Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:11, реферат
Наши далекие предки, заселявшие Восточно-Европейскую равнину, прошли сложный путь развития. На складывание и развитие государства и его населения оказывает влияние ряд факторов, и, в первую очередь, таких, как географическое положение, климатические и природные условия. В лесной полосе, где после своего расселения в основном и проживали восточные славяне, вся жизнедеятельность людей была связана с лесом. С лесом были связаны основные промыслы: охота и бортничество.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ДРЕВНЯЯ РУСЬ.
Наши далекие предки, заселявшие Восточно-Европейскую равнину, прошли сложный путь развития. На складывание и развитие государства и его населения оказывает влияние ряд факторов, и, в первую очередь, таких, как географическое положение, климатические и природные условия. В лесной полосе, где после своего расселения в основном и проживали восточные славяне, вся жизнедеятельность людей была связана с лесом. С лесом были связаны основные промыслы: охота и бортничество. Основные системы земледелия восточных славян носили первоначально экстенсивный характер. В лесных и лесостепных районах выжигали траву, удобряя почву золой, и использовали землю до ее истощения. Затем участок забрасывали, пока на нем не восстановится полностью естественный травяной покров. Такая система земледелия носит название залежной. В лесах же применялась подсечная (или подсечно-огневая) система: деревья рубили и оставляли до следующего года сохнуть, затем сжигали вместе с выкорчеванными пнями. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай, молотили цепами, размалывали зерно каменными зернетерками и ручными жерновами. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Выращивались и технические культуры (лен, конопля). Не менее благотворное влияние на жизнь людей оказывали и реки. Они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. По берегам рек шло расселение славянских племен. Речные пути со временем приобрели международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны. Наиболее важным был известный с VI в. великий водный торговый путь из Скандинавии в Византию, который в летописи называется путем «из варяг в греки». Этот путь шел с севера на юг, из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ладожское озеро (озеро Нево), далее по реке Волхов в озеро Ильмень, из него по реке Ловать, затем мелкими речками и волоком к верховьям Днепра, и уже по Днепру к Черному морю. Таким образом у восточных славян осуществлялась связь с причерноморскими греческими колониями, а через них - с Византией. Другой международный речной путь «из варяг в персы» шел на юго-восток по притокам верхней Волги и далее по этой реке в земли волжских болгар и через Хазарское царство в Каспий-ское море. Этот торговый путь служил сообщением с волжскими болгарами, Хазарским каганатом и далее – со Средней Азией и арабским миром: по своему значению он не уступал пути «из варяг в греки».
Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытно-общинного строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца – Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии – Перун, богом ветра – Стрибог, покровителем скота – Велос (Волос). Богиня Мокошь – Мать-Сыра земля, богиня плодородия. В VI в славяне признали повелителем Вселенной одного бога – Перуна, бога грома, молнии, войны. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах – капищах, богам приносились жертвоприношения – требы. Вся природа представлялась славянам одушевленной и населенной множеством духов, в лесах жили лешие, в реках – водяные, русалки.
В VII-VIII вв. у славян идет процесс разложения родоплеменного строя. Известно о восточно-славянских племенных группах — полянах, живущих на Днепре возле Киева, их соседях — древлянах (столица — Искоростень), словенах, или ильменских славянах у озера Ильмень (будущие новгородцы), дреговичах, живших между Припятью и Западной Двиной, кривичах, главным городом которых был Смоленск, половчанах, селившихся на берегах реки Полоты (их город — Полоцк), северянах (северных соседях полян), радимичах в бассейне реки Сож, вятичах в бассейне Оки и др. В данном случае речь идет не о племенах, а о более крупных племенных союзах, образованию которых непосредственно предшествует возникновение государства. Названия славянских племенных союзов большей частью связаны не с единством происхождения, а с районом расселения. Это свидетельствует о том, что в то время у славян территориальные связи уже преобладали над родовыми.
Вопрос происхождения русского народа и Русского государства, является открытым, споры ведутся между норманистами и их противниками. Норманнисты считают, во-первых, что норманны добились господства над восточными славянами путём внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); во-вторых, они считают, что слово "русь" норманнского происхождения. Антинорманнисты считают, что термин "русь" доваряжского происхождения и восходит к очень древним временам. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях идёт речь о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и русь. Согласно исследованию, Варяжские дружины стали называться русью после того, как перешли на юг. А в Скандинавии ни по каким источникам нельзя узнать о каком-то племени русь. Ломоносов приурочил родину варяго-руссов к принеманской области, указывая на то, что Неман в нижнем течении называется Русом. Последователи Ломоносова доказывали, что варяги вышли из славянской области Вагрии — с Балтийского поморья. На Балтийском побережье есть множество географических названий с корнями: рус, рос, руг, рун. В географических названиях встречается область Ругия, остров Рюген, который в географических сочинениях конца XVI века прямо называется Русией.
Несмотря на различные точки зрения, необходимо учитывать, что в "Повести временных лет" Нестора употребление слов "Русь", "Русская земля" ассоциируется с понятием восточных славян, единой русской народности, единого русского государства. Это же понятие характерно и для более поздних суждений летописцев. Русская земля IX-XIV вв. в широком смысле слова — это область древнерусской народности с единым языком, единой культурой, временной единой государственной границей.
