Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:36, контрольная работа
Вопрос 2. Образование Древней Руси
Вопрос 3. Принятие Русью христианства
Вопрос 4. Влияние Золотой Орды .
Вопрос 2. Образование Древней Руси
Государство восточных славян, получившее политико-географическое название Русь, возникло в IX – X вв. Вначале, в IX в., сформировались два протогосударственных объединения. Одним из них был союз полян с центром в Киеве. Другим – объединение словен, части кривичей и финноязычных племен на севере, в районе оз. Ильмень. Преемник Рюрика Олег в конце IX в. захватил Киев и объединил два важнейших центра восточных славян. Согласно летописным данным, в 882 г. Олег сумел выманить из Киева и убить Аскольда и Дира – варягов, освободивших полян от дани хазарам и княживших в этом городе. Затем Олег подчинил древлян, северян и радимичей. Князь правил в Киеве 33 года. Таки образом, более развитое Среднее Поднепровье стало ядром государственной территории Руси, а северные земли превратились в подчиненную киевским князьям область. Преемником Олега стал Игорь (912 – 945 гг.), по летописи, сын Рюрика. Его потомков принято называть Рюриковичами. В 945 г. при сборе дополнительной дани с древлян Игорь был убит. Его вдова, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам, разорив их землю и истребив знать. Сын Ольги и Игоря князь Святослав (945 – 972 гг.) уделял мало времени внутренним делам государства и прославился своим военными походами. После гибели Святослава возникла междоусобица. В ходе борьбы за власть два его старших сына – Ярополк и Олег погибли. Победителем стал младший сын Святослава – Владимир. Он правил с 980 г. по 1015 г. именно в этот период завершилось оформление древнерусской государственности. Формирование территориальной структуры государство Русь завершилось в конце X в. К этому времени была ликвидирована «автономия» всех восточнославянских союзов племенных княжеств (кроме вятичей). Изменилась и форма взимания дани. Теперь уже не было необходимости в полюдье. Дань собиралась наместниками киевского князя. Две трети собранной дани отправлялось в Киев, оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя-наместника. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями – вассалами киевского правителя, получили наименование волость. В целом же в X в. государство именовалось «Русь», «Русская земля». Это название распространилось со Среднего Поднепровья на всю территорию, подвластную киевским князьям.
Вопрос 3. Принятие Русью христианства
Крещение Руси не следует представлять себе,
как одну простую перемену верований. Христианство,
став господствующей религией на Руси, выразилось
не только в проповеди и богослужении, но и в целом
ряде новых установлений и учреждений. Из Греции
пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский
митрополит, поставляемый константинопольским
патриархом; в других городах были поставлены
подчиненные митрополиту епископы (на первых
порах их было пять, потом число их дошло до 15-ти) .
В Киеве и во всех епархиях строились церкви и
устраивались монастыри; причты церквей и братия
монастырей подчинялись своему епископу, а через
него митрополиту. Таким образом власть митрополита
простиралась на всю Русь и объединяла все
духовенство страны. Вместе с христианством на Русь
пришла письменность, а с нею книжное просвещение.
Как ни слабо оно было на первых порах, оно все же
оказывало могучее влияние на познавших его людей.
Богослужебные и священные книги были принесены
на Русь на доступном для всех языке славянском, том
самом, на котором изложили их славянские
первоучители свв. Кирилл и Мефодий и их
болгарские ученики.
Под влиянием христианства языческие порядки
на Руси начали заметно смягчаться.
Христианская церковь, основанная на Руси
князем Владимиром, не могла примириться с таким
порядком. Вместе с Христовым учением о любви и
милости церковь принесла на Русь и начала
византийской культуры. Уча язычников вере, она
стремилась улучшить их житейские порядки. Под
влиянием христианства отдельные лица из языческой
среды изменяли к лучшему свои взгляды и нравы, шли
вослед Христу и являли высокие примеры
нравственной христианской жизни и даже
подвижничества. О самом князе Владимире предание
говорит, что он смягчился под влиянием новой веры,
стал милостив и ласков. Среди дружины из земских
людей появилось много благочестивных христиан,
почитавших церковь, любивших книги и иногда
уходивших от мирских соблазнов в монастыри и в
пустынное житье. Через свою иерархию и примером
ревнителей новой веры церковь действовала на
нравы и учреждения Руси.
Вопрос 4. Влияние Золотой Орды .