Участие прокурора в гражданском процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Почти три столетия отделяют нас от того времени когда, когда Петр1 начал в Российском государстве грандиозные преобразования, в том числе и всей, как мы теперь ее знаем, судебной правоохранительной системы. Если раньше суд в России был непосредственно связан с управлением, то теперь возникла более стройная судебная иерархия: юстиц-коллегия, ведавшая «судными», то есть гражданскими, и «розыскными», или уголовными делами, надворные суды и, наконец, Правительствующий сенат - высшая судебная инстанция, приговоры которого считались окончательными (разумеется, не для монарха). Вслед за судами появились фискальные органы, полиция, а затем, в 1722 году, абсолютно новый для России надзорный орган-прокуратура, возглавляемая ставленником императора - генерал-прокурором.

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 197.50 Кб (Скачать)
 

            Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 

                                           Юридический факультет

                  

                                      Кафедра гражданского процесса 
 

                    Тема:   Участие прокурора в гражданском процессе

   

                                                                                    Курсовая работа студента

                                                                                                III курса дневного отделения,                                                                                                                      

                                                                                                Исмаилов   Р.А

                                                                                               Научный руководитель –

                                                                                                Доцент Малешин  Д.Я 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Дата сдачи курсовой работы: «___»______________2008 год

                                       Дата защиты: «___»______________2008 год

                                       Оценка:________________ 
 

                                                       Москва, 2008 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           Содержание 

Введение………………………………………………………………………………………………. 4 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                  
 
 

                                                                        Введение 

       Почти три столетия отделяют нас от того времени когда, когда Петр1 начал в Российском государстве грандиозные преобразования, в том числе и всей, как мы теперь ее знаем, судебной правоохранительной системы. Если раньше суд в России был непосредственно связан с управлением, то теперь возникла более стройная судебная иерархия: юстиц-коллегия, ведавшая «судными», то есть гражданскими, и «розыскными», или уголовными делами, надворные суды и, наконец, Правительствующий сенат - высшая судебная инстанция, приговоры которого считались окончательными (разумеется, не для монарха). Вслед за судами появились фискальные органы, полиция, а затем, в 1722 году, абсолютно новый для России надзорный орган-прокуратура, возглавляемая ставленником императора - генерал-прокурором.

      Возникшие при Петре 1 прокурорские органы, несколько видоизменяясь, существовали два столетия, вплоть до Октябрьской революции 1917 года, когда старый царский аппарат (лишь чуть подкорректированный Временным правительством) полностью был уничтожении заменен новым- советским народным судом, а с 1922 года – прокуратурой.

      Органам прокуратуры принадлежит особoе место в всем механизме гарантий законности. Но до сих пор не утихают дискуссии о задачах прокуратуры, о ее роли в системе «сдержек и противoвeсов», в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.  
         Сложность задач, стоящих перед судами при неясности споров, вызывает необходимость участия прокуроров в гражданском судопроизводстве с целью обеспечения прав и законных интересов граждан и государства. Участие прокурора в судопроизводстве содействует вынесению судами законных и обоснованных постановлений.

    Вопрос  о роли прокуратуры в гражданском процессе является злободневным. Местo и роль прокуратуры при рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел ощутимо изменились в ходе проведения судебной реформы.  
С 1992 г., когда начинает исполняться концепция судебной реформы в Российской Федерации, медленно происходит уменьшение прав прокуратуры.

      Федеральный закон «О прокуратуре  Российской Федерации» (1992 г.) меняет взаимоотношения органов прокуратуры и суда, в том числе и в области гражданского судопроизводства; в 2000 г. из ГПК РСФСР исключается ст. 12, посвященная прокурорскому надзору в гражданском судопроизводстве. И наконец, принятие нового ГПК РФ стало заканчивающим этапом изменения такой функции прокуратуры, как участие в рассмотрении гражданских дел в судах.  
      В нынешнее время стало ясным, что судебная реформа в некоторых аспектах, касающихся органов прокуратуры, имела просчеты. В связи с вступлением в действие с 1 февраля 2003 г. нового ГПК РФ изменилось положение прокуратуры в гражданском процессе. Причем изменения эти, по моему мнению, произошли не в лучшую сторону с точки зрения защиты прокурором прав граждан
.

    Можно сказать ,что  гражданин сегодня почти оставлен oдин на один в борьбе с хорошо налаженным бюрократическим аппаратом, недобросовестными работодателями, недобросовестных производителей и т.д.1 Получение квалифицированной юридической помощи на данный момент возможно лишь для небольшого круга лиц, которые обладают надлежащими финансовыми возможностями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                               
 

                                                                             

                                                                                      

                                                                     Глава I

Участие прокурора в гражданском процессе в историческом аспекте 

     При Петре I Россия бесповоротно обратилась в чиновничье-дворянскую монархию с огромной властью императора. Крушился привычный, утвердившийся на протяжении веков, образ жизни; претерпевали главные изменения все основные государственные структуры, начиная с местных и кончая высшими. Петр I твердой рукой насаждал новые, непривычные для Российского государства органы.

     Петр  I, принявший в 1721 году титул императора, осознавал, что нужно создавать новое учреждение, которое стояло бы над Правительствующим Сенатом и над всеми госучреждениями.      Таким учреждением стала прокуратура. Указ о ней вышел 12 января 1722 года.2

Вслед за этим были учреждены прокуроры  и при надворных судах.3

С учреждением прокуратуры, обер-фискал (с 1723 года - генерал-фискал) был подчинен непосредственно генерал-прокурору. Фактически же фискальная служба оказалась ненужной, но окончательно она была упразднена только при Екатерине 2 в 1775 году)

           Прокуратура учреждалаcь в России, в свое время, как орган императорской власти, осуществляющий от ее имени повсместный, постоянный надзор и контроль за Правительствующим Сенатом и других центральных и местных учреждений.

