Истории нефти разворачивается на фоне трех великих процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 21:44, реферат

Краткое описание

Общий спад производства топливно-энергетических ресурсов, начавшийся в 1988 г., резко обострился в связи с распадом СССР, когда были серьезно нарушены хозяйственные связи отраслей ТЭК с предприятиями машиностроения и металлургии, особенно с теми, которые расположены в странах СНГ.В дальнейшем, с началом радикальных экономических реформ быстрая инфляция при искусственном сдерживании цен на энергоресурсы, чрезмерные кредитные ставки и высокие налоги не могли обеспечить самоокупаемость и самофинансирование предприятий ТЭК.

Файлы: 1 файл

для елашевой.docx

— 442.83 Кб (Скачать)

Он хотел получить 10 тысяч фунтов в случае неудачи и 50 тысяч, если дело выгорит.

Для этого решили открыть секретный счет.

Черчилль не терял времени. В августе 1923 года он обратился к премьер-министру Стэнли Болдуину.

Но внешние обстоятельства изменились раньше, чем что-то было сделано.

В конце 1923 года Болдуин объявил внеочередные выборы, и Черчилль, отказавшись от комиссионных за еще не сделанную работу, вернул первоначальный взнос и снова бросился с головой в политику.

Консервативное правительство меньшинства вернулось к власти, но быстро пало.

Его сменило первое в истории Великобритании правительство лейбористов, которое решительно отвергло и планы слияния, и продажу государственной собственности.

Осенью 1924 года консерваторы вновь пришли к власти, но и они теперь выступали против продажи государственной собственности.

Ближний Восток не смешивал европейские нефтяные интересы со своими собственными.

Американские компании разрабатывали месторождения нефти по всему миру и неминуемо должны были обратить внимание на этот регион.

В течение двадцатых годов над американской нефтяной промышленностью довлело предчувствие неизбежного истощения собственных нефтяных ресурсов, ведь потребление ее выросло на 90 процентов с 1911 по 1918 год. После войны прогнозировали дальнейшее увеличение этого роста.

Рост числа зарегистрированных в США автомобилей между 1914 и 1920 годами был ошеломляющим — произошел скачок с 1,8 до 9,2 миллиона машин.

 

В это же время велась активная дискуссия по поводу оценки запасов нефти, обнаруженных в сланцах в горах Колорадо, Юты и Невады.

В Великобритании перед лицом надвигающегося дефицита «Англо-персидская компания» занялась исследованиями возможности получения жидкого топлива из угля.

Всеобщее ожидание дефицита привело к серьезному росту цен.

С 1918 по 1920 год цена сырой нефти в США подскочила на пятьдесят процентов

  • с двух до трех долларов за баррель.

Зимой 1919— 1920 годов действительно наблюдалась нехватка нефти.

США совсем скоро предстояло начать в значительных количествах импортировать

нефть.

Замаячил призрак международной конкуренции и угроза столкновения с Великобританией.

Правительство США было твердо уверено что Великобритания проводит агрессивную политику и хочет взять под свой контроль оставшиеся в мире нефтяные ресурсы прежде, чем американцы сдвинутся с места.

Поэтому Вашингтон обещал незамедлительно помочь нефтяным компаниям в их походе за иностранными запасами. Был предложен принцип «открытых дверей» —т.е. равных возможностей для капитала и деловых кругов Америки.

Великобритания отреагировала на эту кампанию со скептицизмом, обидой, возмущением и непримиримостью.

Она заметила, что на долю США приходится две трети всей добычи сырой нефти

в мире.

Взор Америки остановился на Ближнем Востоке, в особенности на Ираке, находившемся под британским мандатом. Однако здесь «дверь» вовсе не была «открытой». Когда два геолога из «Стандард ойл оф Нью-Джерси» вступили на эту территорию, представитель британских властей сдал их шефу полиции Багдада.

Соглашение 1920 года в Сан-Ремо, укрепившее взаимопонимание между Великобританией и Францией в вопросе разделения нефти Ирака, ошеломило Вашингтон и американских нефтепромышленников.

Американская пресса громогласно назвала его «старомодным империализмом».

Наибольшего осуждения заслуживало нарушение принципа равноправия победивших союзников.

Госдепартамент решительно осудил договор как нарушение драгоценных принципов.

Конгресс одобрил «Акт об аренде недр» 1920 года, запрещающий добычу нефти на землях, находящихся в общественной собственности, организации стран, правительства которых закрывали подобный доступ для американцев.

Акт был прежде всего направлен против Голландии и Великобритании.

Новая республиканская администрация Уоррена Хардинга, пришедшая к власти в 1921 году, была полностью на стороне частного предпринимательства и проявила себя как защитница международных американских нефтяных интересов.

