Истории нефти разворачивается на фоне трех великих процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 21:44, реферат

Краткое описание

Общий спад производства топливно-энергетических ресурсов, начавшийся в 1988 г., резко обострился в связи с распадом СССР, когда были серьезно нарушены хозяйственные связи отраслей ТЭК с предприятиями машиностроения и металлургии, особенно с теми, которые расположены в странах СНГ.В дальнейшем, с началом радикальных экономических реформ быстрая инфляция при искусственном сдерживании цен на энергоресурсы, чрезмерные кредитные ставки и высокие налоги не могли обеспечить самоокупаемость и самофинансирование предприятий ТЭК.

Файлы: 1 файл

для елашевой.docx

— 442.83 Кб (Скачать)

Справедливости ради надо заметить, что задолго до описываемых событий в Восточной Европе уже существовала скромная нефтяная индустрия, изначально зародившаяся в Галиции (попеременно являвшейся частью то Польши, то Австрии, то России), а затем распространившаяся до Румынии.

Здесь местные крестьяне вручную выкапывали в земле колодцы, где скапливалась сырая нефть, из которой впоследствии получали керосин.

Вскоре некий львовский фармацевт с помощью местного же водопроводчика изобрел лампу, пригодную для сжигания керосина.

К 1854 году керосин стал одним из основных товаров в Вене, а в 1859 году в Галиции уже действовала полноценная нефтяная промышленность, охватывавшая более 150 деревень и поселков, живших за счет нефтедобычи.

Общий объем добывавшейся в 1859 году в Европе — преимущественно в Галиции и Румынии — сырой нефти оценивается в 36 тысяч баррелей.

Основным же недостатком восточноевропейской нефтедобывающей индустрии было отсутствие технологии и оборудования для бурения скважин.

Итак, к моменту, когда Бисселл приступил к реализации своего предприятия, на рынке уже появились недорогое светильное масло — керосин, производившийся путем переработки сырой нефти, и недорогая лампа для его сжигания.

По сути, Бисселу и его компаньонам предстояло лишь найти новый источник сырья, которое можно было бы перерабатывать в рамках уже существовавшего технологического процесса.

Теперь все сводилось к цене.

Если бы новоявленным предпринимателям удалось отыскать источники нефти, позволявшие добывать ее в изобилии и поставлять на рынок по низким ценам, тогда они получали бы контроль над рынком светильных масел, вытеснив с него более дорогую и менее качественную продукцию конкурентов.

Уже тогда было ясно, что копать в поисках источников нефти бесперспективное занятие. Нужно было искать альтернативное решение.

Но не даром говорится, что всякое новое - это хорощо забытое старое.

Более тысячи пятисот лет назад древние китайцы научились бурить в земле скважины глубиной до трех тысяч футов. Из этих скважин они извлекали на поверхность поваренную соль. В начале тридцатых годов метод «соляного» бурения стал известен в Европе, а затем добрался и до Северной Америки.

И вот в 1856 г Джорж Биссел решил попытаться добраться до нефти через пробуренные в земле скважины.

Но Джорж Биссел был не единственным.

И в США, и в Канаде уже предпринимались попытки пробного бурения нефтяных скважин, однако, к успеху они не привели.

В компанию был принят некто Эдвин Л. Дрейк, приобревший часть акций.

Новый совладелец компании в декабре 1857г. был отправлен в Пенсильванию с довольно простой задачей — зарегистрировать на имя компании земельный участок, имевший нефтеносную перспективу; причем в сопроводительных бумагах это самозванец именовался как полковник.

Участок был выбран у обнищавшей деревушки лесорубов Тайтусвиль.

Группа нанявших его предпринимателей основала к этому времени новую компании "Сенека ойл компани", в которой Дрейк выступал уже в качестве генерального представителя.

Работы по нефтедобыче были развернуты на участке в двух милях от Тайтусвиля вниз по течению Сил-Крик.

 

  1. августа 1859 года на глубине шестидесяти девяти футов бур провалился в пустое пространство и, пройдя еще шесть футов, остановился.

На следующее утро, в воскресенье, на поверхности воды в скважине была обнаружена нефть и её становилось все больше и больше.

Однако, открытие источника нефти ещё не гарантировало финансового успеха.

Наоборот, оно привнесло новые трудности. Что Дрейк должнен был делать с непрерывающимся ни на минуту потоком нефти?

Он выкупил все до единой бочки из-под виски, которые только можно было найти в окрестностях, а когда и они были заполнены, нефтяники своими силами соорудили несколько огромных деревянных чанов.

К несчастью, однажды ночью от огня лампы воспламенился газ, выходивший вместе с нефтью на поверхность. Все импровизированное нефтехранилище взлетело на воздух и в одночасье было поглощено неукротимой огненной стихией.

Тем не менее, в окрестностях бурились все новые скважины, количество добываемой нефти росло с каждым днем.

Единственное, в чем новоиспеченные нефтяники испытывали потребность, были бочки из-под виски, цена на которые выросла настолько, что почти вдвое превышала стоимость хранившейся в них нефти.

Потребовалось совсем немного времени и пенсильванское «горное масло» пробило себе дорогу на рынок уже в виде керосина.

Биссел стал очень богатым человеком, чего не скажешь о Джеймсе Таунсенде, банкире, который взял на себя огромный финансовый риск всего предприятия.

Что касается Дрейка. дела у него складывались неважно.

Он скупал нефть, потом стал партнером в одной из фирм на Уолл-Стрите, специализирующейся на нефтяных акциях. Он был не очень хорошим бизнесменом. К 1866 году он растерял все свои деньги, потом превратился в полуинвалида, истерзанного болью, живущего в нищете.

В конечном итоге, в 1873 году власти штата Пенсильвания назначили ему небольшую пожизненную пенсию за его службу.

К ноябрю 1860 года, спустя пятнадцать месяцев после открытия Дрейка, добыча велась уже из семидесяти пяти скважин, не считая огромного количества сухих.

Установки для переработки сырой нефти в керосин были дешевыми в изготовлении, и к 1860 году как минимум пятнадцать таких установок работали в Нефтяном районе, и еще пять — в Питтсбурге.

Однако, объем добычи на этих скважинах был весьма скромным, и нефть нужно было выкачивать насосами.

Ситуация изменилась в 1861 году, когда бурильщики столкнулись с первой фонтанирующей скважиной, которая выбрасывала нефть наверх с потрясающей скоростью — 3 тысячи баррелей в день.

Добыча в Западной Пенсильвании быстро росла: от почти 450 тысяч баррелей в 1860 году до 3 миллионов баррелей в 1862.

Рынок не успевал поглощать растущее количество нефти. Цены, которые составляли 10 долларов за баррель в январе 1861 года опустились до 50 центов к июню и до 10 центов к концу 1861 года.

Такие низкие цены привели пенсильванскую нефть к быстрой и уверенной победе на рынке, завоевывая потребителей и вытесняя с рынка угольную нефть и другие осветительные вещества.

Вскоре потребность поднялась до уровня предложения, и к концу 1862 года цены поднялись до 4 долларов за баррель и затем к сентябрю 1863 года до 7, 25 доллара за баррель.

Г ражданская война Юга Севера незначительно отразилась на неистовом буме в Нефтяном районе, и даже, наоборот, она стала основным стимулом развития бизнеса. Ведь

 

война препятствовала отгрузкам скипидара с Юга, создавая острый дефицит камфина. Керосин, который получали из пенсильванской нефти, быстро заполнил возникшую пустоту.

Гонки в поисках нефти в скором времени стали сопровождаться и другими гонками — стремлением добывать как можно быстрее и возможно в больших объемах.

Стремление добывать нефть лишь за счет природного давления газа, зачастую вызывало разрушения в нефтеносных пластах, что вело к утечке газа и снижению вероятности восстановления нефтедобычи.

Подобный подход стал повсеместной практикой и этому были весьма веские причины.

Одна из них — отсутствие познаний в геологии.

Другая причина — крупное и быстрое обогащение, которого хотели добиться.

И третья — условия аренды, которые поощряли добычу в возможно короткие

сроки.

Но что было самым важным в формировании юридического acneicra американской нефтедобычи, а также самой структуры отрасли в дни ее зарождения, так это было «правило захвата» — доктрина, в основе которой лежало английское общее право, согласно которой владельцы земли имели право извлекать из-под земли богатство в любом объеме, даже если они при этом истощают месторождение или снижают добычу на соседних скважинах.

Поэтому совершенно неизбежной стала напряженная конкуренция между владельцами близлежащих скважин, которые в погоне за максимальной добычей в минимально короткие сроки, шли на всё, что бы успеть получить максимальную прибыль, пока месторождение не будет опустошено остальными.

Психология временщиков порождала нестабильность как объема добычи, так и

цен.

Но она позволила гораздо большему числу желающих попробовать свои силы и набраться опыта в этой отрасли, нежели это могло бы быть при более жестких правилах. Более быстрый рост добычи также позволял расширять рынки.

В результате, предложение намного превысило спрос.

И пузырь лопнул. Депрессия поглотила отрасль и на период с 1866 по 1867 год, цена на нефть упала до 2,40 доллара за баррель.

При этом, самым узким местом зарождающейся отрасли стал транспорт, который по прежнему оставался гужевым, основанным на перемещении бочек с нефтью.

Монопольные цены на подобный транспорт протяженностью в несколько миль превысили железнодорожный тариф от Пенсильвании до Нью-Йорка.

В результате, был разработан альтернативный способ — транспортировка по трубопроводу.

