Древняя Русь в X-XII веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:46, контрольная работа

Краткое описание

Киевская Русь - первое устойчивое крупное государственное объединение восточных славян периода феодализма. Центром объединения стало племя полян, которое во второй половине IX века было наиболее сильным в экономическом отношении.
По определению Б. А. Рыбакова - "Киевская Русь IX - XII вв. - это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов: русских, украинцев, белорусов, а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах и государств Запада, Востока и отдаленного Севера".

Оглавление

Введение
1. Социально-экономический строй Древней Руси
2. Общественно-политическая жизнь Древней Руси
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Древняя Русь в X.docx

— 35.98 Кб (Скачать)

Древняя Русь в X-XII веках

План

Введение

1. Социально-экономический строй  Древней Руси

2. Общественно-политическая жизнь  Древней Руси

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Киевская Русь - первое устойчивое крупное государственное объединение  восточных славян периода феодализма. Центром объединения стало племя  полян, которое во второй половине IX века было наиболее сильным в экономическом  отношении.

По определению Б. А. Рыбакова - "Киевская Русь IX - XII вв. - это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов: русских, украинцев, белорусов, а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой  Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах и государств Запада, Востока и отдаленного Севера".

Раннее Киевское государство, с  политической точки зрения представлявшее федерацию княжеств и непосредственно  подчиненных великому князю территорий, с точки зрения социально-экономической  являлось совокупностью территориальных  общин с элементами родовых отношений. Понятие "род", часто фигурирующее в русских источниках, включало разные типы родственных связей, от собственно рода до большой семьи. В состав рода включались, однако, не только кровные  родственники, но, как, например, в Древнем  Риме, разного рода лица, не имевшие  родства по крови.

Славяне в ту пору жили не родовым  строем, и объединяющим началом была сельская община или зарождающийся  город.

Вопрос о природе социального  строя Древней Руси остается в  отечественной науке одним из самых спорных. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие  отношения, другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в  котором существовало несколько  социально-экономических укладов, но преобладал общинный (И.Я. Фроянов).

Целью данной работы является рассмотрение социально-экономического строя и общественно-политической жизни Древней Руси.

Задачами данной работы является сравнение черт зрелого феодального строя и ранне-феодальной монархии Древней Руси; рассмотрение путей формирования крупной земельной собственности; рассмотрение основных категорий населения Руси.

Данная работа разделена на две  части, в первой будет рассмотрен социально-экономический строй, а  во второй части общественно политическая жизнь Древней Руси.

1. Социально-экономический строй Древней Руси

Большинство историков сходится в  том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося  еще от зрелого феодализма. Основные черты зрелого феодального строя:

1) монопольная собственность феодалов  на землю;

2) наличие крестьянского хозяйства,  в котором производитель владел  орудиями труда, скотом и пользовался  частью земли, передаваемой ему  феодалом;

3) за ее пользование он нес  повинности оброк, барщину или  денежную ренту;

4) личная зависимость крестьянина  от феодала;

5) господство натурального хозяйства.

Историки и пытаются обнаружить зарождение этих черт и, в первую очередь, феодальной собственности на землю, в недрах древнерусского общества.

Общепринятым в исторической науке  стал вывод, сделанный академиком Б.Д. Грековым о древнерусском обществе как об обществе феодальном. Выводы Б.Д. Грекова стали общепризнанными  в советской историографии, и, хотя в дальнейшем были уточнены многие нюансы и детали, большинство авторов  и по сей день считают Киевскую Русь раннефеодальном государством.

Б.А. Рыбаков в работе "Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв." древнейшей формой феодальной ренты  считает полюдье, он приходит к заключению, что полюдье было не простым беспорядочным  разъездом, а хорошо организованным важнейшим государственным делом.

Л.В. Черепнин наиболее полно постарался обосновать гипотезу о верховной  феодальной собственности в Древней  Руси. По его мнению, уже первые известные  нам русские князья были верховными, собственниками всей русской территории на феодальном праве, а дани, которые  они собирали с подвластного населения, были не контрибуцией, не платой за мир, а феодальной рентой. Никакими теоретическими и конкретно-историческими данными  доказать такой путь развития Руси невозможно.

И.Я. Фроянов в монографии "Киевская Русь: Очерки социально-экономической  истории" пишет о схематичности  исследований Б. Д. Грекова, которого привлекала генеральная линия развития общественных отношений на Руси и он сосредоточился на тех социально-экономических  факторах, которые отражали наступление  нового феодального строя. Между  тем институты старого порядка - первобытнообщинного и рабовладельческого строя не были им изучены досконально. Вывод И.Я. Фроянова заключается  в следующем.

