Участие прокурора в гражданском процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Почти три столетия отделяют нас от того времени когда, когда Петр1 начал в Российском государстве грандиозные преобразования, в том числе и всей, как мы теперь ее знаем, судебной правоохранительной системы. Если раньше суд в России был непосредственно связан с управлением, то теперь возникла более стройная судебная иерархия: юстиц-коллегия, ведавшая «судными», то есть гражданскими, и «розыскными», или уголовными делами, надворные суды и, наконец, Правительствующий сенат - высшая судебная инстанция, приговоры которого считались окончательными (разумеется, не для монарха). Вслед за судами появились фискальные органы, полиция, а затем, в 1722 году, абсолютно новый для России надзорный орган-прокуратура, возглавляемая ставленником императора - генерал-прокурором.

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

     Выдержка:

     4.надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал- прокурору ». 

        Приложение 2

     «января18.именной.- о бытии в надворных судах прокурорам и о принятии доносов от фискалов и людей посторонних.

     Выдержка:

     1.Прокурорам быть и в Надворных судах…..» 
 
 

      Приложение 3

СОВЕТЪ  НАРОДНЫХЪ КОМИССАРОВЪ  РСФСР 

ДЕКРЕТЪ

отъ 24 ноября 1917 года 

О СУДЕ 

    Советъ  Народныхъ Комиссаровъ постановляетъ:

    1) Упразднить доныне существующiя общiя судебныя установленiя, как-то: окружные суды, судебныя палаты и правительствующiй сенатъ со всеми департаментами, военные и морскiе суды всехъ наименованiй, а также коммерческiе суды, заменяя все эти установленiя судами, образуемыми на основанiи демократическихъ выборовъ.

    О порядке дальнейшаго направленiя  и движенiя неоконченныхъ делъ будетъ изданъ особый декретъ.

    Теченiе  всехъ сроковъ прiостанавливается, считая съ 25 октября с.г. впредь до особаго  декрета.

    2) Прiостановить действiе существующаго доныне института мировыхъ судей, - заменяя мировыхъ судей, избираемыхъ доныне непрямыми выборами, местными судами въ лице постояннаго местнаго судьи и двухъ очередныхъ заседателей, приглашаемыхъ на каждую сессiю по особымъ спискамъ очередныхъ судей. Местные судьи избираются впредь на основанiи прямыхъ демократическихъ выборовъ, а до назначенiя таковыхъ выборовъ временно - районными и волостными, а где таковыхъ нетъ, уездными, городскими и губернскими Советами Раб., Солд. и Кр. Депутатовъ.

    Этими же Советами составляются списки очередныхъ заседателей и определяется очередь  ихъ явки на сессiю.

    Прежнiе  мировые судьи не лишаются права, при изъявленiи ими на то согласiя, быть избранными въ местные судьи  какъ временно Советами, такъ и окончательно на демократическихъ выборахъ.

    Местные суды решаютъ все гражданскiя  дела ценою до 3.000 р. и уголовныя  дела, если обвиняемому угрожаетъ  наказанiе не свыше 2 летъ лишенiя  свободы и если гражданскiй искъ не превышаетъ 3.000 р. Приговоры и  решенiя местныхъ судовъ окончательны и обжалованiю въ апелляцiонномъ порядке не подлежатъ. По деламъ, по коимъ присуждено денежное взысканiе свыше 100 р. или лишенiе свободы свыше 7 дней, допускается просьба о кассацiи. Кассацiонной инстанцiей является уездный, а въ столицахъ - столичный съездъ местных судей.

    Для разрешенiя уголовныхъ делъ на фронтахъ местные суды темъ же порядкомъ избираются полковыми советами, а где ихъ  нетъ - полковыми комитетами.

    О судопроизводстве по прочимъ судебнымъ  деламъ будетъ изданъ особый декретъ.

    3) Упразднить доныне существовавшие  институты судебныхъ следователей, прокурорского надзора, а равно  и институты присяжной и частной  адвокатуры.

    Впредь  до преобразованiя всего порядка  судопроизводства предварительное  следствiе по уголовнымъ деламъ возлагается на местныхъ судей единолично, причемъ постановленiя ихъ о личномъ задержанiи и о преданiи суду должны быть подтверждены постановленiемъ всего местнаго суда.

    Въ  роли же обвинителей и защитниковъ, допускаемыхъ и въ стадiи предварительнаго следствiя, а по гражданскимъ деламъ - поверенными, допускаются все неопороченные граждане обоего пола, пользующiеся гражданскими правами.

    4) Для принятiя и дальнейшаго  направленiя делъ и производствъ, какъ судебныхъ установленiй,  такъ и чиновъ предварительнаго  следствiя и прокурорскаго надзора, а равно и советовъ присяжныхъ поверенныхъ, соответствующiе местные Советы Р., С. и Кр. Депутатовъ избираютъ особыхъ комиссаровъ, которые принимаютъ въ свое веденiе архивы и имущества этих учрежденiй.

    Всемъ низшимъ и канцелярскимъ чинамъ упраздняемыхъ учрежденiй предписывается оставаться на своихъ местахъ и подъ общимъ руководствомъ комиссаровъ исполнять все необходимыя работы по направленiю незаконченныхъ делъ, а равно и давать, въ назначенные дни, заинтересованнымъ лицамъ справки о положенiи ихъ делъ.

    5) Местные суды решаютъ дела  именемъ Россiйской Республики  и руководятся въ своихъ решенiяхъ  и приговорахъ законами свергнутыхъ  правительствъ лишь постольку,  поскольку таковые не отменены  революцiей и не противоречатъ  революцiонной совести и революцiонному правосознанiю.

    Примечанiе. Отмененными признаются все законы, противоречащiе декретамъ Ц.И.К. Советовъ Р., С. и Кр. Деп. и Рабочаго и Крестьянскаго  Правительства, а также программамъ - минимумъ Р. С. - Д. Р. Партiи и Партiи  С. Р. 

    6) По всемъ спорнымъ гражданскимъ, а также и частно - уголовнымъ  деламъ стороны могутъ обращаться  къ третейскому суду. Порядокъ  третейскаго суда будетъ определенъ  особымъ декретомъ.

    7) Право помилованiя и возстановленiя  въ правахъ лицъ, осужденныхъ  по уголовнымъ деламъ, впредь принадлежитъ судебной власти.

    8) Для борьбы противъ контръ - революцiонныхъ  силъ въ видахъ принятiя меръ  огражденiя отъ нихъ революцiи  и ея завоеванiй, а равно  для решенiя делъ о борьбе  съ мародерствомъ и хищничествомъ,  саботажемъ и прочими злоупотребленiями торговцевъ, промышленниковъ, чиновниковъ и пр. лицъ, учреждаются рабочiе и крестьянскiе Революцiонные Трибуналы, въ составе одного председателя и шести очередныхъ заседателей, избираемыхъ Губернскими или Городскими Советами Р., С. и Кр. Депутатовъ.

    Для производства же по этимъ деламъ предварительнаго следствiя при техъ же Советахъ образуются особыя следственныя комиссiи.

    Все следственныя комиссiи, доныне существовавшiя, отменяются съ передачей ихъ делъ и производствъ во вновь организуемыя при Советахъ следственныя комиссiи. 

Предс. Сов. Нар. Ком.

В.УЛЬЯНОВЪ (ЛЕНИНЪ) 

Комиссары:

А.ШЛИХТЕРЪ

Л.ТРОЦКIЙ

А.ШЛЯПНИКОВЪ

I.ДЖУГАШВИЛИ (СТАЛИНЪ)

Н.АВИЛОВЪ (Н.ГЛЕБОВЪ)

 П.СТУЧКА

     Приложение 4 

   Доклад уполномоченного  по правам человека

Защита прав и свобод граждан, страдающих психическими расстройствамиявляется важным аспектом правозащитной деятельности.    

17 декабря  1991 года Организация Объединенных Наций утвердила Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 46/119), где, в частности, говорится, что все лица имеют право на психиатрическую помощь, которая является частью системы здравоохранения, образования и социального обслуживания.     

В настоящее  время психиатрическая помощь реализуется  на основе Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и  гарантиях прав граждан при ее оказании", Федеральной целевой  программы "Неотложные меры по совершенствованию  психиатрической помощи (1995 – 1997 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 383 от 20 апреля 1995 г. Однако принятие указанных актов не повлекло за собой положительных изменений государственной политики в этой сфере.    

Положение усугубляется отсутствием достаточного государственного финансирования психиатрических  учреждений. В большинстве регионов на питание пациента выделяется всего 3-5 рублей в день. Средства массовой информации сообщали, что в г. Владивостоке в конце 1998 года доведенные до отчаяния таким положением больные и медицинский персонал психиатрической больницы пикетировали здание городской администрации. В марте 1999 года из средств массовой информации стало известно об условиях жизни в одном из детских учреждений Московской области, где лечатся дети с психическими расстройствами. У большинства из них был выявлен большой дефицит веса. Девятилетняя девочка весила всего 6,4 килограмма, потеряв за три года свыше 11 килограммов. Власти, за некоторым исключением, на подобную информацию не откликаются. Уполномоченный считает такое антигуманное отношение к людям недопустимым и настаивает на исполнении принятых законов.    

Сегодня число граждан, страдающих психическими расстройствами и состоящих на диспансерном учете, приближается к 4 млн. человек. По информации независимых экспертов, около 4,5 процента детей страдают психическими заболеваниями.    

Основными причинами роста заболеваемости психической патологией являются неблагоприятная социально-экономическая обстановка в стране, социальная незащищенность, безработица, межнациональные и этнические конфликты, вынужденная внутренняя и внешняя миграция и другие факторы, которые способствуют развитию стрессовых и непсихотических состояний. Помимо этого, имеет место несогласованность решений и действий органов исполнительной власти федерального и регионального уровней в области психопрофилактики и психогигиены. Ситуация усугубляется недостаточным количеством специалистов-психологов, социальных работников, неэффективностью существующей социально-психологической службы, призванной предупреждать эмоционально-стрессовые расстройства.    

В нарушение  законодательства, в должной мере не обеспечивается информационно-психологическая  безопасность населения. В средствах массовой информации продолжается реклама алкогольных напитков, скрытая пропаганда жестокости и насилия.    

Уполномоченным  по правам человека в Российской Федерации  получено несколько десятков обращений  и жалоб от граждан, страдающих психическими расстройствами. В основном жалобы касаются незаконного помещения в психиатрический стационар, применения методов лечения, разрушающих здоровье пациентов, произвола врачей и младшего медицинского персонала. В обращениях содержатся просьбы о содействии в проведении независимой психиатрической экспертизы. Ряд жалоб связан с вопросами пересмотра диагноза психического заболевания и снятия с диспансерного наблюдения, восстановления в дееспособности граждан, признанных недееспособными по решению суда. Расширение механизма судебной защиты прав граждан повлекло за собой увеличение количества дел, возбуждаемых в рамках гражданского судопроизводства по жалобам граждан на действия работников, принимавших участие в оказании психиатрической помощи, а также по поводу применения тех или иных видов психиатрической помощи без согласия больных.    

Так, Уполномоченным была принята к рассмотрению жалоба гражданки С. (вх. № С-32) на необоснованное применение принудительных мер медицинского характера в отношении гражданина Б. Он был направлен по определению Пресненского межмуниципального (районного) суда г. Москвы в психиатрическую больницу специализированного типа с интенсивным наблюдением, в связи с совершением им в состоянии невменяемости общественно опасных деяний, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 213 УК РФ ("Хулиганство"). В ходе изучения материалов данного уголовного дела были выявлены нарушения, допущенные как органами дознания и предварительного следствия, так и судом. Председателю Верховного Суда Российской Федерации направлено ходатайство об истребовании уголовного дела для решения вопроса о принесении протеста на определение суда.    

Жалобы  поступают не только от лиц, к которым, по их мнению, необоснованно были применены меры медицинского характера, но и от их родственников и адвокатов. Так, в жалобах гражданина П. и его матери гражданки Б. (вх. № П-888) указывалось на факты жестокого обращения с П. в психиатрической больнице, находящейся в поселке Прибрежный Калининградской области. После обращения Уполномоченного к прокурору Калининградской области начата проверка данных фактов.    

Анализ  итогов рассмотрения жалоб и обращений  граждан, страдающих психическими расстройствами, свидетельствует как о необходимости совершенствования Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", так и о значительных недостатках в его реализации.    

Закон Российской Федерации "О психиатрической  помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" вобрал в себя мировые стандарты оказания психиатрической помощи. Однако этот закон остался практически неизвестным не только большинству населения страны, но и медицинским организациям непсихиатрического профиля. Его основополагающая правовая идея – равноправие лиц с психическими расстройствами со всеми остальными гражданами – не реализована. В закон целесообразно внести изменения и дополнения. В первую очередь, необходимо решить ряд проблем, касающихся механизма госпитализации психически больных людей. Следует изменить порядок принудительной госпитализации тех больных, кто опасен для окружающих, а также определить критерии опасности человека для общества.    

Отсутствие  финансовых средств и ведомственная  разобщенность осложнили создание предусмотренной законом службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах. К Уполномоченному поступило обращение Постоянной палаты по правам человека Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации с предложением создать такую службу в качестве подразделения аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.     

Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе