Шпаргалка по "Гражданско-процессуальному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:41, шпаргалка

Краткое описание

Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Конституция РФ о праве граждан на судебную защиту.
Граждане и организации наделены в России различными субъективными правами, что является значительным социальным достижением. Определяя вид, меру и пределы возможного поведения людей, права граждан обеспечивают удовлетворение их потребностей, регламентируют поведение и стиль жизни.

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ гр.проц.docx

— 313.31 Кб (Скачать)

 Гр-н вправе обратиться в  суд с заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предвар-м СЗ и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Заявление рассм-тся судом в течение 10 дней с участием гр-на, рук-ля или представителя органа гос. власти, (…), решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности  соответствующего органа гос. власти, (…) устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гр-на или препятствие к осуществлению гр-ном его прав и свобод. Рассмотрение заявления. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона рук. органа гос. власти, (…), решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должн.  лицу, гос. или мун. служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.Суд отказывает в удовлетв заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа гос. власти, органа местного сам-я, должн. лица, гос. или мун. служащего и права либо свободы гр-на не были нарушены

77.Производство  по делам о защите избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации.

ГПК РФ значительно расширил возможность  судебной защиты избирательных прав. Ранее законодательно предусматривалась  только возможность обжалования  неправильностей в списках избирателей, т.е. в судебном порядке можно  было защитить только активное избирательное  право - право избирать.

В настоящее время судебной защите подлежит как активное избирательное  право, так и пассивное - право  быть избранным. Реализация данных прав регулируется не только гл. 26 ГПК РФ, но и другими Федеральными законами: от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Данная законодательная база предполагает широкий спектр защиты избирательных  прав, в связи с чем можно выделить две группы субъектов, имеющих право на обращение за судебной защитой избирательных прав.

Во-первых, данное право принадлежит  избирателям, участникам референдума, кандидатам и их доверенным лицам, избирательным  объединениям и их доверенным лицам, политическим партиям и их региональным отделениям, иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, наблюдателям, прокурору, если указанные субъекты считают, что  решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Во-вторых, субъектом обращения  могут быть Центральная избирательная  комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные  комиссии, соответствующие комиссии референдума, которые вправе обратиться с заявлением в суд в связи  с нарушением избирательного законодательства, законодательства о референдуме  органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным  объединением, избирательным блоком, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, избирательной комиссией, комиссией референдума. Данные обращения осуществляются в соответствии с правилами подсудности, установленными ст. 24, 26, 27 ГПК РФ.

В-третьих, в соответствии со ст. 31 Федерального закона "Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации" с заявлением в суд о расформировании Центральной  избирательной комиссии РФ вправе обратиться группа численностью не менее 1/3 от общего числа членов Совета Федерации или  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

С заявлением в суд о расформировании  избирательной комиссии субъекта РФ вправе обратиться группа численностью не менее 1/3 от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания РФ, либо группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной  власти данного субъекта РФ, либо группа депутатов любой из избираемых палат  указанного органа численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов этой палаты, а также Центральная избирательная комиссия РФ.

С заявлением в суд о расформировании  окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной  власти этого субъекта РФ либо группа депутатов любой из избираемых палат  указанного органа численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов этой палаты, а также Центральная избирательная комиссия РФ, избирательная комиссия субъекта РФ. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии по выборам в представительный орган муниципального образования, территориальной, участковой комиссии вправе обратиться группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов этой палаты, либо группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов этого органа, либо Центральная избирательная комиссия РФ, либо избирательная комиссия субъекта РФ, а с заявлением о расформировании избирательной комиссии поселения также соответствующая избирательная комиссия муниципального района.

Таким образом, избирательные комиссии различных уровней могут занимать различное процессуальное положение. Либо на основании ч. 1 ст. 259 ГПК РФ они привлекаются в качестве ответчиков, либо в соответствии с ч. 2 ст. 259 ГПК РФ они могут сами обращаться в суд с заявлением.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" в  суде может быть поставлен вопрос о расформировании Центральной  избирательной комиссии РФ, а также  Центральная избирательная комиссия РФ может обращаться с заявлением о расформировании избирательных  комиссий различных уровней.

Установленные законом сроки на обращение в суд в зависимости  от заявленных требований способствуют более быстрому решению вопросов, связанных с избирательными правоотношениями. Так, по общему правилу заявление  может быть подано в течение 3 месяцев  со дня, когда заявителю стало  известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о  выборах и референдумах, о нарушениях его избирательных прав или права  на участие в референдуме.

Законодательством также установлены  специальные сроки на обращение  в суд по делам данной категории. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 260 ГПК РФ заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

В соответствии с ч. 3 ст. 260.1 ГПК РФ при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме в период избирательной кампании, кампании референдума до дня опубликования результатов выборов, референдума судом не могут быть наложены следующие обеспечительные меры:

1) наложение ареста на избирательные  бюллетени, бюллетени для голосования  на референдуме, списки избирателей,  участников референдума, иные  избирательные документы, документы  референдума или их изъятие;

2) запрещение избирательным комиссиям,  комиссиям референдума осуществлять  установленные законом действия  по подготовке и проведению  выборов, референдума.

В силу прямого указания закона решение  суда первой инстанции об отмене регистрации  кандидата (списка кандидатов) не может  быть обращено к немедленному исполнению (ч. 4 ст. 260.1 ГПК РФ), поэтому правила, предусмотренные ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, не применяются. Решение суда, вступившее в законную силу, направляется руководителю соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, председателю избирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу, где судом устанавливаются сроки на исполнение решения. Решение исполняется по правилам, установленным ст. 206 ГПК РФ. В случае его неисполнения в установленный срок без уважительных причин применяются меры, предусмотренные федеральным законодательством.

Закон устанавливает сокращенные  сроки подачи кассационной жалобы на решения по делам данной категории. Кассационная жалоба на решение суда, частная жалоба на определение суда по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вынесенные в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, могут быть поданы в течение 5 дней со дня принятия судом указанных решения, определения (ч. 3 ст. 261 ГПК РФ).

78.Понятие и  сущность особого производства. Отличие особого производства от искового и от производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Общие правила разрешения дел особого производства.

Защита нарушенных прав в основном осуществляется в исковом производстве. Однако нередко возникает необходимость в защите субъективных прав и охраняемых законом интересов при отсутствии спора. Целью особого производства является устранение возможных неопределенностей, которые невозможно установить во внесудебном порядке. В порядке особого производства заинтересованное лицо имеет право установить юр. факт, который в дальнейшем будет служить основанием для осуществления субъективных прав.

Особое производство следует понимать как урегулированный нормами ГПК порядок создания условий для заинтерес-ого лица в целях осущ-ия им своих личных прав и охраняемых законом интересов посредством подтверждения наличия или отсутствия тех или иных обстоятельств.  Дела, рассматриваемые судом в порядке особого производства: об установлении фактов, имеющих юр. значение; об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гр-на безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниц-ой собственности на бесхоз. недвижимую вещь; о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;  и пр.

Особое производство имеет  свои нюансы. Например, в особом производстве отсутствуют стороны, третьи лица. Лицо, обратившееся в суд для установления того или иного факта, именуется заявителем, которое является лицом, участвующим в деле, и осуществляет свои процес-е права и исполняет проц-е обязанности. В качестве заявителя могут выступать как физ-е, так и юр-е лица.

     Физ-е лицо д.б. обязательно дееспособно. Если имеются какие-либо ограничения в дееспособности, то в качестве заявителя выступают законные представители, попечители, опекуны. В случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

79.Установление  юридических фактов. Подсудность  этих дел. Содержание заявления.  Лица, участвующие в этих делах. Условия установления юридических фактов. Решение суда.

Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций: если факты порождают юрид. последствия; если установление факта не влечет последующее разрешение спора о праве; если законом не предусмотрен иной (несудебный) порядок установления фактов

Суд рассматривает дела об установлении: родственных отношений; факта нахождения на иждивении; регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти; признания отцовства; факта принадлежности правоустанавливающих документов лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе; факта несчастного случая; факта принятия наследства и места открытия наследства; других имеющих юр. значение фактов.

      Суд устанавливает  факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения  заявителем в ином порядке  надлежащих документов, удостоверяющих  эти факты, или при невозможности  восстановления утраченных документов.

Заявление об установлении факта, имеющего юр. значение, подается в суд  по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества. В заявлении об установлении факта, имеющего юр. значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов. Решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юр. значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации.

80.Признание гражданина  безвестно отсутствующим и объявление  гражданина умершим.

Признание гражданина безвестно отсутствующим  и объявление гражданина умершим  в соответствии с действующим  законодательством осуществляется в судебном порядке. Основанием для  признания гражданина безвестно  отсутствующим является отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение  одного года (ст. 42 ГК), основанием для  объявления гражданина умершим –  отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение пяти лет.

Если же гражданин пропал без  вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание  предполагать его гибель от определенного  несчастного случая, он может быть объявлен умершим в течение шести  месяцев.

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданско-процессуальному праву"