двух древнекитайских
школ была их политическая направленность,
стремление организовать жизнь китайского
общества на "рациональных", "справедливых"
началах, но понимаемых каждой школой
по-разному. Это привело к острой борьбе
между ними, закончившейся в результате
компромиссом.
В развитии древнекитайского
права можно выделить три этапа.
На первом этапе в шаньско-иньском и раннечжоусском
Китае в регулировании общественных отношений
главную роль играли этические нормы (ли),
определяющие отношение членов китайского
общества к правителю - вану и внутрисемейные
отношения. Эти нормы строились на
почитании родителей, старших, на
преклонении перед знатностью, на преданности
вану.
В VI в. до н.э. создает свое
учение великий философ Конфуций,
непререкаемый авторитет которого
пережил в китайском обществе века.
Основная философская идея конфуцианства
- идея гармонии как главного условия
всеобщего космогонического порядка,
равновесия в мире, а следовательно,
и счастья людей. Она включает в себя как
гармонию между людьми и природой,
так и гармонию между самими людьми,
выражающуюся в их поведении,
которое должно соответствовать
"естественному порядку", т.е.
добродетели и морали.
Средством поддержания справедливого
порядка у Конфуция является не закон,
а соблюдение традиций, моральных норм
(ли), закрепляющих некий образ идеального
поведения, основанного на соблюдении
"меры" во всем, что, в свою очередь,
должно побуждать человека к
уступкам, компромиссам.
Гармоничное общество, согласно учению
Конфуция, созданное на основе "веления
Небес" - это совокупность
групп (объединений людей), каждая из которых
должна существовать в социальных и правовых
условиях, максимальных для осуществления
отведенных ей функций. Главной идеей
такого объединения является идея "сяо"
– сыновней любви, почитания старших,
а также вышестоящих на иерархической
лестнице.
Требование строгого соблюдения
"ли", находящего выражение в скрупулезно
разработанном ритуале, определяло особое,
принципиально отличное от легистов,
отношение конфуцианцев к законодательной
форме как к некоему мерилу, образцу
правильного поведения, не требующему
во всех случаях ни строгого соблюдения.
ни обязательной судебной защиты.
На втором этапе развития древнекитайского
права, начиная с периода Чжаньго (V-III в.
до н.э.), усиливается роль права с его
стабильным комплексом наказаний.
В этот период и было создано законченное
легистское учение об управлении народом
и государством наиболее ярким представителем
легизма Шан Яном, отстаивающим абсолютную
власть правителя, который с помощью строго
установленного, не подлежащего
обсуждению закона определяет всю жизнь
подданных. [2,c.87]
Легисты проповедовали идею бесполезности
и невозможности существования людей
вне рамок жесточайших наказаний, исходили
из обязательности превентивных мер и
коллективной ответственности, обеспечивающих
"хорошее управление", отказывались
признавать наличие какой-либо связи
между мерой наказания и тяжестью содеянного
преступления. Жестоко карать, по их
мнению, следовало даже за малейшее
нарушение приказов государя. Проповедуя
своеобразное "равенство" перед законом,
неотвратимость наказаний за совершенные
преступления, легисты стремились
лишить знать, чиновничество различных
княжеств наследственных привилегий во
имя укрепления сильной центральной власти.
Не случайно крайнее ужесточение наказаний,
требование их неотвратимости было прямо
связано с развитием понятия преступления
против государства.
Обострение противоборства двух идеологий, давшего новый импульс становлению традиционных черт и институтов древнекитайского права, относится ко второй половине III в. до н.э., когда легизм в его крайней форме становится официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221-207 гг. до н.э.), а легисты приходят к власти, претворяя в жизнь свои правовые воззрения путем безуспешных попыток насильственно вытравить из массового сознания конфуцианские догматы с помощью преследования их поборников и носителей, уничтожения конфуцианских книг и пр. Согласно легенде, Циньский император Шихуанди в 213 году до н.э. приказал сжечь все конфуцианские книги, предав казни 400 ученых-конфуцианцев. [2,c.88]
С утверждением династии Хань на последнем этапе формирования древнекитайского права (III в. до н.э. – III в. н.э.) - этапе формальной победы конфуцианства - происходит слияние легизма и конфуцианства в новое учение- ортодоксальное ханьское конфуцианство, главным назначением которого становится осмысление с позиций тогдашних знаний, оправдание и увековечивание существующих социально-экономических и политических порядков как разумных, отвечающих интересам сохранения и функционирования древнекитайского общества. Доминирующей идеей этой идеологии была конфуцианская идея неравенства людей, их социальных, сословных, ранговых различий, а также различий в зависимости от места в семье, пола, возраста. Незыблемости этих различий должна была служить тщательная регламентация поведения людей в обществе, семье с помощью жестких моральных норм "ли", официально признанного ритуала.
Ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона, строгих наказаний, предполагая взаимодействие строгости и снисхождения. Из этого предположения вытекало, что мораль и право совпадали. Мораль задавала стереотип поведения, право с помощью наказаний запрещало от него уклоняться. Нормы господствующей конфуцианской морали должны были отныне насаждаться силой, строгой карой закона ("фа"), что и нашло выражение в формулах ортодоксального конфуцианства: "там, где недостает "ли", следует применять "фа", или то, что наказуемо по "фа", не может быть дозволено по "ли", то, что позволено по "ли", не может быть наказуемо по "фа".
Слияние конфуцианства и
Глава
2. Источники права и регулирование семейно-
брачных отношений
2.1.
Источники права в феодальном Китае
Согласно исторической традиции первые писаные законы в Китае появились в государстве Шань, а в Х в. до н.э. в Чжоу якобы существовал Уголовный кодекс, насчитывающий 3 тысячи статей. Ссылки на исключительную давность китайских кодексов - дань традиции, конфуцианскому учению, что правитель "не создает право, а передает его, доверяя древним и любя их".