Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – историческая реконструкция и анализ быта дворянского сословия XIX века.
В задачи курсовой работы входят изучение аспектов быта дворян:
1. домашнего быта: семьи, жилища, питания, средств передвижения;
2. мужской и женской моды XIX века;
3. светской жизни: балы, игры, чтение.
Введение
Глава 1. Теоретические основы дворянского быта XIX века
1.1. Положение дворянства в XIX века
1.2. Дворянская семья
1.3. Обучение дворянских детей
1.4. Жилище
1. 5. Трактиры и иные заведения
1.6. Средства передвижения
Глава 2. Мода и увлечения дворянского сословия XIX века
2.1. Мужская одежда
2.2. Женская городская одежда
2.3. Украшения
2.4. Балы
2.5. Игры и другие увлечения
2.6. Круг чтения
Заключение
Список использованной литературы
2. 3. Украшения
Ювелирные украшения начала XIX века претерпели значительные изменения. Прежде всего, широко распространились новые ювелирные материалы — перламутр, разнообразные агаты и сталь, потеснившие на время алмазы и золото. Очень высоко ценились резные камни. Причем очень часто подлинные античные камеи монтировались в современные оправы и собирались в оригинальные композиции.
Украшения той поры окончательно обрели «пол» и «возраст». Характерный для галантного века обычай между дамами и кавалерами обмениваться перстнями, аграфами, пряжками и драгоценными пуговицами ушел в прошлое из-за изменения мужского и женского костюма и последовавшего за ним иного подбора ювелирных изделий, необходимых для парадного и повседневного костюма. Вошедшие в моду цельнометаллические украшения, особенно из стали, изготавливали тульские мастера, давно владевшие различной техникой декорирования стальных оружейных прикладов. Браслеты, пряжки, цепочки, искусное алмазное гранение металла получили известность за пределами России (33; 89).
Новый костюм полностью изменил иерархию ювелирных украшений. Пышные кружева, которыми отделывали рукава женских робронов и мужских кафтанов, делали браслеты ненужными. Новый дамский шмиз почти полностью обнажал руки и требовал носить одновременно несколько браслетов — на запястьях, выше локтя и даже на щиколотках. «Перегруженные» руки компенсировали отсутствие драгоценностей на шее и плечах. Только зрелые дамы решались носить тяжелые, но короткие нитки жемчуга, затейливые по плетению цепочки. Девицам советовали обратить внимание на бирюзу, кораллы и другие непрозрачные камни. Это правило действовало на протяжении всего XIX века. Жемчуг и бриллианты указывали на достижение брачного возраста. Довольно скоро высоко поднятую талию начали подчеркивать изысканными наборными поясами, которые пользовались успехом в русской бытовой культуре еще в конце XVIII столетия.
Особой популярностью пользовались парные браслеты, носимые на одной руке и соединенные между собой цепочкой. Их называли «сердечная неволя» или эсклаваж.
Даже
во время недолгого увлечения стрижеными
волосами (1801-1804) дамские прически украшали
диадемами и обручами, а вечерние головные
уборы отделывали жемчугом и эспри с драгоценными
застежками. Весь комплект украшений на
даме начала века можно увидеть лишь на
модных картинках. На большинстве женских
портретов той поры, вплоть до конца 1800-х
годов, драгоценностей довольно мало:
в неофициальной обстановке, в кругу семьи,
на прогулке украшения почти не носили,
что свидетельствует об особой доверительности
между моделью и художником (33; 91).
2.4. Балы
Балы в XIX веке были излюбленным развлечением дворянства. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. К княгине Зинаиде Юсуповой съезжался весь Петербург, к мещанскому семейству собирались только сослуживцы, но и то, и другое называлось балом. Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны (36).
В богатых домах для приемов служили парадные апартаменты — обычно они располагались анфиладой, центральную часть которой занимал бальный зал, а по сторонам располагались гостиные, буфетные и столовые. Самые знатные и богатые для этих целей строили даже отдельные здания, например, Останкинский дворец или парадные помещения Зимнего и пригородных петербургских дворцов: в них никто никогда не жил, они служили исключительно для публичных целей. В домах победнее для приема использовались жилые помещения, несмотря на некоторые неудобства для хозяев. Званые вечера выполняли очень важные социальные функции — как и теперь, они позволяли налаживать и поддерживать связи между разными кругами общества, но самое главное — связи между разными поколениями. Это было очень существенно, так как обыкновенно женщины выходили замуж рано, а мужчины женились относительно поздно, после того как достигали заметных чинов или определенного положения в обществе. Так что на самом деле званый вечер, особенно если в его программу входил бал, был ярмаркой невест (32; 108).
Приезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.
Любой бал начинался с приглашения, которое присылалось задолго до бала. Адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ - будут или нет. Приглашения были очень лаконичны, например: "Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов". Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине XIX века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся танцем под названием кадриль-монстр (15; 54).
С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр. На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви.
Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками. Естественно, угощение включалось в программу любого приема, однако различалось по масштабу. Если это был большой прием, настоящий ужин чаще всего отодвигался на поздний вечер, даже ночь, поскольку обычно бал начинался ближе к полуночи, а ужин следовал после бала. Самые парадные приемы с обширной программой могли начинаться с позднего обеда, тогда ужин после бала отсутствовал или предлагался в облегченном варианте. Само собой разумеется, из кладовых доставались парадные сервизы на большое количество персон (15; 53).