В Киевской Руси IX - начале XII века дофеодальные факторы играли весьма значительную роль. Например, широко была распространена не индивидуальная семья как в  Европе, а так называемая большая  семья. Рост землевладения шел за счет окняжения земли, т. е. установления верховной феодальной собственности на землю. Власть на людьми, по мнению Фроянова, еще не феодализм, а обложение данью вовсе не обязательно сопровождается установлением феодальной собственности на землю. В основе социально-экономической жизни Киевской Руси этого периода лежала не частная собственность на землю, а землевладение свободных крестьян. И.Я. Фроянов выделяет и существенную роль рабства в феодальных вотчинах, которые имели рабовладельческий характер. Рабов было намного больше, чем феодально-зависимых крестьян. Но это был отнюдь не рабовладельческий строй, так как подобного рода вотчин было мало.

До середины XII века господствующей формой собственности была государственная  собственность, а господствующим видом  эксплуатации - взимание дани (полюдье).

Большинство историков выделяют три линии формирования феодальной собственности и обращение сельского населения в зависимое:

1. Окняжение земель и облажение свободных общинников данью, перерастающей в феодальную ренту, - так складывалась государственная (черная) собственность.

2. Социальное расслоение общины.

3. Феодалы сажали на землю  рабов.

Становление государства восточных  славян происходило в IX-X вв. путем окняжения районов и племенных территорий, утверждения владетельных прав князей, которое могло происходить лишь в относительно мирной и лояльной среде. Так возникали волости (позднее домен и административное деление), представлявшие собой территории и поселения связанные с городским центром, княжеской резиденцией или частным усадьбой (огнищем), а также с погостами.

Окняжение (IX-X вв.) - утверждение права землевладения и установления дани не всегда происходило мирным путем и предшествовало полюдью - организации сбора и транспортировки дани, хотя первоначально могло с ним совпадать.

В ходе окняжения и в дальнейшем князья передавали свое право на получение дани с отдельных территорий и поселений своим дружинникам в качестве платы за службу в виде частного владения или временного права на получение части доходов. Этот процесс начинается на Руси в конце IX в. с южных земель, позднее - распространяется к северу и северо-востоку.

В XI в. на Руси возникают отчины (перешедший от отца, поздне - отечество, отчизна) - укрепленные усадьбы, к которым тяготел ряд сельских общин с зависимым населением, и - феодальная прослойка - боярство, которое формировалось из старшей дружины и общинной знати. Доходы дружиников включали - кормление, административно-управленческие, вотчинные и жалование. Процесс формирования боярского|шафер| землевладения происходили неравномерно в разных|различных| частях Древнерусского государства - если первые индивидуальные боярские|шафер| владения на юге Руси появляются в X - XI ст., то на северо-восточных землях феодальная вотчина возникает с середины - второй половины XII в. Крупные землевладельцы имели вооруженные отряды и городские усадьбы.

В княжеских и боярских вотчинах использовались наиболее бесправные и зависимые формы труда - челяди и холопов, однако, в целом, частных земельных владений феодалов было относительно немного, основную часть населения составляли свободные общинники. Руская Правда не делает строгого различия между княжеским и боярским частным землевладением, а в дальнейшем термин отчина (вотчина) обозначал не только укрепленное хозяйство, но и любое наследственное боярское или княжеское землевладение.

Кормления - означало первоначально  способ содержания должностных лиц. Судьи, вместе с исполнителями их решений, получали от местного населения  все необходимое для пропитания как их самих, так и слуг их и  даже лошадей. Это был так назыв. корм в натуре.

Взимание платежей с подвластных  территорий существовало в форме  дани и полюдья. Эти понятия в исторической литературе часто отождествляются. Вот что пишет А.А. Горский: “Способом сбора дани было “полюдье”- круговой объезд князем и его дружиной подвластных земель. Б.А. Рыбаков провел детальное историко-географическое исследование полюдья, исходя из того, что оно было круговым объездом киевского князя и его дружины, охватывавшим территории “племенных союзов” древлян, дреговичей, кривичей и северян, в ходе которого в специальные пункты - “становища” - свозится дань, собранная для Киева местными князьями. По-иному подошел к этому вопросу М.Б. Свердлов, обративший внимание на слова Константина о “прочих славянах” - данниках русов. По мнению М.Б. Свердлова, этими “прочими славянами” были словене новгородские, радимичи, уличи и тиверцы, а полюдье первой половины Х в. было не объездом киевским князем и его дружиной нескольких “племенных союзов”, а разъездом князя и его приближенных с дружинами по разным “племенным союзам”, внутри каждого из которых один из киевских дружинных отрядов собирал дань”.

Есть и иная точка зрения, разделяющая  дань и полюдье как две различные  формы получения средств к  существованию княжеской дружины. Как считает И.Я. Фроянов,“для нас  не подлежит сомнению тот факт, что  свободные общинники (“люди”) данью  не облагались. На них возлагали  кормления, они платили виры, продажи  и, разумеется, полюдье. Дань же собиралась с несвободных, в частности со смердов, не принадлежащих “к главенствующей общности”.

По словам И.Я. Фроянова,“... на Руси XII в. рядовые свободные люди составляли основную массу населения, находившегося  с князьями преимущественно в  отношениях сотрудничества и партнерства, а не господства и подчинения. В  этих условиях полюдье являлось одним  из вознаграждений князю за исполнение им общественных функций и формой общения людей со своими правителем, которое было неотъемлемой и весьма существенной чертой социально-политического уклада Руси XI-XII вв.”

Древнерусское полюдье находилось не в статике, а в динамике, изменяясь  на протяжении веков своего существования. Возникло оно с появлением постоянной должности князя, т.е. в эпоху подъема  родо-племенного строя. Первоначально  полюдье выполняло преимущественно  религиозную функцию, обусловленную  сакральной ролью вождя в восточнославянском обществе. Мало-помалу оно приобрело  значение специальной платы князю  за труд по управлению обществом, обеспечению  внутреннего и внешнего мира. Постепенно в нем появились и крепли экономические, социальные и политические функции. Но все эти новые тенденции  длительное время развивались под  языческой религиозной оболочкой, принимая часто ритуально-обрядовую  форму. В таком состоянии мы и  застаем восточнославянское полюдье  Х в. И только позднее, где-то на рубеже XI-XII вв. “полюдный” сбор освобождается  от языческого религиозного покрова, становясь  неким подобием налога. И тем не менее какие-то элементы старого  в нем, вероятно, продолжали жить.

Важно подчеркнуть, что во все времена  основой полюдья являлись дары, или  добровольные приношения. Полюдье возникло и развивалось вне рентных  отношений, не имея никакой связи  с феодальной эксплуатацией производителей.

Таким образом, полюдье можно рассматривать как первый шаг в присвоении князьями верховной власти на землю. С ростом феодального землевладения часть земли (сначала в виде права сбора полюдья) князья начали передавать за службу феодалам-дружинникам. Первые ясные упоминания о владении князьями землей относятся к рубежу XI-XII вв. По мере развития наследственных земельных владений дружинников-бояр (вотчин) становилось возможным передавать отдельные наделы другим феодалам (профессиональным воинам), не имевшим своей земли, но эти участки давались им на срок службы верховному собственнику земли. Так, рядом с наследственными землевладельцами появляются условные держатели земли. Этот процесс, начавшийся в XII в., в третьем десятилетии следующего столетия был прерван монгольским нашествием.

2. Общественно-политическая жизнь Древней Руси

Для характеристики общественно-политического  строя. Древней Руси можно использовать такие источники, как свод законов «Русская правда», летопись «Повесть временных лет», в которую включены Договоры Олега (907, 911 гг.), Игоря (944 г.), Святослава (971 г.) с Византией, а также свидетельства византийских, арабских и европейских авторов. На основании указанных источников можно дать характеристику населения Древней Руси.

Для феодального общества характерны два основных класса - феодалы и  феодально-зависимые крестьяне, структура  же раннефеодального общества Киевской Руси была более сложной.

«Русская правда» называет основным населением страны свободных общинников - людинов или людей. «Русская правда», рассматривая людинов, указывает, что  они объединились в сельскую общину-вервь. Вервь обладала определенной территорией, в ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи.

Вторая большая группа населения - смерды. Это, возможно, не свободные  или полусвободные княжеские  данники. Смерд не имел права оставлять  свое имущество непрямым наследникам. Оно передавалось князю. С развитием  феодальных отношений эта категория  населения увеличивалась за счет свободных общинников.

Третья группа населения - рабы. Они  известны под разным названием: челядь, холопы. Челядь-это раннее название, холопы - более позднее. «Русская правда»  показывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде. За его убийство хозяин не нес  ответственности. Наказанию за побег  подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал.

Рабство было 2-х видов - полное и  неполное. Источники полного рабства: плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба; поступление на службу к князю  тиуном, ключником, ратайным старостой  и незаключение договора и т.д.

Информация о работе Древняя Русь в X-XII веках