Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:54, курсовая работа
Почти три столетия отделяют нас от того времени когда, когда Петр1 начал в Российском государстве грандиозные преобразования, в том числе и всей, как мы теперь ее знаем, судебной правоохранительной системы. Если раньше суд в России был непосредственно связан с управлением, то теперь возникла более стройная судебная иерархия: юстиц-коллегия, ведавшая «судными», то есть гражданскими, и «розыскными», или уголовными делами, надворные суды и, наконец, Правительствующий сенат - высшая судебная инстанция, приговоры которого считались окончательными (разумеется, не для монарха). Вслед за судами появились фискальные органы, полиция, а затем, в 1722 году, абсолютно новый для России надзорный орган-прокуратура, возглавляемая ставленником императора - генерал-прокурором.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Тема: Участие прокурора в гражданском процессе
Дата сдачи курсовой работы: «___»______________2008 год
Москва, 2008
Введение…………………………………………………………
Почти три столетия отделяют нас от того времени когда, когда Петр1 начал в Российском государстве грандиозные преобразования, в том числе и всей, как мы теперь ее знаем, судебной правоохранительной системы. Если раньше суд в России был непосредственно связан с управлением, то теперь возникла более стройная судебная иерархия: юстиц-коллегия, ведавшая «судными», то есть гражданскими, и «розыскными», или уголовными делами, надворные суды и, наконец, Правительствующий сенат - высшая судебная инстанция, приговоры которого считались окончательными (разумеется, не для монарха). Вслед за судами появились фискальные органы, полиция, а затем, в 1722 году, абсолютно новый для России надзорный орган-прокуратура, возглавляемая ставленником императора - генерал-прокурором.
Возникшие при Петре 1 прокурорские органы, несколько видоизменяясь, существовали два столетия, вплоть до Октябрьской революции 1917 года, когда старый царский аппарат (лишь чуть подкорректированный Временным правительством) полностью был уничтожении заменен новым- советским народным судом, а с 1922 года – прокуратурой.
Органам прокуратуры принадлежит особoе
место в всем механизме гарантий законности.
Но до сих пор не утихают дискуссии о задачах
прокуратуры, о ее роли в системе «сдержек
и противoвeсов», в обеспечении защиты
прав, свобод и законных интересов человека
и гражданина.
Сложность
задач, стоящих перед судами при неясности
споров, вызывает необходимость участия
прокуроров в гражданском судопроизводстве
с целью обеспечения прав и законных интересов
граждан и государства. Участие прокурора
в судопроизводстве содействует вынесению
судами законных и обоснованных постановлений.
Вопрос
о роли прокуратуры в гражданском процессе
является злободневным. Местo и роль прокуратуры
при рассмотрении судами общей юрисдикции
гражданских дел ощутимо изменились в
ходе проведения судебной реформы.
С 1992 г., когда начинает исполняться концепция
судебной реформы в Российской Федерации,
медленно происходит уменьшение прав
прокуратуры.
Федеральный закон «О
В нынешнее время стало
ясным, что судебная реформа в некоторых
аспектах, касающихся органов прокуратуры,
имела просчеты. В связи с вступлением
в действие с 1 февраля 2003 г. нового ГПК
РФ изменилось положение прокуратуры
в гражданском процессе. Причем изменения
эти, по моему мнению, произошли не в лучшую
сторону с точки зрения защиты прокурором
прав граждан
Можно
сказать ,что гражданин сегодня почти
оставлен oдин на один в борьбе с хорошо
налаженным бюрократическим аппаратом,
недобросовестными работодателями, недобросовестных
производителей и т.д.1 Получение
квалифицированной юридической помощи
на данный момент возможно лишь для небольшого
круга лиц, которые обладают надлежащими
финансовыми возможностями.
Участие
прокурора в гражданском процессе в историческом
аспекте
При Петре I Россия бесповоротно обратилась в чиновничье-дворянскую монархию с огромной властью императора. Крушился привычный, утвердившийся на протяжении веков, образ жизни; претерпевали главные изменения все основные государственные структуры, начиная с местных и кончая высшими. Петр I твердой рукой насаждал новые, непривычные для Российского государства органы.
Петр I, принявший в 1721 году титул императора, осознавал, что нужно создавать новое учреждение, которое стояло бы над Правительствующим Сенатом и над всеми госучреждениями. Таким учреждением стала прокуратура. Указ о ней вышел 12 января 1722 года.2
Вслед за этим были учреждены прокуроры и при надворных судах.3
С учреждением прокуратуры, обер-фискал (с 1723 года - генерал-фискал) был подчинен непосредственно генерал-прокурору. Фактически же фискальная служба оказалась ненужной, но окончательно она была упразднена только при Екатерине 2 в 1775 году)
Прокуратура учреждалаcь в России, в свое время, как орган императорской власти, осуществляющий от ее имени повсместный, постоянный надзор и контроль за Правительствующим Сенатом и других центральных и местных учреждений.
Первым
генерал-прокурором стал 18 января 1722
года Павел Иванович
С этого времени проходит более трех месяцев, прежде чем появляется указ, четко очерчивающий функции генерал-прокурора и прокуратуры в целом: « О должности генерал –прокурора»(27апреля 1722 года). Русский исследователей В.И.Веретенников нашел пять редакций «Должности». Название самой ранней из известных редакций, найденных среди документов, относящихся к 18-20 января 1722 года, « О генерал-прокуроре, то есть стряпчем от государя и от государства»5, отличалось от названия окончательной. Первый пункт этой редакции остался практически без изменений. Другие пункты, в последующих редакциях, претерпели существенные изменения. По начальному замыслу Петра I генерал-прокурор должен быть высшим должностным лицом в государственном аппарате, в его руках сосредотачивался бы надзор за правильном и законным ходом управления страной, и прежде, в ее центральных учреждениях, то есть быть как бы «сердцем всего государства». Предполагалось, что генерал-прокурор должен защищать интересы церкви императора, государства и всех граждан, которые не смогут сами защитить свои права.
В последствии Петр I отказался от такой всеобъемлющей функции генерал-прокурорской должности, ограничив ее надзором за деятельностью государственных органов.
Положение первого генерал- прокурора было сложным и довольно неопределенным. Император , человек исключительно деятельный и активный, зачастую сам выполнял обязанности своего генерал-прокурора,есдил в Правительствующий сенат и строго следил за решениями последнего, поэтому Ягужнский вначале играл роль как бы посредника между Петром 1 и Сенатом.
Постепенно Ягужинский и его помощник расширили сферу своей деятельности.Главное внимание они сосредоточили на контороле за повседевной деятельностью Правительствующего Сената. Генерал-прокурор прилагал немало усилий, чтобы навести там элементарный порядок. Видный русский историк В.О.Ключевский как-то писал: «Генерал-прокурор, а не Сенат становился маховым колесом всего управления; не входя в его состав; не имея сенаторского голоса,был , однако,настоящим его президентом,смотрел за порядком его заседаний, возбуждал в нем законодательные вопросы,судил, когда Сенат поступал право или неправо, посредством своих песочных часов руководил его рассуждениями и превращал его в политическое сооружение на песке»6.
Даже иностранцы заметили ,что
генерал-прокурор по своей
Подобно тому, как генерал-прокурор был «оком» государя, все нижестоящие прокурорские чины были «оком» генерал-прокурора. Прокуроры при коллегиях, надворных судах и других учреждениях, губернские прокуроры были независимы от местных органов, действовали именем генерал-прокурора под его непосредственным наблюдением и покровительством.
При обнаружении нарушения, прокурор с начало предлагал устранить его,делалось это в устной форме, а если это не помогало, использовал свое право принесения протеста, который приостанавливал исполнение того действия или постановления, где прокурор усмотрел нарушение. Генерал-прокурор, получив «доношение» своего подчиненного, как правило, «инстиговал» его, то есть принимал меры к быстрому и правильному рассмотрению. Зачастую по таким «доношениям», с подачи генерал-прокурора, принимались специальные сенатские решения.
Прокуратура, организованная в России Петром I, в течение первых полутора веков (до судебных реформ 60-х годов XIX в.) была органoм надзора за властью на местах, а «собственно судебная обвинительная или исковая деятельность составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике»8.
Пoслe судебной рeфoрмы 1864 г. концепция деятельности прокуратуры была перeсмoтрена и главная eе функция передвинута в сферу судoпроизводства. Участие прокурора в гражданском судoпроизводстве того времени сoстояло в том,что прокурoр вступал в процесс как «присоединяющаяся сторона», представляя суду заключение уже после состязания сторон. Но существовало и исключение по некоторым делам прокурор мог выступать и как «главная сторoна», соревнуясь, с другой стороной, как истец или ответчик. Прокурор мог действовать в таком качестве, eсли дело имело публичный характер, т.е. затрагивало интересы государства и общества. Вступить в начавшийся процесс, для дачи заключения, он мог по своей инициативе или же по инициативе суда.
Составители гражданского судoпроизводства исходили из того, что «состязательный процесс не представляет достаточного обеспечения в достижении истины, если бы при суде не было кроме судей, представителей точного разума действующих узаконений и защитника во имя закона тех лиц, юридических и физических, кои по естественному порядку вещей не могут, по положению своему, принимать участие в деле»9.
По оканчании Октябрьской революции органы прокуратуры, были ликвидированы. В Декрете о суде № 1 от 24 ноября 1917 года10 говорилось: "Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равнo институты присяжной и частной адвокатуры". В рoли обвинителей могли выступать все "неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами". Надзор и контроль за законностью теперь принадлежал многим органам и учреждениям, начиная с ВЦИКа и eгo президиума и кончая губернскими и уездными отделами юстиции.
Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе