Аппарат террора и репрессивная политика в нацистской Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:03, дипломная работа

Краткое описание

Для достижения цели, автором были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть формирование и становление системы карательных органов;
- охарактеризовать политику репрессий в Германии в 1933 – 1935 гг.;
- проанализировать аппарат террора и политику официальных властей в Германии в 1935 – 1937 гг.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ И ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР 6
2. ФОРМИРОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ КАРАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ 15
3. ПОЛИТИКА РЕПРЕССИЙ В ГЕРМАНИИ В 1933 – 1935 ГГ. 35
4. АППАРАТ ТЕРРОРА И ПОЛИТИКА ОФИЦИАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ В ГЕРМАНИИ В 1935 – 1937 ГГ. 52
5. СИСТЕМА КАРАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И МЕРОПРИЯТИЯ НЕМЕЦКИХ ФАШИСТОВ В ГЕРМАНИИ В 1937 – 1939 ГГ. 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70

Файлы: 1 файл

диплом на в интернет с титульником и рефератом (5 апреля 2013 года на сайт student.zoomru.ru).doc

— 480.00 Кб (Скачать)

17 июня 1936 года Генрих  Гиммлер стал главой всей немецкой  полиции, все полицейские формирования  с этого момента больше не  подконтрольны министерствам внутренних  дел земель, а централизованно подчинены рейхсфюреру СС Гиммлеру. 10 февраля 1936 Геринг, как премьер-министр Пруссии, подписал текст указа, названного впоследствии основным законом гестапо. Он гласил, что гестапо поручается расследование деятельности всех враждебных государству сил на всей территории; в нем говорилось также, что приказы и дела гестапо не могут подвергаться рассмотрению административными судами. «На гестапо возлагается задача разоблачать все опасные для государства тенденции и бороться против них, собирать и использовать результаты расследований, информировать о них правительство, держать власти в курсе наиболее важных для них дел и давать им рекомендации к действию» [64, с. 521]. Дополнительно гестапо стало теперь инструментом репрессий и против евреев, гомосексуалистов и так называемых «асоциальных» и «ленивых». Один из параграфов указа был принят по подсказке Рейнхарда Гейдриха, надеявшегося извлечь для себя значительные выгоды. В нем отмечалось, что гестапо «управляет концентрационными лагерями» [3, с. 375]. Гиммлер принял меры, чтобы ограничить его применение. Управление лагерей было передано и осуществлялось до самого конца специальной службой СС.

 После этих указов подразделения уголовной (криминальной) полиции и политической полиции (гестапо) были реорганизованы в единую полицию безопасности (нем. Sicherheitspolizei (Sipo)), руководителем главного управления полиции безопасности назначается Райнхард Гейдрих, который получает должность главы полиции безопасности и СД. Непосредственно борьбой с противниками национал-социалистского режима занимается отделение II (политическая полиция), руководство которым возложено на Генриха Мюллера.

Если в 1933 году в управлении тайной государственной полиции  служило 50 человек, то в 1935 году, после  подчинения подразделений политической полиции земель управлению в Берлине, численность сотрудников гестапо составляла 4 200 человек в центральном аппарате и на местах. К концу войны численность сотрудников гестапо превышала 40 000 человек.

Организационная структура  гестапо неоднократно изменялась. После основания оно делилось на 10 отделов, один «общий» и один для проведения арестов. Остальные 8 отделов имели задачей наблюдение за определенными политическими движениями. После того, как гестапо было переподчинено Гиммлеру и разделено на 3 главных отдела (управление, политическая полиция, полиция защиты (нем. Abwehrpolizei)), собственно политическая полиция продолжала придерживаться организационного разделения по функциональному принципу [46, с. 464].

  Когда в 1936 году произошло объединение с уголовной полицией в полицию безопасности, из соответствующих подразделений было создано единое Управление по руководству и персоналу, которое регулировало интересы обоих полицейских учреждений. Во время реорганизаций 1939−1941 годов часть отделов гестапо были включены в состав других управлений, одновременно в состав IV управления РСХА включались подразделения из других служб. После реорганизации марта 1941 года сложилась практически окончательная структура гестапо, которая была незначительно изменена в 1944 году.

Одновременно с изменением организационной структуры гестапо  менялась и численность сотрудников. Если в 1933 году в управлении тайной государственной полиции служило 50 человек, то в 1935 году, после подчинения подразделений политической полиции земель управлению в Берлине, численность сотрудников гестапо составляла 4 200 человек в центральном аппарате и на местах. К концу войны численность сотрудников гестапо превышала 40 000 человек [64, с. 521].

Безраздельный хозяин СС Гиммлер перенес часть принципов своего «черного ордена» на организацию гестапо. Строгая иерархия СС была постепенно скопирована в гестапо, а позднее, когда его члены получили соответствующие эсэсовские звания, даже полностью воспроизведена. Разделение функций было еще усилено соблюдением строжайшей секретности, которая превратилась в один из фундаментальных принципов эсэсовской дисциплины. Она же стала одной из основ гестапо, которое было превращено стараниями Гиммлера, как это было ранее в СС, в замкнутый мир, куда  никто не мог даже заглянуть и критика которого была категорически запрещена.

В гестапо использовалась система чинов, аналогичная криминальной полиции. Так как гестапо было в своей основе государственным  органом, а не партийным и не входило  в структуру СС, то в гестапо имелись сотрудники, которые не были членами НСДАП или СС, и соответственно имели только полицейские звания. В то же время ряд подразделений гестапо являлись подразделениями СД, и соответственно сотрудники таких подразделений носили звания СС и не имели специальных политических званий. Кроме того, сотрудники полиции могли иметь вместо специального полицейского звания звание, общее для государственной службы Германии.

После создания 27 сентября 1939 Главного имперского управления безопасности (РСХА) гестапо вошло в него в качестве IV управления. С этого момента и до конца Третьего рейха гестапо возглавлял Генрих Мюллер. Его центральная служба состояла из 1500 сотрудников [49, с. 404].

В борьбе с противниками нацистского режима и инакомыслящими гестапо широко применяло пытки и издевательства над арестованными. С каждым годом росло число расстреливаемых заложников. По всей Германии и на оккупированных ею территориях создавалась широкая агентурная сеть из лиц, которых удалось сломить с помощью физического и психологического давления, различных форм шантажа и угроз. Агентов старались вербовать в первую очередь из среды, где концентрировалась общественная жизнь. Это касалось, прежде всего, обслуживающего персонала кафе, ресторанов, гостиниц, магазинов.

В 1939-1945 гг. гестапо являлось IV управлением Главного управления имперской безопасности (RSHA) Министерства внутренних дел Германской империи. С момента своего создания и до своего исчезновения вместе с другими государственными институтами нацистской Германии в мае 1945 г. Гестапо никогда не действовало вне собственно германской территории и никогда не имело своих подразделений на оккупированных Германией территориях как в Европе, так и в СССР. Местные органы гестапо создавались только на тех территориях европейских стран, которые включались непосредственно в состав Германии, как-то: Австрия, Люксембург, часть территории Франции, Чехии, Польши [46, c. 464].

Возрастала роль разведывательных органов в подавлении недовольных  режимом слоев населения и  осуществлении агрессивных внешнеполитических замыслов фашистов. Для достижения своих целей фашисты выдвинули разведку на первый план среди других звеньев государственного механизма. Создание новой системы разведки стало важнейшей практической задачей нацистов. Это объяснялось тем, что тотальный шпионаж наиболее полно отвечал планам существования фашистской диктатуры, исключительной по своей реакционности и агрессивности. Планы создания системы разведки обсуждались в Мюнхене на совещании верхушки нацистской партии еще в середине 1932 г. [61, с. 68] После прихода фашистов к власти эти вопросы были поставлены в ряд первоочередных.

Реорганизация разведывательного  аппарата Германии представляла собой  неотъемлемую часть общего процесса фашизации политической надстройки, в частности государственного аппарата. В основу ее были положены те же принципы, которые характеризовали организацию и деятельность всего государственного аппарата фашистской Германии: тотальность, несвязность законом и т. п.

Создание фашистского  разведывательного аппарата происходило в 1933-1935 гг. путем реорганизации разведки Веймарского периода и образования новых служб. В эти годы сложились основные звенья разведывательного аппарата, вполне отчетливо проявились важнейшие фашистские принципы его организации и деятельности [35, с. 150]. Особую роль в системе государственной разведки фашистское руководство отводило политической полиции. В результате целого ряда мероприятий политическая полиция была превращена в широко разветвленный, централизованный аппарат, наделенный карательными функциями.

(Abwehr- оборона, отражение; Abw.), орган военной разведки и  контрразведки нацистской Германии. Образован в 1919 правительством  буржуазной Веймарской республики, когда генерал фон Шлейхер  собрал все секретные службы  в ведение министерства обороны. Поскольку условия Версальского договора 1919 не допускали воссоздания в Германии разведывательных органов, на Абвер формально возлагались функции военной контрразведки в вооруженных силах [64, с. 521].

До назначения Канариса Абвер был сравнительно небольшой, не имевшей политического веса организацией, выполнявшей достаточно узкие задачи армейской спецслужбы. И лишь при Канарисе Абвер многократно вырос в количественном отношении, расширил свои функции, стал влиять на политику Германии и реально конкурировать с другими спецслужбами Третьего Рейха, в основном - с СД и Гестапо. Канарис добился подписания в 1936 году соглашения о разграничении полномочий Абвера, СД и Гестапо. СД отвечало за политическую разведку в Германии и за её пределами. Расследование государственных, политических, уголовных дел, а также проведение следственных действий и арестов возлагалось на Гестапо. В исключительной компетенции Абвера оставались задачи военной разведки и контрразведки. Опираясь на Договор, Канарис добился того, что вплоть до начала и в первые годы Второй мировой войны Абвер оставался главной организацией Третьего Рейха по ведению разведки за границей [49, c. 404].

Однако не всё было так гладко, как об этом говорилось в Договоре. Империя СС Гиммлера постоянно росла, и конкуренция со стороны СД и Гестапо усиливалась. Уже в конце 1936 года в здании Абвера обнаружили микрофоны, установленные техниками СД. После громкого скандала и вмешательства Гитлера микрофоны убрали, но подозрительность между спецслужбами осталась, сглаживаемая лишь дипломатическими манёврами Канариса и его знаменитыми верховыми прогулками вместе с шефом СД Гейдрихом в парке Тиргартен. При Канарисе Абвер резко усилил свою активность в проведении разведывательных операций. С помощью высотных самолётов-разведчиков эскадрильи «Ровель» регулярно проводилась аэрофотосъёмка территории Франции, Англии, Польши и Чехословакии. На территории Испании в проливе Гибралтар была установлена фотоаппаратура, фиксировавшая прохождение кораблей через пролив. Такая же аппаратура после оккупации Франции была установлена на побережье Ла-Манша. Применялось фотографирование в инфракрасных лучах. Тогда же инженерами фирмы «ИГ-Фарбен» для Абвера впервые была сконструирована аппаратура для изготовления т.н. микроточек - фотоснимков размером примерно 1 квадратный миллиметр, использовавшихся немцами при передаче информации от агентов за границей [63, c. 256].

Центральный аппарат  Абвера, подчинявшийся непосредственно  Канарису, состоял из пяти отделов. Отделом Абвер-1 отвечал за организацию агентурной разведки за рубежом и добывание военной, политической и экономической информации о других странах. Отдел Абвер-2 отвечал за проведение диверсий за границей и в тылу войск противника, организацию "пятых колонн", ведение психологической войны. Отделом Абвер-3 вёл контрразведывательную работу в вооружённых силах и военной промышленности, следил за сохранением военной тайны во всех учреждениях Рейха, а также занимался внедрением агентов в иностранные спецслужбы. Центральный отдел Абвера - отдел Z, состоял из 7 подотделов и занимался административными, кадровыми, финансовыми и юридическими вопросами, вёл центральный архив и картотеку агентов.

В 1938 Абвер был реорганизован  в Управление разведки и контрразведки  Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии (ОКВ). Абвер должен был обеспечить секретность военных приготовлений Германии, внезапность ее нападений, а также успех «блицкрига» путем дезорганизации и развала тыла стран, избранных объектами агрессии [42, с. 457].

27 сентября 1939 происходит  следующий шаг по слиянию репрессивных  органов государства и нацистской  партии (НСДАП). Криминальная полиция,  политическая полиция, другие  полицейские службы и службы  СД объединяются в Главное  управление имперской безопасности (РСХА) (RSHA), гестапо вошло в него в качестве IV управления под названием «Борьба с противником — гестапо», руководитель Генрих Мюллер. Главное управление имперской безопасности было одним из 12 главных управлений СС со штатом в 3000 сотрудников. Оно располагалась в Берлине на Принц-Альбрехтштрассе. РСХА окончательно сформировалось к сентябрю 1940 и включало в себя семь департаментов, каждый из которых имел отраслевые подразделения.

В сентябре 1939 г. поглощение государственных структур партийными (в том числе СС и СД) завершилось созданием Главного имперского управления безопасности (РСХА — Рейхсзихерхайтсхауптамт) во главе с Гейдрихом. РСХА, объединившее под одним началом гестапо и СД, вошло в структуру министерства внутренних дел, оставаясь в то же время одним из важнейших подразделений СС (и в том, и в другом качестве оно подчинялось Г. Гиммлеру) [53, с. 211]. РСХА были переданы целиком функции и полномочия по устранению любых, в том числе потенциальных противников нацистского режима и расовой идеологии, в число которых были включены лица, подозреваемые в государственной измене (особенная бдительность проявлялась по отношению к журналистам, некоторым церковным деятелям и бывшим членам запрещенных ненацистских партий и профсоюзов), а также все представители «низших и неполноценных» рас и, прежде всего, евреи [64, с. 521].

Очень важным органом, управление которым было прерогативой СС было РСХА - главное управление имперской  безопасности (нем. Reichssicherheitshauptamt, сокр. RSHA) — руководящий орган политической разведки и полиции безопасности Третьего рейха. Создано 27 сентября 1939 года в результате объединения Главного управления полиции безопасности (нем. Hauptamt Sicherheitspolizei) и службы безопасности (СД). Этот орган был руководящим органом всей полицейской и разведывательной сферы рейха. Начальником РСХА был назначен Райнхард Гейдрих, который руководил этой организацией до 27 мая 1942 года [56, с. 114].

РСХА было, как ее зачастую называют, «службой, которой не было». В официальных документах нацистского режима эта аббревиатура никогда не употреблялась, и самого Главного Управления Имперской Безопасности как будто бы не существовало. Придерживаясь гиммлеровского декрета о разделе всей полиции на две ветви, руководители РСХА для непосвященных всегда фигурировал как «шеф полиции безопасности и СД» [13, c. 854]. «РСХА было внутренним термином для обозначения главного управления полиции безопасности и СД», - как говорил в своих показаниях на Нюрнбергском трибунале О. Олендорф [13, c. 854]. Однако именно этому институту принадлежит самая зловещая роль в истории гитлеровской Германии.

Информация о работе Аппарат террора и репрессивная политика в нацистской Германии