Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:25, доклад
После реформ Петра I коренные изменения произошли в стране, в жизни общества в целом, в жизни отдельных сословий. Появляется новое сословие – дворянское или шляхетство, которое кардинально отличается от дворянства XVII века. Поэтому целью данной работы будет показать, что собой представляло дворянство после реформ Петра, что теперь вкладывалось в это название.
Русское дворянство XVIII века
После реформ Петра I коренные изменения произошли в стране, в жизни общества в целом, в жизни отдельных сословий. Появляется новое сословие – дворянское или шляхетство, которое кардинально отличается от дворянства XVII века. Поэтому целью данной работы будет показать, что собой представляло дворянство после реформ Петра, что теперь вкладывалось в это название.
Я попытаюсь представить вам четкий и целостный образ русского дворянства, его образа жизни в XVIII веке, затронув, как мне кажется, основные стороны его жизни, на примере среднестатистического дворянина того времени майора Данилова.
Глава 1. Дворянская служба.
Как я уже отмечала, в XVIII веке сформировалось новое дворянское сословие, которое, в рассматриваемую эпоху отличалось от всех обязательностью государственной службы, сначала бессрочной, потом ограниченной определенным сроком.
Майор Данилов, как и многие его родственники, состоял на военной службе. Именно поэтому в источнике практически не освещена тема гражданской службы.
С самых петровских реформ служба для дворянства была обязательной. Поэтому естественно, что в основном она была принудительной «…в военную службу охотою никто не хотел, а записывали дворянских детей с принуждением…».
Детей после обучения грамоте и достижения совершеннолетнего возраста приводили на смотр «…а по рассмотрении Сената, по желанию каждого недоросля, отсылали записываться в школы или службу, куда кто пожелает».
Далее шла настоящая военная служба. За службу дворяне получали оклады и жаловались им поместья, которые потом могли, в связи с определенными заслугами дворянина, жаловаться в вотчину, то есть переходить в постоянное пользование.
Очень сложно, практически
невозможно было в XVIII веке получить отставку,
только в случае серьезной болезни,
мешавшей дальнейшей службе. Но во все
времена существовала система взяточничества,
которой естественно
При отставке дворянин обычно получал новый чин. Но соблюдалось это смотря по обстоятельствам. Отставленным в том же чине или даже чином ниже мог быть тот, кто, например, «…во многих судах и следствиях находился, по доносам на него сделанным». Можно было не получить при отставке чин не угодив начальству.
Теперь поговорим о гражданской службе. Если говорить о гражданской службе, то майор Данилов приводит несколько примеров перехода с военной службы в статскую. То есть государственные учреждения пополнялись в это время нередко именно отставными военными: «…выпущен подпоручиком армейским и…ныне благополучно живет в Твери почтмейстером». Можно сказать, что, уйдя в отставку, дворянин не совсем был потерян для службы.
Кроме того, дворяне имели право служить на выборных, например губернских, должностях: «Потом брат мой пожалован был майором, а в 1760 году отставлен коллежским советником, будучи в Твери воеводою…».
Это все, что мы можем узнать о статской службе из нашего источника. Как сам автор, майор артиллерии Данилов, так и практически все его родственники, состояли на военной службе, которая видимо для дворянина была предпочтительней и более достойной звания истинного дворянина, каковым и был майор Данилов.
Глава 2. Хозяйственная жизнь русского дворянства.
Каждый дворянин обладал каким-то имуществом: усадьбой, крестьянами. Количество их естественно зависело от состоятельности человека. Но это его имущество начинало интересовать его только после отставки. Ведь именно после отставки, на покое дворяне всерьез начинали заниматься своим хозяйством. Оно оставалось теперь единственным средством пропитания отставного дворянина. После отставки именно в усадьбе начиналась другая, иногда спокойная жизнь: « Он никуда не езжал по гостям, да я не слыхивал, чтобы и к нему кто-то из соседей, ровные ему дворяне езжали…», иногда жизнь, полная развлечений: «Зять мой Афанасий Астафьев…не видал конца своему имению, веселясь в деревне и живучи разными забавами». Так пишет наш майор.
Достаточно бедным дворянам, к коим принадлежал майор Данилов, было очень трудно пропитаться даже с помощью доставшегося ему по наследству хозяйства. Поэтому приходилось искать другие источники существования, в частности благодетелей: «Наконец принял отец мой намерение, к облегчению своего недостатка, искать помощи у своих прежних благодетелей, знатных господ, что он и получил». Второй возможностью прожить если нет благодетелей было прикрепление к монастырю, то есть можно было просить помощи у монастыря: «…определил его к Троице- Сергиеву монастырю, от которого он получал отсыпной хлеб и деньги…». Имущество дворянина передавалось ему по наследству от родственников, давалось в награду за службу (об этом я уже говорила), приходило вследствие женитьбы вместе с невестой.
Все родственники майора Данилова, как и он сам были помещиками небогатыми. Их быт был очень простым и незатейливым. Данилов говорит только об одном своем родственнике Митрофане Осиповиче, который вероятно был достаточно зажиточным.
Само строение дома у зажиточных дворян и не очень, отличалось, прежде всего, количеством жилых комнат. Можно сравнить дом того же Митрофана Осиповича, у которого «Все его высокие и обширные с виду хоромы состояли из двух жилых горниц, через сени стоящих: в одной горнице он жил зимою, а в другой летом» и дом его брата, у которого «через большие сени была только одна горница белая, а насупротив другая черная, в которой вместо кухни кушать готовили». То есть быт основной массы не особо богатых помещиков, коими являются все родственники майора Данилова, в 18 веке отличался крайней простотой. Иногда в относительно зажиточной усадьбе можно увидеть «…два сада, пруд и кругом всей усадьбы рощи…». Кроме того, зажиточность определялась количеством душ, то есть крестьян, которые были во владении дворянина: «Деревень за ним имелось в разных уездах; дом его наполнен был семействами людей дворовых…» или вот ещё пример: «Гурий Осипович имел за собою менее ста душ крестьян и гораздо был недостаточнее брата своего…».
Отношения дворян с их крестьянами в источнике, к сожалению, практически не освещены. Я могу сказать только, что у помещиков с крестьянами случались стычки, вероятно регулярные, и происходили они, естественно, в результате недовольства крестьян условиями жизни. Видно, что жизнь помещика не была отделена от жизни его крестьян. Это все, что мы можем узнать из нашего источника о крепостных крестьянах.
Итак, проанализировав источник, мы увидели, что, закончив свою службу, дворянин уходил на покой в свое имение, доставшееся ему по наследству. Именно здесь, в заботе о своем имуществе проходил остаток его жизни. К сожалению, эта сторона жизни среднего русского дворянства не очень хорошо видна в записках майора Данилова может быть потому, что ему было важнее оставить для своих потомков память о себе и других, как о бравых защитниках родной страны, всю жизнь свою отдавших службе на пользу государства.
Глава 3. Нравственная и культурная жизнь дворянства.
XVIII век – это отдельный
этап в жизни русского
1. Религиозность
Глубокое религиозное чувство, хранение древней православной традиции были присущи послепетровскому дворянству.
Религия пронизывала практически все стороны жизни человека. Если начать с образования, то можно увидеть, что основным и обязательным этапом было изучение богослужебных книг, которое следовало сразу за постижением азбуки. То есть знание службы на уровне псаломщика считалось для дворянина делом обязательным.
Каждое поместье, каждый дворянин имел у себя в усадьбе домовый храм. Частые службы в нем считались основным атрибутом жизни дворянина, особенно того, который уже ушел на покой, в отставку и все время проводит у себя в поместье. Но одновременно мы видим, скорее всего, не единичный, но все же и не распространенный случай духовного обнищания, когда в домовой церкви совершается служба без священника. Вместе с таким глубоким религиозным чувством можно встретить у одного и того же человека такие, казалось бы, совершенно несовместимые с верой качества, как жестокость. Итогом богомольной жизни непременно должна была стать тихая, мирная кончина – главная цель христианина в земной жизни, в том числе и христианина XVIII века. Таким образом, видим, что унаследованные от предков православные представления о смерти и о жизни прочно сохранялись в основной массе русского дворянства.ъ
2. Психологический портрет дворянина
Огромную, и даже самую важную роль в жизни дворянина играло воспитание. Воспитание дворянское в XVIII веке шло на европейский манер и придавало русскому человеку совершенно новые черты: манерность, чувствительность, мнительность, обидчивость. Как считает Кириченко О.В. в своем труде «Дворянское благочестие», главной причиной такой особой чувствительности было «чувство благородной гордости из-за одной только принадлежности к дворянскому сословию».
Эта странная чувствительность могла выражаться в совершенно непредсказуемых и иногда безумных поступках молодых людей: «Я дознался, что он (офицер) притвориться намерен сумасшедшим, в чем и не обманулся; он через несколько дней произвел свое намерение в действо… Офицер перед Сабанеевым так умел притвориться сумасшедшим, что Сабанеев воистину поверил, оробел и пришел в смущение, не знал, что с сумасшедшим делать, зачал молитвы говорить и его крестить…». Этот эпизод и этот офицер ярко характеризует ту эпоху. Это уже не тот спокойный уравновешенный человек предыдущего периода, до Смутного времени. Вместе с горячностью и неуравновешенностью пришли в этот век к дворянам как прямое следствие лихорадка, нервная горячка и чахотка.
Европейская культура принесла русскому человеку и другое – моду на любовные страсти, которая вероятно пришла вместе с литературными произведениями – любовными романами и теми молодыми людьми, которые побывали в Европе.
Любовная страсть – новое, доселе неизвестное чувство. На этом моменте нельзя не остановиться, так как автор записок уделяет этому большое внимание. Видно, что для него это очень животрепещущий момент и одновременно – что-то непонятное, удивительное, непостижимое: «Наконец почувствовал я в себе беспокойство, страсть сначала принуждала меня к частому свиданию с молодой Шарлотой…Наконец я заметил, что чтение книг и любимое упражнение рисовать наводили мне уже скуку, а побуждало меня более всякий час видеть Шарлоту».
Мы наблюдаем, как молодой человек пытается бороться с этим, ранее неведомым и пугающим чувством: «Наконец принял я на себя во всяком роде пост, воздержание и тем надежное чаял себе получить правило избегнуть из рук заразившей меня любовной страстью; но все шло не по моему намерению…».
И, наконец, мы видим, как герой заражается европейским цинизмом, ранее тоже абсолютно не присущим русскому человеку: «… увидя ласковое обхождение рижских девиц и женщин, время от времени стал я забывать и свою петербургскую Шарлоту».
Итак, мы видим, что несмотря на сохранение старых традиций, русское дворянство неумолимо и неизбежно впитывало в себя западную культуру.
3. Воспитание и образование
После реформ Петра образование
стало необходимой и
Первым этапом было обучение юного дворянина у домашнего или частного преподавателя. Учителем мог быть и священник, как человек, который лучше и правильней всего мог передать искусство чтения богослужебных книг. Но кроме того существовала практика, когда родители (отцы) сами давали начальное образование своим сыновьям и одновременно воспитывали их, в основном потому, что частные уроки не давали желаемого результата.
Следующим этапом образования обыкновенно была отдача своего чада (сына) в учебное заведение: «…отдавали мы его потом в пансион и университет обучаться французскому языку, математике и прочим наукам…». Кроме того, учеба здесь неизбежно способствовала установлению дворянского самосознания.
В обычае было отдавать детей на воспитание и обучение родственникам, хорошим знакомым и благодетелям, но в основном это относилось к девочкам. То есть, их воспитание в основном ограничивалось не постижением наук, а научению быть хорошей хозяйкой и женой.
И, наконец, следующий этап:
образование неизбежно