Ирак не был исключением.

Между Соединенными Штатами и Великобританией возникла напряженность.

Но затем произошло нечто странное.

Великобритания проявила миролюбие и «открыла двери» американскому участию в нефтяном бизнесе Ирака.

В мае 1921 года на встрече в Вашингтоне министр торговли Гувер и государственный секретарь Чарльз Эванс Хьюз откровенно заявили группе представителей нефтяного бизнеса, что США не могут «держать дверь открытой» лишь для одной компании, но готовы это сделать только для представительной группы.

«Джерси» обнаружила, что в одиночку не сможет рассчитывать на устойчивую государственную поддержку. Тогда некто Тигл образовал консорциум из нескольких

 

ведущих компаний. Еще недавно подобная группа подверглась бы нападкам со стороны правительства за ограничение свободы торговли, теперь же ей оказывалась поддержка как национальному лидеру, который прокладывает дорогу к зарубежной нефти.

Вот почему летом 1922 года Тигл оказался в Лондоне перед партнерами по «Турецкой нефтяной компании».

Наиболее острым оказался вопрос о разделе доходов.

Тигл и Гринуэй хотели, чтобы нефть продавалась акционерам по себестоимости.

Это помогло бы избежать разбирательств с Ираком по поводу величины прибыли, а американские компании избегли бы дополнительных британских налогов.

Однако это предложение не нравилось Ираку, желавшему прямого дележа доходов. Не был доволен и Калуст Гульбенкян, заинтересованный в получении дивидендов прежде всего деньгами, а не нефтью.

Еще более усугубляла всю ситуацию новая, сильно уменьшенная в размерах Турция, которая оспаривала границу с Ираком и пыталась выбить законную основу из-под «Турецкой нефтяной компании».

Риск всегда сопутствовал работе нефтяных компаний в этой части света. Чтобы снизить его, правительство Великобритании, опираясь на мандат, выданный Лигой Наций, оказало давление на Ирак с целью получить новую концессию, но скорого результата не добилось.

Дело в том, что британское правительство имело весьма непростые отношения с режимом, который само же установило в Ираке незадолго до этого. Стороны не могли договориться даже о значении слова «мандат».

Во время войны Лондон настраивал Хусейна — шерифа Мекки возглавить восстание арабов против Турции, что он и совершил в 1916 году. Хусейн и его сыновья должны были стать правителями различных частей Оттоманской империи, населенных в основном арабами. Наиболее способным считался Фейсал, третий сын Хусейна

Англичане посадили Фейсала на трон только что образовавшейся Сирии, -одного из независимых государств, выделившихся из распавшейся Османской империи.

Но через несколько месяцев, когда контроль над Сирией в соответствии с послевоенными договоренностями перешел к Франции, Фейсала безо всякого почтения сместили и выслали из Дамаска.

Но Великобритания нуждалась в монархе для другого нового государства — Ирака, созданного на месте трех провинций почившей в бозе Оттоманской империи.

Политическая стабильность региона нужна была не только ввиду перспектив нефтедобычи, но также для защиты Персидского залива, и для поддержки нового воздушного имперского пути из Великобритании в Индию, Сингапур и Австралию.

Великобритания не хотела управлять регионом напрямую — это стоило бы слишком дорого. Черчилль, тогдашний глава министерства по делам колоний, хотел видеть арабское правительство при конституционном монархе, которого Великобритания «поддерживала» бы под мандатом Лиги Наций. Так было бы дешевле. И Черчилль увидел в безработном Фейсале достойного кандидата.

Вызванный из ссылки, Фейсал был в августе 1921 года коронован.

Брат Фейсала Абдулла, которому ранее предназначался иракский трон, был поставлен королем «незанятых земель», которым англичане дали название эмирата Трансиордании.

Нефтеразработка в Ираке не могла начаться без новой, надежной концессии, предоставленной правительством.

Прежде всего Вашингтон твердо заявил о незаконности концессии «Турецкой нефтяной компании» 1914 года.

Аллен Даллес, глава отдела ближневосточных отношений Госдепартамента, контролировал все переговоры со стороны администрации США.

 

fi

Наконец 14 марта 1925 года новая концессия была подписана. Она устраивала американское правительство, создавая иллюзию существования «открытой двери».

Казалось, все наконец установилось — даже граница с Турцией.

Остался лишь один «камень преткновения» — Калуст Гульбенкян .

Компании, входящие в американский консорциум, и в особенности «Стандард», по-прежнему ориентировались на разработки новых нефтяных месторождений по всему миру.

Важная роль в их планах отводилась Ираку.

Однако есть ли в Ираке нефть в коммерческих объемах, еще предстояло определить.

Только в 1925 году в Ирак прибыла совместная экспедиция, представлявшая интересы «Англо-персидской компании», «Ройял Датч/Шелл» и американских компаний

В апреле 1927 года началось бурение

Одним из участков бурения был Баба-Гур-Гур, который находился в шести милях северо-западнее Киркука, в районе, заселенном курдами.

Здесь на протяжении тысячелетий из двух дюжин отверстий в земле постоянно сочился природный газ, образуя иногда небольшие огненные фонтаны.

И именно здесь, в 3 часа утра 15 октября 1927 года с глубины 15 сотен футов ударил мощный фонтан. Его высота достигла пятидесяти футов над вышкой. Нефть залила местность, ямы заполнил ядовитый газ. Срочно наняли около семисот местных жителей для возведения дамб и стен, чтобы остановить потоки нефти. Наконец через восемь с половиной дней скважину взяли под контроль. За это время из нее вытекало 95 тысяч баррелей нефти ежедневно.

Ответ на основной вопрос был получен.

В Ираке были запасы нефти — столь огромные, что с лихвой оправдывали все трудности.

  1. июля 1928 года был подписан окончательный договор. «Ройял Датч/ Шелл», «Англо-персидская компания» и Франция получали по 23,75 процента нефти каждый, как и «Компания ближневосточного развития», созданная для того, чтобы учесть интересы американской стороны. Гульбенкян получал свои 5 процентов в виде нефти, но имел право немедленно продавать ее Франции.

Оставался открытым вопрос, связанный с «пунктом о самоограничении», по которому все участники соглашались работать в регионе совместно, и только совместно.

Это важное согласование назвали впоследствии «соглашением Красной линии».

Внутри этой красной границы оказались все основные месторождения нефти на Ближнем Востоке, за исключением тех, что были в Персии и Кувейте.

«Соглашением Красной линии» создало основы будущей разработки нефтяных месторождений на Ближнем Востоке и потом на десятилетия оказалось центром ожесточенного конфликта.

А в мире в это время шла автомобильная революция.

«Автомобильная революция» проявила себя в Соединенных Штатах куда больше, чем где бы то ни было еще. К 1929 году 78 процентов автомобилей мира ездили в Америке. В этом году один автомобиль в США приходился на пять человек, в Англии — на 30. во Франции — на 33, в Германии — на 102, в Японии — на 702, а в Советском Союзе на одну машину приходилось 6130 человек.

Америка, несомненно, была ведущей «бензиновой» страной.

Изменения в базовой ориентации нефтяной промышленности были не менее существенными. В 1919 году общее потребление нефти в США составляло 1,03 миллиона баррелей в день, к 1929 году оно увеличилось до 2,58 миллиона баррелей — в 2,5 раза. Доля нефти в общем потреблении энергии за тот же период выросла с 10 до 25 процентов. Самый большой рост испытало потребление бензина — более чем в четыре раза. Потребление бензина и топ ливной нефти составляли в 1929 году 85 процентов от общего

 

потребления нефти. Что касается керосина, его производство и потребление было сравнительно небольшим.

«Новый источник света» уступил дорогу «новому топливу».

о двадцатых годов бензин продавался в основном в магазинах, где он хранился в бидонах или других емкостях под прилавком или за магазином.

Продуют был безымянным, и владелец двигателя не был уверен, получает он бензин или смесь с добавлением более дешевых нафты или керосина.

Нужно было найти лучший способ.

И он был найден — появились придорожные бензоколонки.

Честь первого строителя придорожной заправки принадлежит «Автомобильной бензиновой компании» (Сент-Луис, 1907 год).

Реального роста и развития бензозаправок до двадцатых годов не происходило.

В 1920 году бензин продавался не более чем в 100 тысячах точек. Не менее половины из них представляли собой магазинчики, универсальные магазины и магазины готовых изделий.

В 1929 году число точек розничной продажи бензина выросло до 300 тысяч.

Почти все они были АЗС или гаражами.

Число самих придорожных АЗС выросло приблизительно с 12 тысяч в 1921 году до 143 тысяч в 1929 году.

В 1921 году Шелл создала в Калифорнии первые стандартные заправки, которые стали оснащаться массивными вывесками, комнатами отдыха, навесами, ухоженными участками и подъездными путями с хорошим покрытием

Стандартные бензозаправки к концу 20-х годов уже не только продавали бензин, но и то, что стали называть «Ти-Би-Эй» — покрышки, аккумуляторы и аксессуары.

Конкуренция заставила нефтяные компании создавать торговые марки бензина.

Информация о работе Истории нефти разворачивается на фоне трех великих процессов