Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 21:44, реферат
Общий спад производства топливно-энергетических ресурсов, начавшийся в 1988 г., резко обострился в связи с распадом СССР, когда были серьезно нарушены хозяйственные связи отраслей ТЭК с предприятиями машиностроения и металлургии, особенно с теми, которые расположены в странах СНГ.В дальнейшем, с началом радикальных экономических реформ быстрая инфляция при искусственном сдерживании цен на энергоресурсы, чрезмерные кредитные ставки и высокие налоги не могли обеспечить самоокупаемость и самофинансирование предприятий ТЭК.
Это произошло лишь за два дня до седьмой годовщины с момента подписания шахом соглашения о концессии.
Таким образом, был обнаружен новый большой источник нефти, находившийся по крайней мере под частичным британским контролем.
«Англо-персидская компания» очень быстро стала солидной фирмой. По состоянию на конец 1910 года количество ее сотрудников составляло уже 2500 человек.
В нефтеносном районе вскоре было обнаружено месторождение площадью по крайней мере в десять квадратных миль, что сразу же создало новую проблему: как вывозить оттуда сырую нефть, и как ее затем перерабатывать? За полтора года через две гряды холмов и пустынную равнину был проложен трубопровод длиной 138 миль.
Для строительства нефтеперерабатывающего завода был выбран Абадан — длинный узкий остров с пальмами и грязными отмелями на Шатт-эль-Арабе, широком общем устье рек Тигр, Евфрат и Карун.
В октябре 1912 года «Англо-персидская компания» предприняла важный шаг по обеспечению рынка сбыта своей продукции — было заключено соглашение с компанией «Эйшиэтик» — подразделением «Ройял Датч/Шелл», которое занималось сбытом.
За исключением местных рынков, вся сырая нефть и весь бензин и керосин должны были реализовываться через «Эйшиэтик», но «Англо-персидская компания» сохранила права на продажу мазута, и на этом основывалась стратегия ее будущего роста.
Но Англо-персидская компания вскоре оказалась в тяжелом финансовом положении.
Для дальнейшего развития компании были необходимы миллионы фунтов, но не было никаких очевидных способов получить эти средства. А без них все работы в Персии постепенно замрут, либо все предприятие просто будет поглощено «Ройял Датч/Шелл».
За несколько лет до этого положение было спасено вмешательством компании «Берма ойл». Теперь же было необходимо найти нового спасителя.
Джон Арбатнот Фишер, с легкой руки Маркуса Сэмюеля вошедший в историю как «крестный отец нефти», в 1904 году занял пост первого морского лорда (начальника Главного морского штаба).
Он был самым ревностным сторонником технических нововведений во всем британском военно-морском флоте.
Он понимал, что в результате перевода флота с угольного топлива на мазутное, можно было бы добиться большей скорости, большей эффективности и маневренности.
Но он оказался в меньшинстве — остальные адмиралы чувствовали себя более уверенно, полагаясь на уэлльский уголь, и настаивали на том, что ничего менять не надо.
Раньше многих других он пришел к убеждению, что врагом Британии будет ее грозный промышленный соперник, выросший за последние годы на континенте, — Германская империя. И он, как мог, подталкивал и королевский военно-морской флот, и британское правительство к необходимости принятия решения о переводе флота на нефтяное топливо, поскольку был уверен, что применение мазута в качестве топлива будет иметь решающее значение в ходе грядущего военного конфликта.
Несмотря на то, что непосредственных причин для прямого столкновения Германии и Великобритании было на удивление мало, существовало чрезвычайно важное обстоятельство - раскручивавшаяся гонка морских вооружений между Великобританией и Германией — соревнование в размерах и технической оснащенности их флотов. Эта гонка вооружений имела определяющее значение во взаимоотношениях двух государств.
Она стала причиной антагонизма двух стран.
К концу девяностых годов девятнадцатого века германское правительство приступило к полномасштабной реализации своей «Вельтполитик» — стратегии завоевания мирового политического, стратегического и экономического могущества, стремления к признанию Германии великой державой и к тому, что в Берлине называли «свободой в мировой политике».
Под давлением Фишера британское правительство ответило на германский вызов модернизацией своего флота и расширением строительной программы.
Но тут в 1901 году был избран в парламент от Консервативной партии Уинстон Черчилль.
Вскоре он возглавил Управление торговли, а в 1910 году стал министром внутренних дел.
Он являлся сторонником заключения англо-германского соглашения о морских вооружениях с тем, чтобы сократить бюджет военно-морского флота и высвободить средства для социальных реформ.
Однако в июле 1911 года немецкая канонерская лодка «Пантера» вошла в марокканский порт Агадир —то была довольно неуклюжая попытка подтвердить намерение Германии занять свое место под африканским солнцем.
Взгляды Черчилля претерпели мгновенную перемену. С этого момента у него не осталось никаких сомнений: целью Германии была мировая экспансия, а увеличение германского флота служило лишь одной цели — запугать Великобританию, и этой угрозе необходимо было что-то противопоставить.
В конце сентября 1911 года он занял пост первого лорда Адмиралтейства
Фишеру удалось внушить Черчилю уверенность в превосходстве нефти как топлива (над углем) и необходимость ее использования для королевского флота.
Лекция № 5
40
К тому моменту, когда Черчилль только пришел в Адмиралтейство, были уже построены или еще только строились 56 эскадренных миноносцев, которые должные были ходить лишь на мазуте, а также 74 подводные лодки также только на мазутном ходу. Некоторое количество мазута также распылялось в угольных топках всех кораблей. Но наиболее важная часть флота — линейные корабли, крупные боевые суда, составлявшие костяк флота, по старинке жгли уголь.
Нефтяное топливо давало флоту главное - скорость. Именно она позволяла вести бой когда ты хочешь, где ты хочешь, и как ты хочешь.
Британские линейные корабли того времени могли развивать скорость до 21 узла, а для того чтобы превзойти немцев нужны были 25 узлов.
И уже в апреле 1912 года было принято решение о включении в военно-морской бюджет быстроходного дивизиона, состоящего из пяти линейных кораблей типа «Королева Елизавета» на мазутном топливе.
Однако такое решение вызвало к жизни одну очень серьезную проблему: где найти нефть, будет ли ее в достатке и будут ли ее поставки безопасными в военном и политическом отношении?
Черчилль вел рискованную игру, подталкивая перевод флота на нефть до того, как решить проблему снабжения.
Наконец мечта Маркуса Сэмюеля о британском военно-морском флоте на нефтяном топливе стала, кажется, обретать плоть.
Но оставался один вопрос: кому получать прибыль? Было лишь два наиболее вероятных претендента: мощная и занимавшая прочное положение группа «Ройял Датч/Шелл», а также гораздо меньшая и продолжавшая борьбу «Англо-персидская нефтяная компания».
«Судьбоносный шаг» Великобритании неизбежно привел к обострению и без того яростного соперничества между «Ройял Датч/Шелл» и «Англо-персидской компанией».
В этой борьбе «Англо-персидская компания» была в невыгодном положении — она снова оказалась в тяжелой финансовой ситуации.
Министерство иностранных дел, в то время было как раз озабоченно положением Великобритании в зоне Персидского залива.
Основной заботой министерства было не допустить, чтобы англо-персидская концессия, охватывающая все нефтяные месторождения Персии... перешла под контроль иностранного синдиката".
В июне 1913 года Черчилль предоставил кабинету важный меморандум, озаглавленный «Снабжение флота Его Величества нефтяным топливом», в котором обосновывалось предложение о заключении долгосрочных контрактов в целях обеспечения соответствующих поставок по заранее обговоренным ценам.
Основным принципом признавалось «сохранение независимых конкурирующих источников», что предотвратило бы, таким образом, «образование всеобщей нефтяной монополии» и «зависимость Адмиралтейства от какого-либо одного источника».
Кабинет в принципе выразил свое согласие и премьер-министр Асквит в письме королю Георгу V указывал, что правительство должно «приобрести контрольный пакет надежных источников нефти».
Но как именно?
А очень просто.
Правительство должно стать акционером «Англоперсидской компании» для того, чтобы узаконить свою финансовую поддержку
Но было еще одно препятствие: министерство финансов настаивало на том, чтобы каждая сделка такого рода получила одобрение парламента, так что оставалось пройти это последнее испытание.
Он включал в себя два основных положения: во-первых, правительство инвестировало в развитие «Англо-персидской компании» 2,2 миллиона фунтов стерлингов, и в свою очередь приобретало 51 процент акционерного капитала компании; во-вторых, правительство получало право на введение в совет директоров компании двух своих представителей. Они имели бы право вето в отношении контрактов на поставку топлива для Адмиралтейства и вопросов большого политического значения, но не в отношении остальной коммерческой деятельности.
Другой контракт был составлен отдельно и мог держаться в секрете: он предоставлял Адмиралтейству контракт на поставку нефтяного топлива сроком на двадцать один год. Условия контракта были очень привлекательны, и, кроме того, британский военно-морской флот получал право на долю в прибыли компании.
Законопроект был принят подавляющим большинством голосов — 254 против 18.
Таким образом, к лету 1914 года британский военно-морской флот был полностью переведен на нефтяное топливо, а британское правительство стало владельцем контрольного пакета акций «Англо-персидской компании».
Нефть в первый, но далеко не в последний раз стала инструментом государственной политики, важнейшим в мире стратегическим сырьем.
Но «Англо-персидская нефтяная конвенция» получила королевскую санкцию лишь 10 августа 1914 года.
К тому времени мир был уже совсем иным.
Началась Первая мировая война.
Это была война людей и машин. Какими окажутся ее масштабы, не мог себе представить никто из лидеров. Нефть и двигатель внутреннего сгорания изменили все характеристики военных действий, вплоть до понятия мобильности на земле, на море и в воздухе.
Раздел 3. История нефтяной отрасли от Первой мировой войны до Второй
мировой войны.
Первая мировая война впервые в истории показала роль и значение нефти для военных целей. В конце войны было справедливо отмечено, что победа была в конечном счете победой грузовика над локомотивом.
С целью регулирования ограниченных ресурсов была создана Конференция союзников, которая координировала распределение нефти и явилась прообразом ОПЕК.
После успешного применения нефти во время войны мир требовал все большие объемы нефти для целей экономического процветания и наращивания национального могущества, поэтому нефть стала основным элементом национальных стратегий. Нефть стала символом и могущества, и независимости. Установились связи между целями нефтяных компаний и интересами государства. Эта связь стала впоследствии постоянной составляющей мировой политики.
Основными вехами прогресса нефтяной отрасли в этот период были следующие события:
Генерал Гальени перед лицом жестокой опасности первым осознал, что транспорт с двигателем внутреннего сгорания можно использовать для военных нужд.
Гальени решил, что для доставки на фронт тысяч солдат необходимо организовать «армию» такси.
Это были предшественники будущих моторизованных колонн.
Они показали, какое значение приобретет моторизованный транспорт в будущем.
Резервы были доставлены вовремя.
Франция была спасена.
Но наступил тупик позиционной войны.
Единственным выходом из тупика траншейной войны могло стать некое механическое новшество, которое позволило бы войскам передвигаться по полю боя под более надежной защитой, чем мундиры.
Информация о работе Истории нефти разворачивается на фоне трех великих процессов