Дворянство и самодержавие в XVIII веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:39, реферат

Краткое описание

На протяжении всего XVIII века, со значительным отставанием от Запада, в России окончательно формировался сословный строй. Оформление отечественной сословной структуры характерно для эпохи "просвещенного абсолютизма", ставившего целью сохранение порядка, в котором каждое сословие выполняет свое назначение и функцию. Господствующим сословием стало российское дворянство, консолидировавшееся в первой четверти XVIII В. в единый класс-сословие.

Оглавление

Введение
1. Эпоха Петра I. Укрепление самодержавия как результат преобразования государственного строя в целом.
2. Эпоха дворцовых переворотов. 1725-1741 гг.
3. Правление Елизаветы Петровны и Петра III.
4. Екатерина II. «Просвещённый абсолютизм».
5. Павел I. Окончание «Золотого века» дворянства.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по истории.doc

— 160.00 Кб (Скачать)


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Центр ускоренного обучения

 

 

 

Кафедра: Истории и мировой политики

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Дворянство и самодержавие в XVIII веке.»

 

 

 

 

 

 

 

Студентки потока 310 специальность «Финансы и кредит»

Хуторянской Татьяны Викторовны

 

 

Научный руководитель:

кандидат исторических наук, доцент

Шаскольская Елена Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011г.


Содержание

 

Введение

1. Эпоха Петра I. Укрепление самодержавия как результат преобразования государственного строя в целом.

2. Эпоха дворцовых переворотов. 1725-1741 гг.

3. Правление Елизаветы Петровны и Петра III.

4. Екатерина II. «Просвещённый абсолютизм».

5. Павел I. Окончание «Золотого века» дворянства.

Заключение

Список литературы


Введение

На протяжении всего  XVIII века, со значительным отставанием от Запада, в России окончательно формировался сословный строй. Оформление отечественной сословной структуры характерно для эпохи "просвещенного абсолютизма", ставившего целью сохранение порядка, в котором каждое сословие выполняет свое назначение и функцию. Господствующим сословием стало российское дворянство, консолидировавшееся в первой четверти XVIII В. в единый класс-сословие.

Актуальность поднятой в данном реферате проблемы заключается в том, что социальная структура общества, тип стратификации и отношение между сословиями и властью оказывает очень серьезное влияние на историю государства и его политическое развитие.

С эпохи Петра I дворянство начинает играть важнейшую роль в жизни государства, становясь наиболее влиятельной и привилегированной частью населения.

Середина и вторая половина XVIII века вошли в историю России как продолжение «петербургского периода», как время превращения нашей страны в великую европейскую державу. Правление Петра Великого открыло новую эпоху. Россия приобрела европеизированные черты государственного устройства: управление и юрисдикция, армия и флот были реорганизованы на западный лад. Это время было периодом больших потрясений (массовые волнения крестьян в середине столетия, Чумной бунт, восстание Пугачева), но также и серьезных преобразований. Потребность упрочить социальную основу «самодержавного абсолютизма» вынудила российских монархов изменить формы сотрудничества с сословными структурами. В итоге дворянству были даны сословное управление и гарантии собственности.

Сословные права и привилегии дворянства, закреплявшие его господство в экономике и политике, укреплялись и расширялись на протяжении всего столетия.

 

 

 


1. Эпоха Петра I. Укрепление самодержавия как результат преобразования государственного строя в целом.

Преобразования Петра Великого затронули фактически все сферы общественной жизни, определив на длительную перспективу пути развития страны. Петровские реформы были направлены на максимальную централизацию управления государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества, выразившемся в жесткой регламентации. Новая государственно-административная система, в отличие от предшествующей, строилась на принципах унификации и дифференциации функций госаппарата.

В 1711 г. вместо Боярской думы, фактически прекратившей свою деятельность к концу XVII в. и замененной Петром I сначала Ближней канцелярией, а затем "Консилией министров", был учрежден Правительствующий Сенат в составе девяти сенаторов. Он стал высшим совещательно-распорядительным органом, действовавшим по указаниям: царя и обладавшим одновременно известной самостоятельностью в реализации предписаний свыше. С 1722 г. окончательно определились принципы персональных назначений в Сенат: сенаторами могли стать по распоряжению царя те из сановников высшего ранга, которые не являлись руководителями конкретных ведомств, в силу чего были застрахованы от узковедомственного подхода к рассматриваемым вопросам.

В составе Сената оформились два отделения: Расправная палата по судебным делам и Сенатская канцелярия по вопросам управления. Кроме того, Сенат имел вспомогательные органы: рекетмейстерскую службу, осуществлявшую, прием жалоб на коллегии и канцелярии в случаях волокиты, неправедных решений и т.п., и герольдмейстерскую контору, занимавшуюся составлением списков всех дворян, регистрацией служебных назначений, перемещений.

Отдельное место в системе сенатских учреждений занимали институты фискалитета и прокуратуры, выполнявшие функции государственного надзора. В обязанность фискалов, должности которых были учреждены в 1711 г. как на местном, так и на центральном уровне, входило "проведывать и доносить про все то, что во вред государственному интересу быть может". Институт прокуратуры во главе с генерал-прокурором Сената должен был предупреждать возможные и выявлять состоявшиеся нарушения законов. Генерал-прокурор, пост которого был учрежден Петром I в 1722 г., являлся, по определению царя, "оком" и "стряпчим о делах государственных". Одновременно генерал-прокурор направлял работу Сената.

В 1718-1720 гг. вместо многочисленных приказов и канцелярий с их нечеткими функциями и параллелизмом создаются новые центральные ведомства государственного управления - коллегии. Важнейшими, "государственными" являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства; Штатс-контор-коллегия - за расходы и Ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным делом), Мануфактур-коллегии (занимавшейся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия, а две сословных коллегии - Вотчинная и Главный магистрат - управляли дворянским землевладением и городскими сословиями.

Особое место в системе государственного управления занимал Преображенский приказ, ведавший политическим сыском. В 1718 г. он был преобразован в Тайную канцелярию.

Главным отличием новой системы от старой, приказной, являлось четкое разграничение сфер управления, высокая степень централизации и специализация деятельности чиновников при коллегиальной проработке наиболее важных вопросов. Согласно штатному расписанию коллегию составляли президент и вице-президент, 4 советника, 4 коллежских асессора (заседателя), секретарь, актуариус (чиновник, регистрировавший поступающие документы и разносивший их исполнителям), нотариус (чиновник, ведавший протоколами заседаний коллегии), регистратор (чиновник, ответственный за оформление исходящих документов), переводчик и подьячие (мелкие канцелярские служители). Коллегии руководствовались в своей деятельности Генеральным регламентом (1720 г), определявшим процессуальную сторону бюрократической работы.

В 1708 - 1709 г. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний (позже их количество увеличилось до 10). Во главе каждой губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть и подчинявшийся только коллегиям, Сенату и царю.

Губернатор опирался на вспомогательный орган - губернскую канцелярию. В ее состав входили: ландрихтер, или губернский судья (с 1719 г. эта должность была заменена надворным судьей); обер-комиссар, ведавший финансами; обер-провиантмейстер, заведовавший хлебными: запасами для армии; управитель дворцовых имений. Кроме того, для усиления властных позиций губернатора образовывался Совет ландратов из 8 - 12 чел., избираемых дворянством данной губернии. При голосовании губернатор имел в Совете два голоса.

В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций во главе с воеводами, при которых образовывалась земская канцелярия. В свою очередь провинции делились на уезды во главе с земским комиссаром, избираемым из местных дворян, или отставных офицеров. Таким образом, оформилось трехуровневое административно-территориальное деление страны.

Изменилось управление в городах. С 1699 г. посадским населением управляли Ратуша в столице и ее органы на местах - земские избы. С 1720 г. вводятся Главный и городовые магистраты - органы, призванные собирать "рассыпанную храмину" российского купечества. Члены магистратов избирались пожизненно из наиболее состоятельных посадских граждан и за успешную службу могли быть пожалованы в дворянство.

Реформы Петра 1 привели к появлению бюрократии - социальной группы профессиональных управленцев. Как государственный институт, бюрократическая система отличалась строгой иерархией учреждений и должностных лиц, единообразием структуры и штатов учреждений, исполнением обязанностей в строгом соответствии с уставами и регламентами верховной власти. Итог формирования бюрократической системы подвела Табель о рангах, принятая в 1722 г.

Табель о рангах ввела иерархическую лестницу государственных должностей из 14 чинов (рангов). Она предоставляла возможность служащему в зависимости от проявленных способностей, знаний и усердия подняться от низших до самых высоких ступеней служебной карьеры. Кроме того, Табель о рангах открывала доступ к дворянским титулам для служащих из низших сословий: всякий, достигший первого офицерского чина на военной или морской службе и чина коллежского асессора (восьмого класса) на гражданской службе получал потомственное дворянство. Так, к концу Северной войны около 14% офицеров русской армии было выходцами из недворянских сословий.

Активная внешняя политика Петра и проводимые в стране реформы требовали усиленного притока денежных средств в казну. Постоянный дефицит государственного бюджета не покрывался многочисленными пошлинами и налогами с крестьян и посадских людей, вводившихся по предложениям специальных чиновников - прибыльщиков (с извозчичьих хомутов, перевозов, речных судов, дубовых гробов и т.п.). Поэтому В 1718-1724 гг. в стране была проведена перепись (ревизия) с целью наиболее полного учета мужского населения страны для фискальных нужд. В итоге было зафиксировано 5,6 млн. душ мужского пола.

Отныне объектом налоговой политики государства стала ревизская душа, на которую в год начислялась сумма в 74 коп. для владельческих крестьян, а для государственных крестьян и посадских жителей - до 1 руб.20 коп. Разница в размере платежей образовывалась за счет так называемых оброчных сумм, которые рассматривались в качестве эквивалента феодальной ренты. В результате введения подушной подати произошло увеличение суммы налогов на 16%. При этом для владельческих крестьян налоговое бремя возросло на 62%.

Важнейшей опорой политической системы и инструментом осуществления петровской политики являлась регулярная армия. После стрелецкого бунта 1698 г. и расформирования показавших себя ненадежными стрелецких полков началось создание регулярных частей. Местом обучения офицерских кадров стали Бомбардирская и Преображенская военные школы, основанные в 1698-1699 гг. В 1701 г. была учреждена Навигацкая школа, а позднее - Морская, Инженерная, Медицинская и другие военные школы. В 1715 г. в Петербурге для обучения морских офицеров была открыта Морская Академия.

В 1705 г. окончательно оформилась рекрутская система. Ее суть состояла в том, что правительство по мере надобности призывало в армию и на флот годных к воинской службе людей от определенного количества крестьянских и посадских дворов - 50, 100 или 200 - в зависимости от потребности в рекрутах. Служба в армии была пожизненной: она продолжалась до тех пор, пока солдат мог находиться в строю. Больные и увечные воины определялись в монастыри или, если желали, возвращались на прежнее место жительства. Сданный в рекруты, его жена и дети, родившиеся после рекрутации, выбывали из прежнего сословия и включались в состав сословия солдат или солдатских детей.

С фактическим упразднением в 1700 г. патриаршества в России (после смерти патриарха Адриана) и передачей церковных земель под управление Монастырского приказа Русская Православная Церковь оказалась под жестким надзором государства. Для управления делами Церкви в 1721 г. по образцу других коллегий был создан Святейший Правительствующий Синод, для надзора за деятельностью которого Петр I ввел должность обер-прокурора. Члены Синода назначались царем из числа церковных иерархов, пользующихся его доверием. Фискальные обязанности в этой области выполнял институт инквизиторов.

Превращение церковного управления в придаток административно-бюрократической системы навсегда лишило духовную власть политических притязаний.

Проведенные Петром I преобразования послужили основой для установления неограниченной, или абсолютной монархии.

В 1721 г. после завершения Северной войны Петр I принял титулы Императора Всероссийского, Отца Отечества и Великого. В 1722 г. был принят новый закон о престолонаследии, по которому назначение наследника престола объявлялось вопросом личного усмотрения царя.

Режим неограниченного единоличного правления, введенный Петром I, отражал новые представления о власти, зафиксированные в 1715 г. в Артикуле Воинском: "Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять".

Информация о работе Дворянство и самодержавие в XVIII веке