Во время концерта и бала гостям предлагался «оршад», то есть номинально прохладительные напитки, однако почти всегда они сопровождались «конфектами», вареньями, фруктами, мороженым и другими десертами. Часто специальный стол или буфет отводился для шампанского и легких вин, или же среди прохладительных напитков стояли графины с крюшоном. Не могло быть речи и о злоупотреблении спиртным — «шампанское рекой» могло литься лишь в сугубо мужской, преимущественно офицерской компании. Водки употреблялись, но почти исключительно мужчинами и только к закуске для возбуждения аппетита. Дальнейшее течение обеда или ужина сопровождалось лишь вином, и то в очень умеренных количествах - больше пили воду или квас (32; 111).
В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж… После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей.
На
бал люди приходили одетыми парадно.
Кавалеры – во фраке, смокинге или костюме
(в зависимости от десятилетия), белой
рубашке и обязательно в белых перчатках.
Причем в руководствах дама имеет право
отказать кавалеру без перчаток, и для
кавалера лучше прийти на бал в черных
перчатках, чем без перчаток вообще. К
лацкану фрака прикреплялась бутоньерка.
Военные приходили в мундирах. Костюмы
кавалеров мало зависели от моды, и их
рекомендовалось шить в классических
формах, чтобы одеяния прослужили дольше.
На бал кавалеры приходили в ботинках,
и только военные могли позволить себе
сапоги, но без шпор.
Дамы и девушки одевались в платья по последнему
писку моды, каждое из которых создавалось
на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет
для платья (если он не был оговорен особо
– например, в 24 января 1888 г. В С.-Петербурге
проводился изумрудный бал, на котором
все присутствующие были одеты в соответствующий
цвет), для девушек платья шились белого
цвета или пастельных тонов – голубого,
розового, айвори. К платью подбирались
перчатки в тон платья или белые (надевать
кольца поверх перчаток считалось безвкусным).
Дамы могли украсить себя головным убором
– например, беретом. Девушкам рекомендовалась
скромная прическа. В любом случае, шея
должна была быть открыта. Украшения дам
могли быть любыми – главное, чтобы они
были подобраны со вкусом. Девушкам следовало
появляться на балах с минимальным количеством
украшений – подвеска на шее, скромный
браслетик (33; 90).
Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным – открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее – цепочки с кулоном, колье – что-либо было надето обязательно.
Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.
Неизменный пункт программы — музыка, сопровождавшая весь вечер. Исполняли ее два-три музыканта или целый оркестр, в зависимости от достатка хозяев.
Практически в каждом дворянском доме имелись музыкальные инструменты — часто дорогие, богато декорированные. Естественно, в домашних концертах исполнялась камерная музыка — в России знали и любили европейских композиторов, их музыкальные новинки распространялись здесь едва ли не быстрее, чем во Франции или Германии. Русские композиторы были в менее выгодном положении – их успешная карьера заключалась в придворной службе. Кроме того, в богатые дома приглашали знаменитых музыкантов-исполнителей. Сначала это были в основном вокалисты, солисты придворных театров или гастролеры, с развитием инструментального исполнительства – виртуозы-пианисты и скрипачи (32; 112).
Нетанцующие гости во время бала находили себе другие интересы. Дамы пожилых лет в гостиной садились за вист. Молодые девушки перелистывали давно знакомые картинки и это было поводом, чтобы холостые молодые люди подошли к ним в целях познакомиться. Дамы бальзаковского возраста, так же как и те, кому в данный момент нездоровилось, могли принести на званый вечер свое рукоделие – вышивку шелком или бисером мелких изящных вещиц, предназначенных в подарок. Дамы на сносях вышивали приданное для своих младенцев. Обычно нетанцующие дамы образовывали свой дамский кружок, вокруг которого не возбранялось находиться и мужчинам. Среди трельяжей с растениями или у камина для интимного разговора могла уединиться пара, но это уединение было относительным, так как происходило на глазах у всех.
Практически всегда в программе званного вечера на протяжении большей части XIX века заметную роль играла карточная игра, которая шла весь вечер до ужина параллельно другим развлечениям.
Разъезжались
гости часто под утро (15; 54).
2.5. Игры и другие увлечения
Карточные игры занимали огромное место в жизни имущих и образованных слоев общества XIX веков. Нелегко объяснить корни этого сложного социально-психологического явления: тут и жажда острых ощущений, стремление отвлечься от скуки обыденной жизни, тяга к общению, но в первую очередь, конечно, возможность легкого и быстрого обогащения. Карточные игры разделялись на коммерческие и азартные. В первых требовался не только удачный расклад карт, но и расчет, соображение, своего рода талант – почти как в шахматах. Азартные зависели только от слепого случая. Характерно, что дворяне – офицеры и чиновники – увлекались преимущественно азартными играми – привлекало не искусство игры, а только выигрыш, притом крупный.
Иногда играли не ради выигрыша, а ради проигрыша, проигрывали умышленно, дабы угодить партнеру, от которого зависели судьба, карьера, выгодная женитьба.
Чаще
всего играли в азартную игру, которая,
в зависимости от вариантов, называлась
банк, фараон или штосс.
Один из игроков – банкомет –
объявлял сумму денег, на которую он играет,
как правило крупную, – ставил
банк. Другой или несколько понтировали,
то есть играли против банка, выступая
в роли понтеров. У каждого понтера
была собственная колода; карта, на которую
понтер ставил, вынималась им из своей
колоды и откладывалась лицевой стороной
книзу возле себя. На эту карту понтер
клал куш, то есть поставленные
деньги, ставку. Затем начиналась сама
игра.
Банкомет метал банк – раскладывал
карты из своей, непременно свежей колоды
попеременно на две кучи, направо и налево.
Если загаданная понтером карта оказывалась
в правой кучке, ставку выигрывал банкомет,
в левой – выигрывал понтер. На этом
талия, то есть партия, заканчивалась
и начиналась новая, с новыми ставками.
Шансы на выигрыш у банкомета и понтеров
оказывались совершенно равными (36: 113).