Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – историческая реконструкция и анализ быта дворянского сословия XIX века.
В задачи курсовой работы входят изучение аспектов быта дворян:
1. домашнего быта: семьи, жилища, питания, средств передвижения;
2. мужской и женской моды XIX века;
3. светской жизни: балы, игры, чтение.
Введение
Глава 1. Теоретические основы дворянского быта XIX века
1.1. Положение дворянства в XIX века
1.2. Дворянская семья
1.3. Обучение дворянских детей
1.4. Жилище
1. 5. Трактиры и иные заведения
1.6. Средства передвижения
Глава 2. Мода и увлечения дворянского сословия XIX века
2.1. Мужская одежда
2.2. Женская городская одежда
2.3. Украшения
2.4. Балы
2.5. Игры и другие увлечения
2.6. Круг чтения
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ
ВПО «Магнитогорский
Исторический факультет
Кафедра
истории России
Дворянский быт в XIX веке
Курсовая
работа по специальности «История»
Выполнила:
Допустить к защите
_________________
_________________ Научный
руководитель:
Курсовая работа
защищена __________________
Оценка ________________ Рецензент:
Председатель комиссии:
____________________ _____
Магнитогорск,
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические
основы дворянского быта XIX века
1.1. Положение дворянства в XIX века
1.2. Дворянская семья
1.3. Обучение дворянских детей
1.4. Жилище
1. 5. Трактиры и иные заведения
1.6. Средства передвижения
Глава 2. Мода и увлечения дворянского сословия XIX века
2.1. Мужская одежда
2.2. Женская городская одежда
2.3. Украшения
2.4. Балы
2.5. Игры и другие увлечения
2.6. Круг чтения
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Интеллигентный человек в современной России, как правило, с благоговением относится к русскому дворянству. Это – дань историческим заслугам сословия русского всеевропейского человечества, создавшего уникальную культуру. Дворянская культура представляется единственно возможной и потому считается культурой подлинно русской. Критика дворянской культуры кажется посягательством на русскую культуру как таковую, на саму Россию. Но тот непреложный факт, что цветущая и непревзойденная русская дворянская культура XVIII и XIX веков повинна катастрофе XX века, заставляет критически переосмыслить содержание и сущность этого феномена. Насколько культура образованных слоев России была подлинно русской? Каково внутреннее задание этой культуры? Каких творческих высот она достигла? Как влияла на духовное воспитание народа? Куда, в конце концов, привела Россию культурная верхушка общества – русское дворянство? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо переоценить происхождение, развитие, внутреннее задание и достижения культуры русского дворянства, превратившейся в XIX веке в культуру русской интеллигенции. Не умаляя исторических заслуг образованных слоев, необходимо непредвзято оценить их роль в российской истории. Это потребует отказа от многих предрассудков. Так, например, социальный статус русского дворянства к XIX веку многим уже представлялся несправедливым, но мало кто сомневался в органичном историческом происхождении этого сословия.
Однако дворянство – понятие неоднозначное. Будучи самым привилегированным сословием, оно было и самым образованным. Из дворянского сословия вышли многие прогрессивные люди России – полководцы и общественные деятели, писатели и ученые, художники и музыканты. Дворянами были и многие борцы против самодержавия и крепостного права.
В
отечественной историографии
В середине XIX века вышла в свет и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А.В. Терещенко «Быт русского народа» в семи томах - первая попытка в России научной разработки этнографического материала. 1
И до и после выхода в свет этой монографии было создано немало серьезных и талантливых произведений по данному вопросу. В этой связи в отечественной историографии конца XIX в. следует отметить работу В. О. Михневича2, в которой автор, определяя жанр ее как «очерки судеб русской женщины» и имея в виду прежде всего дворянку, видел свою задачу в том, чтобы «изобразить общий, целостный тип русской женщины прошлого столетия, в ее главных, характеристических культурно-исторических чертах, отбросив все случайное и аномальное, в то же время – очертить ее судьбу и ее развитие, в их существенных моментах и, наконец, обозначить и выяснить ее интеллектуальное влияние и общественное значение.
