Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:54, курсовая работа
Почти три столетия отделяют нас от того времени когда, когда Петр1 начал в Российском государстве грандиозные преобразования, в том числе и всей, как мы теперь ее знаем, судебной правоохранительной системы. Если раньше суд в России был непосредственно связан с управлением, то теперь возникла более стройная судебная иерархия: юстиц-коллегия, ведавшая «судными», то есть гражданскими, и «розыскными», или уголовными делами, надворные суды и, наконец, Правительствующий сенат - высшая судебная инстанция, приговоры которого считались окончательными (разумеется, не для монарха). Вслед за судами появились фискальные органы, полиция, а затем, в 1722 году, абсолютно новый для России надзорный орган-прокуратура, возглавляемая ставленником императора - генерал-прокурором.
Основаниями
для отмены или изменения
судебных постановлений
в порядке надзора являются
существенные нарушения
норм материального
или процессуального
права, повлиявшие на
исход дела, без устранения
которых невозможны
восстановление и защита
нарушенных прав, свобод
и законных интересов,
а также защита охраняемых
законом публичных интересов.
Не
может быть отменено по существу правильное
судебное постановление по формальным
соображениям в случае нарушения процессуальных
норм, за исключением указанны в ст. 364
ГПК РФ.
2.1 Вступление в процесс начатый по инициативе других лиц:
Иными же являются процессуальные права прокурора, если он вступает в начавшийся по инициативе других лиц процесс. В ряде случаев участие прокурора в деле предусмотрено материальным или процессуальным законом.
Закон признает обязательным участие прокурора в делах:
Реализуя предоставленные ч. 3 ст. 45 ГПК РФ полномочия, считать обязательным участие прокурора в первую очередь в рассмотрении дел:
о выселении без предоставления другого жилого помещения;
о восстановлении на работе в связи с прекращением трудового договора;
о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении трудовых и служебных обязанностей, а также в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В иных случаях вступать в процесс и давать заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, если истец или ответчик по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы либо спор приобрел особое общественное значение в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании.
Прокурорам субъектов Российской Федерации, а также приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, а также их заместителям принимать личное участие в рассмотрении судами гражданских дел, имеющих особое значение для защиты интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований19.
Прокурор
по существу может предъявить иск по
любой категории дел, за исключением дел
о расторжении брака, но и это исключение
не является безусловным.
Вступая в уже начавшийся процесс, прокурор занимает активную позицию в деятельности по рассмотрению спора: он опрашивает истца и ответчика, иных лиц, участвующих в деле; участвует в допросе свидетелей, экспертов, исследует вещественные и письменные доказательства, представленные сторонами. По всем вопросам, возникающим в ходе судопроизводства, прокурор дает заключение о том, как они должны быть разрешены с точки зрения Закона.
Прокурор обязан во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Так, если в ходе единоличного рассмотрения судьей дела выясняется, что оно подлежит рассмотрению коллегиально, прокурор заявляет ходатайства о передаче дела на рассмотрение суда в полном составе судей.
Прокурор должен активно участвовать в исследовании доказательств, давать заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и по существу дела в целом, руководствуясь принципами законности, состязательности и равноправия сторон.
Лица, участвующие в деле, вправе задавать вопросы прокурору. Прокурор участвует в судебных прениях первым.
Прокурор
не должен стеснять суд своей властью,
но, будучи стражем общественного
интереса, выраженного в законе, давая
анализ существа конкретного дела, всего
выясненного в ходе судебного разбирательства
и сказанного в судебных прениях, он должен
в своем слове суду «усмотреть в этом частном
споре интересы, относящиеся к общественному
благу, и авторитетно высказаться в его
пользу, помогая суду в своем решении так
урегулировать спорные частные интересы,
чтобы общественное благо, интересы всего
общества, выраженные в законе, не пострадали»20.
Таким образом, прежде всего прокурор
в гражданском процессе выступает представителем
публичного интереса. Он может усматриваться
и в защите прав государственных органов
или государства в целом, и в защите свобод
отдельных граждан или группы, когда дело
приобретает особое общественное значение.
В связи с вступлением в действие с 1 февраля 2003 г. нового ГПК РФ изменилось положение прокуратуры в гражданском процессе. Причем изменения эти, по моему мнению, произошли не в лучшую сторону с точки зрения защиты прокурором прав граждан.
Начну с оснований для участия прокурора в гражданском процессе. Ранее действовавшее гражданское процессуальное законодательство позволяло прокурору обратиться в суд за защитой прав любого гражданина, если гражданин попросит об этом прокурора. Теперь же прокурор вправе сделать это только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (п. 1 ст. 45 ГПК РФ). Данное положение существенно ограничивает возможности прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина.
Далее. До введения в действие ГПК РФ прокурор
мог дать заключение по любому делу, если
суд удовлетворил ходатайство гражданина
о привлечении прокурора в начатый процесс.
В соответствии же с п. 3 ст. 45 ГПК РФ прокурор
может вступить в начатый процесс для
дачи заключения по делу только в случаях,
предусмотренных данным Кодексом и другими
федеральными законами. Как видим и здесь
возможности защиты прокуратурой прав
и свобод человека и гражданина новым
Кодексом ограничены.
Однако
исходя из требований ст.ст. 2, 18 Конституции
РФ смысл деятельности государственных
органов, к числу которых относится и прокуратура,
заключается в реализации прав и свобод
человека и гражданина. Поэтому участие
прокурора в гражданском процессе необходимо
связать с обращениями конкретных граждан
и общественных организаций по поводу
устранения их нарушенных прав. Только
в этом случае деятельность прокуратуры
будет подчинена решению вышеназванных
конституционных задач.
К отрицательным
моментам ГПК РФ следует отнести и отсутствие
у прокурора возможности устранить нарушение
прав граждан, пропустивших срок для судебной
защиты. В соответствии с п. 6 ст. 152 ГПК
РФ суд может отказать гражданину в рассмотрении
его требований по существу, если им без
уважительных причин пропущен срок для
судебной защиты. Кодекс лишает и прокурора
возможности устранить в судебном порядке
нарушение прав и свобод данного гражданина.
Подобное ограничение противоречит ст.
46 Конституции РФ, гарантирующей право
на судебную защиту, которое предполагает
правовую оценку заявленных гражданином
требований независимо от того, когда
были нарушены его права. Соответствующие
изменения также следует внести в гражданское
процессуальное законодательство.
Новый ГПК также крайне ограничил
возможность отмены незаконного решения
суда. Согласно п. 2 ст. 376 ГПК РФ судебные
постановления теперь могут быть обжалованы
в суд надзорной инстанции лишь в течение
6 месяцев со дня их вступления в законную
силу. Причем прокуратура может требовать
устранения нарушений прав и свобод граждан
только по тем категориям дел, в рассмотрении
которых участвовал прокурор. Таким образом,
судебное решение, в котором отказано
в восстановлении нарушенного права или
законного интереса гражданина, по истечении
6 месяцев не может быть отменено.
Думается, что восстановление нарушенного права способствовало бы введение представителей гражданского общества в состав суда по гражданским делам. Успешная деятельность прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина не может быть обеспечена без соответствующего судебного состава, способного проявить независимость при рассмотрении дел с участием властных структур, поэтому в состав суда по таким делам помимо профессионального судьи следует ввести гражданских судей, рекомендованных общественными организациями. Подобное формирование состава суда соответствует ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, гарантирующей гражданам России участие в отправлении правосудия, в том числе и по гражданским делам.
Литература:
Тараненко В. В.
Участие прокурора в
Шакарян М. С. Субъекты
гражданско-процессуального
Аргунов В.
Н. Участие прокурора в
Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Т. 1 ., 1889. С. 23.
Степина Л. Проект ГПК РФ и роль прокурора в гражданском судопроизводстве // Законность. - 2001. - № 7
Похмелкин В. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел - юридический атавизм // Российская юстиция. - 2001. - № 5. - С. 6.
Абрамов Д., Беркович Е. Предъявление прокурором заявлений в интересах неопределенного круга лиц // Российская юстиция. - 200 Неизвестная фемида. Документы,События Люди. 2003. А.Звягинцев., Ю.Орлов 1. - № 9
Муравьев Н.В. Прокурoрский надзор в eгo устройстве и деятельности. 1889. С. 359
В.И. Ленин. Письмо к Курскому. Полное собрание сочинений. том 44 стр 411-412
Объективной истины
не существует. Обзор деятельности
арбитражных судов в СМИ (10.04.2001
г.) – Наталья Меликова Для Ведомостей
10 апреля 2001 г., Ведомости. http://www.garweb.ru/project/
Жилин Г.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. - 2003. -
Гражданский процесс. Учебник / Под ред. В. А. Мусина, Н. А. Чечиной, Д. М. Чечота. - М.: Проспект, 2001. - С. 85.
Определение СК Верховного Суда РСФСР от 15 апреля 1985 г. // Бюллетень Верховного Суда РСФСР. - 1985. - № 10.
Нормативные акты
ГПК РФ
ГПК РСФСР
Декрете о суде № 1 от 24 ноября 1917 года . Консультант плюс. Приложение 3
Приказ Генерального прокурора РФ № 51 от 02 декабря 2003 г. «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ»
Подп. 9 п. 1. ст. 333.36 НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ часть 2
Определение СК Верховного Суда РСФСР от 15 апреля 1985 г. // Бюллетень Верховного Суда РСФСР. - 1985. - № 10.
Постановление ЦИК и СНК СССР «Об учреждении Прокуратуры СССР» от 20 июля 1933 г. (Советская прокуратура. Сб. документов. М., 1981. с. 103).
Информационное письмо « О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации» от 27.01.2003 № 8-15-2003.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26 июня 1996 года. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1997. - № 5.Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 14 июля 1999 года. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2000. - № 8.
Определение СК
Верховного Суда РСФСР от 15 апреля 1985
г. // Бюллетень Верховного Суда РСФСР.
- 1985. - № 10.
Интернет ресурсы
Доклад уполномоченного
по правам человека 1999 год http://www.ombudsman.gov.ru/
http://mosproc.ru/istorija/
Библиотека хроноса.
В.Ключевский Курс русской истории.
Лекция LXVII http://www.hrono.ru/libris/
История
возникновения и развития российской
прокуратуры http://www.referats.net/pages/
Судебные уставы
с изложением рассуждений, на коих они
основаны. СПб.: Издание государственной
канцелярии, 1864. http://civil.consultant.ru/
Приложение 1.
«1722 января 17.именной, данный сенату. - О обязанностях сенатских членов, о заседании президентов воинских коллегий, иностранной и Бер-коллегий в сенате, о бытие при сенате генерал и обер-прокурорам, рекетмейстеру, а в каждой коллегии по прокурору;…..
Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе