Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 20:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение права феодального Китая. В первой главе изложены философские основы китайской правовой системы. Во второй главе рассмотрены источники права и особенности семейно- брачных отношений в Китае феодального периода. В третьей главе представлены основы регулирования имущественных отношений, уголовное право и порядок судебного процесса.
Введение……………………………………………………………….………….3
Глава 1. Философские основы китайской правовой системы………………….5
Глава 2. Источники права и регулирование
семейно- брачных отношений…………………………….…………..9
2.1. Источники права в феодальном Китае………………….………….9
2.2. Регулирование семейно-брачных отношений……..…….……….11
Глава 3. Регулирование имущественных отношений.
Уголовное право и судебный процесс
в Китае феодального периода…………………………..……………..15
3.1. Регулирование имущественных отношений…………….………..15
3.2. Уголовное право и судебный процесс
в Китае феодального периода……………………………...……...17
Заключение……………………………………………………..………………..23
Список использованной литературы…………………
В I в. н.э. император Уди издал рескрипт об освобождении всех обращенных ранее в государственных рабов и рабынь, "если прежними законами не было предусмотрено наказание за совершение ими преступлений". Были освобождены в ряде областей Китая также рабы, продавшие себя из-за голода и насильно проданные в рабство, а также женщины, отданные в наложницы. Запрещено было клеймение рабов, а к лицам, "силой чинившим препятствия" освобождению рабов, было предписано применять наказания "в соответствии с законом о насильственной продаже людей в рабство". [6,c.158]
3.2.
Уголовное право и судебный процесс в
Китае феодального периода
Традиционное право Китая развивалось в основном как уголовное право, нормы которого носили как бы надотраслевой характер. Они пронизывали сферу и брачно-семейных, и гражданских отношений и пр.
Это обстоятельство и определяет
необходимость изначального рассмотрения,
вопреки установившейся в учебной литературе
практике, институтов и норм уголовного
права, являющихся самостоятельной,
особо значимой частью не только правовой
системы Китая, но и всей традиционной
конфуцианской культуры. Именно в этой
сфере с наибольшей отчетливостью проявлялся
многовековый спор между конфуцианством
и легизмом: что является
лучшим средством управления - моральная
норма (ли) или наказание (син).
Понятие преступления в Древнем
Китае связывалось с проявлением преступной
воли человека. Правонарушитель
рассматривался как "низкий человек",
его "низость" определялась тем,
что он выступал носителем этой пагубной,
преступной воли, которая в зависимости
от характера преступления могла разрушить
или весь мир, или порядок, гармонию
в той социальной группе, к которой преступник
принадлежал.
Из признания примата
В ханьском Китае, согласно конфуцианскому принципу "если воля добрая, человек не нарушает закон", стали складываться специфическое учение о форме вины, учитываться преступная воля при определении меры наказания. Требование учета воли преступника было закреплено и законом в 120 году до н.э. В соответствии с этим требованием в китайском праве стали выделять предумышленные и преднамеренные преступления, преступления, совершенные с умыслом и без такового, а также по ошибке. Одно наказание следовало за умышленную клевету, другое, более легкое, - за не подтвердившийся донос. Тяжесть наказания за телесное повреждение зависела от того, было оно нанесено со "злодейским умыслом" или в драке.
В древнем праве проводились различия и между оконченным преступлением и покушением как проявлением преступной воли, наказываемым в принципе более мягко. Но нечеткость действия многих общих принципов уголовного права, которые деформировались под прессом конфуцианских догматов, приводила к тому, что часто покушение наказывалось как законченное преступление, например, в случае намерения убить кровного родственника. [12,c.236]
Концепция "преступной воли" определяла и содержание таких институтов как соучастие и групповое преступление. Еще на рубеже новой эры сложилась особая норма, согласно которой главарем в преступной группе считалось лицо, непосредственно замыслившее преступление, планировавшее его. Преступление признавалось групповым, если оно было совершено по предварительному сговору, в противном случае участники преступной группы отвечали каждый за отдельное преступление. Выделение главаря, идейного вдохновителя преступления, вина которого считалась особо тяжкой по сравнению с другими участниками преступной группы, было победой конфуцианцев над универсальной идеей наказания легистов, закрепленной еще в вышеупомянутом законе в 120 году до н.э.
Содержание правых положений о смягчающих
вину обстоятельствах и отягчающих их
(понятия невменяемости китайское
традиционное право не знало) определялось
также наставлением Конфуция: "Любить
родителей и родственников преимущественно
перед другими, всячески оказывать
почтение престарелым, проявлять сострадание
к калечным и милосердие к детям". В
свете этой заповеди освобождались от
телесных наказаний дети младше 8 лет и
старики старше 70 лет. [7,c.169]
Включение тех или иных противоправных действий в список преступлений, определение тяжести наказаний за них зависели от ряда причин: от субъективной воли императора, от доминирующего влияния тех или иных правовых концепций: конфуцианских или легистских. Этот список
носил
крайне дробный и неопределенный
характер. Уголовному преследованию,
например, подвергались невыплатившие
долг должники.
Уже чжоусскому
В IV-III вв. до н.э. в пособиях для чиновников содержались такие примеры рассмотрения уголовных дел, как кража из храма, кража предметов культа, нанесение ранений, клевета, дезертирство из армии. Рано выделились в соответствии с канонами конфуцианской морали и такие преступления, как непочтение к отцу, к старшим в семье. Еще в древности была введена ставшая традиционной ответственность вышестоящих и нижестоящих сослуживцев чиновника, совершившего ошибку или проступок по службе. В III в. до н.э. была введена и ответственность чиновников, знавших о вине своего коллеги и не донесших на него.
Наказания. Термин "бао" использовался
в Древнем Китае в значении воздаяния
за совершенное преступление. Живучесть
представления о наказании как о воздаянии
по принципу талиона, берущего свое
начало с первобытнообщинного строя,
определила длительное существование
в Китае обычая кровной мести, с которым
безуспешно боролись китайские правители.
Окончательное утверждение традиционной системы наказаний в V-IV вв. до н.э. было связано с ее философским осмыслением на основе использования сакральной у древних китайцев цифры "пять". Шкала наказаний включала в себя: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрацию и смертную казнь. Она дополнялась другими наказаниями - битьем толстыми или тонкими палками от 100 ударов до 500 ударов (500 ударов толстыми палками было равносильно смертной казни), обращением в рабство, штрафом. Крайняя жестокость наказаний, особенно при господстве легистов в царстве Цинь, где преступников варили в котле, вырывали у них ребра, сверлили головы, уравновешивалась в определенной мере возможностью применения символических уголовных санкций. Еще шаньско-иньскому Китаю, например, была известна особая система символических наказаний ("сян"), когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена, смертная казнь - ношением холщовой рубахи и пр. Общество тем самым пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее осуждение и презрение. [14,c.176]
Пережитки символических
Традиционным институтом китайского права, против которого конфуцианцы вели безуспешную борьбу с легистами, был институт коллективной ответственности родственников преступника. В глубокой древности истреблялся весь род преступника. В циньском Китае за государственные преступления казнили не только преступника, но и три поколения его родственников по линии отца, матери и жены.
Казни таких преступников предшествовали все другие наказания, сначала татуировка, а затем забивание палками. У тех преступников, кто клеветал, злословил, оскорблял, проклинал императора, предварительно отрезали языки. [5,c.214]
Наказание, таким образом, преследовало сугубо устрашающие цели. Некоторое смягчение наказания под влиянием конфуцианизации права на третьем этапе его развития выразилось во временной отмене наказания невиновных родственников преступника и в утверждении нормы о безнаказанности укрывательства родственниками (детьми, женами, внуками) близких лиц, совершивших преступление. Наказание неизменно отражало сословноклассовое положение преступника и потерпевшего. Карательная политика в отношении рабов менялась. В I в. до н.э. была запрещена распространенная ранее практика безнаказанного убийства частных рабов, отменен закон о смертной казни раба, ранившего свободного.
В состязательном по своему характеру судебном процессе в Древнем Китае очень рано стали вводиться элементы розыскного процесса, который со временем утвердился безраздельно. Расследование преступлений еще в древности поручалось особому чиновнику (линьши).
Оно начиналось с заявлении или доноса в уездную управу или окружное управление. Донос, особенно касающийся кражи и убийства, должен был быть точно определенным, неточность влекла за собой наказание. "Право" на донос зависело от социального положения лица и его места в системе кровнородственных связей, за исключением доноса о преступлении против государя и государства.[5,c.215]
Жестко,
на основе принципа "возврата обвинения",
карался лжедонос. В этом случае доносителю
грозила та же кара, которая предполагалась
лицу, если бы донос был правдив.
Запрещались под угрозой смертной казни
доносы на родителей, деда, бабку и
других близких родственников, кроме
убийства отца, при котором доносить
можно было даже на мать. Подлежали
удавлению рабы, донесшие на своего
хозяина, за исключением обвинения
последнего в мятеже и измене. Запрещались
анонимные доносы, осужденные по такому
доносу освобождались. Выдавать
своих людей, т.е. представлять в суд
домочадцев и рабов должен был глава семьи,
в противном случае он наказывался сам.
Ему же предоставлялось право наказывать
своих рабов, а по специальному разрешению
властей даже убивать их за провинности.
Уездные чиновники вели следствие и приводили
в исполнение приговор, например битье
палками осуществлялось тут же,
в суде. Расследование тяжких преступлений
(мятежей, измены и пр.) передавалось в
окружные управы.
Одним из важных доказательств,
Тела или головы преступников,
подвергшихся смертной казни выставлялись
для публичного обозрения в открытом поле
на рынке или во дворе дворца, если
преступник был сановным лицом.[8,c.331]
Заключение
Государственность конфуцианского Китая является своего рода образцом
долголетия и устойчивости: ведь на протяжении почти двух тысячелетий она сохранялась практически в неизменном виде. Между тем история Китая в средние века была весьма бурной.
Страна переживала времена процветания и жесточайших бедствий, гражданского мира и кровопролитных восстаний, единства и раздробленности.
Еще в древности китайские историки заметили, что в чередовании этих периодов есть определенный ритм, действующий с четкостью часового механизма. Каждая новая династия как бы начинала новый цикл и действовала весьма успешно. Но спустя некоторое время в стране все сильнее и сильнее проявлялись признаки упадка: разорялось крестьянство, среди чиновников росла коррупция, крупные земельные собственники отстаивали свою независимость от центральной власти.
Земля, в принципе, считалась государственной собственностью, но владела ею община. Знать получала землю вместе с покоренным населением. Однако письменные свидетельства о сделках с куплей-продажей земли в частную собственность не сохранились. Общинное владение землей являлось основой хозяйственной жизни.
Право Древнего Китая знало понятия собственности, владения и распоряжения. Помимо земли важнейшим объектом права собственности были рабы. В период Инь рабы находились на положении скота. Они считались государственной собственностью и хотя находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не было. Во времена Чжоу уже был возможен обмен, покупка раба. В V-III вв. до н.э. существовало две категории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение играет все большую роль. Для периода Цинь характерна широкая и свободная торговля рабами.