В разработку проблемы культурного облика провинциальных дворян определенный вклад вносят публикации в современных краеведческих научных изданиях3, целью которых является описание «истории жизни» и бытовых и общественных интересов дворян. Большое значение имеют также исследования, посвященные изучению особенностей быта, культурного уклада и литературной жизни российского дворянского общества XIX века, на фоне которых происходило формирование и развитие культурного облика дворянского общества.
Проблема типологии русского дворянства XIX века нашла отражение в отечественном литературоведении XX в. В частности, в начале XX в. Д. Н. Овсянико-Куликовским были проанализированы «так называемые «общественно-психологические» типы» «русской интеллигенции XIX века, преимущественно по данным художественной литературы»4. В современном литературоведении Ю. М. Лотман реконструировал на основании художественного образа «исторически сложившийся в рамках данной культуры тип поведения»5. В качестве исследователя культуры дворянства Ю. М. Лотман анализировал «особые типы русского человека» XVIII – начала XIX в6. В современной отечественной историографии проблема «дворянского типа личности»7 поставлена в контексте исследований по истории русской культуры и философии XIX вв. применительно к дворянству.
Таким
образом, становится ясно, что в современной
отечественной историографии
Восполняет этот пробел сегодня исторический журнал «Родина», который в полном аспекте представляет нам быт дворянства XIX века. При написании курсовой работы нами были изучены журналы «Родина» с 1995 по 2010 годы.
Цель курсовой работы – историческая реконструкция и анализ быта дворянского сословия XIX века.
В задачи курсовой работы входят изучение аспектов быта дворян:
1. домашнего быта: семьи, жилища, питания, средств передвижения;
2. мужской и женской моды XIX века;
3. светской жизни: балы, игры, чтение.
Объектом нашего исследования является дворянство, а предметом – его быт.
Хронологические рамки исследования ограничиваются XIX веком, однако именно это столетие наиболее полно отразило эволюцию дворянского сословия.
Методы исследования:
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения и библиографического списка
использованной литературы.
Глава
1. Теоретические
основы дворянского
быта XIX века
1.1. Положение дворянства
в XIX века
Толковый словарь С. Ожегова Быт определяет быт как жизненный уклад, повседневную жизнь (28; 66).
Жизнь дворянства делилась на две части – домашнюю и светскую, общественную. Дворяне уездов и губерний объединялись в дворянские общества, пользовавшиеся самоуправлением. Каждые три года дворяне уезда и всей губернии съезжалась на уездные и губернские выборы, на которых выбирали предводителей дворянства, судей, исправников и других выборных должностных лиц.
Должность
предводителя требовала известных
расходов на разъезды и приемы. Предводитель
дворянства обязан был беспокоиться
о достоинстве дворянского
Дворянские
выборы становились событием в жизни
уездных и губернских помещиков, предметом
их волнений и дискуссий.
Любимым развлечением помещиков была
охота. Богатые помещики имели целые охотничьи
хозяйства с обширным штатом прислуги.
Во главе дворовых стоял дворецкий. Обычно это был солидный пожилой человек, обязанный следить за порядком в доме, за подачей блюд при обеде. Иногда его называли по-французски «мажордом», в переводе – старший в доме.
В штат дворовых входили камердинеры – комнатные слуги, в просторечии комардины, камельдины и т.п. Приближенные к молодым господам камердинеры были прилично одеты, отличались самостоятельностью поведения, а иногда и развязностью, стремлением подражать барам.
Стремянными
назывались слуги на конях, сопровождавшие
бар во время их поездок верхом, в том числе
на охоте.
Казачками назывались мальчики-слуги
в усадьбе, одетые в казачий костюмчик.
Казачки обычно докладывали хозяевам
о приезде гостей, бегали с различными
поручениями, разносили угощении.
Форейторами (в просторечии фалеторами)
назывались кучера-подростки, реже взрослые
люди худощавого сложения, сидевшие верхом
на одной из передних лошадей запряжки.
