Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 21:44, реферат
Общий спад производства топливно-энергетических ресурсов, начавшийся в 1988 г., резко обострился в связи с распадом СССР, когда были серьезно нарушены хозяйственные связи отраслей ТЭК с предприятиями машиностроения и металлургии, особенно с теми, которые расположены в странах СНГ.В дальнейшем, с началом радикальных экономических реформ быстрая инфляция при искусственном сдерживании цен на энергоресурсы, чрезмерные кредитные ставки и высокие налоги не могли обеспечить самоокупаемость и самофинансирование предприятий ТЭК.
Кроме того, зависеть лишь от русской нефти было слишком опасно.
Лекция № 4
Сэмюель понимал, что его компании нужна своя нефтедобыча, своя сырая нефть для защиты рынков сбыта и инвестиций, а фактически — для обеспечения выживания своего предприятия.
В 1895 году Сэмюель смог приобрести права на концессию в районе Кутей на востоке острова Борнео.
Абрахамса приступил к работе.
В феврале 1897 года было открыто первое месторождение, а в апреле 1898 года забил первый фонтан.
Однако, характеристики добывавшейся на Борнео сырой нефти были таковы, что из нее было невозможно получить достаточное количество керосина. Зато ее можно было использовать в неочищенном виде в качестве топлива.
Маркус Сэмюель стал наиболее горячим сторонником перевода флота с угля на
мазут.
Начало этому историческому процессу было положено еще в семидесятых годах, когда впервые в качестве топлива для судов, ходивших на Каспийском море, были использованы остатки, как в России называли отходы после получения керосина в процессе перегонки, т.е. мазут.
Это нововведение объяснялось простой необходимостью: в то время России приходилось импортировать уголь из Англии, что было очень дорогим удовольствием, а леса в некоторых областях империи было недостаточно.
Впоследствии поезда новой Транссибирской железнодорожной магистрали стали ходить не на угле или дровах, а на нефтяном топливе, которое синдикат Сэмюеля поставлял через Владивосток.
Более того, в девяностых годах российское правительство поощряло использование нефти в качестве топлива для ускорения развития экономики в целом.
В Британии железные дороги иногда переходили с угля на мазут, чтобы уменьшить задымленность в черте города, а в особых случаях и в целях безопасности, например, при перевозке членов королевского дома.
Но в целом уголь продолжал занимать на рынке преобладающие позиции, он послужил основой для бурного развития тяжелой промышленности в Северной Америке и Европе. Также он был главным топливом всех торговых и военных флотов мира.
В 1897 году Сэмюель организовал новая компания получившую название «Шелл транспорт энд трейдинг компани».
А тут ещё Ротшильдов удалось убедить, и они возобновили контракт на поставку «Шелл» русской нефти, причем на условиях более выгодных для «Шелл», чем ранее.
Конец девятнадцатого столетия был отмечен всемирным нефтяным бумом. Спрос увеличивался быстрыми темпами, предложение за ним не поспевало, и цены росли. Англо-бурская война в Южной Африке, начавшаяся в 1899 году, еще более подтолкнула рост цен.
Но осенью 1900 года цены на нефть стали падать.
Ужасающе низкий урожай привел к голоду и общему экономическому кризису в Российской империи. Спрос на нефть на отечественном рынке упал и российские нефтеперерабатывающие фирмы начали экспортировать все большее количество керосина, что вызвало пресыщение мирового рынка.
Произошел обвал цен.
В Китае, одном из наиболее перспективных рынков для «Шелл», вспыхнуло антиимпериалистическое Боксерское восстание, что привело к разрухе в стране и подрыву всей китайской экономики. Принадлежавшие «Шелл» предприятия подверглись разграблению, а Китай перестал быть активным рынком сбыта.
Когда цены упали, танкеры «Шелл» уже были заполнены дорогостоящей нефтью. А«Шелл» уже заказала новые танкеры, а теперь поползли вниз также и тарифы на грузовые перевозки, а Шелл оказывала такие услуги другим компаниям.
В довершение всего на Борнео дела шли значительно хуже, чем ожидалось. Нефтедобыча увеличивалась очень медленно. Нефтеперерабатывающий завод был построен по неудачному проекту, и это усугубляло катастрофичность ситуации.
Тем временем конкурирующая компания «Ройял Датч» продолжала значительно увеличивать объемы нефтедобычи на Суматре и капиталовложения в танкеры и нефтехранилища.
Но скважины «Ройял Датч» начали быстро обводняться.
Принадлежавшее компании богатое месторождение истощилось. К июлю 1898 года информация просочилась, и паника охватила нефтяную секцию амстердамской фондовой биржи. Стоимость акций «Ройял Датч» упала.
«Стандард ойл» упустила шанс приобрести «Ройял Датч» по дешевке.
Это сделал Маркус Сэмюель.
«Ройял Датч» отчаянно старалась найти новое месторождение.
Ни много, ни мало — 110 раз она производила буровые работы на Суматре, и все эти 110 раз нефть так и не удалось обнаружить.
Но компания не сдавалась.
Примерно в восьмидесяти милях к северу от своей концессии на Суматре компания присмотрела новую буровую площадку в месте выхода нефти на поверхность — в маленьком княжестве Перлак. Работы возглавлял Хуго Лаудон .
22 декабря 1899 года начались буровые работы и уже спустя шесть дней удалось найти нефть.
«Ройял Датч» снова добилась большого успеха, и это позволило ей вернуться в ряды крупнейших нефтедобывающих компаний.
Теперь, имея большие запасы высококачественной нефти, «Ройял Датч» была готова выйти на европейский рынок бензина, считавшийся наиболее перспективным.
В ноябре 1900 года «Ройял Датч» возглавил Генри Детердинг.
Он считал необходимым объединение новых нефтяных компаний. Он видел в этом единственный способ защитить «Ройял Датч» от «Стандард Ойл».
Как и Рокфеллер, он не хотел подчиняться свободным колебаниям цен.
Но, в отличие от Рокфеллера и «Стандард ойл», он не хотел использовать снижение цен в качестве инструмента конкуренции.
Напротив, он стремился выработать договоренности о ценообразовании и заключить соглашения о мире между воюющими компаниями.
Разумеется,в результате любого объединения «Ройял Датч» должна была неминуемо занять главенствующее положение.
«Шелл» и «Ройял Датч» вместе контролировали свыше половины экспорта нефти из Восточной Азии и России.
Но объединение шло не просто.
Тогда, в середине октября 1901 года Маркус Сэмюель предпринял ловкий ход - он отправился в Нью-Йорк на встречу не с кем-нибудь, а с джентльменами с Бродвея, 26 с очевидной целью договориться о союзе со «Стандард ойл».
И за два дня до Рождества 1901 года, несмотря на свое прежнее нежелание, «Стандард ойл» все-таки официально назвало свою цену приобретения «Шелл». И эта цена была огромной для того времени — 40 миллионов долларов (порядка 500 миллионов долларов сегодняшними деньгами).
Но после полудня 27 декабря 1901 года Сэмюель подписал наскоро составленное соглашение с «Ройял Датч».
Сэмюель хотел добиться равенства. «Стандард ойл» могла быть очень щедрой в отношении денег, но она, как всегда, настаивала на том, что должна получить полный контроль. Таким образом контроль должен был перейти от британской компании к американской, а на это, невзирая на величину предложенной суммы, Сэмюель согласиться не мог.
Он был слишком большим патриотом.
Но как только опасность со стороны «Стандард ойл» была устранена, Детердинг сосредоточился на другой своей идее. Она заключалась в том, что во главе должен находиться лишь один человек — он сам, Генри Детердинг
Он добился своего. Сэмюель стал председателем новой компании, но управляющим и директором, осуществлявшим ежедневное руководство делами, стал Детердинг
Была образована новая компания, получившая название «Шелл транспорт Ройял Датч петролеум компани», которую вскоре стали называть «Бритиш Датч».
Таким образом было положено начало компании, которой было суждено стать настоящим соперником «Стандард ойл» в мировом масштабе.
После этого, третья сторона, то есть Ротшильды, решила, что, несмотря на их неприязнь к Сэмюелю и «Шелл», они не могут позволить себе остаться в стороне.
В июне 1902 года укрощенный Сэмюель подписал новое всеобъемлющее соглашение с Детердингом и Ротшильдами.
«Бритиш Датч» была поглощена новой, более крупной компанией «Эйшиэтик петролеум».
Для руководства новой компанией Детердинг обосновался в Лондоне и начал проводить политику ограничений нефтедобычи и приступил и введения системы квот.
В мае 1903 года были заключены десять новых контрактов в отношении организации «Эйшиэтик». Новая компания должна была регулировать добычу нефти в Ост-Индии, осуществлять ее сбыт в Восточной Азии, а также контроль за сбытом ост- индского керосина и бензина в Европе.
Тогда как положение «Ройял Датч» в составе новой компании становилось все лучше, положение «Шелл» продолжало ухудшаться. Иссякло месторождение нефти Спиндлтоп в Техасе, а британское Адмиралтейство сохраняло приверженность угольному топливу и отказалось серьезно рассматривать проекты Сэмюеля о переводе Королевского военно-морского флота на мазут. Таким образом, огромный рынок, на который Сэмюель возлагал такие большие надежды — военно-морской флот — так и остался не завоеванным.
Затем «Ройял Датч» обнаружила на Борнео месторождения нефти, пригодной для получения мазута, что разрушило надежды Сэмюеля на монопольную добычу.
Ценовые войны со «Стандард ойл» продолжали наносить «Шелл» ощутимый
урон.
Дошло до того, что «Шелл» была едва в состоянии выплачивать пятипроцентные дивиденды, в то время как «Ройял Датч» выплачивала по 50 — 65 процентов, а затем, в 1905 году, даже 73 процента (что по тем временам было чрезвычайно много).
В результате, «Ройял Датч» приобрела четверть акций «Шелл» .
Союз был скреплен в 1907 году, и из него возникла группа «Ройял Датч/Шелл».
Все активы компании, как нефтедобывающие, так и нефтеперерабатывающие, были переведены в голландскую компанию «Багаафсе Петролеум Маатсхапей», а все транспортные средства и нефтехранилища — в английскую компанию" Англо-Сэксон Петролеум Компани".
И «Ройял Датч», и «Шелл» стали холдингами, причем «Ройял Датч» держала 60 процентов акций дочерних компаний, а «Шелл» — 40 процентов.
Завершение, объединения в 1907 году означало, что на мировом нефтяном рынке отныне господствовали два гиганта — существующая «Стандард ойл» и нарождающаяся «Ройял Датч/Шелл».
„Стандард“ попыталась в 1910 году купить «Ройял Датч/Шелл» за 100 миллионов долларов.но получила решительный отказ.
«Стандард ойл» ответила на отказ новой кампанией снижения цен, начав тем самым новый этап нефтяных войн.
Более того, она образовала голландскую дочернюю компанию, чтобы получить нефтяную концессию на юге Суматры.
У «Ройял Датч/Шелл» не было выбора — оставалось переходить в контрнаступление, а это означало лишь одно: «в Америку!» Таков был лозунг политики «Ройял Датч/Шелл» в период между 1910 и 1914 годами.
Если бы «Группа» не проявляла активности в Америке, то она оказалась бы уязвимой перед снижением цен, проводившимся «Стандард», потому что «Стандард» имела возможность сбывать в Европе излишки бензина по сниженным ценам так же, как она сбывала излишки керосина, сохраняя в то же время в Америке более высокий уровень цен, а следовательно — и прибыли.
Такое положение обеспечило «Стандард» устойчивость, которой не было у «Ройял Датч/Шелл».
Она могла использовать свою американскую прибыль для покрытия потерь, понесенных в результате рыночных войн в Европе и Азии.
В 1912 году на Западном побережье было основано дочернее предприятие по сбыту бензина с Суматры, а на следующий год была начата непосредственна добыча нефти в Калифорнии.
Вторым направлением экспансии «Ройял Датч/Шелл» были центральные районы континента (Оклахома).
В это время, Российская промышленность переживала стремительный рост, благодаря политике протекционизма, проводившейся графом Сергеем Витте, могущественным министром финансов, с 1892 по 1903 год.
К началу века вся империя была охвачена беспорядками.
Баку стал «рассадником революции на Каспии».
Баку и нефтяная промышленность стали учебным полигоном для множества будущих большевистских лидеров, включая будущего Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина и будущего Маршала Советского Союза Климента Ворошилова. Среди питомцев была также еще одна, более важная фигура — молодой грузин, бывший семинарист, сын сапожника. Его имя было Иосиф Джугашвили, хотя в подполье он пользовался кличкой «Коба», что по-турецки значит «неукротимый». Лишь позднее он станет называть себя Иосифом Сталиным.
В 1901 и 1902 годах Сталин стал главным организатором социалистов в Батуме, тайно руководя забастовками и демонстрациями против местных нефтепромышленников, в том числе длительной забастовкой на предприятиях, принадлежавших Ротшильдам.
В 1903 году рабочие Баку начали забастовку, которая положила начало новой волне борьбы рабочих по всей России и вылилась в первую в империи всеобщую забастовку.
В стране начались беспорядки, что привело к правительственному кризису.
Неудивительно, что Маркуса Сэмюеля, Ротшильдов и других беспокоила зависимость от России как источника поставок нефти.
Царскому режиму было необходимо отвлечь внимание населения, и, как это делалось и прежде, внимание было решено отвлечь военной авантюрой за границей, в надежде объединить нацию и восстановить престиж ее правителей.
Русско-японская война началась в январе 1904 года внезапным нападением японцев на русский флот в Порт-Артуре. После этого русские войска терпели одно поражение за другим, а кульминацией войны стала гибель всего русского флота в Цусимском сражении.
Война не остановила волны революции, но, напротив, лишь ускорила ее.
В декабре 1904 года бакинские рабочие снова начали забастовку и добились заключения первого коллективного трудового соглашения.
Через несколько дней в Петербурге полиция открыла огонь по толпе рабочих, которые направлялись к Зимнему дворцу, чтобы подать петицию своему царю. Это было Кровавое воскресенье, начало революции 1905 года.
Когда известие об этом достигло Баку, рабочие-нефтяники снова поднялись на забастовку.
Забастовки и восстания вновь вспыхнули по всей империи в сентябре и октябре 1905 года.
На Кавказе движущей силой конфликтов был не социализм, не классовая борьба, а расовые и этнические конфликты.
Например, татары напали на объекты нефтяной промышленности в Баку и его окрестностях, убивая каждого армянина, которого они могли обнаружить.
Известия из Баку произвели глубокое впечатление на остальной мир. Кроме того, впервые вспышка насилия прервала поток нефти, создав реальную угрозу обесценения значительных инвестиций.
Информация о работе Истории нефти разворачивается на фоне трех великих процессов