Древняя Русь

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:11, реферат

Краткое описание

Наши далекие предки, заселявшие Восточно-Европейскую равнину, прошли сложный путь развития. На складывание и развитие государства и его населения оказывает влияние ряд факторов, и, в первую очередь, таких, как географическое положение, климатические и природные условия. В лесной полосе, где после своего расселения в основном и проживали восточные славяне, вся жизнедеятельность людей была связана с лесом. С лесом были связаны основные промыслы: охота и бортничество.

Файлы: 1 файл

история.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

Князья отдельных земель и другие крупные, средние и мелкие феодалы  находились в вассальной зависимости  от великого князя. Они обязаны были поставлять великому князю воинов, являться по его требованию с дружиной. В то же время эти вассалы сами осуществляли в полной мере функции управления в своих вотчинах и великокняжеские наместники не имели права вмешиваться в их внутренние дела.

         В раннефеодальном обществе Киевской Руси выделялись два основных класса — крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы. Оба класса по своему составу не были однородными. Смерды делились на свободных общинников и зависимых. Свободные смерды имели свое натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей. Зависимое население состояло из закупов, рядовичей, изгоев, пущенников и холопов. Закупами называли тех, кто попадал в зависимость, взяв купу (долг). Рядовичами становились те, кто попадал в зависимость после заключения ряда (договоров). Изгои — это обедневшие выходцы из общин, а пущенники — вольноотпущенные рабы. Холопы были полностью бесправны и находились фактически на положении рабов. Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, а также старшие дружинники.

      Заметный шаг вперед  в своем развитии сделало молодое  русское государство в период княжения Владимира Святославича (980-1015). Положение Руси заметно упрочилось. Владимиру удалось создать мощную оборонительную систему, оградить Русь от новых набегов. При нем был создан первый подробный летописный свод. Владимир не ограничивается этой обычной традиционной политикой киевских князей — расширением границ и обложением данью подвластного населения. Подобно Святославу, он принимает участие в европейских делах того времени. Установился новый порядок отношений с Византией в результате военных походов Владимира и его женитьбе на сестре византийского императора Василия II,  Анне. Этот брак имел для Руси важное политическое значение - византийские императоры занимали в тот период самое высокое место в феодальной иерархии тогдашней Европы, и женитьба на византийской принцессе заметно поднимала международный престиж русского государства. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы. Это положение Руси нашло отражение и в династических связях русских князей. Владимир не только расширяет пределы государства, но и укрепляет связь отдельных частей. Достигает он этой цели различными  средствами: сначала путем приспособления язычества к своей объединительной политике, потом путем принятия христианства в качестве единой государственной религии и путем изменения системы управления частями государства. 

           Язычество и христианство представляют собой две принципиально разные ступени в умственном развитии восточного славянства, продиктованные переломом в сфере социально-экономического развития. Язычество утратило способность выполнять функцию надстроечного явления, решительно не отвечало потребностям эпохи, а потому должно было уступить место несравнимо более сложной и идейно богатой системе. Еще задолго до принятия христианства в Киеве было известно о христианстве, его основных догмах, приспособленных к нуждам феодального государства. Киевские князья сознательно медлили с принятием христианства, так как принятие крещения из рук византийцев означало переход новообращенного народа в зависимость от Византии. Этим во многом историки объясняют и то, что Владимир вторгся в эти годы в византийские владения в Крыму, взял Херсонес и начал диктовать свои условия византийским императорам. В этих условиях ни о какой зависимости Руси от Византии не могло быть и речи, и вопрос о крещении и принятии христианства не мог быть оговорен какими-то ни было условиями, этот процесс мог быть только добровольным. В 988 г., князь Владимир крестился сам, крестил своих бояр и заставил креститься всех остальных. Крещение Владимира — поворотный момент христианизации Киевской Руси, но сама христианизация произошла не сразу, она растянулась на ряд десятилетий. При Владимире крестились княжеская семья и княжеская дружина. Внедрение христианства встречало активное сопротивление со стороны большого количества населения. Начатое Владимиром внедрение христианства в Х в. было активно продолжено и в основном завершено князем Ярославом уже в XI в. Ко времени княжения Ярослава относится и окончательное оформление церкви как организации.  Основные причины принятия христианства:

1. Стремление Владимира  укрепить государство и его  территориальное единство. Только  единобожие могло сплотить страну  и осветить авторитет единоличной  княжеской власти.

2. Принятие христианства  вводило Русь в семью европейских  народов, а язычество обрекало  на изоляцию и враждебность  со стороны христианизированных  соседей, относящихся к язычникам  как к нелюдям.

3. Личные соображения  Владимира и некоторые эпизоды  его жизни. Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память. Принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора.

          Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение, поскольку оно способствовало скорейшему отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь христианская церковь отменила многоженство. Ускорив процесс ликвидации остатков родового строя, христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. С принятием христианства церковные учреждения, наряду с княжескими, создают крупную земельную собственность, концентрируя в своих руках большие земельные владения. Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей: церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, чеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставляемый Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы.

    Крещение оказало  влияние и на культурную жизнь  Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Заметный след оставило крещение и в области просвещения, книгоиздательского дела. Быстрое развитие русской письменности происходило в XI в., после признания христианства официальной религией на Руси. Потребность в церковных книгах на славянском языке резко увеличилась, так как христианство проникло не только в город, но и в сельскую местность. Богослужебные и священные книги принесены были на Русь на доступном для всех языке -- славянском, том самом, на котором изложили их славянские первоучители св. Кирилл и Мефодий. Язык этих книг был вполне понятен русским, и "книжное учение" было не затруднено. Возникают школы с учителями священниками и появляются книжники--любители просвещения, собиравшие и переписывавшие книги. В монастырских стенах концентрировались основные кадры ученых того времени, писателей, публицистов, художников, архитекторов и т. д.

              В истории Древней Руси христианство было явлением прогрессивным. Заимствованное от греков и в то же время не отмежеванное полностью от Запада, оно, в конечном счете оказалось не византийским и не римским, а русским. В истории Руси русская церковь играла сложную и многогранную роль. Однако ее положительная роль заключалась в том, что она как организация объективно помогала укреплению молодой русской государственности в эпоху бурного поступательного развития феодализма. В то время как княжеская власть на Руси была еще слаба и киевские князья, когда их становилось много, сами стремились к разделению государства, -- церковь была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси явилось прежде всего в церкви, и это сообщало церковному влиянию внутреннее единство и силу. 

           При Владимире Киевская Русь уже приобрела черты раннефеодальной монархии. В 1015 г. Владимир Святой умер. На киевском престоле оказался сын Владимира - Святополк, но влиятельная дружина Владимира на престоле хотела видеть других сыновей Владимира - Бориса Ростовского и Глеба Муромского. Святополк приказал убить своих братьев - Бориса и Глеба. Против Святополка выступил его брат Ярослав, княживший в это время в Новгороде. В 1019 г. Ярослав утвердился на киевском престоле, а в 1036 г. в его руках соединилась вся Русская земля. При Ярославе Мудром Русь достигла наивысшего расцвета. Как и другие русские князья, он вел много войн, чтобы защитить свое государство и продемонстрировать растущую мощь Руси. Ярослав Мудрый приложил немало сил к тому, чтобы Киев стал одним из красивейших городов Европы. В Киеве при Ярославе было около 400 церквей и 8 рынков. В 1037 г. под Киевом Ярослав выстроил Софийский собор в подражание Софии Константинопольской. Софийские соборы при Ярославе были построены также в Полоцке и Новгороде. Так с постройками храмов на Руси появляется каменное зодчество. При Ярославе Мудром окончательно складывается организация Русской православной церкви в русских землях. Ярослав заботился о просвещении народа. При нём появились первые государственные школы, где обучали как мальчиков, так и девочек. При Ярославе Мудром появляются первые монастыри, самым крупным из них стал Киево-Печерский, основанный в середине XI в. Именно в монастырях стала развиваться литература. В Киево-Печерском монастыре была собрана первая русская библиотека. С ним связана деятельность ряда выдающихся публицистов (Феодосий Печерский, Иаков Мних), историков (Никон Печерский, игумен Иван, Нестор Летописец), художников (Алимпий, Григорий), врачей (Агапит) и многих других. При Ярославе Мудром был составлен свод древнерусского права -"Русская Правда" - это юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Ярославу принадлежат первые 17 статей. Затем законы Ярослава были расширены и дополнены его сыновьями. 

              В Русской Правде содержится  ряд  норм,  определяющих  правовое  положение отдельных групп населения. Так, например, нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об  особом порядке наследования недвижимости  (земли)  для  представителей  этого  слоя. Эти  юридические  привилегии  распространялись  :  князья,  бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны,  огнищане. Основная масса населения разделялась  на  свободных  и  зависимых  людей, существовали  также  промежуточные  и  переходные  категории.  Юридически  и экономически независимыми группами были посадские  люди  и  смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу  государства). Городское  население   делилось   на   ряд   социальных   групп:   боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие  торговцы,  рабочие и пр.). Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом,  которое он мог завещать детям (землю — только сыновьям). При отсутствии  наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество  смерда. За совершенные  проступки  и  преступления,  а  также  по  обязательствам  и договорам  он  нес  личную  и  имущественную  ответственность.  В   судебном процессе смерд выступал полноправным участником.

