Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – историческая реконструкция и анализ быта дворянского сословия XIX века.
В задачи курсовой работы входят изучение аспектов быта дворян:
1. домашнего быта: семьи, жилища, питания, средств передвижения;
2. мужской и женской моды XIX века;
3. светской жизни: балы, игры, чтение.
Введение
Глава 1. Теоретические основы дворянского быта XIX века
1.1. Положение дворянства в XIX века
1.2. Дворянская семья
1.3. Обучение дворянских детей
1.4. Жилище
1. 5. Трактиры и иные заведения
1.6. Средства передвижения
Глава 2. Мода и увлечения дворянского сословия XIX века
2.1. Мужская одежда
2.2. Женская городская одежда
2.3. Украшения
2.4. Балы
2.5. Игры и другие увлечения
2.6. Круг чтения
Заключение
Список использованной литературы
Даже для собственных экипажей количество лошадей строго регламентировалось в зависимости от чина и сословия владельца. Например, дворянам в дореформенное время разрешалось ездить только в упряжке из шести и не более лошадей. Скорость движения почтовых экипажей составляла зимой не более 12 верст в час, летом – 8-10, осенью – не более 8 по немощеной дороге. В сутки проезжали 100-150 верст.
Наиболее
удобным, дорогим и комфортабельным
экипажем была карета, отличавшаяся
полностью закрытым кузовом, с обязательными
рессорами. Кучер располагался на передке
– козлах, подвергаясь, в отличие
от ездоков, всем воздействиям непогоды.
В экипажах попроще козел могло не быть,
и тогда возница сидел просто на высоком
краю, окаймлявшем повозку, который назывался
облучком. Внутри карета имела мягкие
сидения – от двух до шести, окошечки по
бокам и спереди – для общения с кучером.
Позади кузова, на запятках, то
есть специальной подножке, при особо
торжественных выездах стояли один или
два выездных лакея – гайдуки.
Для входа в карету служили дверцы, к ним
вела ступенька-подножка, закидывающаяся
после посадки внутрь кареты и откидываемая
гайдуком после остановки. По бокам кареты
в темное время горели фонари.
Кареты чаще всего закладывались тройкой
или четверкой, легкие кареты – парой.
На приемы и балы полагалось ехать в карете;
если не было своей, нанимали ямскую (41).
Дормезом
(в переводе с французского «спальная»)
называлась просторная карета со спальными
местами, предназначенная для дальних
поездок. У дорожных экипажей наверху
были важи, или ваши, –
ящики для поклажи, а сзади горбок,
тоже служивший для помещения багажа.
Более простыми и легкими экипажами были
коляски. В отличие от карет кузов
у них был открытый, но с откидным верхом.
Коляски обычно запрягались парой или
тройкой лошадей, очень богатые дворяне
ездили в коляске шестериком. Разновидностями
щегольских городских колясок с открывающимся
верхом были фаэтон и ландо.
Тарантас служил дорожным экипажем, поэтому прочность его считалась более важным качеством, нежели красота. Кузов его крепился на длинных – до трех саженей – продольных брусьях, так называемых дрогах, которые заменяли рессоры, амортизируя толчки и смягчая тряску. Именно тарантас чаще всего использовался при езде «на долгих», ехали в нем лежа. Позднее тарантас приобрел рессоры.
Бричка была гораздо легче громоздкого тарантаса, но тоже выдерживала дальние поездки. Как и тарантас, бричка имела откидывающийся верх, иногда плетеный, иногда кожаный – будку.
Дрожки получили свое название от дрог – длинных брусьев, соединяющих обе оси. Первоначально это была совсем примитивная повозка: на доску, положенную сверху, приходилось садиться верхом или боком. Позднее дрожки усовершенствовались, обрели рессоры и кузов. Такие дрожки иногда получали название коляски. Но ни старые, ни более совершенные дрожки для езды на особо длинные расстояния не использовались. Это был преимущественно городской экипаж (36).
Беговые дрожки, или сокращенно бегунки, – двухместные, впряженные в одну лошадь, использовались помещиками для объезда имения, поездки к ближайшим соседям и т.п., одним словом, заменяли еще не появившийся тогда велосипед. Городские извозчичьи дрожки назывались пролетными и вскоре сократили свое название до слова «пролетка». Такой легкий двухместный экипаж с рессорами и поднимающимся верхом можно было видеть в городах СССР еще в 1940-х годах.
Кибитка - понятие очень широкое. Так именовалась почти любая полукрытая, то есть с отверстием спереди, летняя или зимняя повозка. Собственно кибиткой называлось переносное жилье у кочевых народов, затем – верх экипажа, сделанный из ткани, рогожи, луба или кожи, натянутый на дуги из прутьев. В кибитке из Петербурга в Москву путешествует герой знаменитой книги Радищева. Любопытная деталь: в кибитке тех времен ехали лежа, сидения не было.
Линейкой первоначально назывались простые длинные дрожки с доской для сидения боком или верхом, а если доска была достаточно широка – по обе стороны спиной друг к другу. Позднее линейкой стал именоваться городской или пригородный многоместный экипаж со скамьями по обе стороны, разделенные перегородкой пассажиры сидели боком по направлению движения, спиной друг к другу. Рейсовые городские линейки снабжались навесом от дождя.
Старинные громоздкие кареты назывались колымагами или рыдванами.
В
истории материальной культуры наблюдается
интересное явление: предметы, используемые
человеком, со временем уменьшаются и
облегчаются. Это касалось и такой легкой
повозки, как кабриолет - одноконного,
реже пароконного рессорного экипажа,
двухколесного, без козел, с высоким сидением.
Правил им один из ездоков.
Такой же конструкции был и русский
шарабан. Двухместный, двухколесный
кабриолет иногда назывался таратайка.
Наконец, легкая коляска на одного седока
с кучером спереди носила характерное
название эгоистка (36).
Зимой дворяне разъезжали на санях. Древнейший санный экипаж с закрытым кузовом назывался возок. Он предоставлял ездоку все удобства, кроме разве отопления: мягкое сидение, теплые покрывала, свет через окошки. Ездили и в открытых санях розвальнях, или пошевнях, – широкой повозке на полозьях, расширяющейся от переда к заду, без особого сидения. Они хорошо известны нам хотя бы потому, что в них сидит боярыня Морозова на прославленной картине Сурикова. Позднее у санных экипажей появились подрезы – железные полосы, прибитые к нижней плоскости полозьев.
Зимой колесные экипажи, особенно крытые, не стояли без дела. Превращения летнего, колесного, экипажа в зимний, санный, были делом весьма обычным. Однако в больших городах, где снег с мостовой частично расчищался, частично утрамбовывался, можно было и зимой ездить в колесных экипажах.
С середины XIX века железные дороги быстро вошли в быт русского народа, в том числе и дворянства. В народе железная дорога долгое время называлась чугункой – первые рельсы делались из чугуна. Но чаще для обозначения железнодорожного поезда употреблялось другое слово – машина.
Первые железнодорожные вагоны, даже высшего класса, были крайне неудобными. Из Петербурга в Москву ехали сутки, таким образом, и ночью, однако спальных вагонов не было. Отапливались вагоны железной печкой, освещались тусклыми свечами, потом уже газовыми фонарями. Во всем поезде не было туалета.
Вагоны были трех классов:
Во второй половине XIX века в городах, на
смену примитивной линейке, появляется
новый вид рейсового транспорта – конно-железная
дорога. Это были ходившие по рельсам,
запряженные лошадями вагончики с сидячими
местами для пассажиров.
Пароходы стали ходить в России с ноября 1815 года, сначала из Петербурга в Кронштадт. Долгое время они именовались пироскафами, что по-гречески означает огненное судно (41).
Выводы
по первой главе: Дворянство - самое
привилегированное сословие царской России.
Дворяне, как правило, владели землей и
до 1861 года жившими на этой земле крестьянами.
Его быт зависел от состоятельности, общественного
положения и мировоззрения дворян. Жизнь
дворянства делилась на две части – домашнюю
и светскую, общественную. На дворянский
быт во многом наложила отпечаток политическая
и экономическая жизнь в стране, а также
европейская культура и идеология.
Глава 2. Мода и увлечения дворянского сословия XIX века
2.1. Мужская одежда
К началу XIX века городская жизнь обеих российских столиц окончательно европеизировалась. Казалось, что расстояние между Парижем, Лондоном, Веной с одной стороны, Москвой и Петербургом — с другой, стремительно сокращалось, когда речь заходила о новинках моды (12; 112).
1800-е годы, словно считаясь с календарным началом века, быстро изменили городскую моду: подавляющее большинство дворян сняло парики и облачилось во фраки, жилеты и длинные панталоны.
Фраки, впоследствии ставшие только черными, в то время были разноцветными и до середины XIX века служили самым обычным одеянием имущих горожан.
Черный фрак был костюмом выходным – для визитов, посещения клуба или театра. Прийти в гости не во фраке значило оскорбить хозяев. Даже мундиры на офицерах, вицмундиры на чиновниках (непременная их форменная одежда) шились фрачного покроя (44; 37).
Однако в середине XIX века фрак постепенно стал вытесняться сюртуком – одеждой без выема спереди и длинных фалд сзади. Со временем сюртук становился все более просторным и долгополым, напоминая современное пальто.
Разновидностью сюртука была визитка – некий гибрид сюртука и фрака, однобортный, с круглыми фалдами, черного или, во всяком случае, темного цвета. Молодые герои Чехова, нанося визиты, часто облачались в визитки. Иногда же визитка называлась жакеткой, хотя жакетку мы привыкли считать предметом женского туалета.
К концу XIX века на смену сюртуку приходит пиджак. Этот английский вид мужской одежды появился в России еще в середине XIX века, являя собой поначалу одежду не вполне солидную и более приличествующую молодому человеку.
Все
это – выходные костюмы. Остановимся
теперь на домашней одежде дворян-помещиков
и отставных военных XIX века.
Архалук – одежда восточного происхождения,
нечто вроде полухалата, сшитого в талию,
из цветной или полосатой ткани, с застежками
на крючках. Разновидность архалука называлась
бешмет.
С
архалуком гармонировала ермолк
Чаще всего домашней одеждой дворян служит
шлафрок – первоначально «спальное
одеяние» (с немецкого), а потом то же, что
халат. Хотя на улицу и в гости в шлафроках
не ходили, они могли выглядеть весьма
нарядно, сшитыми напоказ(44; 97).
Халат был как бы символом домашнего уюта и обывательской самоуспокоенности.
Отставные офицеры, осевшие в провинции, часто носили венгерки – расшитые спереди шнурами, зауженные в талии и отделанные мехом куртки, заимствованные у венгерских гусар.
Казакином называлось одеяние, напоминающее, как и показывает слово, казачье: сшитое в талию, со сборками сзади, однобортное, на крючках. Нередко казакины носили женщины и дети.
Во
второй половине XIX века в моду вошла
тужурка (от франц. «toujours» – постоянно,
всегда; по-русски ее можно было бы назвать
«повседневкой») – домашняя или форменная
куртка, застегивающаяся до самого ворота.
В тужурки с 1860-х годов облачились студенты
и офицеры. Неформенная тужурка считалась
костюмом демократическим.
Названия одежды, надеваемой мужчинами
на нижнюю половину тела, не претерпели
особых изменений. То, что мы называем
ныне брюками, или в просторечии штанами,
долгое время именовалось панталонами.
Фасоны брюк и панталон могли быть разными,
но по существу отличий не было. Панталоны
поначалу были уже брюк, но нередко оба
эти понятия у классиков смешиваются.
К концу XIX века слово «брюки» постепенно
вытесняет «панталоны», которые начинают
звучать чуть-чуть приниженно, комично,
как нечто старомодное и забавное (44; 98).
Панталоны и брюки часто носились со штрипками, или стремешками, – тесемками, охватывающими ступню под обувью, что ныне употребляется только в военных и спортивных костюмах.
Несколько
слов о воротничке и галстуке. В
литературе XIX века слово «воротничок»,
то есть узкая полоса ткани, пришитая или
прикрепленная к вороту сорочки, часто
ставилось во множественном числе. У воротничка
особенно выделялись концы – высокие,
накрахмаленные, упиравшиеся часто в щеки.
Поэтому-то воротничок воспринимался
как парный предмет туалета, и долгое время
слово употреблялось во множественном
числе.
Иногда воротничками назывались и
рюши на жабо – длинные оборчатые
обшивки вокруг ворота и на груди мужской
сорочки.
В мужском гардеробе дворянина XIX века играл и галстук. «Галстук» в переводе с немецкого – шейный платок, таким он и был поначалу, чем-то вроде современного кашне, служившим изначально предметом обогревания. Постепенно он превращался в предмет украшения, но сначала в этой роли представлял собой косынку, завязываемую спереди пышным бантом или узлом, концы которого расходились в разные стороны или прятались под жилет. Галстуки иногда бывали очень пышными.