Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – историческая реконструкция и анализ быта дворянского сословия XIX века.
В задачи курсовой работы входят изучение аспектов быта дворян:
1. домашнего быта: семьи, жилища, питания, средств передвижения;
2. мужской и женской моды XIX века;
3. светской жизни: балы, игры, чтение.
Введение
Глава 1. Теоретические основы дворянского быта XIX века
1.1. Положение дворянства в XIX века
1.2. Дворянская семья
1.3. Обучение дворянских детей
1.4. Жилище
1. 5. Трактиры и иные заведения
1.6. Средства передвижения
Глава 2. Мода и увлечения дворянского сословия XIX века
2.1. Мужская одежда
2.2. Женская городская одежда
2.3. Украшения
2.4. Балы
2.5. Игры и другие увлечения
2.6. Круг чтения
Заключение
Список использованной литературы
В качестве верхней, уличной одежды мужчины носили, прежде всего, шинели. Если сегодня шинель – непременно форменное пальто, то в старину она могла быть и обычной суконной верхней одеждой, не связанной с военной или гражданской службой.
Понятия «шинель» и «пальто» (как верхняя уличная одежда) в русской дореволюционной литературе четко не разграничиваются. Как пальто, так и шинель иногда снабжались одной или несколькими пелеринами – для тепла и защиты от непогоды (46; 50).
Постепенно «шинель» как вид гражданской одежды вытесняется привычным «пальто».
Однако, долгое время пальто называлась и домашняя одежда, нечто вроде простенького сюртука. Но постепенно оно обрело две функции. А к последней четверти XIX века слово «пальто» получает современное значение, становясь как мужской, так и женской верхней одеждой. Верхней выходной одеждой издавна служил и плащ. В XIX веке плащом называлась верхняя широкая одежда, обычно без рукавов, надеваемая внакидку. На знаменитом памятнике Пушкину в Москве поэт изображен именно в таком плаще.
Широкий
плащ, закрывающий почти все
Просторный безрукавный плащ, носимый в России с давних времен, именовался епанчой.
Разновидностью мужского плаща была крылатка, носимая с пелериной. Она вошла в моду в конце XIX века. Пожилые люди иронически называли это вольное одеяние размахайкой или разлетайкой из-за ее длинных, развевающихся по сторонам «крыльев» (12; 112).
Прорезиненные
пальто появились в России в 1830-х
годах и назывались по имени изобретателя
макинтошами.
Верхней мужской одеждой служила и
бекеша. Шилась она на меху или на
вате, имела меховую оторочку, сборы и
разрез сзади, теплый воротник.
Рединготами назывались длинные пальто
в талию, снабженные пелеринами, как мужские,
так и женские.
В начале XIX века очки стали обязательной модной деталью мужского костюма, и многие европейские щеголи заказывали себе очки с простыми стеклами, чтобы придать себе ученый вид. При этом известны случаи, когда в российских учебных заведениях запрещалось употреблять очки даже тем молодым людям, которые страдали сильной близорукостью и действительно нуждались в очках. Один из лицейских друзей А. С. Пушкина, поэт Дельвиг, с горечью вспоминал об этом. Власти рассматривали очки как проявление дерзости.
Молодые люди любили трости, в рукояти которых монтировались лорнеты или монокли. Поскольку в начале XIX века пользоваться лорнетом для разглядывания публики на гулянье или в театре считалось неслыханной дерзостью, то сочетание двух «дерзких» предметов (оптический прибор и трость) приобретало двойную символику. Трость тогдашнего модника позволяла отстоять свою честь не хуже, чем дуэльный пистолет, так что ничто не мешало ему «лорнировать» публику и понравившихся красавиц.
Мода
примирила недостатки зрения с оптикой.
В XIX веке начали носить пенсне, особенностью
которого было отсутствие оправы, и поэтому
они не слишком выделялись на лице. Их
носили на шнурке или цепочке, которую
мужчины крепили к карману сюртука или
фрака, а женщины к поясу платья или на
плече (21; 59).
2.2. Женская городская одежда
Несомненное влияние на российскую моду XIX века оказали два открытия в истории мирового швейного дела. Первым было изобретение в 1801 году «жаккардовой» техники производства тканей, позволявшей получать полотно с любыми переплетениями нитей и сложным орнаментом. Вторым событием стало появление швейной машинки, получившей, правда, распространение лишь после 1850 года: именно тогда ее усовершенствованный вариант, созданный И. Зингером, в несколько лет приобрел мировую славу (18; 81).
В первые годы XIX века женская мода России не отличалась сложностью форм. В искусстве господствовал неоклассицизм с его законченностью и естественностью, получивший в российской моде наименование стиль ампир (от франц. «empire» — империя) или шемиз (от франц. «chemise» — рубашка). В России этот стиль господствовал до конца 10-х годов XIX века. «В нынешнем костюме, — писал журнал «Московский Меркурий» за 1803 год, — главным почитается обрисование форм. Если у женщины не видно сложения ног от башмаков до туловища, то говорят, что она не умеет одеваться...» Тончайшие платья из муслина, батиста, кисеи, крепа, с завышенной линией талии, большим декольте и узким коротким рукавом российские модницы носили «подчас на одном лишь трико телесного цвета», поскольку «самая тонкая юбка отнимала у такого платья всю прозрачность».
Мужчины-современники находили эту моду «недурной»: «и право, на молодых женщинах и девицах все было так чисто, просто и свежо. Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, кои плотно обхватывали гибкий стан и верно обрисовывали прелестные формы». Воцарение в моде нежных, легких одеяний изменило и косметику: модницы стали стремиться к «благородной» бледности, которая многие десятилетия считалась признаком хорошего вкуса. Пропагандисткой стиля «империя» в Петербурге стала французская портретистка Л. Е. Виже Лебрэн, некоторое время жившая в России. Она носила самые короткие по тем временам юбки и самые узкие, обтягивающие бедра платья. Наряды ее дополняли легчайшие шали, окаймленные античным орнаментом, лебяжьим пухом или мехом (мода a la russe) (30; 82).
Всякого рода платья, блузки, кофты, юбки, разумеется, меняли свои фасоны чуть ли не каждое десятилетие, если не чаще, тем не менее, главные признаки свои сохранили и не требуют пояснения. Но некоторые виды женской одежды исчезли, напоминая о себе только в художественных произведениях.
Дома
женщины носили душегрейки
– короткие (по пояс) теплые кофты, обычно
без рукавов. Другое название такой кофты
– телогрейка.
Кацавейкой, или куцавейкой,
называлась короткая распашная кофта
без сборов и перехвата, с рукавами, подбитая
мехом или ватой. Носили их преимущественно
женщины пожилые. Капотом называлась
широкая распашная одежда с рукавами,
без перехвата в талии. Были домашние,
были и уличные, теплые капоты. К концу
ХIХ века капоты носить перестали (7;
107).
Наиболее распространенными в XIX веке видами верхней женской одежды были салоп и бурнус. Салоп представлял собой широкую и длинную накидку с прорезами для рук или небольшими рукавами. Особо ценился соболий салоп. Долгое время салоп считался признаком определенного достатка. Но постепенно салоп утрачивает свою притягательность и носить его становится признаком дурного тона, бедности и мещанства. Салопницей стали называть бедную женщину-попрошайку или вульгарную сплетницу. К концу ХIХ века салопы выходят из моды.
В отличие от салопа бурнус был короток, значительно короче платья, он заканчивался немного ниже талии, обычно имел ватную подкладку и рукава. Вошел в моду в середине XIX века.
Однако, как и салоп, к концу XIX века бурнус выходит из моды, хотя портнихи, шившие женскую теплую одежду, еще долгое время назывались «бурнусницами».
Выходным парадным костюмом считался роброн – широкое платье с округленным шлейфом.
К
концу XIX века не на долгое время входит
в моду ватерпруф
– летнее женское пальто, пришедшее из
Англии. В переводе это слово означает
«водонепроницаемый», на самом деле таким
ватерпруф был вовсе не всегда.
В большой моде в XIX веке были всякого рода
накидки, надеваемые на открытые плечи
для согревания и красоты, прежде всего
мантильки – короткие накидки без
рукавов (19; 92).
Длинная безрукавная накидка называлась тальма – по фамилии введшего ее в моду французского артиста.
В случае траура, похорон к рукавам и воротничку женского платья подшивались плерёзы (от французского «плачущие») – особые нашивки, легко затем отпарываемые. Несмотря на траур, плерезы были непременно белыми. Иногда их нашивали на свою одежду мужчины.
Нарядный
шарф у женщин в начале XIX века назывался
эшарп.
Из женских головных уборов на страницах
классической литературы чаще всего встречается
чепец, или чепчик. Барыни
и жены чиновников носили его и дома, и
в гостях, принимая гостей, а также на улице.
Показываться посторонним людям без головного
убора замужней женщине считалось неприличным.
Чепцы носили иногда и молодые девушки,
но для замужних дворянок он был совершенно
обязателен.
Шали, шарфы и платки из разнообразных тканей, появившиеся в женском костюме еще во времена Московской Руси, прочно утвердились в повседневном и праздничном гардеробе буквально всех женщин России. Дамы высшего света предпочитали воздушные накидки, соответствовавшие их «античным» нарядам.
На смену изысканной простоте тонких античных «шемиз» в 1810-1820 гг. пришли нарядно декорированные платья из тяжелых и плотных материй. Вернулся в моду и корсет, высоко поднимавший грудь и сильно перетягивавший талию. Облегающий лиф при покатой линии плеч, коло-колообразная юбка — типичный силуэт российской горожанки «пушкинской поры». Буфы, бейки, рюши, оборки, зачастую набитые ватой или волосом для утяжеления подола и законченности силуэта, — отличительные черты моды 1830—1840-х годов. Особо модными считались тогда плетенные из шелка-сырца французские кружева. Будучи предметом роскоши, они оставались недоступной мечтой для большинства провинциалок, а словечко «блондовый» вошло в русский язык как синоним слов «суетный», «модный, но никчемный» (18; 82).
«Решительное притязание на европеизм» как «резкая черта, которая отделяет образованные сословия от необразованных» (В. Г. Белинский), выразилось в женской одежде 1840-х годов появлением «парижского», «Х»-образного силуэта. Юбки, сильно присборенные на талии и потому выгодно подчеркивавшие тонкость и стройность женского стана, стали шить из нескольких полотнищ ткани, так что ширина подола порою достигала 4 метров. Для придания желаемой пышности верхние юбки надевали еще и на нижние, сильно накрахмаленные или кринолиновые(кринолином называлась ткань из конского волоса в переплетении со льном). «Можно ли без смеха смотреть на чудовищную ширину кринолина и бесконечный хвост, который особенно некрасив, когда забирает пыль с улицы?» — издевался современник. При такой моде приходилось ограничивать число дам, приглашаемых на вечера, а в театрах широко расставлять кресла, чтобы могли поместиться все купившие билеты. Пик увлечения кринолинами относится к 1850— 1860-м годам, когда крахмальные юбки и каркасы из китового уса сменились металлическими конструкциями, похожими на клетки из стальных полос. Они получили в России удачное название «малаховских» — в память о Крымской войне 1853— 1856 годов, центральным событием которой была битва за Малахов курган под Севастополем (3; 122).
Узкий лиф на корсете российские модницы сочетали с широкими юбками и рукавами самых причудливых форм. В 1830-е годы был популярен плоский широкий рукав «уши слона», пятилетие спустя — «(Тараний окорок», позже рукав плотно обрисовывал и обтягивал руку. Сложные формы рукавов диктовали особенности одежды для улицы, которая шилась достаточно свободной, прежде всего в верхней части. Исключительную популярность практически у всех горожанок любого достатка имели во второй трети XIX века накидки. Кружевные мантильи (длинные сзади и едва доходящие до талии спереди), заимствованные российской модой из Испании, служили украшением даже самому простенькому платью. Хозяйки и посетительницы столичных салонов носили особые воздушные покрывала, выполненные в сложной технике: рисунок создавался пушинками лебедят, вручную закрепленными на ткани.
Но так одевались избранные. Горожанки попроще носили шерстяные манто, в холодное время года — меховые или стеганные на вате. Они напоминали старые русские душегреи, епанчи, удачно сочетая изобретения парижских портных с удобством и функциональностью традиционного русского костюма.
Придерживаясь модной «парижской» картинки, петербургская, а особенно московская франтиха стремилась внести в свой туалет нечто особенное и не отказывала себе в удовольствии дополнить платье лишним бантиком или рюшечкой ((15; 52).
В
провинции модницы копировали с большей
или меньшей ловкостью сочетания цветов
и фасоны столичных щеголих. Законодательницей
мод являлась, как правило, губернаторша.
Она же задавала тон цвету платьев. В 1830—1840-е
годы женщины особенно любили «меланхолические»
цвета (черный, серый, лиловый), оттенки
же их получили самые невероятные названия:
цвет «упавшей в обморок лягушки», «влюбленной
жабы», «мечтательной блохи» или «паука,
замышляющего преступление». Но если своим
выходным туалетам провинциальные красотки
уделяли очень много внимания, то дома,
когда не было гостей, они могли ходить
в старых халатах или кофтах, с папильотками
в волосах или вовсе непричесанными. Особенно
неизящной была в провинции повседневная
обувь. Атласные, прюнелевые и лайковые
башмачки, равно как и светлые тонкие чулки,
носили лишь в больших городах, да и то
по праздникам. Провинция довольствовалась
обувкой попроще. Самые умелые рукодельницы
вязали белые ажурные чулки из тонкой
бумажной нити, но надевали их редко, разве
что на балы. А в будние дни провинциалки
ходили в серых грубоватых чулках и черных
башмаках из козьей кожи, а также котах
(тупоносных «лодочках») с красной оторочкой.
И в столицах повседневная обувь женщин
не отличалась изысканностью — те же плоские
туфли на низком каблуке, украшенные разве
что шнуровкой сбоку или пуговицей (30;
86).