       Более  сложной  юридической  фигурой  является  закуп.  Закуп  —  человек,  работающий  в  хозяйстве феодала за «купу» —  заем,  в  который  могли  включаться  разные  ценности: земля, скот, зерно, деньги и пр.  Этот  долг  следовало  отработать,  причем установленных  нормативов  и  эквивалентов  не существовало.  Объем  работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на  заем,  кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время. За  попытку  уйти  от господина, не расплатившись, закуп также  обращался  в  холопа.  Закуп  был  той  юридической  фигурой,  в  которой больше всего отразился  процесс  «феодализации»,  закабаления,  закрепощения бывших свободных общинников. Холоп — наиболее бесправный субъект права.  Его  имущественное  положение особое:  все,  чем  он  обладал,  являлось  собственностью  господина.  Личность  холопа  как субъекта права фактически не защищалась законом. За  его  убийство  взимался штраф как за уничтожение имущества либо  господину  передавался  в  качестве компенсации  другой  холоп.  Самого   холопа,   совершившего   преступление, следовало выдать потерпевшему (в более ранний период его можно  было  просто убить на месте преступления).  Закон  регламентировал  различные  источники  холопства.  : самопродажа  в  рабство  (одного  человека либо всей семьи), рождение от  раба,  женитьба  на  рабе,  «ключничество»  —поступление в услужение к господину, но без оговорки  о  сохранении  статуса свободного   человека.   Источниками   холопства  были   также   совершение преступления (такое наказание, как «поток и разграбление»,  предусматривало выдачу преступника «головой»,  превращение в холопа),  бегство закупа  от господина, злостное  банкротство (купец проигрывает или транжирит чужое имущество). Наиболее распространенным источником холопства,  не  упомянутым, однако, в Русской Правде, был плен.

    Русскую  Правду можно определить как  кодекс частного права — все  ее  субъекты являются физическими  лицами, понятия юридического лица  закон еще не  знает. Среди видов преступлений, предусмотренных Русской Правдой,  нет преступлений  против   государства. Однако это не означает, что выступления против  княжеской власти  проходили безнаказанно. Просто в таких случаях применялась  непосредственная  расправа без  суда  и  следствия. 

    Преступление по Русской Правде определялось  не  как  нарушение  закона  или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение морального или  материального ущерба лицу или группе лиц. Объектами  преступления были  личность  и имущество.

         Первичная  форма  наказания  в  Древней   Руси   —   месть,   осуществляемая потерпевшим и его ближними. Позднее месть  начинает  подвергаться  различным  ограничениям,  благодаря   которым приобретает публичный характер, потому что  подлежит  контролю  общественной власти. Постепенно ограничиваемая месть все более и более  вытесняется  системой выкупов. Выкуп — это денежное вознаграждение, уплачиваемое правонарушителем и  его родственниками потерпевшему и его ближним при условии отказа  их  от  мести. Система выкупов -  господствующая   форма наказания по  «Русской  Правде» . Однако,  первое место в общественных  отношениях того  периода занимали   саморасправа    или   примирение   потерпевших   с нарушителями.

   С введением  христианства устанавливаются   новые  принципы  семейного   права - моногамия, затрудненность  развода,  бесправие  внебрачных  детей,  жестокие наказания за  внебрачные связи, пришедшие к  нам из Византии. Заключению  брака   предшествовало обручение. Брак совершали и регистрировали в церкви. Церковь взяла  на  себя регистрацию и других важнейших  актов  гражданского  состояния  —  рождения, смерти, что давало ей немалый доход и господство над человеческими душами.

           Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее,  достаточно полно  охватывает   весьма   обширную   сферу   тогдашних   отношений.   Она представляет  собой  свод  развитого  феодального  права,  в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса. Русская Правда - памятник феодального права. Она всесторонне защищает интересы  господствующего  класса  и  откровенно   провозглашает   бесправие несвободных тружеников - холопов, челяди. Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла  потребности  княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть  до  XV  в.

      В 1113 г. в Киеве, после смерти князя Святополка Изяславича, киевские бояре решили пригласить на престол самого авторитетного на Руси князя - Владимира Мономаха. Владимир был внуком Ярослава Мудрого по отцовской линии. На момент приглашения в Киев Мономах правил в своей вотчине Переяславле. Ему было уже 60 лет, и он успел проявить себя и как талантливый полководец, и как государственный деятель, и как человек высокой культуры. Владимира Мономаха уже давно знала Русская земля. Мономах, как и все русские князья, уделял большое внимание борьбе с кочевниками. Мономах совершил около 83 больших и малых военных походов на Руси и в половецкие степи. Он был инициатором целого ряда княжеских съездов, где решались вопросы прекращения княжеских усобиц и охраны границ Русской земли. В 1113 г. в Киеве - Печёрской лавре монах Нестор создал одну из известнейших древнерусских летописей "Повесть временных лет". С именем Владимира Мономаха связано и появление на Руси символов царской власти - короны (шапки Мономаха), скипетра, державы. По преданию, их прислал в дар Мономаху его дед - византийский император Константин Мономах. Владимир Мономах смог объединить под своей властью 3/4 территории Древнерусского государства, на время прекратить княжеские усобицы. Но единство Руси Владимир Мономах удерживал только силой своего авторитета. В границах Руси уже сложились и выросли самостоятельные государства. На Руси начинался период феодальной раздробленности. В 1097 г. по инициативе Мономаха собирается княжеский съезд в Любече,  где князья разграничивают сферу своего политического влияния и что приведет впоследствии к феодальной раздробленности.                                                                                                                                              

Информация о работе Древняя Русь