Истории нефти разворачивается на фоне трех великих процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 21:44, реферат

Краткое описание

Общий спад производства топливно-энергетических ресурсов, начавшийся в 1988 г., резко обострился в связи с распадом СССР, когда были серьезно нарушены хозяйственные связи отраслей ТЭК с предприятиями машиностроения и металлургии, особенно с теми, которые расположены в странах СНГ.В дальнейшем, с началом радикальных экономических реформ быстрая инфляция при искусственном сдерживании цен на энергоресурсы, чрезмерные кредитные ставки и высокие налоги не могли обеспечить самоокупаемость и самофинансирование предприятий ТЭК.

Файлы: 1 файл

для елашевой.docx

— 442.83 Кб (Скачать)

И. наконец, были необходимы быстрота — ив максимально возможной степени

  • секретность.

Они знали, что готовится к войне с беспощадным противником.

Было решено действовать сразу по нескольким направлениям:

Прежде всего были заказаны новые гораздо более вместительные и совершенные танкеры. Впервые, они очищались паром, а затем загружались в обратную дорогу различными товарами с Востока, в том числе продуктами питания. Кроме того, данные танкеры отвечали требованиям безопасности Суэцкого канала. Они имели множество различных приспособлений, повышавших степень безопасности. Так, например, их конструкция учитывала свойство керосина расширяться и сжиматься при различных температурах, что снижало риск возгорания и взрыва.

Во - вторых, были нужны гарантированные поставки из Батума больших объемов керосина по цене, в которую была бы заложена экономия, полученная при переходе на новую форму транспортировки. В конце 1891 года был заключен контракт с Ротшильдами, который давал им сроком на десять лет (т. е. до 1900 года) исключительное право продавать керосин компании, к востоку от Суэца.

В третьих, было необходимо было получить доступ в Суэцкий канал, что сокращало путь на четыре тысячи миль; но он был закрыт для танкеров по соображениям безопасности.

В четвертых, требовались большие нефтехранилища-резервуары во всех крупных азиатских портах. Ему были нужны повозки или вагоны для того, чтобы транспортировать керосин вглубь от прибрежной полосы.

В пятых, необходимо было построить удаленные от моря склады, где можно было разделить поступившие партии керосина и разлить его в соответствующую тару для нужд розничной и оптовой торговли.

Расчет строился на том, что акции Суэцкого канала принадлежат Бенджамину Дизраэли, а эту покупку в 1875 году профинансировали Ротшильды.

Кроме того, министр иностранных дел Великобритании считал, что проход британских танкеров через канал отвечает британским интересам.

Да и лондонская страховая корпорация «Ллойд» сочла конструкцию нового танкера Сэмюеля отвечающей требованиям безопасности.

 

Тем временем компания «М. Сэмюель энд К°» уже приступила к постройке резервуаров для хранения нефти по всей Азии.

  1. января 1892 года администрация Суэцкого канала дала официальное согласие на пропуск танкеров, построенных в соответствии с новым проектом Маркуса Сэмюеля.

Никто не мог сказать, когда и как «Стандард ойл» нанесет ответный удар.

Первый танкер получил имя «Мурекс» — по названию вида морских раковин, что стало традицией для всех последующих танкеров Сэмюелей.

22 июля 1892 года  «Мурекс» отплыл из Уэст-Хартлспула  и направился в Батум, где он  загрузился керосином. 23 августа  он прошел через Суэцкий канал  и направился на восток.

Революция началась.

Переворот был блестяще задуман и великолепно осуществлен — за одним исключением.

Сэмюель и восточно-азиатские торговые дома допустили маленькую оплошность, причем такую, которая чуть было не расстроила все их начинание.

Они предполагали, что стоит им лишь доставить керосин в танкерах, а горящие желанием потребители выстроятся со своей собственной посудой, в качестве которой будут служить старые жестяные банки «Стандард ойл».

Но они так не поступили.

Во всей Восточной Азии голубые жестяные банки «Стандард» стали опорой всей местной экономики, их использовали в быту для чего угодно.

Потребители не собирались расставаться с таким ценным продуктом.

Весь план оказался под угрозой срыва .

Но Маркус разрешил этот кризис.

Он выслал зафрахтованный корабль, груженный белой жестыо, в Восточную Азию, и просто дал своим азиатским партнерам указание начать производство посуды для керосина., окрашивая её в красный цвет.

Все торговые дома в Восточной Азии быстро организовали местные заводы по производству жестяных контейнеров, и по всей Азии блестящая ярко-красная новенькая посуда Сэмюеля составила конкуренцию голубым жестяным банкам «Стандард», погнутым и битым после длительной перевозки через половину земного шара.

Положение было спасено.

Революция Сэмюеля удалась, причем в рекордные сроки.

В конце 1893 года Сэмюель спустил на воду десять новых судов, каждое из которых было названо именем морской раковины —«Конк», «Клэм», «Элакс», «Каури» и так далее.

К концу 1895 года через Суэцкий канал прошло шестьдесят девять танкеров и, за исключением четырех судов, все они были зафрахтованы Сэмюелем или принадлежали ему.

К1902 году 90 процентов всей нефти, транспортировавшейся через Суэцкий канал, принадлежало Сэмюелю и его группе.

Была создана новая организация — «Тэнк синдикейт», включавшая братьев Сэмюелей и торговые дома Восточной Азии. Они разделили между собой прибыли и убытки в масштабе всего земного шара.

На протяжении девяностых годов продолжалась постоянная борьба трех главных соперников — «Стандард», Ротшильдов и Нобелей.

В 1892 и 1893 годах Нобели, Ротшильды и «Стандард» близко подошли к тому, чтобы организовать глобальную систему нефтедобычи и поделить мир между собой.

Ценой больших усилий Ротшильдам совместно с Нобелями удалось заставить всех российских нефтепромышленников согласиться на создание общего фронта как необходимой предпосылки для больших переговоров со «Стандард».

 

I ft

А вот «Стандард ойл», это не удалось, не смотря на то, что она контролировала от 85 до 90 процентов добычи американской нефти.

Поэтому данное соглашение так и не дождалось подписания.

Оосенью 1894 года «Стандард» приступила к очередной кампании снижения цен и даже попыталась купить Сэмюеля за огромную сумму,

Его предприятие должно было стать частью «Стандард ойл», а он сам — директором «Стандард».

Но Сэмюель не согласился.

Тогда «Стандард ойл» обратила свой взор на российских нефтедобытчиков, и 14 марта 1895 года был подписан долгожданный большой союз с Ротшильдами и Нобелями «от имени нефтяной промышленности США» и «от имени нефтяной промышленности России».

Американцам доставалось 75 процентов мировой продажи на экспорт, а русским

  • 25 процентов.

Но соглашение так никогда и не вступило в силу.

Причиной этого стало отрицательное отношение российского правительства.

И снова почти уже заключенный великий союз рухнул.

«Стандард» ответила новыми кампаниями снижения цен.

Все могло измениться, если бы «Стандард» удалось найти источники сырой нефти, которые были бы ближе к азиатскому рынку или даже в самой Азии.

Тогда внимание «Стандард» обратилось на Суматру, что в Нидерландской Ост- Индии, откуда пароходом до Сингапура можно было добраться за несколько часов.

И ее внимание привлекла одна голландская компания, которая после нескольких лет борьбы успешно наладила прибыльную добычу в джунглях Суматры. Эта компания начинала оказывать существенное влияние на рынки по всей Азии, продавая свою собственную марку «Краун ойл», а это знаменовало собой открытие третьей нефтяной провинции в мире.

Компания называлась «Ройял Датч»

Компания «Ройял Датч» была основана в 1890 году Айлко Яне Зейклером. управляющийм Восточно-Суматранской Табачной Компании и первый выпуск ее акций был размещен с превышением лимита подписки в четыре с половиной раза.

Первым шагом стало получение концессии от правителя местного султаната Лангкат. Концессия, получившая название Телага-Саид, была расположена на северо- западе Суматры в джунглях в шести милях от реки Балабан, которая впадала в Малаккский пролив.

Поначалу добыча осуществлялась с поверхности маленьких колодцев.

И лишь в 1885 году была пробурена первая успешная скважина.

Руководству компании удалась получить спонсорство на родине, в Нидерландах,

  • отбывшего главы Центрального банка Ост-Индии и бывшего генерал-губернатора.

Более того, благодаря усилиям этих могущественных спонсоров сам голландский король Биллем III даровал право использования слова «Рой-ял» в названии этого спекулятивного предприятия — право, которое обычно предоставлялось уже развитым и стабильным компаниям.

Сам Айлко Янс Зейклер осенью 1890 года, несколько месяцев после основания компании, скоропостижно скончался.

Руководство предприятием перешло к Жану-Батисту Августу Кесслеру.

Кесслеру удалось ускорить темпы работ.

В 1892 году было завершено строительство шестимильного трубопровода, соединившего скважины в джунглях с нефтеперерабатывающим заводом на реке Балабан.

 

Лекция № 3

Теперь компания серьезно занялась нефтяным бизнесом.

В апреле 1892 года Кесслер самолично отправил на рынок первые несколько банок керосина, названного «Краун ойл».

За два года он добился шестикратного увеличения объема добычи и «Ройял Датч» стала прибыльной компанией. Она даже получила возможность выплачивать дивиденды.

Но одной добычи было явно недостаточно.

Если «Ройял Датч» хотела выжить, ей было необходимо организовать свою собственную переработку и свой собственный, без посредников, сбыт по всей Восточной Азии.

Кроме того, «Ройял Датч» начала использовать танкеры и строить собственные нефтехранилища вблизи рынков сбыта.

Непосредственной угрозой был «Тэнк синдикейт» Сэмюеля, который с его стремительными темпами мог запросто опередить голландцев и отнять у них рынки сбыта.

Но голландское правительство вовремя приняло протекционистское решение, запрещавшее судам «Тэнк синдикейт» заходить в порты Ост-Индии.

«Ройял Датч» развивалась поразительными темпами — с 1895 по 1897 годы объем ее добычи вырос в пять раз.

Подобные успехи не проходят безнаказанно.

В конце 1896 и начале 1897 года между синдикатом Сэмюеля и «Ройял Датч» велись интенсивные переговоры.

Но их цели были совершенно различны.

«Ройял Датч» добивалась заключения соглашения о разделе рынков сбыта в Азии. Маркус и Сэмюель хотели выкупить «Ройял Датч».

Переговоры зашли в тупик.

Летом 1897 года «Стандард ойл» вручила «Ройял Датч» официальное предложение о её покупке.

Капитал «Ройял Датч» подлежал увеличению в четыре раза, а «Стандард ойл» приобретала дополнительные акции.

Правление «Ройял Датч» отвергло предложение.

Тогда «Стандард ойл» начала переговоры о приобретении концессии в Голландской Ост-Индии, но своевременное вмешательство голландского правительства и «Ройял Датч» помешало ей сделать это.

«Старый дом» — такое прозвище дали независимые нефтяники «Стандард ойл».

Почти в то же самое время и в географии нефтедобычи в Соединенных Штатах также произошли резкие перемены — появились новые американские конкуренты, бросившие вызов господству «Стандард».

Более того, господству керосина оставалось совсем мало времени.

Ибо, изобретатель Томас Алва Эдисон в 1879 году создал лампу накаливания.

К 1885 году использовалось 250 тысяч электрических лампочек, а к 1902 году — уже 18 миллионов.

Новое изобретение также быстро распространилось и в Европе.

Нефтяной бизнес стоял на грани пропасти.

Краха удалось избежать только благодаря появлению нового безбрежного рынка.

И это был автомобиль.

Впервые они завоевали признание в Европе после пробега Париж — Бордо — Париж в 1895 году, в ходе которого была достигнута замечательная по тем временам скорость в пятнадцатьмиль в час.

 

В Америке проектированием, производством и сбытом самых первых автомобилей занялся Генри Форд, уволившийся ради этого из компании Эдисона.

К 1905 году автомобиль на бензиновом двигателе победил своих конкурентов на рынке самодвижущихся средств передвижения — паровых и электрических — и добился полного господства.

Рост автомобильной промышленности был феноменальным. Количество зарегистрированных автомобилей в Соединенных Штатах выросло с 8 тысяч в 1900 году до 902 тысяч в 1912-м.

И все это базировалось на нефти.

До этого бензин представлял собой побочный продукт нефтепереработки, имевший ограниченное применение в качестве растворителя и топлива для печей — и только.

Помимо бензина, успешно развивался новый рынок мазута для котельных на промышленных предприятиях, поездах и кораблях.

Господство «Стандард» в нефтяной индустрии стало ослабевать еще до конца девятнадцатого столетия.

В начале девяностых годов группа независимых нефтепромышленников Пенсильвании организовала «Продюсере энд Рефайнерс ойл компани», куда вошли как нефтедобывающие, так и нефтеперерабатывающие предприятия.

Сознавая, что у них нет никаких шансов противостоять «Старому дому», если они не смогут доставлять нефть, добытую в Нефтяном районе, к морскому побережью по конкурентоспособным ценам, они приступили к строительству своего собственного трубопровода. Несмотря на яростное сопротивление «Стандард» трубопровод был все- таки построен.

В 1895 году ряд независимых компаний организовал «Пьюр ойл компани», основной целью которой был сбыт нефти на Восточном Побережье и за океаном. «Пыор ойл» была основана как трест.

Информация о работе Истории нефти разворачивается на фоне трех великих процессов