Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:03, дипломная работа
Для достижения цели, автором были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть формирование и становление системы карательных органов;
- охарактеризовать политику репрессий в Германии в 1933 – 1935 гг.;
- проанализировать аппарат террора и политику официальных властей в Германии в 1935 – 1937 гг.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ И ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР 6
2. ФОРМИРОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ КАРАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ 15
3. ПОЛИТИКА РЕПРЕССИЙ В ГЕРМАНИИ В 1933 – 1935 ГГ. 35
4. АППАРАТ ТЕРРОРА И ПОЛИТИКА ОФИЦИАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ В ГЕРМАНИИ В 1935 – 1937 ГГ. 52
5. СИСТЕМА КАРАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И МЕРОПРИЯТИЯ НЕМЕЦКИХ ФАШИСТОВ В ГЕРМАНИИ В 1937 – 1939 ГГ. 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
Заявив о «необходимости» введения воинской повинности, Гитлер подчеркнул: «Государственное руководство должно позаботиться, прежде всего, о том, чтобы военнообязанные не были отравлены ядом пацифизма, марксизма, большевизма как до призыва на военную службу, так и после ее прохождения». Он назвал вермахт «важнейшей и самой социалистической организацией государства», дав понять тем, кто еще не уразумел суть национал-социалистской демагогии, какой смысл вкладывается гитлеровцами в термин «социализм». Пообещав генералам, что вооруженные силы и впредь останутся «неполитическими и надпартийными» в том смысле, что «борьба внутри страны — не их дело, а функция нацистских организаций», рейхсканцлер заверил, что слияния армии с СА не предусматривается [28, с. 135-136].
В заключение фюрер отметил: «Самый опасный период — строительство вермахта. В это время выявится, имеет ли Франция государственных мужей; если да, она нам не предоставит этого времени, а обрушится на нас (по всей вероятности, вместе с восточными сателлитами)» [28, с. 138].
Следовательно, уже на первом совещании с командованием рейхсвера Гитлер достаточно откровенно и доверительно изложил суть внешней, внутренней и военной политики фашистского режима. Он не скрывал и тех опасностей для страны в целом, которые таила в себе такая политика. Тем не менее, генералы и офицеры не только не протестовали, а, не теряя времени, развернули бурную деятельность.
Тайно изданным 21 мая 1935 г. законом «Об обороне империи» [21] вводилась должность генерального уполномоченного по военной экономике, на которого возлагалось руководство подготовкой экономики к войне, а в военное время — мобилизацией «всех экономических сил для ведения войны» [21]. На этот пост был назначен Шахт. Однако его компетенция не распространялась на военную промышленность, руководство которой осуществляло военное министерство через военно-экономический штаб во главе с полковником (позже генералом) Томасом. Все военно-экономические мобилизационные мероприятия генеральный уполномоченный по военной экономике и военный министр должны были проводить в тесном сотрудничестве.
Рассматривая пропаганду как одно из основных средств укрепления своего господства и подготовки населения к войне, гитлеровцы ежегодно увеличивали бюджетные ассигнования министерству Геббельса: в 1934 г. они составили 26,1 млн. марок, в 1935 г. — 40,8 млн. и в 1938 г. возросли до 70,7 млн. марок [46, с. 221].
Дополняя методы террора, пропаганда должна была обеспечить полный контроль фашистов над мыслями и чувствами масс. Дресслер-Андресс, руководитель нацистского радиовещания, так формулировал главную задачу пропаганды: «Тотальное воздействие на народ, обеспечение единой реакции на события...» [61, с. 265]. Пропаганда, поучал Гитлер, должна быть направлена «главным образом на чувства и только в очень ограниченной степени рассчитана на так называемый разум... Чем скромнее ее научный балласт, чем больше концентрирует она свое внимание на чувствах масс, тем значительнее ее успех» [48, с. 193]. Фюреру вторил Геббельс. Пропаганда, писал он, «не имеет своей задачей быть одухотворенной... Она отнюдь не должна быть порядочной, щепетильной, мягкой или смиренной; ее задача — обеспечить успех...» [32]. Задачу всей пропаганды гитлеровцы видели в массированном идеологическом и психологическом воздействии на массы путем внушения крикливых фашистско-милитаристских лозунгов, выражавших суть их политической и военной доктрины: «Германия, проснись!», «Германия превыше всего!», «Долой Версаль!», «Народ, к оружию!», «Мы будем маршировать дальше!», «Мы устремляемся на Восток!», «Покончим с коммунизмом!» [65, с. 86].
Характерными чертами нацистской пропаганды было ее монопольное положение в стране и опора на весь аппарат государственного насилия. По существу, речь шла о массированном идеологическом принуждении.
Для обоснования «законности» агрессии и «права» фашистского государства на захват и порабощение других народов использовались расовая теория и тесно связанные с ней национал-шовинистические постулаты. Внушая немцам, что они, как «избранный народ», самой «судьбой» и «кровью» определены к господству, нацистская пропаганда воспитывала высокомерное отношение и презрение к другим народам. Расовая теория неоднократно перестраивалась гитлеровцами в соответствии с потребностями текущей внешней политики.
Расовая теория использовалась гитлеровцами также для обоснования господства фашизма и его идеологии. На съезде нацистской партии в 1935 г.
расовая «наука» была объявлена «важнейшей основой национал-социалистского понимания природы и человеческой истории», «основой... законодательства национал-социалистского рейха» [10]. Главный теоретик расизма профессор Г. Гюнтер был награжден впервые учрежденной этим съездом «премией в области науки».
На основании указаний гитлеровского руководства все пропагандистские организации Германии сосредоточивали свое внимание на идеологической обработке молодежи, видя в ней резерв вермахта. Они превратили систему образования в орудие воспитания ненависти к другим народам, презрения и чудовищной жестокости к ним. Гитлеровские главари похвалялись тем, что из молодых людей они делают диких зверей. На съезде нацистской партии в 1935 г. Гитлер заявил, что немецкий юноша должен стать «быстрым, как борзая, крепким, как дубленая кожа, и закаленным, как крупповская сталь» [10]. Фюрер определил основные ступени фашистского «воспитания», которые обязан пройти каждый немец в «третьем рейхе»: мальчик вступает в организацию «юнгфольк», откуда переходит в «гитлерюгенд». Затем юноша идет в СA, CC или другие нацистские военизированные организации, отбывает обязательную трудовую повинность, после чего призывается в вермахт. Из армии или флота молодой человек снова возвращается в СA, CC и другие нацистские организации. Круг замыкается [44, с. 223]. Все эти звенья духовного растления подготавливали молодежь к роли пушечного мяса для будущей войны.
Фашистско-милитаристская философия войны составляла основу взглядов нацистских руководителей и командования рейхсвера на характер будущей войны, способы ее подготовки и ведения, принципы военного строительства. Ядром военной доктрины служила теория тотальной войны, разработанная немецкими военными теоретиками еще в 20-е годы XX в. как обобщение опыта первой мировой войны. Своего рода обобщением и наиболее характерным выражением их взглядов по этому вопросу была книга генерала Людендорфа «Тотальная война», вышедшая в 1935 г. Под «тотальной» фашистские теоретики понимали войну всеобъемлющую, в которой допустимы все средства и методы для разгрома и уничтожения противника. Они требовали заблаговременной и полной мобилизации экономических, моральных и военных ресурсов государства. Политика государства должна быть целиком подчинена решению этой задачи.
Решающий шаг
на пути развертывания вооруженных
сил для осуществления
21 мая 1935 г. был принят закон, определявший призывной контингент, сроки службы в вермахте, обязанности и права военнослужащих [58, с. 30]. Устанавливая поначалу одногодичный срок действительной службы в армии, гитлеровцы стремились за короткое время подготовить кадры для агрессивной войны.
21 мая 1935 г.
фашистское правительство
Используя разветвленный
аппарат террора — гестапо, СС,
военную контрразведку, гитлеровцы
пресекали проникновение в
Таким образом, фашистский переворот в Германии явился поворотным пунктом в практической подготовке к войне во всей политике германского империализма, в развертывании его военно-экономического, морально-психологического и военного потенциалов. Он привел к возникновению в центре Европы опаснейшего очага войны. Дух милитаризма пропитывал всю общественную жизнь «третьего рейха».
С 1937 года начался новый этап проведения карательной политики в фашистской Германии. Нацисты прочно укрепились у власти и начали постепенное и неуклонное ужесточение репрессий в отношении противников режима. Также начались массовые выступления против «расово неполноценных элементов», которые составляют часть немецкой нации – евреев» [34, с. 200]. С 1938 года начались особо массовые репрессии, так как нацисты стали готовится ко Второй мировой войне и старались нейтрализовать всех, кто, как считалось, с началом войны могут делать все для осуществления вреда и недопущения военных побед Германии и свержения нацистского строя. Начала проводиться знаменитая программа Т-4 (программа «эвтаназии»).
В 1938 г. министр внутренних дел Фрик предоставил право выписывать ордера на «охранный арест» гестапо. До тех пор списки арестованных должны были, пусть формально, утверждаться в министерстве внутренних дел. Теперь, как гласил декрет Фрика [5], «охранный арест» стал прерогативой тайной полиции, так как он был направлен «против лиц, которые своей деятельностью вредят прочности и безопасности народа и государства» [5]. В ордере сверху было напечатано: «Постановление об охранном аресте не подлежит обжалованию». Ниже шло «обоснование». К примеру: «Подозревается в подрывной работе против государства» или: «Серьезно подозревается в помощи дезертирам». Или: «...в родстве с эмигрантом, если останется на свободе, способен использовать все возможности, чтобы повредить рейху» [5]. Поэтому перед войной были определены списки людей, которые должны были быть подвержены аресту как «неблагонадежные». Как отмечал на закрытии VI съезда НСДАП А. Гитлер: «Сегодня мы должны сами следить за собой и удалять нежелательные элементы из своих структур. Они нам не нужны» [2]. Также заключение и уничтожения врагов режима позволяло подготовить репрессивный аппарат для работы во время войны, то есть получить опыт массового уничтожения и истязания людей.
Продолжала активно проводиться политика антисемитизма. 10 ноября 1938 года была проведена одна из самых массовых провокаций, с целью дискредитации еврейского населения и развязывания ненависти немцев по отношению к ним, – так называемая «Хрустальная ночь» («Хрустальной» ее назвали потому, что улицы Берлина и других городов были буквально устланы ковром из осколков разбитых витрин еврейских магазинов и лавочек) [64, с. 501].
Непосредственно
в организации погрома
Именно в этом контексте можно понять размах антисемитских погромов в рейхе, вспыхнувших в ночь на 9 декабря 1938 г. Погрому предшествовало событие, которое большинством исследователей национал-социализма воспринимается как специально подготовленная нацистская провокация. Речь идет о покушении на третьего секретаря посольства в Париже барона Эрнста фон Рата. Оно было совершено неким Гриншпаном, евреем по национальности 7 ноября 1938 г. якобы в отместку за расправу гитлеровцев с его семьей в Германии. Гриншпан (ему в то время исполнилось 17 лет) подъехал на машине к зданию немецкого посольства и тремя выстрелами смертельно ранил немецкого дипломата. Покушавшийся был арестован и предан суду. Однако процесс тянулся очень долго, а после оккупации Франции гитлеровским вермахтом Гриншпан был выдан оккупантам. Но в Германии дело замяли. Приговор Гриншпану не был вынесен. Загадочными кажутся и другие обстоятельства этой истории. Выяснилось, что Гриншпан страдал психическими расстройствами и не смог даже окончить школу. Он бродяжничал в Париже и в Брюсселе, а потом полиция выслала его из обоих этих городов. Вполне вероятно, что на Гриншпана обратило внимание гестапо и избрало исполнителем затеянной провокации. Известно также, что Рат — дипломат, застреленный в Париже,— был известен своими антинацистскими настроениями и находился под негласным надзором гестапо. Таким образом, нацистское руководство, по всей вероятности, рассчитывало одним ударом убить двух зайцев — убрать с помощью Гриншпана неугодного дипломата и создать повод для кровавой провокации, изобразив погром как «стихийную реакцию простых немцев» на убийство «неарийцем» представителя «высшей расы» [49, с. 200].
На Нюрнбергском процессе был обнародован документ, свидетельствующий о том, что именно гестапо готовило «техническую сторону» погрома. В Нюрнберге был зачитан письменный приказ Мюллера, в котором говорилось, что полиция должна лишь обеспечить соблюдение инструкций: «В ближайшее время по всей Германии будут предприняты выступления против евреев… Этим выступлениям не следует чинить препятствий. Однако по согласованию с полицией следует обеспечить поддержание порядка, чтобы грабежи и прочие из ряда вон выходящие нарушения дозволенного могли быть пресечены. Необходимо подготовить арест 20-30 тыс. евреев по всей Германии. Следует выбрать в первую очередь богатых евреев. Если во время готовящихся выступлений у евреев будет найдено оружие, то следует принять самые решительные меры. К совместным действиям могут быть привлечены специальные подразделения СС, а также «общие СС» [30, с. 304]. Также известен схожий приказ Гейдриха по поводу этих же событий: «во всех землях должно быть арестовано столько евреев, а в особенности богатых, сколько может быть размещено в имеющихся в наличии тюрьмах. В настоящее время должны быть арестованы только здоровые и не слишком старые мужчины. После их ареста следует связаться немедленно с соответствующими концентрационными лагерями для того, чтобы как можно скорее направить их в эти лагеря» [26].
Информация о работе Аппарат террора и репрессивная политика в нацистской Германии