Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:39, реферат
На протяжении всего XVIII века, со значительным отставанием от Запада, в России окончательно формировался сословный строй. Оформление отечественной сословной структуры характерно для эпохи "просвещенного абсолютизма", ставившего целью сохранение порядка, в котором каждое сословие выполняет свое назначение и функцию. Господствующим сословием стало российское дворянство, консолидировавшееся в первой четверти XVIII В. в единый класс-сословие.
Введение
1. Эпоха Петра I. Укрепление самодержавия как результат преобразования государственного строя в целом.
2. Эпоха дворцовых переворотов. 1725-1741 гг.
3. Правление Елизаветы Петровны и Петра III.
4. Екатерина II. «Просвещённый абсолютизм».
5. Павел I. Окончание «Золотого века» дворянства.
Заключение
Список литературы
Все связанное с Россией было глубоко чуждо Петру, воспитанному в протестантской Голштинии. Он плохо знал и не стремился изучить язык и обычаи страны, в которой ему предстояло царствовать, с пренебрежением относился к православию и даже к внешнему соблюдению православного ритуала. Своим идеалом русский принц избрал прусского короля Фридриха II, а своей главной целью считал войну с Данией, некогда отобравшей у голштинских герцогов Шлезвиг.
Елизавета недолюбливала племянника и держала его в стороне от государственных дел. Петр, в свою очередь, стремился противопоставить двору императрицы свой «малый двор» в Ораниенбауме. В 1761 году, после смерти Елизаветы Петровны, Петр III вступил на престол.
Едва взойдя на престол, Петр III бесповоротно восстановил против себя общественное мнение. Он известил Фридриха II о намерении России сепаратно, без союзных Франции и Австрии, заключить мир с Пруссией. С другой стороны, несмотря на краткость своего царствования, Петр III успел сделать весьма важные и благодетельные распоряжения.
Во-первых, замечателен «Манифест о вольности дворянства», который ликвидировал обязательность государственной службы для дворянства. Теперь оно могло служить только по своей охоте. Дворяне получили возможность жить в своих поместьях, свободно выезжать за границу и даже поступать на службу к иностранным государям. Но вместе с тем военная или гражданская служба дворян поощрялась государством.
Во-вторых, последовал указ о секуляризации церковных земель: у церкви изымались все имения и передавались в ведение специальной государственной Коллегии экономии, в имения назначались офицеры-управители. Бывшие монастырские крестьяне получали земли, которые они обрабатывали для монастырей; они освобождались от оброка в пользу церкви и облагались казенным оброком, как и государственные крестьяне.
В-третьих, Петр III упразднил Тайную розыскную канцелярию. Тайная канцелярия занималась политическим сыском и широко использовала доносы. Стоило любому доносчику произнести фразу «слово и дело», как сразу же начиналось политическое следствие с допросами и пытками. Истинные преступники иногда произносили «слово и дело», чтобы выиграть время и избежать заслуженного наказания; другие говорили его по злобе и клеветали на людей невинных. Петр III запретил произносить ненавистное «слово и дело». Функции политического сыска передавались Секретной экспедиции, входившей в состав Сената.
Петр III запретил преследовать староверов, а тем из них, которые бежали за границу, было разрешено вернуться; им отводили в Сибири земли для поселения. Крестьянам, оказавшим неповиновение помещичьей власти, было объявлено прощение в случае, если они принесут раскаяние. Многие вельможи, сосланные в предыдущее царствование, были возвращены из Сибири, в том числе и знаменитый фельдмаршал Б.-Х. Миних, герцог Э.И. Бирон и другие.
В то же время указы Петра III об уравнивании в правах всех религий, выделение денег на строительство лютеранской кирхи породили слухи о скором закрытии православных церквей. Понятно, что указ о секуляризации не способствовал росту популярности Петра в среде российского духовенства. Приверженность Петра к немцам, неумеренное поклонение перед Фридрихом II, заведенная царем строгая военная дисциплина — все это вызывало неудовольствие гвардии. Попытки преобразовать армию по прусскому образцу и создание для этого специальной комиссии, ликвидация «лейб-компании» подтверждали давнее подозрение о намерении Петра III ликвидировать гвардейские полки. Голштинские родственники императора и ораниенбаумские офицеры теснили при дворе старую знать и заставляли ее беспокоиться о будущем. Неудовольствием гвардии и излишней самоуверенностью своего супруга искусно воспользовалась умная Екатерина, и Петр III должен был уступить ей престол.
Заговор созрел в среде близких к Екатерине гвардейских офицеров, в числе которых были ее тогдашний фаворит Григорий Орлов, его братья и друзья. В ночь на 28 июня 1762 года Екатерина была провозглашена императрицей в Измайловском, Семеновском и Преображенском полках. Утром ей принесли присягу Сенат, Синод и армия. Петр III попытался найти убежище в Кронштадте, но потерпел неудачу.29 июня он подписал отречение и под охраной был отправлен в охотничий дворец на мызе Ропша, в 20 км от Ораниенбаума. Здесь 6 июля 1762 года бывший император был убит участниками заговора во время драки, подстроенной братьями Орловыми.
Одаренная от природы разнообразными способностями, Екатерина успела развить свой ум литературными занятиями, особенно чтением лучших французских писателей своего времени. Прилежным изучением русского языка, истории и обычаев русского народа она приготовила себя к великому делу, которое ее ожидало, то есть к управлению Россией. Екатерине были присущи проницательность, искусство пользоваться обстоятельствами и умение находить людей для выполнения своих планов.
У историков существуют определенные разногласия по поводу побудительных мотивов деятельности Екатерины II. Одни полагают, что в течение своего царствования императрица пыталась реализовать продуманную программу реформ, что она была реформатором либерального толка, мечтавшим взрастить на русской почве идеи просвещения. По другому мнению, Екатерина решала возникавшие перед ней задачи в духе русской традиции, но под покровом новых европейских идей. Часть историков считают, что в действительности политику Екатерины определяли ее вельможи и фавориты.
Став императрицей, Екатерина II (1762-1796) стремилась всемерно упрочить свою власть, устранив при этом влияние высшей чиновной аристократии и ее орудия - гвардии. Одним из первых шагов, направленных на укрепление ее положения на престоле стала реформа Сената, целью которой было ограничение его функций в управлении государством. В декабре 1763 г. был издан указ, разделивший Сенат на 6 департаментов, два из которых были переведены в Москву. Дробление функций Сената привело к усилению самодержавного правления Екатерины II.
Созданный ею в период первой русско-турецкой войны в 1768 г. Совет при высочайшем дворе "для соображения всех дел, относящихся к ведению войны" впоследствии (особенно в 1775-1785 гг.) превратился в постоянно действующий высший консультативный и распорядительный орган при императрице. В его сферу вошли вопросы не только военной, но и внутренней политики; при этом он не подменял своими решениями "монаршую волю". Императорский Совет просуществовал до 1800 г., однако при Павле I его функции значительно сузились.
Правление Екатерины II оставило заметный след в истории России. Ее политика "просвещенного абсолютизма" была характерна для многих европейских государств той эпохи и предполагала правление "мудреца на троне", покровителя искусств, благодетеля всей нации. Стремление соответствовать этому образу не помешало Екатерине усилить крепостной гнет и распространить его на новые земли.
Надо заметить, что с позиции XVIII века монархическая форма правления и идеи просвещения вовсе не содержали в себе противоречия. Просветители (Ш. Монтескье и др.) вполне допускали монархическую форму правления, особенно для стран с такой обширной территорией, как у России. Более того, именно на монарха возлагалась задача заботиться о благе подданных и вводить начала законности, согласные с разумом и правдой. Как представляла себе молодая Екатерина задачи просвещенного монарха, видно из ее черновой записки: «1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям».
Хорошо образованная, знакомая с сочинениями Плутарха, Цицерона, Корнеля, Расина, Вольтера, Moнтecкьe, Екатерина II не только читала работы французских просветителей, но и состояла в пере писке с Вольтером и Дидро. Вольтер называл ее не иначе как "северная звезда" и в письме к одному русскому корреспонденту писал: "Я боготворю только три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу". Особенно благосклонно Екатерина II относилась к Дидро. Она не только помогала ему, когда он был посажен в тюрьму во Франции, но и купила за 50 тыс. франков его библиотеку, возвратив Дидро в пожизненное пользование. Однако о разговоре с просветителем Екатерина писала: "Я долго с ним беседовала, более из любопытства, чем с пользой. Если бы я ему поверила, то пришлось бы преобразовать всю мою империю. Уничтожить законодательство, правительство, политику, финансы и заменить их несбыточными мечтами".
Ярким проявлением политики "просвещенного абсолютизма" явилась работа Комиссии по составлению нового Уложения взамен устаревшего Уложения 1649 г. царя Алексея Михайловича. В ее работе участвовали дворяне, горожане, казачество, государственные крестьяне. Крепостные крестьяне, составлявшие более половины населения страны, к обсуждению проектов допущены не были. Ведущую роль играло дворянство, поэтому в первую очередь был обсужден и выработан "Проект о правах благородных", закреплявший все сословные права и привилегии. Депутаты должны были представлять наказы, "дабы лучше узнать было можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа". В "Наказе" самой императрицы почти три четверти текста занимали цитаты из сочинений просветителей, которые использовались для обоснования крепостного строя и сильной самодержавной власти.
Еще Петр I сделал попытку составить новый свод законов, так как уложение его отца (Соборное уложение 1649 г.) не удовлетворяло новым потребностям государства. Преемники Петра возобновили его попытку и назначали для этой цели комиссии, но дело не продвигалось вперед. А между тем затруднительное состояние финансов, судопроизводства и областного управления вызывало крайнюю необходимость улучшить законодательство. С самого начала своего царствования Екатерина принялась за разработку проекта нового государственного устройства. В 1767 г. была созвана комиссия для пересмотра российских законов, получившая наименование Уложенной; ее возглавлял А.И. Бибиков. Комиссия была составлена из депутатов от разных сословно-социальных групп — дворянства, горожан, государственных крестьян, казаков. Все депутаты приехали в комиссию с наказами от своих выборщиков, которые позволяют судить о проблемах, нуждах и требованиях населения на местах.
Заседания Уложенной комиссии открылись 31 июля 1767 года в Грановитой палате Московского Кремля. Перед началом работы комиссии Екатерина обратилась к ней с красноречивым посланием, «Наказом», в котором были использованы просветительские идеи Монтескье и итальянского юриста Беккариа о государстве, законах, обязанностях гражданина, о равенстве граждан перед законом и презумпции невиновности. По инициативе Екатерины II одним из либеральных дворян был поднят вопрос об уничтожении крепостного права. Но против этого восстало большинство дворянских депутатов. С претензиями на право владения крепостными выступили и представители купечества.
Рассмотрение наказов и проектов выявило противоречия между высшей аристократией, служилыми дворянами, купечеством и крестьянством. В мае 1768 г. некоторые депутаты подняли вопрос о крепостных и высказались за регламентацию повинностей и ограничение власти помещика над крестьянами. В декабре 1768 г. Екатерина, сославшись на необходимость участия дворянских депутатов в начавшейся войне с Турцией, распустила Комиссию на неопределенный срок. Хотя Комиссия и не выполнила своей формальной задачи, ее материалы в значительной степени определили внутреннюю политику екатерининского правления. Выяснив позиции различных сословий, Екатерина сделала ставку на дворянство.
Результаты работы Уложенной комиссии и крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева поставили вопрос о необходимости укрепления государственного аппарата на местах.7 ноября 1775 г. были утверждены "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи".
Главными принципами реформы стали децентрализация управления и повышение роли местного дворянства. Количество губерний увеличилось с 23 до 50. Столичные губернии и крупные регионы (две или более губерний) возглавляли наместники (генерал-губернаторы) с неограниченными полномочиями, подотчетные только императрице. Администрацией и полицией в губернии управляли губернатор и губернское правление. Под началом губернатора действовал впервые создаваемый Приказ общественного призрения, ведавший школами, медицинскими, благотворительными и некоторыми другими учреждениями.
Полицейские функции в уезде осуществлял избираемый дворянами нижний земский суд во главе с земским исправником, а в уездном городе - городничий. В губернии и уезде появилась целая система судов. Формально отделенных от администрации, но на деле зависимых от нее. Дворяне избирали около 1/3 губернских и 1/2 уездных чиновников и занимали остальные должности по назначению. Реформа создала более совершенную систему местного управления, укрепила взаимодействие самодержавия и дворянства.
В целях укрепления внутреннего порядка в городах империи 8 апреля 1782 года был издан "Устав благочиния", определивший устройство городского полицейского аппарата во главе с полицмейстером.
Программными документами Екатерины II стали Жалованные грамоты дворянству и городам. Екатерина определила значение, права и обязанности разных сословий. В 1785 г. была дарована Жалованная грамота дворянству, которая определяла права и привилегии дворянского сословия, считавшегося после бунта Пугачева главной опорой престола. Дворянство окончательно оформилось как привилегированное сословие. Грамота подтверждала старые привилегии: монопольное право на владение крестьянами, землями и недрами; закрепляла права дворянства на собственные корпорации, свободу от подушной подати, рекрутской повинности, телесных наказаний, конфискации имений за уголовные преступления; дворянство получило право ходатайствовать о своих нуждах перед правительством; право на торговлю и предпринимательство, передачу дворянского звания по наследству и невозможность его лишиться иначе как по суду и т.д. Грамота подтверждала свободу дворян от государственной службы. Вместе с тем дворянство получило особое сословное корпоративное устройство: уездные и губернские дворянские собрания. Раз в три года эти собрания избирали уездных и губернских предводителей дворянства, имевших право прямого обращения к царю. Эта мера превратила дворянство губерний и уездов в сплоченную силу. Помещики каждой губернии составляли особое дворянское общество. Дворяне замещали многие чиновничьи должности в местном административном аппарате; они издавна главенствовали в центральном аппарате и армии. Таким образом, дворянство превращалось в политически господствующее сословие в государстве.