К IX-X вв. сложилась основная этническая территория древнерусской народности, сложился древнерусский литературный язык. Древнерусская народность объединила все восточнославянские племена и стала единой колыбелью трех славянских народов позднейшего времени: русских, украинцев и белорусов. Таким образом, образование древнерусского государства явилось завершением длительного процесса формирования феодальных отношений и классов феодального общества. Жизнь славянских племен подготовила и почву для этого объединения, восточные славяне уже успели организоваться в ряд крупных, общественных союзов, связывавшихся друг с другом некоторыми существенными интересами. Рассматривая ситуацию в которой жили племенные союзы в Восточной Европе, приглашение варяжских князей было необходимо прежде всего в больших торговых городах главным образом, для обороны земель, торговых путей и интересов.
Самые ранние
летописи начинали свое
Главной
же особенностью Восточной
Именно это и
побуждало общины Восточной
Киев имел общерусское значение как узловой пункт торгово-промышленного движения и потому стал центром политического объединения всей земли. Первым делом Олега в Киеве летопись выставляет расширение владений, собирание восточного славянства под своею властью. К началу XI в. все племена восточных славян были приведены под руку киевского князя; вместе с тем племенные названия появляются всё реже, заменяясь областными по именам главных городов. Расширяя свои владения, князья киевские устанавливали в подвластных странах государственный порядок, администрацию налогов. В подчинённых городовых областях по городам Чернигову, Смоленску и др. князья сажали своих наместников, посадников, которыми были либо их наёмные дружинники, либо собственные сыновья и родственники.
Главной целью княжеской администрации был сбор налогов. Олег, как только утвердился в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племён. Дань получалась двумя способами: либо подвластные племена привозили её в Киев (повоз), либо князья сами ездили за нею по племенам (полюдье). В основном, это была дань натурой, собранная князем и его дружиной во время зимнего объезда, произведения лесных промыслов: меха, мёд, воск. К этим товарам присоединялась челядь, добыча завоевательной дружины. Почти весь Х в. продолжалось покорение славянских и соседних финских племён из Киева, сопровождающееся обращением массы побежденных в рабство. Дань, которую собирал киевский князь как правитель, составляла в то же время и материал его торговых оборотов. Данью он делился со своею дружиной, которая служила ему орудием управления, составляла правительственный класс. Этот класс действовал как главный рычаг, в том и в другом обороте, и политическом и экономическом: зимою он правил, ходил по людям, а летом торговал тем, что собирал в продолжение зимы.
Основной экономический интерес, руководивший этой жизнью, сближавший и объединявший отдаленные и разрозненные части земли: дань, шедшая киевскому князю с дружиной, питала внешнюю торговлю Руси. Этот же экономический интерес направлял и внешнюю деятельность первых киевских князей. Деятельность эта была направлена к двум главным целям: 1) к приобретению заморских рынков, 2) к расчистке и охране торговых путей, которые вели к этим рынкам.
Самым видным явлением во внешней истории Руси до половины XI в. были военные походы киевских князей на Царьград. Византийские походы вызывались, большею частью, стремлением Руси поддержать или восстановить порывавшиеся торговые сношения с Византией. Обычно они заканчивались торговыми трактатами, в которых ее определен порядок ежегодных торговых отношений Руси с Византией, а также порядок частных отношений русских в Константинополе к грекам. Русские послы и гости во все время своего пребывания в Константинополе пользовались от местного правительства привилегиями, в обмен на которые, договор обязывал русского князя оказывать грекам некоторые оборонительные услуги на границах империи. По договору Олега русские купцы не платили никакой пошлины. Торговля была преимущественно меновая. Меха, мед, воск и челядь Русь меняла на паволоки (шелковые ткани), золото, вина, овощи. По истечении торгового срока, уходя домой, Русь получала из греческой казны на дорогу продовольствие и судовые снасти, якоря, канаты, паруса. Такой порядок торговых отношений Руси с Византией установлен был договорами Олега и Игоря. Разностороннее культурное значение их для Руси: проникновение Византийской культуры в Руси в дальнейшем повлияло на принятие христианства Русью, и именно из Византии, на развитие культуры и письменности, а также на развитие международных правовых договорных отношений.
Другою
заботой киевских князей была
поддержка и охрана торговых
путей, которые вели к
Киевская Русь — первое устойчивое крупное государственное объединение восточных славян периода становления феодализма. Оно занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Под властью киевского князя находился ряд славянских племенных союзов Среднего Поднепровья, а затем ему были подчинены несколько литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Основными отраслями производства в Киевской Руси в тот период были сельское хозяйство и ремесло. Русское ремесло того времени по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых стран Западной Европы. В эти же годы начался рост числа городов. В летописи (до XIII в.) упоминалось более 220 городов.
Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Он имел при себе совет (думу) из наиболее знатных князей и старших дружинников (бояр), выступавших в роли воевод, а также аппарат управления, который ведал сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов. В этом аппарате обязанности чиновников исполняли младшие дружинники — мечники (судебные исполнители), вирники (сборщики штрафов) и т.п. В подвластных великому князю землях и городах функции управления осуществляли княжеские наместники — посадники и их ближайшие помощники — тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение. Для осуществления власти над населением, расширения границ государства и защиты его от внешних врагов великий князь имел значительные военные силы. Они состояли, прежде всего, из дружины самого великого князя, а также из войск вассальных князей, которые тоже имели собственные дружины.