  Первым  генерал-прокурором стал 18 января 1722 года Павел Иванович Ягужинский. Представляя сенаторам генерал-прокурора, император Петр 1 сказал: « Вот мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания; что он заблагорассудит то вы и делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государственным выгодам, вы однако ж то выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления»4.

 С  этого времени проходит более  трех месяцев, прежде чем появляется указ, четко очерчивающий функции генерал-прокурора и прокуратуры в целом: « О должности генерал –прокурора»(27апреля 1722 года). Русский исследователей В.И.Веретенников нашел пять редакций «Должности». Название самой ранней из известных редакций, найденных среди документов, относящихся к 18-20 января 1722 года, « О генерал-прокуроре, то есть стряпчем от государя и от государства»5, отличалось от названия окончательной. Первый пункт этой редакции остался практически без изменений. Другие пункты, в последующих редакциях, претерпели существенные изменения. По начальному замыслу Петра I генерал-прокурор должен быть высшим должностным лицом в государственном аппарате, в его руках сосредотачивался бы надзор за правильном и законным ходом управления страной, и прежде, в ее центральных учреждениях, то есть быть как бы «сердцем всего государства». Предполагалось, что генерал-прокурор должен защищать интересы церкви императора, государства и всех граждан, которые не смогут сами защитить свои права.

В последствии  Петр I отказался от такой всеобъемлющей функции генерал-прокурорской должности, ограничив ее надзором за деятельностью государственных органов.

  Положение первого генерал- прокурора было сложным и довольно неопределенным. Император , человек исключительно деятельный и активный, зачастую сам выполнял обязанности своего генерал-прокурора,есдил в Правительствующий сенат и строго следил за решениями последнего, поэтому Ягужнский вначале играл роль как бы посредника между Петром 1 и Сенатом.

    Постепенно Ягужинский и его помощник расширили сферу своей деятельности.Главное внимание они сосредоточили на контороле  за повседевной деятельностью Правительствующего Сената. Генерал-прокурор прилагал немало усилий, чтобы навести там элементарный порядок. Видный русский историк В.О.Ключевский как-то писал: «Генерал-прокурор, а не Сенат становился маховым колесом всего управления; не входя в его состав; не имея сенаторского голоса,был , однако,настоящим его президентом,смотрел за порядком его заседаний, возбуждал в нем законодательные вопросы,судил, когда Сенат поступал право или неправо, посредством своих песочных часов руководил его рассуждениями и превращал его в политическое сооружение на песке»6.

      Даже иностранцы заметили ,что  генерал-прокурор по своей силе  и влиянию второе лицо в  государстве. Предложения,которые давались Ягужинским Правительствующему Сенату по тем или иным вопрпосам,как правило,почти дословно воспроизводились последним7.

     Подобно тому, как генерал-прокурор был «оком» государя, все нижестоящие прокурорские чины были «оком» генерал-прокурора. Прокуроры при коллегиях, надворных судах и других учреждениях, губернские прокуроры были независимы от местных органов, действовали именем генерал-прокурора под его непосредственным наблюдением и покровительством.

     При обнаружении нарушения, прокурор с начало предлагал устранить его,делалось это в устной форме, а если это не помогало, использовал свое право принесения протеста, который приостанавливал исполнение того действия или постановления, где прокурор усмотрел нарушение. Генерал-прокурор, получив «доношение» своего подчиненного, как правило, «инстиговал» его, то есть принимал меры к быстрому и правильному рассмотрению. Зачастую по таким «доношениям», с подачи генерал-прокурора, принимались специальные сенатские решения.

            Прокуратура, организованная в России Петром I, в течение первых полутора веков (до судебных реформ 60-х годов XIX в.) была органoм надзора за властью на местах, а «собственно судебная обвинительная или исковая деятельность составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике»8.

     Пoслe судебной рeфoрмы 1864 г. концепция деятельности прокуратуры была перeсмoтрена и главная eе функция передвинута в сферу судoпроизводства. Участие прокурора в гражданском судoпроизводстве того времени сoстояло в том,что прокурoр вступал в процесс как «присоединяющаяся сторона», представляя суду заключение уже после состязания сторон. Но существовало и исключение по некоторым делам прокурор мог выступать и как «главная сторoна», соревнуясь, с другой стороной, как истец или ответчик. Прокурор мог действовать в таком качестве, eсли дело имело публичный характер, т.е. затрагивало интересы государства и общества. Вступить в начавшийся процесс, для дачи заключения, он мог по своей инициативе или же по инициативе суда.

     Составители гражданского судoпроизводства исходили из того, что «состязательный процесс не представляет достаточного обеспечения в достижении истины, если бы при суде не было кроме судей, представителей точного разума действующих узаконений и защитника во имя закона тех лиц, юридических и физических, кои по естественному порядку вещей не могут, по положению своему, принимать участие в деле»9.

     По оканчании Октябрьской революции органы прокуратуры, были ликвидированы. В Декрете о суде № 1 от 24 ноября 1917 года10 говорилось: "Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равнo институты присяжной и частной адвокатуры". В рoли обвинителей могли выступать все "неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами". Надзор и контроль за законностью теперь принадлежал многим органам и учреждениям, начиная с ВЦИКа и eгo президиума и кончая губернскими и уездными отделами юстиции.

Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе