Дворянский быт в XIX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – историческая реконструкция и анализ быта дворянского сословия XIX века.
В задачи курсовой работы входят изучение аспектов быта дворян:
1. домашнего быта: семьи, жилища, питания, средств передвижения;
2. мужской и женской моды XIX века;
3. светской жизни: балы, игры, чтение.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы дворянского быта XIX века
1.1. Положение дворянства в XIX века
1.2. Дворянская семья
1.3. Обучение дворянских детей
1.4. Жилище
1. 5. Трактиры и иные заведения
1.6. Средства передвижения
Глава 2. Мода и увлечения дворянского сословия XIX века
2.1. Мужская одежда
2.2. Женская городская одежда
2.3. Украшения
2.4. Балы
2.5. Игры и другие увлечения
2.6. Круг чтения
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

переделанная курсовая по дворянскому быту.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

      2. 3. Украшения

      Ювелирные украшения начала XIX века претерпели значительные изменения. Прежде всего, широко распространились новые ювелирные материалы — перламутр, разнообразные агаты и сталь, потеснившие на время алмазы и золото. Очень высоко ценились резные камни. Причем очень часто подлинные античные камеи монтировались в современные оправы и собирались в оригинальные композиции.

      Украшения той поры окончательно обрели «пол» и «возраст». Характерный для галантного века обычай между дамами и кавалерами обмениваться перстнями, аграфами, пряжками и драгоценными пуговицами ушел в прошлое из-за изменения мужского и женского костюма и последовавшего за ним иного подбора ювелирных изделий, необходимых для парадного и повседневного костюма. Вошедшие в моду цельнометаллические украшения, особенно из стали, изготавливали тульские мастера, давно владевшие различной техникой декорирования стальных оружейных прикладов. Браслеты, пряжки, цепочки, искусное алмазное гранение металла получили известность за пределами России (33; 89).

      Новый костюм полностью изменил иерархию ювелирных украшений. Пышные кружева, которыми отделывали рукава женских робронов и мужских кафтанов, делали браслеты ненужными. Новый дамский шмиз почти полностью обнажал руки и требовал носить одновременно несколько браслетов — на запястьях, выше локтя и даже на щиколотках. «Перегруженные» руки компенсировали отсутствие драгоценностей на шее и плечах. Только зрелые дамы решались носить тяжелые, но короткие нитки жемчуга, затейливые по плетению цепочки. Девицам советовали обратить внимание на бирюзу, кораллы и другие непрозрачные камни. Это правило действовало на протяжении всего XIX века. Жемчуг и бриллианты указывали на достижение брачного возраста. Довольно скоро высоко поднятую талию начали подчеркивать изысканными наборными поясами, которые пользовались успехом в русской бытовой культуре еще в конце XVIII столетия.

      Особой  популярностью пользовались парные браслеты, носимые на одной руке и соединенные между собой цепочкой. Их называли «сердечная неволя» или эсклаваж.

      Даже  во время недолгого увлечения стрижеными волосами (1801-1804) дамские прически украшали диадемами и обручами, а вечерние головные уборы отделывали жемчугом и эспри с драгоценными застежками. Весь комплект украшений на даме начала века можно увидеть лишь на модных картинках. На большинстве женских портретов той поры, вплоть до конца 1800-х годов, драгоценностей довольно мало: в неофициальной обстановке, в кругу семьи, на прогулке украшения почти не носили, что свидетельствует об особой доверительности между моделью и художником (33; 91). 

      2.4. Балы

      Балы  в XIX веке были излюбленным развлечением дворянства. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. К княгине Зинаиде Юсуповой съезжался весь Петербург, к мещанскому семейству собирались только сослуживцы, но и то, и другое называлось балом. Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны (36).

      В богатых домах для приемов  служили парадные апартаменты — обычно они располагались анфиладой, центральную часть которой занимал бальный зал, а по сторонам располагались гостиные, буфетные и столовые. Самые знатные и богатые для этих целей строили даже отдельные здания, например, Останкинский дворец или парадные помещения Зимнего и пригородных петербургских дворцов: в них никто никогда не жил, они служили исключительно для публичных целей. В домах победнее для приема использовались жилые помещения, несмотря на некоторые неудобства для хозяев. Званые вечера выполняли очень важные социальные функции — как и теперь, они позволяли налаживать и поддерживать связи между разными кругами общества, но самое главное — связи между разными поколениями. Это было очень существенно, так как обыкновенно женщины выходили замуж рано, а мужчины женились относительно поздно, после того как достигали заметных чинов или определенного положения в обществе. Так что на самом деле званый вечер, особенно если в его программу входил бал, был ярмаркой невест (32; 108).

      Приезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.

      Любой бал начинался с приглашения, которое присылалось задолго  до бала. Адресаты должны были получить их за три недели, и составить  ответ - будут или нет. Приглашения  были очень лаконичны, например: "Князь  Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов". Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине XIX века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся танцем под названием кадриль-монстр (15; 54).

      С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр. На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви.

      Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками. Естественно, угощение включалось в программу любого приема, однако различалось по масштабу. Если это был большой прием, настоящий ужин чаще всего отодвигался на поздний вечер, даже ночь, поскольку обычно бал начинался ближе к полуночи, а ужин следовал после бала. Самые парадные приемы с обширной программой могли начинаться с позднего обеда, тогда ужин после бала отсутствовал или предлагался в облегченном варианте. Само собой разумеется, из кладовых доставались парадные сервизы на большое количество персон (15; 53).

     Во  время концерта и бала гостям предлагался  «оршад», то есть номинально прохладительные напитки, однако почти всегда они сопровождались «конфектами», вареньями, фруктами,  мороженым и другими десертами. Часто специальный стол или буфет отводился для шампанского и легких вин, или же среди прохладительных напитков стояли графины с крюшоном. Не могло быть речи и о злоупотреблении спиртным — «шампанское рекой»  могло литься лишь в сугубо мужской,  преимущественно офицерской компании. Водки употреблялись, но почти исключительно мужчинами и только к закуске для возбуждения аппетита. Дальнейшее течение обеда или ужина сопровождалось лишь вином, и то в очень умеренных количествах - больше пили воду или квас (32; 111).

      В обязанности кавалеров, входило, чтобы  у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж… После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей.

      На  бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры – во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды, и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.  
Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо – например, в 24 января 1888 г. В С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов – голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором – например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми – главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений – подвеска на шее, скромный браслетик (33; 90).

      Покрой  бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным – открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее – цепочки с кулоном, колье – что-либо было надето обязательно.

      Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке  было неприлично появляться в свете  без букета цветов: его носили в  руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.

      Неизменный  пункт программы — музыка, сопровождавшая весь вечер. Исполняли ее два-три музыканта или целый оркестр, в зависимости от достатка хозяев.

      Практически в каждом дворянском доме имелись  музыкальные инструменты — часто дорогие, богато декорированные. Естественно, в домашних концертах исполнялась камерная музыка — в России знали и любили европейских композиторов, их музыкальные новинки распространялись здесь едва ли не быстрее, чем во Франции или Германии. Русские композиторы были в менее выгодном положении – их успешная карьера заключалась в придворной службе. Кроме того, в богатые дома приглашали знаменитых музыкантов-исполнителей. Сначала это были в основном вокалисты, солисты придворных театров или гастролеры, с развитием инструментального исполнительства – виртуозы-пианисты и скрипачи (32; 112).

      Нетанцующие гости во время бала находили себе другие интересы. Дамы пожилых лет в гостиной садились за вист. Молодые девушки перелистывали давно знакомые картинки и это было поводом, чтобы холостые молодые люди подошли к ним в целях познакомиться. Дамы бальзаковского возраста, так же как и те, кому в данный момент нездоровилось, могли принести на званый вечер свое рукоделие – вышивку шелком или бисером мелких изящных вещиц, предназначенных в подарок.  Дамы на сносях вышивали приданное для своих младенцев. Обычно нетанцующие дамы образовывали свой дамский кружок, вокруг которого не возбранялось находиться и мужчинам. Среди трельяжей с растениями или у камина для интимного разговора могла уединиться пара, но это уединение было относительным, так как происходило на глазах у всех.

      Практически всегда в программе званного вечера на протяжении большей части XIX века заметную роль играла карточная игра, которая шла весь вечер до ужина параллельно другим развлечениям.

      Разъезжались гости часто под утро (15; 54). 

      2.5. Игры и другие увлечения

      Карточные игры занимали огромное место в жизни  имущих и образованных слоев общества XIX веков. Нелегко объяснить корни  этого сложного социально-психологического явления: тут и жажда острых ощущений, стремление отвлечься от скуки обыденной жизни, тяга к общению, но в первую очередь, конечно, возможность легкого и быстрого обогащения. Карточные игры разделялись на коммерческие и азартные. В первых требовался не только удачный расклад карт, но и расчет, соображение, своего рода талант – почти как в шахматах. Азартные зависели только от слепого случая. Характерно, что дворяне – офицеры и чиновники – увлекались преимущественно азартными играми – привлекало не искусство игры, а только выигрыш, притом крупный.

      Иногда играли не ради выигрыша, а ради проигрыша, проигрывали умышленно, дабы угодить партнеру, от которого зависели судьба, карьера, выгодная женитьба.

      Чаще  всего играли в азартную игру, которая, в зависимости от вариантов, называлась банк, фараон или штосс. Один из игроков – банкомет – объявлял сумму денег, на которую он играет, как правило крупную, – ставил банк. Другой или несколько понтировали, то есть играли против банка, выступая в роли понтеров. У каждого понтера была собственная колода; карта, на которую понтер ставил, вынималась им из своей колоды и откладывалась лицевой стороной книзу возле себя. На эту карту понтер клал куш, то есть поставленные деньги, ставку. Затем начиналась сама игра.  
Банкомет метал банк – раскладывал карты из своей, непременно свежей колоды попеременно на две кучи, направо и налево. Если загаданная понтером карта оказывалась в правой кучке, ставку выигрывал банкомет, в левой – выигрывал понтер. На этом талия, то есть партия, заканчивалась и начиналась новая, с новыми ставками. Шансы на выигрыш у банкомета и понтеров оказывались совершенно равными (36: 113).

Информация о работе Дворянский быт в XIX веке