Истории нефти разворачивается на фоне трех великих процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 21:44, реферат

Краткое описание

Общий спад производства топливно-энергетических ресурсов, начавшийся в 1988 г., резко обострился в связи с распадом СССР, когда были серьезно нарушены хозяйственные связи отраслей ТЭК с предприятиями машиностроения и металлургии, особенно с теми, которые расположены в странах СНГ.В дальнейшем, с началом радикальных экономических реформ быстрая инфляция при искусственном сдерживании цен на энергоресурсы, чрезмерные кредитные ставки и высокие налоги не могли обеспечить самоокупаемость и самофинансирование предприятий ТЭК.

Файлы: 1 файл

для елашевой.docx

— 442.83 Кб (Скачать)

Первым из военных, кто предложил решение проблемы был британский полковник Эрнест Свинтон.

Он выдвинул идею создания бронированного экипажа, который приводился бы в движение двигателем внутреннего сгорания, передвигался с помощью траков, был неуязвим для пулеметного огня и без труда справлялся с проволочным заграждением.

Но идея так и осталась бы идеей , если бы не Уинстон Черчилль. Первый лорд Адмиралтейства выделил средства из фондов военно-морского министерства. По причине этой спонсорской поддержки новая машина получила имя «сухопутного крейсера» или «сухопутного корабля». Черчилль назвал его «caterpillar» [Прим. пер. «caterpillar» — «гусеница»]. Из соображений секретности во время испытаний и перевозки новшеству дали и другие «имена» — «цистерна», «резервуар» , т.е. танк.

Впервые танк был использован в 1916 году в битве при Сомме. Он сыграл важную роль уже в ноябре 1917 года в битве при Камбре. А триумф новой машины состоялся 8 августа 1918 года в битве при Амьене, когда лавина из 456 танков прорвала германский фронт.

Траншейной войне пришел конец.

Параллельно шло развитие механизированного транспорта. Высадившийся во Франции в августе 1914 года британский экспедиционный корпус уже располагал 827 автомобилями (747 из них были реквизированными) и примерно 15 мотоциклами.

К последнему месяцу войны автопарк британской армии состоял из 56000 грузовиков, 23000 автомобилей и 34000 мотоциклов и мопедов.

Кроме того, Соединенные Штаты, вступившие в войну в апреле 1917 года, доставили во Францию еще 50000 машин с двигателями внутреннего сгорания.

Еще более драматичным было появление двигателя внутреннего сгорания на другом поле боя — в воздухе.

В 1903 году братья Райт совершили свой первый полет на «Китти Хок».

В 1911-1912 годов, когда итальянцы использовали аэропланы в бою против турок за Триполи.

В 1914 году, в начале войны, в авиационной отрасли только Великобритании, уже работали тысяча человек.

 

За пять месяцев, к январю 1915-го, английской промышленности удалось построить 250 самолетов, причем 60 из них были экспериментальными.

Сначала авиацию на войне в основном использовали для рекогносцировки местности и наблюдения.

В воздушных сражениях пилоты поначалу стреляли друг в друга из винтовок и пистолетов.

Затем на разведывательных самолетах стали устанавливать пулеметы.

Были разработаны механизмы, синхронизирующие огонь с вращением пропеллеров.

Появился истребитель.

К 1916 году самолеты уже летали строем, возникла тактика воздушного боя.

Было применено тактическое бомбометание для поддержки пехотных сражений.

Англичане использовали его против турок и против немцев, прорвавших английский фронт в 1918 году.

Германия лидировала в использовании стратегических бомбардировок, устраивая налеты цеппелинов, а затем бомбардировщиков прямо на Англию.

Англичане ответили воздушными атаками целей в Германии только в последние месяцы войны.

Война постоянно подстегивала темпы инноваций. Скорость самолетов в короткое время более чем удвоилась и превысила 120 миль в час, а «потолок полета» достиг почти 21000 футов. Стремительно росли объемы производства. За время войны Великобритания выпустила 55000 самолетов, Франция — 68000, Италия -20000, а Германия — 48000. За полтора года участия в войне Соединенные Штаты произвели 15000 самолетов.

А вот предвоенное морское соперничество, столь обострившее отношения между Великобританией и Германией, напротив, зашло в тупик.

В начале войны британский королевский флот имел преимущество перед германским океанским флотом. В сражении при Фолклендских островах в декабре 1914 года британский военно-морской флот одержал победу над германской эскадрой и тем самым отрезал Германию от торговых центров мира.

Несмотря на центральную роль, которую сыграло соперничество двух стран на море перед войной, их флоты только раз встретились в сражении — в битве при Ютландии 31 мая 1916 года. Исход этого легендарного сражения с тех пор был предметом неоднократных споров. Германский флот добился успеха в тактическом плане, ускользнув из ловушки. Однако стратегически Великобритания победила и до конца войны доминировала в Северном море, держа противника взаперти на его базах.

События, таким образом, доказали, что Черчилль и Фишер были, в общем, правы, переведя королевский флот на нефть. Это дало британскому флоту преимущество — большую дальность действия, большую скорость и быструю заправку. Германский флот первоначально использовал уголь, он не имел баз для дозаправки за пределами Германии и, следовательно, возможности его перемещения были более ограниченными.

Фактически опора на уголь лишила смысла само понятие «океанский флот».

В отличие от Великобритании. Германия не могла рассчитывать на доступ к нефти во время войны.

Великобритания приобрела долю в «Англо-персидской компании» именно для того, чтобы получить доступ к нефти.

Однако война разразилась прежде, чем начались ее поставки.

Предприятие в Персии в 1914 году еще не имело большого значения, так как производило менее одного процента мировой нефти.

Но с ростом добычи его стратегическое значение невероятно возрастало, и британские вложения, сделанные как в нефтедобычу, так и в саму компанию, конечно, нуждались в защите.

Главная угроза исходила от Оттоманской империи.

 

ЧЧ

Сразу после вступления Турции в войну на стороне Германии осенью 1914 года ее войска стали угрожать персидским нефтеперерабатывающим сооружениям, расположенным в Абадане.

Турки были отброшены британскими частями, в задачу которых входил захват Басры, — порта, имевшего чрезвычайное значение, через него обеспечивался стратегический доступ к персидской нефти с Запада.

Контроль над Басрой, кроме того, обеспечивал и безопасность местных правителей, дружественных Великобритании, в том числе эмира Кувейта.

Обеспечение безопасности нефтяных месторождений, а также противодействие германской подрывной деятельности в Персии были главными целями.

В то же время значение нефтяного потенциала Месопотамии (часть которой вошла после Первой мировой войны в современный Ирак) в британском военном и политическом планировании начало расти.

После унизительного поражения англичанам все-таки удалось в 1917 году занять

Багдад.

Нефтедобыча в Персии мало пострадала во время войны.

Лишь в начале 1915 года люди из местных племен, подстрекаемые германскими агентами и турками, существенно повредили трубопровод между нефтяными месторождениями и Абаданом. Прошло пять месяцев, прежде чем нефть снова пошла по нему в достаточном количестве.

В Персии начался рост огромного промышленного предприятия, подталкиваемый военными нуждами. Нефтедобыча между 1912 и 1918 годами выросла более чем в 10 раз

  • с 1600 До 18000 баррелей в день. К концу 1916 года нефть «Англо-персидской компании» удовлетворяла пятую часть потребностей британского военного флота.

Профиль «Англо-персидской компании» менялся, поскольку ее исполнительный директор Чарльз Гринуэй преследовал четко определенную стратегическую цель — превратить предприятие из поставщика сырой нефти в комплексную нефтяную компанию.

Он приобрел у британского правительства одну из крупнейших в Соединенном Королевстве сетей сбыта топлива — компанию «Бритиш петролеум».

Вопреки названию, она принадлежала «Дойче Банку», который в Англии продавал через нее свою нефть из Румынии.

Когда началась война, британское правительство взяло на себя управление этой германской собственностью.

С приобретением «Бритиш петролеум» «Англо-персидская компания» получила не только передовую систему сбыта, но и фирменную марку.

Компания развивала и свой танкерный флот. Эти действия в итоге изменили саму основу компании. До 1916— 1917 годов более 80 процентов ее основного капитала находилось в Персии. Уже в следующем финансовом году половину основного капитала составляли танкеры и система дистрибьюции.

Компания действительно стала комплексной.

Толуол — важный ингредиент взрывчатого вещества тринитротолуола -обычно изготавливали из угля. В 1903 году химик из Кембриджского университета обнаружил, что его можно с большой производительностью получать из сырой нефти, добываемой «Шелл» на Борнео.

К концу 1914 года производство толуола из угля уже не соответствовало требованиям времени, и Великобритания столкнулась с риском остаться без взрывчатки. Она нуждалась в толуоле из нефти, но производить его было негде. Фабрика по производству толуола была уже построена «Шелл», но не в Британии, а в Роттердаме, в нейтральной Голландии. Мало того — было ясно, что германские компании использовали именно производство роттердамской фабрики для изготовления тринитротолуола.

Тогда Сэмюель и его коллеги воплотили в жизнь дерзкий план. В одну из ночей конца января 1915 года завод в Роттердаме разобрали, комплектующие пронумеровали и

 

замаскировали, после чего отвезли в порт и погрузили на голландское грузовое судно, которое отплыло во тьму навстречу британским эсминцам.

Затем, за несколько недель оборудование было вновь смонтировано в Сомерсете. Этот и второй, построенный «Шелл» впоследствии, заводы удовлетворили 80 процентов потребностей британской армии в тринитротолуоле.

Таким образом, «Ройял Датч /Шелл» приобрела большое значение для союзников. Фактически «Шелл» действовала как главный координатор нефтяных вопросов. Она организовывала поставки нефти для британских вооруженных сил и для всех военных операций, обеспечив прибытие необходимых грузов с Борнео, Суматры и из США к железным дорогам и аэродромам во Франции.

Еще в 1915 году у Великобритании не возникло особенных проблем с поставками нефти для военных нужд.

Но уже в начале 1916 года ситуация изменилась.

Причин разразившегося нефтяного кризиса было несколько.

-Все больше ощущался  недостаток тоннажа танкеров.

-Германские субмарины  срывали поставки нефти, других  материалов и продуктов питания  на Британские острова.

Потери тоннажа в первой половине 1917 года оказались вдвое больше, чем за тот же период 1916 года. С мая по сентябрь «Стандард ойл оф Нью-Джерси» потеряла шесть танкеров, в том числе новый «Джон Д. Арчболд».

Другой причиной кризиса стал быстрый рост спроса на нефть, связанный с «военным» потреблением как на фронтах, так и в тылу. Столкнувшись с дефицитом, правительство ввело систему рационирования, но она дала лишь временный эффект.

Политика Адмиралтейства предусматривала поддержание запасов, достаточных для шести месяцев потребления. Но к концу мая 1917 года запасы составляли лишь половину необходимого уровня, и недостаток горючего уже начал сказываться на передвижениях британского флота.

Серьезный дефицит 1917 года дал мощный толчок выработке британским руководством логически обоснованной национальной политики в отношении нефти.

К координированию этой политики были привлечены различные комитеты и учреждения, в том числе Топливная администрация.

Похожим образом реагируя на усиливающийся кризис, французское правительство учредило Государственный нефтяной комитет.

Но в итоге в обеих странах пришли к выводу, что единственное реальное решение проблемы находится в США.

Ключевым элементом снабжения были суда — танкеры и они были предоставлены президентом СЩА Вильсоном.

Но все эти меры были явно недостаточными.

Нефтяной кризис вынуждал США и их европейских союзников к более тесной интеграции в вопросах снабжения. В феврале 1918 года была создана Конференция союзников по нефти, призванная объединять, координировать и контролировать все поставки нефти и танкерные перевозки. Ее членами стали США, Великобритания, Франция и Италия.

Немалую роль в создании Конференции союзников по нефти сыграли собственные энергетические проблемы Америки.

Очевидно, что американская нефть оказалась ключевым элементом войны в

Европе.

В 1914 году США добыли 266 млн баррелей нефти — 65 процентов ее мирового производства, а к 1917-му добыча выросла до 335 млн баррелей, и составила 67 процентов общемировой.

Четверть добытой в США нефти шла на экспорт, в основном в Европу.

 

ЧУ

Поскольку доступ к российской нефти закрыли война и революция, Новый Свет стал теперь для Старого «нефтяной житницей» — Соединенные Штаты удовлетворяли 80 процентов нефтяных потребностей союзников.

Однако после того, как Америка вступила в войну, ситуация с нефтью для нее весьма осложнилась. Теперь нужно было снабжать американские и союзные войска, американскую военную промышленность, а также удовлетворять гражданские нужды.

В августе 1917 года президентом Вильсоном было создано Управлением по проблемам топлива.

Задача в основном состояла в том, чтобы установить беспрецедентные рабочие отношения между правительством и нефтяниками.

Управление действовало в тесном сотрудничестве с Национальным комитетом по нефтяному обеспечению военных действий, в который входили руководители крупных компаний. Возглавлял комитет Альфред Бедфорд, президент «Стандард Ойл оф Нью- Джерси».

Это был новейший пример тесного сотрудничества между деловыми кругами и правительством .

Антитрестовская борьба ушла в небытие.

В 1917 году добыча американской нефти достигла предела своих возможностей.

Информация о работе Истории нефти разворачивается на фоне трех великих процессов