И хотя первые трубопроводы были деревянными, они доказали, что могут пропускать больше нефти за меньшую стоимость.

К 1866 году трубопроводы соединили большинство скважин в Нефтяном районе, отводя нефть в более крупный трубопровод, ведущий к железной дороге.

Первая пока ещё неофициальная нефтяная биржа, где продавцы и покупатели могли встретиться и договориться о ценах, появилась в одной из гостиниц Тайтусвиля, и на придорожной бирже около железной дороги в Ойл-Сити.

Начиная с семидесятых годов девятнадцатого столетия появились официальные биржи в Тайтусвиле, в Ойл-Сити, повсюду в Нефтяном районе и в Нью-Йорке.

Нефть покупалась и продавалась на трех условиях.

«Спот» — продажа с немедленной поставкой и оплатой.

«Обычная» продажа требовала выполнения условий сделки в течение десяти

дней.

 

И продажа «фьючерса» устанавливала, что определенное количество будет продано по указанной цене в определенное время в будущем.

Цены на фьючерсы были предметом для спекуляций, и нефть стала «самым интересным спекулятивным товаром в это время». Покупатель был обязан либо получить нефть и оплатить контрактную цену, или оплатить и получить разницу между контрактной ценой и «обычной» ценой на момент выполнения обязательств. Таким образом, покупатель мог получить изрядную прибыль или потерпеть сокрушительные убытки даже не получив нефти.

В феврале 1865 между двумя партнерами одной из нефтяных компаний был проведён первый аукцион, положивший начало современной нефтяной индустрии.

Одним из компаньонов был Джон Д.Рокфеллер.

Организационно это вылилось в создание «Стандард ойл» — компании, которая в погоне за мировым господством в торговле нефтью выросла в предприятие мирового масштаба. Компания действовала беспощадными методами и изменила роскошное лицо капитализма конца прошлого века. Она открыла новую эпоху, поскольку выросла в одну из самых сильных и крупных транснациональных корпораций в мире.

В 1866 году Рокфеллер организовал в Нью-Йорке еще одну фирму для торговли на Атлантическом побережье и экспорта керосина. Он привлек к своему бизнесу брата Вильяма. В тот год объем продаж компании перевалил за два миллиона долларов.

Рокфеллер установил один принцип, которому следовал всю жизнь, — выстроить и удерживать сильную финансовую позицию.

Уже к концу шестидесятых годов ему удалось аккумулировать достаточные финансовые ресурсы, чтобы его компания не была в зависимости от банкиров, финансистов и спекулянтов.

Финансовый капитал не только защищал компанию от банкротства и экономических кризисов, но также позволял извлекать немалую выгоду из сложных экономических ситуаций.

В результате к концу шестидесятых годов Рокфеллер владел самой крупной в мире нефтеперерабатывающей компанией.

В 1867 году к Рокфеллеру примкнул молодой человек, Генри Флеглер, чье влияние на создание «Стандард ойл» едва ли было меньшим, чем влияние самого Рокфеллера.

Именно Флеглер придумал тот порядок взаимоотношений с транспортниками, который сыграл ключевую роль в успехе «Стандард ойл». Речь идёт о скидках в отношении тарифов на железнодорожные услуги под гарантии на крупные регулярные заказы на доставку.

Но «Стандард ойл» не остановилась на скидках. Она стала использовать свое положение для того, чтобы ввести практику «уступок». Конкурирующая фирма могла платить перевозчику доллар за баррель нефти, отправленной в Нью-Йорк. А железнодорожная компания, обернув эти деньги, выплачивала двадцать пять центов с этого доллара ее конкуренту — «Стандард ойл»! Что, конечно же, в свою очередь давало огромную финансовую поддержку «Стандард ойл», которая и так платила по более низким расценкам. На самом деле все это означало, что конкуренты, сами того не зная, субсидировали «Стандард ойл».

10 января 1870 года  пять человек с Рокфеллером  и Флеглером во главе основали  новое предприятие «Стандард  ойл компани». Рокфеллеру принадлежала  четверть акций новой компании, которая в тот момент уже  контролировала десятую часть  всей нефтепереработки в Америке. И это было только начало.

В феврале 1872 года местные железнодорожные чиновники в Пенсильвании внезапно подняли цены, в одночасье удвоив стоимость транспортировки сырой нефти из Нефтяного района в Нью-Йорк. Просочились слухи, что повышение цен было делом рук некой «Саут импрувмент компани».

 

«Саут импрувмент компани» была олицетворением новой схемы стабилизации нефтяной отрасли и стала символом попытки добиться монопольного контроля.

Имя Рокфеллера часто связывается с ней, но, хотя он и был основным исполнителем плана, идея на самом деле принадлежала железнодорожным компаниям, которые пытались найти выход из тарифной войны.

Информация о работе Истории нефти разворачивается на фоне трех великих процессов