У небогатых или скупых помещиков должности подчас объединялись. У богатых дворян и в городах служили ливрейные лакеи, то есть слуги, одетые в особую форменную одежду с шитьем и галунами. При выездах дворян их сопровождали рослые выездные лакеи - гайдуки, стоявшие на запятках кареты.
Барскими барынями называли ключниц, то есть экономок, которые вели хозяйство в богатых дворянских домах.
Повариха, готовившая для дворян, называлась белой кухаркой, для дворовых – черной кухаркой.
При барах служили сенные девушки – горничные, в ожидании поручений обычно находившиеся в сенях. В обиходе их грубо называли девками.
К дворовым слугам не следует причислять компаньонок, незакрепощенных женщин, которых нанимали в барские дома для компании, то есть развлечений (например, игры в карты) барынь и сопровождения в прогулках молодых барышень.
Примерно
те же роли, но в более приниженном
положении исполняли приживалки
Богатые
дворяне обзаводились «для забавы»
дорого ценившимися людьми черной расы
– арапами (1; 40).
1.2. Дворянская семья
Дворянская семья в первой половине XIX века в некоторых отношениях была похожа на буржуазную малую семью: разделение деловой и частной жизни, освобождение жен и детей от производственного труда, более интимный характер отношений между супругами, поздние браки у мужчин и ранние у женщин. Но кое в чем дворянская семья напоминала крестьянскую. Дом часто включал родственников, приживалок, нянь, слуг, гувернеров, которые не отделялись резко от семьи, а иногда прямо включались в нее. Патриархально авторитарный характер семейных отношений являлся нормой. Сами семейные отношения являлись делом не только личным, но и общественным, потому и зависимость от мнения дворянского общества была высокой.
В
пореформенное время в
Дворянство и интеллигенция культивировали идеалы буржуазной семьи. Вот ее классические черты: отделена деловой жизни от частной, освобождение жен и детей от обязательного труда распределение ролей: мужчина — кормилец, жена — возлюбленная и мать. Семья закрыта от посторонних и автономна от общества. Личность становится более индивидуальной, отношения между супругами и детьми носят более интимный характер, важное место занимает эмоционально-эротическая сфера. Дом делится на семью и чужих в семье лиц (если таковые в доме проживают) и обретает значение убежища, в котором можно укрыться от суровой конкуренции и хозяйственных забот, расслабиться и психологически реабилитироваться (26; 65).
В целом формы обращения между людьми, даже близкими, в прошлом сильно отличались от современных. От младших по возрасту, чину, общественному положению речевой этикет требовал подчеркнуто уважительного отношения к старшим. Старшим же разрешалось несколько пренебрежительная манера обращения к младшим. Начиналось это уже с семьи.
В
дворянских семьях дети обращались к родителям
и ко всем старшим родственникам только
на «Вы». В аристократических семьях на
«Вы» обращались к друг другу даже муж
с женой. Зато «Вы» между супругами в среде
провинциального дворянства было редкостью.
Примечательно обращение друг к другу
дворян сверстников-приятелей. Наряду
с естественным для наших дней «ты», называли
они друг друга полным именем или фамилией.
Обращения между малознакомыми и вовсе
не знакомыми людьми отличалось большим
разнообразием. Наиболее уважительным
и официальном служила формула «милостивый
государь», «милостивая государыня». Эта
формула имела очень строгий, холодный
оттенок. Так начинали общаться и знакомые
при внезапном охлаждении или обострении
отношений. Таким обращением начинались
и служебные документы. В просторечии
эта формула обращения упростилась в «государь»
и «государыня», а затем был отброшен первый
слог: сударь и сударыня стало наиболее
частым обращением к людям имущим и образованным.
В служебной среде, как гражданской, так
и военной, от младшего по чину и званию
требовалось обращение к старшему по титулу:
от «вашего благородия» до «вашего превосходительства».
Вышестоящие обращались к подчиненным
со словами «господин» с добавлением фамилии,
либо чина или должности (27; 63).